Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.
В Агрызе здание локомотивного депо станет объектом культурного наследия регионального уровня. В настоящее время документ проходит антикоррупционную проверку.
Это сооружение возвели в период с 1914 по 1919 год в связи со строительством железных дорог Агрыз — Ижевск — Воткинск и Казань — Екатеринбург, чтобы обеспечить связь с оружейными заводами на Урале.
С 1 января 2002 года данное здание находится под государственной охраной.
Черемшанскую крепость в Татарстане включат в реестр объектов культурного наследия. Статусом госохраны памятник планирует наделить Комитет РТ по охране объектов культуры наследия.
Фортификационные сооружения были построены в период с 1732 по 1736 год. Они находятся в северо-восточной части села Черемшан.
Земляная крепость имеет форму четырехугольника примерно 100 на 100 метров с пятиугольными бастионами по бокам. Считается памятником военно-оборонительного зодчества, уточнили в пресс-службе комитета.
Исторически крепость входила в Ново-Закамскую оборонительную линию. По данным на 1735 год, в ней размещались три роты Шешминского конного ландмилицского полка численностью 306 человек и одна рота Алексеевского пешего ландмилицского полка — 156 человек.
Крепость строилась для отражения атак набегов башкирских и ногайских отрядов. Во время пугачевского бунта сооружение служило базой для правительственных войск.
На минувшей неделе в Доме Пашкова в Москве прошел Всероссийский стратегический форум под названием «Культурная перезагрузка: итоги и перспективы модернизации библиотечной сети». Минкульт Татарстана отметили грамотой Министерства культуры РФ за наибольшее количество модельных муниципальных библиотек, открытых в сельской местности.
Форум посвящен итогам федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура». Об этом сообщает пресс-служба Минкульта республики.
Мероприятие включало в себя презентацию результатов реализации национального проекта, а также панельную дискуссию с участием представителей Министерства культуры России. Участники обсудили как уже достигнутые успехи, так и будущие перспективы развития библиотечного сектора в стране.
Ранее «РТ» писала, что две команды из РТ вошли в число победителей VI сезона фестиваля «Театральное Приволжье».
15 и 16 марта в Казани пройдет показ тура-бенефиса «Самый добрый клоун» в честь юбилея выдающегося народного артиста России Юрия Куклачева. Семьи участников СВО смогут увидеть представление на безвозмездной основе. Об этом говорится на официальном сайте «Театра кошек Куклачева».
Специальные приглашения на представление, в котором выступят 200 кошек, а также династия Куклачевых и звезды Московского цирка, получат многодетные семьи, семьи участников специальной военной операции, дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья. Гости увидят выступлениями иллюзионистов, акробатов, воздушных гимнастов, эквилибристов, а также известных артистов эстрады и телевидения.
Мероприятие проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В Казани премьерой оперы «Кармен» открылся 43-й Шаляпинский фестиваль. В первый вечер, вопреки ожиданиям публики, в образе главной героини предстала не статная жгучая брюнетка, а миниатюрная шатенка.
ДЕВУШКИ С ХАРАКТЕРОМ
А Кармен – Екатерина Сергеева.
Во время живописных по своей сочности массовых сцен (а они превалируют в премьерном спектакле) Карменсита Екатерины Сергеевой внешне почти не выделялась из пестрой толпы колоритных персонажей – табачниц, торговок, контрабандистов и прочих простолюдинов. Но это не касается безупречного вокального рисунка роли – Кармен остается одной из коронных партий Сергеевой, штатной солистки Мариинского театра и с недавних пор – казанской оперы. Возведенные же в абсолют «простолюдинные» манеры и непостоянство главной героини можно трактовать в том смысле, что на месте Кармен могла бы оказаться… ну если не любая цыганка, владеющая гипнозом, то, по меньшей мере, такая же девушка с характером. Взять хотя бы Микаэлу, невесту Хозе, которую этот деревенский увалень в сержантском мундире бросил, поддавшись чарам обольстительницы. Гульнора Гатина (жгучая брюнетка, между прочим) в роли хрупкой и отважной Микаэлы ничуть не уступала своей сценической сопернице ни в актерском темпераменте, ни в чистоте вокала. Даже Хозе (Ахмед Агади), кажется, до последнего был в смятении: уж не дать ли задний ход?.. Но ему повезло чуть меньше, чем самовлюбленному Эскамильо (Владимир Целебровский, «Санкт-Петербург Опера»). Гипноз уже подействовал, но фортуна и на этот раз улыбнулась удачливому тореро, счастливо пережившему кровавую развязку.
«КАРМЕН» – ЭТО УЖЕ ЧАСТЬ МЕНЯ»
Напомним, что над спектаклем, который открыл нынешний Шаляпинский фестиваль, работала итальянская постановочная группа во главе с режиссером Марко Гандини. «Я не раз ставил «Кармен» в различных версиях, в том числе в качестве ассистента режиссера Франко Дзеффирелли. Первый раз – в 1995 году в Арена ди Верона (античный римский амфитеатр в итальянской Вероне, построенный около 30 года нашей эры. – прим. ред.). Перед этим мы месяц провели в Андалусии, где общались с цыганами, бывали у них в домах. Вместе пели, танцевали, ну и выпивали, конечно», – поделился воспоминаниями итальянский режиссер.
По его словам, он также курировал оперные сцены в фильме Дзеффирелли «Каллас навсегда» (2002) с Фанни Ардан в роли великой Марии Каллас, играющей Кармен.
«Во время репетиций в Казани я вдруг осознал, что моя последняя встреча с «Кармен» состоялась в 2009 году – это была постановка с участием Пласидо Доминго. С тех пор я больше не ставил эту оперу и, возможно, даже не слушал. Но я с удивлением ощутил, как глубоко вошли в мое сердце ее музыка, текст, экспрессия. «Кармен» стала почти частью меня», – признался Марко Гандини и тепло отозвался о казанском театре, его солистах, хоре и оркестре («Лучше я и представить себе не мог»).
СПЕКТАКЛЬ ПЕРВОЙ ЛИНИИ
«Спектакль, я вам скажу, очень коварный, потому что, прежде всего, это французская музыка. И исполнять ее надо так, чтобы по своему воздействию это напоминало сжатую пружину, и публике передавалось бы нарастающее напряжение в этом любовном треугольнике», – поделился своими ожиданиями перед премьерой директор театра им. М.Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.
Также он отметил, что за время его директорства это уже третья постановка оперы «Кармен» в Казани. Потому что спектакль в среднем живет 5-10 лет, а потом, естественно, начинает устаревать. Меняются время, эстетика, технические возможности сцены. «Поэтому ты все время думаешь о спектаклях первой линии, которые составляют основу репертуара. А «Кармен», безусловно, из этого числа. Важно, чтобы, с одной стороны, театр был последовательным в выборе определенной эстетики и названий, а с другой – чтобы это не было, знаете ли, каким-то нафталином», – высказал свою позицию директор театра.
По словам Рауфаля Мухаметзянова, он полностью удовлетворен работой итальянской постановочной группы, перед которой изначала была поставлена задача создать классический оперный спектакль в реалистической манере. «Это люди с колоссальным опытом, работавшие непосредственно с Франко Дзеффирелли. Понимаете, какой уровень, да? И Марко Гандини, и художники Итало Грасси, Анна Биаджотти – все они настолько глубоко проникнуты этим материалом, что мелочей для них не существует. А в этом спектакле очень много слагаемых. С одной стороны, это сценография, костюмы, пластика, сама Кармен, наконец. С другой – оркестр, хор, общая эстетика музыкального театра. И когда вот это все в комплексе совпадает… Мне кажется, сами постановщики были приятно удивлены, что уровень театра действительно высокий», –предположил Рауфаль Мухаметзянов.
РЕЖИССЕР БЫЛ В ЗАЛЕ И АПЛОДИРОВАЛ
– На мой взгляд, все держится, конечно же, на музыке. Без гения Бизе из этой, прямо скажем, не очень серьезной темы вряд ли могло бы что-то вырасти, – поделилась в антракте с корреспондентом «РТ» первыми впечатлениями о спектакле композитор Резеда Ахиярова. Напомним, что на ее музыке сегодня держится практически весь национальный репертуар Татарского театра оперы и балета («Золотая Орда», «Сююмбике», «Иакинф» и др.).
– Я видела много разных постановок «Кармен», в том числе в нашем театре, и всегда обращала внимание на ансамбли, – продолжает Резеда Ахиярова. – И в этом спектакле они великолепны. Оркестр замечательно ладит с вокалистами, просто потрясающая работа нашего хора. Вообще, мелодика удивительная. И в целом постановка очень яркая, зрелищная. Может, и есть какие-то мелкие недочеты, но это к любому спектаклю можно придраться, особенно в день премьеры. Кстати, рядом со мной сидит режиссер Марко Гандини, и спектакль ему явно нравится. Как и зрители, он получает удовольствие и от души аплодирует.
ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
По традиции, в день открытия Шаляпинского фестиваля в зеркальном фойе театра открылась посвященная ему выставка, на которой в день премьеры можно было увидеть мемориальные вещи Фёдора Шаляпина – например, рубашку и галстук великого артиста. Эти реликвии хранятся в Национальном музее Татарстана и всего на один день покинули его стены.
Следующим эксклюзивным событием 43-го Шаляпинского фестиваля станет 8 февраля концертное исполнение оперы Дж.Пуччини «Манон Леско», которая ранее никогда не звучала в Казани. А 4 февраля впервые после долгого перерыва в рамках оперного фестиваля будет исполнен «Реквием» Д.Верди для солистов, хора и оркестра.
Напомним, что всего в афише фестиваля, который продлится до 2 марта, – одиннадцать спектаклей и два гала-концерта с участием артистов и дирижеров из России, Италии, Белоруссии, Азербайджана, Израиля и Узбекистана. Помимо этого, 1 февраля в Национальной библиотеке РТ стартовала образовательная программа Шаляпинского фестиваля, посвященная оперному искусству.
Часовня-прозекторская Казанского федерального университета на улице Кремлевской будет включена в единый госреестр памятников истории и культуры народов России. Положительное заключение историко-культурной экспертизы опубликовано на сайте Комитета РТ по охране объектов культурного наследия.
Объект был построен в 1840-е годы по проекту архитектора М.П.Коринфского. Часовня-прозекторская находилась на территории клиники медицинского факультета Казанского университета, открытой в сентябре 1840 года. В середине XIX века здесь вскрывались трупы, так как анатомического театра не хватало, чтобы покрыть нужды медиков. В 1890-х годах помещение использовалось для складирования тел.
Двухэтажное здание, сложное в плане конфигурации, с круглым эркером-ротондой и подвалом, является примером классицистической архитектуры. Согласно архивным снимкам, внешне она практически не изменилась. Однако претерпела изменения планировочная структура здания: пристроено крыльцо, оконный проем преобразован в дверной.
В 2020 году на объекте проведена реставрация. В настоящее время бывшую часовню занимает научно-образовательный центр «Теология» КФУ.
Как отметил эксперт, объект обладает ценностью, так как связан с формированием и развитием медицинского факультета одного из старейших вузов России и является немногочисленным примером сооружений клиники, обладает высокой степенью сохранности и подлинности. Также здание перспективно с точки зрения туристической привлекательности.
Двухсотлетие со дня рождения выдающегося татарского ученого и просветителя Каюма Насыри – одна из главных памятных дат наступившего года. Указ о праздновании юбилея подписал Раис Татарстана Рустам Минниханов. Но подготовка к торжествам идет полным ходом по всей стране.
ОТ ЛИНГВИСТИКИ ДО БОТАНИКИ
Напомним, в начале года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 2 рубля «Ученый-просветитель Каюм Насыри, к 200-летию со дня рождения» в серии «Выдающиеся личности России». А старт памятным мероприятиям в Татарстане был дан в музее-заповеднике «Остров-град Свияжск», где на этой неделе открылась выставка «На перекрестке культур. Наследие Каюма Насыри», подготовленная совместно с Научной библиотекой им. Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета.
На выставке представлены прижизненные издания трудов Каюма Насыри, чье творческое наследие поражает широтой его кругозора и научных интересов – от лингвистики и богословия до ботаники и народной медицины. Среди экспонатов – знаменитые печатные календари, которые Насыри издавал на протяжении 24 лет, чтобы восполнить пробел из-за отсутствия татарской периодики, учебники по арифметике и геометрии, пособия по ботанике, словари, а также первая книга об истории России на татарском языке. Кроме этого, экспозиция включает современные переиздания и сборники работ Каюма Насыри, что лишний раз свидетельствует о неугасающем интересе к его личности и наследию.
ОТРЕСТАВРИРУЮТ ДОМ
Всю свою жизнь ученый трудился, чтобы создать научную базу для татарского языка, и сегодня в Казани при Институте филологии и межкультурной коммуникации КФУ действует татарский виртуальный Институт Каюма Насыри, включающий 14 образовательно-культурных центров в регионах России и за рубежом. На базе ИФМК КФУ с 10 по 20 февраля также пройдет ряд мероприятий, приуроченных к празднованию знаменательной даты. Центральными же событиями декады станут Международная научно-практическая конференция «Каюм Насыри – ученый, педагог, просветитель» и IX Международный научно-методический семинар «Совершенствование методики обучения языкам: площадка обмена прогрессивной практикой».
Кроме того, в этом году в Казани отреставрируют музей Каюма Насыри в Старо-Татарской слободе, а в селе Большие Ачасыры Зеленодольского района – дом, где родился и вырос татарский просветитель. В планах также три масштабных выставочных проекта, посвященных жизни и деятельности Каюма Насыри, включая выставку «Мудрость через века» в общественных пространствах Казани.
ПРЕМЬЕРА НА «КУЛЬТУРЕ»
Кадр из фильма «Соединяющий миры».
Непосредственно в юбилейную дату – 14 февраля – состоится еще одно знаковое событие. В этот день на телеканале «Россия. Культура» в прайм-тайм (19:45) пройдет премьера документально-художественного фильма «Соединяющий миры», в котором Каюм Насыри предстает разносторонним ученым, подвижником, истинным сыном своего народа.
В фильме использованы видовые съемки Казани и пригородов, а также игровые постановочные сцены с участием народного артиста РТ Фаниса Зиганшина и актера Даниля Зинатуллина. О личности и творческом наследии Каюма Насыри на экране размышляют доктор исторических наук Ильдус Загидуллин, кандидат филологических наук Азат Ахунов, имам-хатыб мечети «Гаиля» Рустам хазрат Хайруллин и другие эксперты.
«Всю свою жизнь он добывал знания и учил людей. При этом сам себе шил одежду и обувь, готовил еду и лекарства, создавал учебные пособия, с которыми потом сам работал. Без интернета, грантов, субсидий и госпрограмм. Каждую копейку в своей нелегкой жизни он заработал своим трудом, а в завещании распорядился суммой, на которую можно было купить в Казани несколько приличных домов», – говорится в официальном релизе фильма «Соединяющий миры». А режиссер картины Андрей Лысяков, резюмируя свои впечатления от погружения в миры просветителя, в социальной сети «ВКонтакте» написал так: «Если бы Каюм Насыри был бабочкой и на него наступил бы какой-нибудь неосторожный путешественник во Времени, то сейчас у нас была бы совершенно другая страна. Если бы она вообще была…»
В Большом концертном зале имени С.Сайдашева в Казани в рамках проекта «Сказки Андерсена» состоялась премьера музыкально-драматической фантазии «Реванш Снежной королевы».
В роли Снежной королевы Елена Захарова.
Авторами проекта, благодаря которому юные зрители не только встречаются с любимыми сказочными персонажами, но и знакомятся с классической музыкой, стали режиссер, актер Пётр Татарицкий и органистка Евгения Кривицкая. Вместе с Государственным симфоническим оркестром Татарстана (ГАСО РТ) они представили концерт-спектакль о Снежной королеве, в котором прозвучала музыка Бетховена, Рахманинова, Прокофьева, Грига и других великих композиторов. Постановку дополнила красочная песочная анимация от художницы Аллы Филипповой.
В программе вечера также приняли участие актриса театра и кино, харизматичная Елена Захарова (Снежная королева), оперная певица Венера Гимадиева (вокальное альтер эго Герды), юный пианист Лев Бакиров и другие.
Стипендиат фонда «Новые имена» юный музыкант Лев Бакиров.
«Зал слушал затаив дыхание, а в конце зрители устроили стоячую овацию. Причем в зале было много взрослых, пришедших без детей», – отметила профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая. По ее словам, каждый из участников стал слагаемым этого успеха. Пётр Татарицкий, он же Сказочник, создал прекрасный сценарий и собрал под него удачный музыкальный ряд. За пультом ГАСО РТ был дирижер Российского Национального оркестра Фёдор Безносиков. «Мне всегда приятно принимать приглашения Александра Сладковского, – сказал он. – Музыканты оркестра в крайней степени профессиональны: за столь малое время мы с успехом подготовились к этому чудесному концерту. Одно удовольствие и большая радость сотрудничать с прекрасными музыкантами».
Венера Гимадиева родилась в Казани, окончила здесь музыкальное училище, а затем Санкт-Петербургскую консерваторию. Сегодня певица выступает на сцене ведущих театров мира, включая Королевскую оперу в Лондоне, Парижскую национальную оперу, Немецкую оперу в Берлине. «Возвращаться в Казань всегда приятно, душевно и тепло. Это не первая моя работа с ГАСО РТ, и я всегда восхищаюсь их звучанием и невероятной отдачей. Этот проект дал мне возможность вновь поработать с замечательными музыкантами, профессионалами своего дела, и подарил невероятные эмоции», – поделилась впечатлениями Венера Гимадиева.
Участок крепостной стены Казанского Кремля, расположенный между Пятигранной и Безымянной башнями XVII века, отреставрируют. Соответствующий документ опубликован на сайте комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия.
В XIX веке, когда Кремль утратил свое оборонительное значение, данный участок стены претерпел множество изменений. В настоящее время он используется как торговое помещение и находится в аварийном состоянии.
В ходе ремонтно-реставрационных работ планируется установить новые ворота, а также укрепить кирпичную кладку.
Пятьдесят лет назад, 13 декабря 1974 года, советский океанолог Станислав Курилов прыгнул за борт круизного лайнера и провел в Тихом океане один почти трое суток. История его побега легла в основу спектакля Айдара Заббарова, премьера которого состоялась на минувшей неделе в Казани, в «Особняке Демидова» – театральной резиденции фонда «Живой город».
ПРЫЖОК СВОБОДЫ
Это избитое выражение обычно ассоциируется с побегом на Запад Рудольфа Нуриева, хотя в его случае никакого прыжка, собственно, не было. В парижском аэропорту «Ле Бурже» танцовщик просто подошел к местным полицейским и сообщил о своем намерении не возвращаться на родину. Другое дело – ленинградский океанограф Станислав Курилов.
Его детство прошло в Семипалатинске. После армии он закончил в Ленинграде гидрометеорологический институт и работал инструктором по подводному плаванию. Потом его пригласили в команду легендарного Жака Кусто, но Курилова не выпустили из страны. Однако в 1974 году он смог отправиться в круиз на корабле «Советский Союз», который, проследовав из Владивостока до линии экватора, должен был вернуться назад без захода в иностранные порты. Такой вот туризм по-советски. Курилов спрыгнул за борт с высоты пятиэтажного дома и преодолел вплавь почти сотню километров. На третий день гигантская волна выбросила его на берег, где и нашли беглеца филиппинские рыбаки. Говорят, что после долгого пребывания в воде его тело, облепленное фосфоресцирующим планктоном, светилось. Может, это и легенда, но режиссер спектакля «История одного побега» Айдар Заббаров зацепился за эту деталь, и буквально с порога зрителей сопровождает мистическое свечение подводных галактик.
К слову, известно как минимум пять случаев удачного побега из СССР вплавь, поэтому персонаж, от лица которого ведет рассказ камаловский актер Искандер Хайруллин, отчасти собирательный, но за основу инсценировки взяты реальные события, описанные в автобиографической книге Славы Курилова «Один в океане». Кстати, предисловие к ней написал другой невозвращенец и наш земляк Василий Аксёнов: «Прыжок в бескрайний океан с кормы огромного советского парохода, трехдневный заплыв в воде, кишащей просоветскими акулами, в сторону неведомых Филиппин; кто еще мог такое сотворить, если не русский интеллектуал, спортсмен и йог Слава Курилов? Русской интеллигенции не след забывать своих героев: их не так много…»
ИГРА В РУЛЕТКУ
Океанолог Станислав Курилов.
Но, как говорили древние греки, все течет, все меняется, и попытки «героизировать» бывших советских невозвращенцев, по всей видимости, скоро выйдут из моды. Это как с декабристами. Еще на нашей памяти их называли совестью русского дворянства и мучениками, а теперь все чаще маменькиными сынками и мажорами, от безделья и скуки покатившими колесо истории не туда. Вот и прыжок Славы Курилова в спектакле Заббарова на манифест тоже не тянет. Скорее, это просто захватывающее приключение, ну и отчасти – игра в рулетку. Да и трудно ожидать другого от человека, осознавшего, «что бежать можно только из одной тюрьмы в другую».
Надо отдать должное Искандеру Хайруллину – актер находится в прекрасной форме, и на протяжении полутора часов практически один, что называется, держит зал. Подыгрывает ему актриса Лилия Нурель. По ходу спектакля она «синхронно» переводит на язык эксцентрики, в сценки-комиксы рассказ главного героя о близких людях или, наоборот, случайных персонажах в его жизни. Будь то сверхтревожная и постоянно беременная мать будущего беглеца, его крестный отец в водолазном деле Анатолий Майер в облике хрестоматийного «морского волка» (не хватает только черной повязки на одном глазу) или запертые в трюмах пассажиры круизного корабля, обреченные на пьянство и разврат.
Все это, конечно, мило, смешно, но самое большое удовольствие – наблюдать за превращением «солнечного» семипалатинского мальчишки со следами легкой умственной отсталости и странной для выросшего в степи мечтой о морях и океанах («Я был счастливым идиотом»), в грузного замкнутого мужчину средних лет с потухшими глазами и манерами классического люмпена… Последующая трансформация персонажа Хайруллина в «простого советского йога» с тренированным дыханием (оно-то и спасло ему жизнь) и философским отношением к человеческому несовершенству – это тоже производная основного посыла спектакля, который лучше всего сформулировал сам Слава Курилов: «Жизнь – это когда смерть стоит за плечами… Конечная цель – выдержать, и совсем несущественно – выжить или умереть. Я выдержал. Успех был бы и в случае смерти».
Станислав Курилов погиб 29 января 1998 года во время водолазных работ на Тивериадском озере (Израиль). При очередном погружении они с напарником освобождали от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне. Курилов запутался в сети, выработал весь воздух и не смог подняться на поверхность.
ЗА ПУБЛИКУ НЕ ОБИДНО
Впервые оказавшись в «Особняке Демидова» после того как отсюда «съехала» иммерсивная «Анна Каренина», по сути, заново открываешь для себя это пространство. Оно уже не отпугивает, как прежде, почти кричащей нетеатральностью. Сегодня здесь все заточено на современный поисковый театр, а в афише «Особняка Демидова» – уже с десяток названий: от «Музея» Евгения Водолазкина до «Десяти негритят» Агаты Кристи. Можно сказать, это почти идеальное место для проектного театра, который становится настоящей отдушиной и для, так называемой, серьезной публики, и для артистов казанских репертуарных театров.
Возможно, надо пояснить, что в отличие от театров с постоянной труппой, где все солидно и предсказуемо, проектный театр фокусируется на создании уникальных, часто экспериментальных постановок. И для каждого проекта формируется отдельная команда. По такому же принципу в Казани уже несколько лет работает театральная площадка MON, основанная тем же фондом «Живой город». И недавно здесь тоже была премьера.
Сцена из спектакля “Картотека”.
Режиссер Надя Кубайлат, известность которой принес спектакль «Капитал» по Марксу, представила свою версию абсурдистской пьесы классика польского авангарда Тадеуша Ружевича «Картотека». По сюжету к герою постоянно приходят люди из прошлого, в том числе военного (пьеса написана в 1960 году), приходят живые и мертвые. У самого же героя нет ни имени, ни лица, да и сюжета, по большому счету, тоже нет. Есть только обрывки воспоминаний и попытки человека в прямом и переносном смысле пересобрать себя в разрушенном войной мире.
Это путешествие из центра экзистенциального хаоса к самопознанию и обретению себя заново отчасти перекликается с «Историей одного побега». Хотя я не сравниваю спектакли Айдара Заббарова и Нади Кубайлат. Они очень разные по эстетике, мироощущению, восприятию зрителями. И, кстати, за последних можно не беспокоиться. Пока в Казани существуют такие площадки, как MON и «Особняк Демидова», настоящая театральная публика, которая приходит в театр «за смыслами», а не только ради приятного времяпровождения, не переведется.
На сцене театра имени Мусы Джалиля полным ходом идут репетиции оперы «Кармен», премьерой которой 31 января в Казани откроется Шаляпинский фестиваль.
УЧЕНИК ВЕЛИКОГО ДЗЕФФИРЕЛЛИ
Новую постановку осуществляет итальянский режиссер Марко Гандини. В премьерных спектаклях (31 января и 1 февраля) партию Кармен исполнят одно из лучших меццо-сопрано страны Анастасия Лепешинская (Москва) и солистка казанской оперы Екатерина Сергеева. В составе знаменитого любовного треугольника также выступят итальянский тенор с египетскими корнями Рагаа Эльдин (Хозе), солист Большого театра России Александр Краснов (Эскамильо) и другие.
В эти дни кипит работа и в театральных цехах. Вместе с Марко Гандини в Казани находятся именитые представители его творческой команды – художник-сценограф Итало Грасси и художник по костюмам Анна Биоджотти. Репетиции проходят уже в готовых декорациях, для артистов пошито более 400 костюмов. Танцевальные фрагменты в спектакле ставит питерский хореограф Надежда Калинина. Напомним, что она же поставила танцевальный «польский» акт в спектакле «Жизнь за царя», открывавшем предыдущий Шаляпинский фестиваль.
«Мне несказанно повезло с замечательными артистами, состав исполнителей на самом деле исключительный, – поделился впечатлениями о работе с казанской труппой Марко Гандини. – Обе исполнительницы Кармен прекрасны, оба Хозе – изумительны, Эскамильо – лучше некуда… Хореограф из Санкт-Петербурга очень близка мне по внутреннему огню и энергии. Хор здесь тоже просто невероятный – его артисты очень музыкальны и точны в исполнении. Чувствуется великая традиция русского хорового искусства».
Марко Гандини, режиссер-постановщик (Италия).
Судя по отзывам, Марко Гандини – классический оперный режиссер и каждый раз очень уважительно относится к замыслу композитора. Несколько лет он был главным ассистентом Франко Дзеффирелли и многому научился у знаменитого режиссера. Больше того, Марко Гандини – один из немногих, кому маэстро доверял жизнь своих оперных постановок (о чем сам Дзеффирелли пишет в своей «Автобиографии»).
Напомним, что фильм Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» (1968 г.) с волшебной музыкой Нино Рота в свое время получил два «Оскара» и до сих пор считается лучшей экранизацией бессмертной трагедии Шекспира. Также итальянский мастер открыл широкой публике жанр кинооперы, экранизировав в том числе одну из своих постановок оперы «Кармен».
«БЕЗНРАВСТВЕННАЯ» ОПЕРА
История молодой цыганки с дерзким и своевольным характером, не позволяющим ей поступиться внутренней и внешней свободой, входит в число самых ярких любовных коллизий мирового искусства. И сегодня кажется невероятным, что первое публичное исполнение оперы Жоржа Бизе «Кармен» по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме завершилось полным провалом. Несмотря на удивительно праздничную музыку, финал оперы был неизбежно трагичен. Это и стало причиной неудовольствия чопорной парижской публики, пришедшей на премьеру в «Оперу-Комик». Свободное проявление чувств героев претило ханжеской буржуазной морали. Критики тоже не оценили новаторский подход Бизе и, в конечном счете, оперу объявили «безнравственной».
Если сказать, что громкий провал «Кармен» тяжело подействовал на композитора, – значит, ни о чем не сказать. Это в прямом смысле его убило. Спустя ровно три месяца после злополучной премьеры, 3 июня 1875 года, Жорж Бизе скончался. Ему было всего 36 лет.
Пётр Ильич Чайковский одним из первых по достоинству оценил музыку Бизе и назвал его оперу шедевром. «Я убежден, что лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире», – написал русский композитор и, что называется, как в воду глядел.
ПРИМАНКА ДЛЯ ЗВЕЗД
Сцена из казанского спектакля «Кармен» в постановке Георгия Ковтуна.
Первая постановка «Кармен» в Казани предположительно состоялась в 1885 году, о чем говорится в книге известного музыковеда Георгия Кантора «Казань – Музыка – XX век: исследовательские очерки» (2007 г.). Там же можно найти сведения и о последующих казанских постановках творения Жоржа Бизе. Несмотря на то, что «Кармен» не относится к числу опер шаляпинского репертуара, она неизменно входит в программу фестиваля, носящего имя великого русского баса. К слову, это не раз выручало театр, когда речь шла о том, чтобы заполучить на Шаляпинский фестиваль кого-то из звезд оперной сцены. Так, например, в 1984 году партию Кармен пела Тамара Синявская, а в роли Хозе в том же фестивальном спектакле выступил Хайдар Бигичев (1949–1998) – выдающийся татарский тенор, чей незаурядный певческий талант, к сожалению, не успел раскрыться в полную силу.
Тамара Синявская и Хайдар Бигичев («Кармен», 1984 г.). Архивное фото.
Предыдущую постановку «Кармен» на казанской сцене осуществил в 2011 году петербуржец Георгий Ковтун, по роду своей основной творческой деятельности – балетмейстер. Вот и в этом спектакле был «обтанцован» практически каждый эпизод. Кроме того, в первоначальной версии публика присутствовала как бы на съемках фильма: по залу сновали люди с кинокамерами, а на сцене шел кастинг актрис на роль Кармен… Но позже режиссер отказался от «кинопролога» и вернулся к классическому либретто.
Какой будет «Кармен» Марко Гандини и проявится ли на казанской сцене дух Франко Дзеффирелли, узнаем в день открытия 43-го Шаляпинского фестиваля. Ждать осталось недолго.
Татарстан выделит 43 миллиона рублей на восстановление заводской школы, построенной в 1874 году в селе Новый Кокшан. Проект получил поддержку от Раиса Татарстана Рустама Минниханова. Руководитель республики подчеркнул значимость сохранения культурного наследия региона. Об этом в своем телеграм-канале сообщил глава Менделеевского района Радмир Беляев.
Здание является неотъемлемой частью истории Менделеевска и хранит воспоминания об индустриальном прошлом. В Новом Кокшане семья Ушковых основала первый завод. Здесь сохранился уникальный образец деревянного зодчества – ремесленное училище для детей рабочих.
В советский период в здании находилась школа, а в настоящее время оно служит сельским клубом и культурным центром поселка. Архитектурный памятник XIX века выделяется мезонином с резным орнаментом, треугольными оконными завершениями и двухъярусным «шатром» с высоким шпилем. Пол выкладывали ушковской керамической плиткой, произведенной на Кокшанском заводе.
Подготовка документации для реставрации идет уже давно. Также проект получил поддержку от помощника Раиса республики Олеси Балтусовой. В марте 2023 года она посетила объект, после чего началась активная работа над проектом.