Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • Шедеврам пора на покой: «Эрмитаж-Казань» готовится к первой масштабной замене экспонатов

    Шедеврам пора на покой: «Эрмитаж-Казань» готовится к первой масштабной замене экспонатов

    Центр «Эрмитаж-Казань» готовится к первой масштабной замене экспонатов, представленных на выставке «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков».

    Ротация – это необходимая процедура для сохранения хрупких произведений, особенно чувствительных к свету. В первую очередь это касается графики. Длительное экспонирование может привести к выцветанию и повреждению бумаги, поэтому графические шедевры, представленные в трех залах эрмитажной выставки, полностью сменятся.

    Однако до 2 марта у казанцев и гостей города еще есть возможность увидеть, например, рисунок Эдгара Дега «Танцовщица, поправляющая туфли», цветные литографии Альфонса Мухи из серии «Времена года» («Весна» и «Лето»), известные работы Феликса Валлоттона, Анри Тулуз-Лотрека, Поль-Сезара Эллё и других мастеров. Большинство из этих произведений представляют собой редкие образцы доступного искусства и коммерческой графики, отражающей бурную жизнь Парижа.

    С 3 марта выставка будет закрыта на ротацию и откроется обновленной уже 6 марта. Среди ее экспонатов свое место займут работы Анри-Габриэля Ибеля «Цирк», Жюля Паскина «Компания за столом», пять декоративных панно Эжена Грассе, акварель Александра Бенуа «Париж. Улица Сен-Сюльпинс» и другая графика, которая редко экспонируется за пределами Государственного Эрмитажа.

    Выставка «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков» будет работать в Казани до сентября. За это время планируется еще одна масштабная ротация экспонатов, которая состоится предположительно в июле.

    Напомним, что «Прекрасной эпохой» (Belle Époque) называли короткий, но яркий период европейской истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом. Это самые счастливые и беззаботные годы для Европы, отмеченные миром, процветанием и благополучием. Также это был особый период для изобразительного искусства. Прекрасную эпоху называли «раем для гедонистов», а одним из ее главных символов стал Париж, который наводнили талантливые художники. В составе выставки из собрания Государственного Эрмитажа около 200 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, которые передают образ удивительного времени, навсегда изменившего саму суть художественного творчества.

  • Детская театральная студия «Апуш» представила в Казани обновленный мюзикл «Абугалисина»

    Детская театральная студия «Апуш» представила в Казани обновленный мюзикл «Абугалисина»

    Детская театральная студия «Апуш» представила в Казани обновленный мюзикл «Абугалисина» по мотивам повести-сказки татарского просветителя Каюма Насыри. В мюзикле «Абугалисина» есть всё, что нужно настоящему детскому спектаклю: приключения, отважные герои и загадки, а также много музыки, песен и танцев.

    мюзикл «Абугалисина

    Напомним, что студия «Апуш», созданная под патронажем мэра Казани, работает в трех культурных центрах города – «Сайдаш», «Чулпан» и КДК им. Ленина. Около ста юных казанцев бесплатно занимаются здесь актерским мастерством, сценическим движением и вокалом. Мюзикл «Абугалисина» стала дебютным спектаклем для детей, занимающихся на базе культурного центра «Чулпан». Премьера состоялась два года назад, а в преддверии 200-летия со дня рождения Каюма Насыри музыкальный спектакль был представлен новым составом студии. В постановке заняты все 39 воспитанников, в том числе ребята, которые начали заниматься совсем недавно.

    Подготовка к мюзиклу началась в декабре, а юных актеров готовили опытные наставники. Среди них заслуженные артисты Татарстана Алмаз Сабирзянов, Гузель Шакирова и другие. Музыку для спектакля сочинил композитор Зульфат Валиуллин, а стихи к песням — поэтесса Гелюса Батталова. Режиссером выступила руководитель студии «Апуш» Алия Файзрахманова.

    Абугалисина − реальная личность, известная также как Авиценна. К образу средневекового врача и философа Насыри обращается для того, чтобы в доступной и увлекательной форме поведать о могуществе знаний, чистой любви и стремлении к добру. По сюжету повести-сказки два брата – Абугалисина и Абульхарис – в течение года находятся в пещере, где много читают и набираются ума-разума. Но полученными знаниями каждый распоряжается по-своему. Один из братьев одержим идеей помогать людям, а второй заботится исключительно о собственном благе.

    мюзикл Абугалисина

    В отличие от литературного оригинала, Абугалисина в спектакле играет не юноша, а девушка. Ушли авторы постановки и от прямолинейной назидательности, в остальном же колорит и просветительский посыл восточной сказки не претерпели изменений. «Это история о силе мудрого слова, о любви и тяге к знаниям», – отмечают создатели спектакля. Ближайший показ мюзикла «Абугалисина» состоится 24 февраля в культурном центре «Чулпан» (Казань, проспект Победы, 48а).

    О жизни ученого-просветителя читайте в материале «РТ» «Неизвестный Каюм Насыри: татарский Да Винчи без глянца и идеологических подчисток».

  • Новый охранный статус присвоен объектам Богородицкого монастыря в Казани

    Девять объектов из ансамбля Богородицкого женского монастыря в Казани получили региональный охранный статус. Ранее их относили к объектам местного значения, сообщили в Комитете РТ по охране объектов культурного наследия.

    Решение касается следующих зданий и конструкций:
    — ансамбль «Богородицкий женский монастырь» (конец XVII — XIX вв.);
    — руины Собора Казанской иконы Божией Матери с Пещерным храмом (конец XVI — начало XIX вв., 1910 — 1913 гг.);
    — церковь Николы Тульского (1806 — 1816 гг.);
    — церковь Крестовоздвиженская (1865 — 1877 гг.);
    — настоятельский корпус (1810 — 1832 гг.);
    — монастырская гостиница (1838 г.);
    — корпус для монахинь (1814 г., 1842 г.);
    — церковно-приходская школа (1895 г.);
    — ограда с башнями и проездными воротами (1830г.).

    Также комитет планирует провести реставрационные работы в здании настоятельского корпуса, корпуса для монахинь, церкви Николы Тульского и здании церковно-приходской школы. Специалисты вернут объектам их исторический облик.

    Напомним, что реставрация Казанского богородицкого монастыря стала главной темой встречи Раиса Татарстана Рустама Минниханова и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Участники обсуждения отметили высокий уровень межрелигиозного согласия в России, в частности, добрые православно-мусульманские взаимоотношения в Татарстане.

    Ранее «РТ» сообщала, что здание часовни на территории Казанского федерального университета включат в реестр объектов культурного наследия.

  • На телеканале «Культура» покажут документальный фильм о Каюме Насыри

    В честь 200-летия татарского просветителя Каюма Насыри 14 февраля на телеканале «Культура» пройдет показ документального фильма «Соединяющий миры». Лента расскажет о жизненном пути ученого. Об этом пишет «Татар-информ».

    Каюм Насыри проявлял интерес ко всему вокруг, восхищался и стремился делиться своими открытиями с миром. Он жил с пониманием ценности своей жизни, продвигаясь не от великих амбиций к значимым достижениям, а от одного простого дела к другому.

    Создатели фильма считают, что именно так ученый достиг выдающихся высот и показал, что наука и религия взаимодополняют друг друга. Он на своем примере продемонстрировал возможность сотрудничества православных и мусульман, работающих на общую цель.

    По мнению режиссера Андрея Лысякова, Каюм Насыри – это сила, объединяющая миры. Он верил, что только через культурный диалог татарский народ сможет добиться успеха во всех сферах.

    Некоторые события его жизни в фильме изображены с участием актеров Даниля Зинатуллина и Фаниса Зиганшина. Используются живые инструменты и старинная стилизованная графика.

    Премьера состоится 14 февраля 2025 года в 19:45 на федеральном телеканале «Культура».

    Напомним, что в 2025 году в Татарстане по указу Раиса РТ Рустама Минниханова отметят 200-летие со дня рождения просветителя. Его перу принадлежат свыше 40 научных работ, относящихся к различным направлениям.

    Более подробно о татарском ученом-просветителе «РТ» писала в материале: «Неизвестный Каюм Насыри: татарский Да Винчи без глянца и идеологических подчисток».

  • Умер актер Олег Стриженов

    Не стало народного артиста СССР Олега Стриженова. Знаменитый актер скончался в больнице, сообщает ТАСС со ссылкой на его жену Лионеллу Стриженову.

    «Это правда», — подтвердила собеседница издания.

    Актеру было 95 лет. Причина смерти в сообщении не указана.

    Олег Стриженов известен зрителю как исполнитель ролей в фильмах «Овод», «Сорок первый», «Звезда пленительного счастья», «Хождение за три моря» и множества других. В 1988 году он был удостоен звания народного артиста Советского Союза. Является лауреатом ряда театральных премий.

  • В Зеленодольске за 500 млн рублей отремонтируют Центр культуры им. Горького

    В Зеленодольске за 500 млн рублей проведут капитальный ремонт Центра культуры, искусства и народного творчества им. Горького. Тендер опубликован на портале госзакупок.

    Помимо обновления здания, планируется приобрести оборудование, инвентарь и благоустроить территорию.

    Заказчиком выступает Главстрой Татарстана, работы должны быть выполнены до 1 декабря 2025 года.

    Ранее «РТ» писала, что в 2025 году в музее имени Боратынского в Казани проведут ремонт по государственной программе «Развитие культуры».

  • Неизвестный Каюм Насыри: татарский Да Винчи без глянца и идеологических подчисток

    Неизвестный Каюм Насыри: татарский Да Винчи без глянца и идеологических подчисток

    Не все знают, что  татарская арифметика берет начало из учебника Каюма Насыри «Хисаплык», собранная им мифология переосмысливается современными художниками и этнодизайнерами, а кулинарные рецепты – рестораторами. При этом многие детали биографии и творческого наследия татарского ученого-просветителя остаются известными только узкому кругу специалистов.

    Неизвестный Каюм Насыри: татарский да Винчи без глянца и идеологических подчисток

    ДОМ С РОДОСЛОВНОЙ

    Каюм Насыри родился 14 (2) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии в семье известного богослова и мастера каллиграфии Габденасыра Хусаинова. Известно, что родоначальником этой старинной и очень уважаемой фамилии был некий Бираш баба, обосновавшийся на правобережье Волги еще во времена Казанского ханства. Все предки Каюма Насыри «до седьмого колена» были людьми учеными. Его отец знал несколько языков, в том числе русский и английский, и часто выступал доверенным лицом своих односельчан в присутственных местах. Дед его был имамом в Верхних Ширданах и, говорят, как минимум сто раз от руки переписал Коран. Словом, дальнейшая стезя Габделкаюма бине Габденнасыйра эш-Шырдани эр-Рэззакый эль-Болгари (полное настоящее имя Каюма Насыри) была предопределена. Начальное образование он получил в школе отца, а затем его привезли в Казань и определили в медресе «Касимия».

    Но задержимся немного на малой родине Каюма Насыри. Дом, в котором он родился, не сохранился, однако позже на его месте племянник просветителя построил новую усадьбу. Главный ее дом уже после войны, в 1947-м,  купил Габдельгани Минзарипов – житель села Большие Ачасыры, что в семи километрах от родной деревни Насыри, переименованной к тому времени в Малые Ширданы. При продаже нового дома хозяина предупредили, что многие вещи в нем сделаны руками Каюма Насыри – например, диван, зеркало, деревянная кровать, шкаф для посуды. Все это Габдельгани бережно сохранил, а сам дом разобрал по бревнышку, перевез в Большие Ачасыры и собрал заново. Позже он завещал открыть здесь музей Каюма Насыри, однако после смерти хозяина дом почти десять лет пустовал и постепенно разрушался. Только в 1997 году его отреставрировали  и открыли в Больших Ачасырах архитектурно-этнографический комплекс имени татарского просветителя. В Малых же Ширданах до сих пор сохранились колодец, вырытый собственноручно Насыри, а также построенная на его деньги мечеть.

    ТАТАРСКИЙ ДА ВИНЧИ

    Портрет Каюма Насыри
    З.Гимаев. Портрет Каюма Насыри.

    Потомственным богословом Каюм Насыри не стал. Вместо этого он поступил вольнослушателем в Казанский университет, а после окончания курса целиком посвятил себя науке и идее народного просвещения. За более чем сорокалетнюю творческую деятельность Насыри издал свыше шестидесяти оригинальных и переводных книг и учебников, в том числе по естествознанию, ботанике и народной медицине, анатомии и гигиене, физике и технологии обработки металлов, а также по математике, истории, этнографии, педагогике и другим наукам. Но в первую очередь Каюм Насыри был лингвистом, взявшим на себя колоссальный труд по разработке грамматических и стилистических основ современного татарского языка. Кроме этого, он был не чужд литературному творчеству – его перу принадлежат две повести и несколько сборников рассказов, стихов и сказок.

    Первую татарскую энциклопедию, по сути, создал тоже он. После того как Насыри не разрешили издавать газету на татарском языке, он стал выпускать печатные календари журнального типа («Таквим»), в которых содержались биографические сведения о многих известных личностях, материалы по истории, культуре, географии, астрономии. Календари напоминали о мусульманских и христианских праздниках, а также в них можно было почерпнуть много полезной в быту информации – например, как в домашних условиях сварить мыло.

    Кстати, сам Насыри прекрасно владел многими ремеслами: переплетал книги, делал зеркала, столярничал, хорошо разбирался в народной медицине и подробно описал свойства 192 лекарственных растений. И это притом, что на правом глазу у него было бельмо, а левым он не видел от рождения, так что работал ученый, буквально уткнувшись носом в бумагу. Как известно, до нас не дошло ни одной фотографии Каюма Насыри. Свою внешность он считал уродливой  и обходил стороной входившие в моду фотоателье.

    ШКОЛА НА МОКРОЙ УЛИЦЕ

    Один из самых драматичных периодов жизни Насыри связан с первой русско-татарской школой, которую он организовал в Казани и шесть лет (1871–1876) фактически тянул на себе. Это была непростая и неблагодарная работа в условиях двойного давления – со стороны чиновников и консервативной части татарского общества, окрестившей новое учебное заведение «церковно-приходским», а основателя школы – «Русским Каюмом» (Урыс Каюм) и «предателем» (сатлык). Тем не менее, Каюм Насыри упорно считал, что, живя в России, татары должны знать ее историю, культуру и русский язык. Власти пообещали ему финансовую поддержку, но фактически не сдержали слово. С большим трудом удалось снять комнату для учебных занятий на Мокрой улице по соседству с кабаком. За учебные принадлежности ученому приходилось платить из своего кармана и даже, как рассказывают, приплачивать самим ученикам, чтобы они не разбежались. При этом на него сыпались постоянные угрозы и проверки. А после очередного конфликта с инспектором татарских училищ Радловым, который считал Насыри излишне самостоятельным в выборе педагогических методов, школу все же пришлось закрыть.

    ОДИНОКАЯ ЗВЕЗДА

    У Каюма Насыри не было семьи. Хотя, по некоторым данным, он был женат, причем дважды, но прямых наследников не оставил. Одни исследователи считают, что всему виной неуживчивый характер ученого, другие полагают, что одиночество было для него сознательным выбором.

    В последний год жизни Насыри вернулся в родную деревню и занимался строительством мечети. На закате дней его разбил паралич, и тогда он разработал для себя специальный комплекс физических упражнений, а также лечился электротоком и на некоторое время встал на ноги.

     

    Неизвестный Каюм Насыри: татарский да Винчи без глянца и идеологических подчисток

    Скончался  Каюм Насыри 20 августа 1902 года и был похоронен шакирдами медресе «Мухаммадия» на кладбище Ново-Татарской слободы в Казани. Слава и признание пришли к нему уже в советское время. К юбилейным датам издавались его труды, проводились научные конференции, одна из центральных улиц Казани, Захарьевская, в 1930 году была переименована в улицу Каюма Насыри.


    Атеистом никогда не был…

    Признаться, часть вышеупомянутых фактов из личной биографии Каюма Насыри почерпнута из блестящего эссе двадцатилетней давности. Его автор – кандидат филологических наук Азат Ахунов, ныне ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук РТ. В свое время именно он открыл широкой аудитории «неизвестного» Каюма Насыри – без ханжеского глянца и поздних идеологических  подчисток.

    – Азат Марсович, спустя 20 лет изменилось ли что-то в вашем восприятии этой личности?

    – В отношении самого Каюма Насыри ничего не изменилось. Это был очень важный человек для своей эпохи. Хотя и своеобразный. Но сразу хочу дополнить, что мне открылось в нем именно в последнее время, в частности, после знакомства с двумя завещаниями Насыри. И вот что интересно. До сих пор его представляли как этакого бунтаря, атеиста, который боролся против мракобесия, религии и далее в том же духе. Таким был запрос советской системы. А в этих завещаниях Каюм Насыри предстает человеком глубоко верующим и очень религиозным. Там он прямо говорит, что после его смерти оставшиеся деньги должны быть направлены на религиозные нужды: на поддержку медресе, обучение шакирдов и т.д. Причем, это довольно приличные суммы. Насыри не был нищим. В том числе часть денег он завещал на совершение хаджа за него. В исламе есть такая возможность, – поясняет Азат Ахунов. – Если при жизни мусульманин не смог совершить хадж (паломничество в Мекку. – Прим. ред.), то он оставляет деньги, чтобы нашли человека, который сделает это за него. И то же самое касается пропущенных мусульманских постов. Если в силу каких-то причин, болезни или возраста человек не мог держать пост, то ислам разрешает компенсировать это денежными средствами, чтобы накормить бедных. Составляя завещание, Каюм Насыри понимал, что жизнь заканчивается и придется отвечать за свои грехи перед Аллахом. То есть он знал основные постулаты ислама и атеистом никогда не был.

    Вместе с этим, по словам Азата Ахунова, традиционное татарское общество, которое окружало Насыри, совершенно его не устраивало. А традиционному обществу, в свою очередь, не нравились его стиль жизни, манера одеваться и прочие «выходки».

    – Надо понимать общий контекст эпохи, – продолжает эксперт. – Это было очень бурное время. На стыке веков в России происходили важные события, которые значительно изменили общество. Отмена крепостного права, развитие экономики и промышленности привели к определенной либерализации. Эти перемены оказывали влияние на жизнь людей, постепенно отдаляя их от традиционного общества. Власть с этим боролась, конечно, но ветер свободы витал, в том числе и в татарской мусульманской среде. В Казани он в основном дул из Турции и через газету «Тарджеман» («Переводчик»), издаваемую Исмаилом Гаспринским (крымскотатарский общественный деятель, просветитель, один из основоположников джадидизма. – Прим.ред.). Эта газета поднимала множество вопросов, волновавших общество: реформы образования, необходимость светских наук и ухода от устаревших догм.

    Татарские интеллектуалы, получая информацию через «Тарджеман» и турецкую прессу, впитывали новые идеи. Например, Галиасгар Камал создавал свои первые произведения, вдохновляясь турецкими пьесами, которые, в свою очередь, подражали французским образцам. То есть вот так шло это влияние. С другой  стороны, у тех, кто знал русский язык, путь был короче. Они напрямую получали информацию из газет, журналов, книг и проникались различными идеями по реформированию общества. Другое дело, что татары, особенно в Казани, жили довольно обособленно. Лишь немногие, такие как Каюм Насыри, выучили русский язык. А он также писал на нем и преподавал.

    – Кроме завещания Каюма Насыри, какими еще достоверными источниками сегодня располагают исследователи его жизни и творчества?

    – Недавно мы издали  воспоминания Гали Рахимова (татарский литературовед начала XX века. – Прим. ред.). На сегодняшний день это наиболее полное исследование о Насыри. Там приводятся интересные факты, в том числе некоторые бытовые детали. В целом же складывается портрет увлеченного и  немножко странноватого профессора, у которого в голове была масса идей и проектов. И все это в нем бурлило.

    Взять те же календари, которые он издавал на протяжении двадцати с лишним лет. Каюм Насыри не только их составлял, но и сам делал иллюстрации, рисовал карты для них, вкладывая в это свои деньги, сам занимался распространением и продажей, а на вырученные средства издавал новый календарь. Ну и жил на эти же деньги. Выражаясь современным языком, это был успешный книжный бизнес. То есть, с одной стороны,  это был человек как бы не от мира сего, а с другой – у него не было никакой поддержки, никаких спонсоров. И он вынужден был зарабатывать себе на хлеб собственным трудом. Хотя бывали времена, когда он оказывался в очень сложном материальном положении. Особенно когда болел и не мог работать. Но в целом, судя по тому завещанию, о котором я вам сказал, он не бедствовал.

    – Личность Каюма Насыри нуждается в переосмыслении, – убежден Азат Ахунов. – Уже без оглядки на источники советского периода, когда все искусственно подгонялось под определенные идеологические стандарты. Безусловно, Каюм Насыри выделялся в своей среде, но, тем не менее, он был такой не один. Взять, к примеру, другого просветителя –Шигабутдина Марджани, с которым они жили в одно время, но, говорят, практически не общались и якобы даже конфликтовали. Не знаю, так ли это, но допускаю, что два таких выдающихся человека просто не умещались в одном пространстве. По любому, такие факты требуют осмысления.

    Во-вторых, существует еще достаточно много документов, не введенных в научный оборот. Это в первую очередь касается переписки Каюма Насыри с родственниками. Часть этого архива хранится у нас, в ИЯЛИ, часть – в Казанском университете и в других местах. Особый интерес представляет его переписка со старшим братом. Мы знаем, что тот занимался коммерцией в Москве и пытался открывать торговые дома по всей России. И семья в целом, надо сказать, была вполне успешной. Это были люди  self-made, то есть сделавшие сами себя, и вовсе не были забитыми и обездоленными, как это иногда представляют. При этом характер у Каюма Насыри был очень сложный. Он неохотно сближался с людьми, всегда говорил, что думал. Это тоже не всем нравилось. Но нельзя сказать, что его как-то преследовали, не давали ему жить. Думаю, многим в то время вообще было безразлично, чем он занимается, у людей своих проблем хватало. Надо было выживать, обеспечивать семьи. И, на мой взгляд, важно показать вот этот реальный контекст жизни татарского общества.

    Еще один важный момент, по мнению Азата Ахунова, касается издания творческого наследия Каюма Насыри. Потому что долгое время его тексты искажались в угоду той же идеологии или по цензурным соображениям. В основном, это касалось вопросов религии и ислама.

    – Я сам лично сравнивал с оригиналом и то, что было издано в советский период, – это не авторское изложение, а часто совершенно другой текст, – рассказал эксперт. – Поэтому мы не можем сегодня сказать, что труды Каюма Насыри введены в научный оборот. Требуется полное академическое издание с восстановлением всех когда-то допущенных купюр и сокращений. Это требование нашего времени и то, что мы обязаны сделать ради памяти Каюма Насыри.

    О том, как идет подготовка к празднованию двухсотлетия со дня рождения выдающегося татарского ученого и просветителя, читайте в материале «РТ» «Всю жизнь добывал знания и учил людей: в Татарстане проходят мероприятия к 200-летию Насыри». Напомним, Раис Татарстана Рустам Минниханов поручил организовать в республике мероприятия к 200-летию Каюма Насыри, а Центробанк выпустил памятную монету к юбилею ученого.

  • Ни микроба, ни пылинки: письменное наследие Татарстана помоют и пропылесосят

    Ни микроба, ни пылинки: письменное наследие Татарстана помоют и пропылесосят

    Стихи Габдуллы Тукая, написанные его рукой, более 8 тысяч старинных рукописей на арабском, персидском и татарском языках, старопечатные книги и другие ценные экземпляры хранятся в Центре письменного наследия Академии наук РТ в Казанском Кремле. Чтобы сохранить исторические письмена для потомков, за ними нужно бережно ухаживать – чистить от пыли, обрабатывать от микробов, восстанавливать истлевшие страницы. Для этого в Центре скоро откроется уникальная лаборатория, оснащенная по последнему слову техники.

    Ни микроба, ни пылинки: письменное наследие Татарстана помоют и пропылесосят

    РУКОПИСИ ТУКАЯ И ДЖАЛИЛЯ – ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ

    Как рассказал корреспонденту «РТ» ведущий научный сотрудник Центра письменного наследия Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ (Центр делит здание с выставочным залом «Манеж») Азат Ахунов, всего в их архиве хранятся более 50 тыс. различных экспонатов. В том числе рукописи поэтов Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, богослова-просветителя Шигабутдина Марджани, других татарских литераторов и ученых.

    – Какие-то книги и рукописи нам принесли, но большую часть мы сами привозим из экспедиций по республике. В основном это религиозные книги, в советское время многие их сжигали, опасаясь репрессий, но некоторые все же сохранились до наших дней. Как правило, это рукописные книги, печатать литературу на арабском языке у нас начали только в XIX веке, до этого все было в рукописном виде, – поясняет Ахунов.

    Старинные книги и рукописи хранятся в комнатах, где поддерживаются определенные температура и влажность, в специальных бескислотных папках. Дело в том, что обычные бумага или картон – это кислая среда. Чем дольше они лежат на полках, тем больше выделяют кислоту, которая портит их и соседние предметы. Поэтому если хранить документы или фотографии в обычных бумажных папках, они будут постепенно разрушаться. Другое дело – бескислотные папки, изготовленные из той же древесной целлюлозы, но очищенной от кислот.

    – У нас в хранилище книги и рукописи не разрушаются. Но до того, как попасть к нам, они чаще всего хранились в ненадлежащих условиях, поэтому требуют обеспыливания, промывки, обработки от бактерий, реставрации. Для этого требуются специальное оборудование, дистиллированная вода, специальная японская рисовая бумага, – объяснил научный сотрудник.

    По словам Азата Ахунова, рисовая бумага, которую реставраторы используют для восстановления поврежденных листов, в 2014 году была включена в Список нематериального наследия ЮНЕСКО.

    В общем, уход за бумажными носителями – дело кропотливое. Полтора года назад по распоряжению Раиса РТ Рустама Минниханова Центр письменного наследия начали оснащать новым оборудованием, и сейчас здесь готовится к открытию новая реставрационная лаборатория. Здесь есть стол с различными режимами подсветки, резак, сушильный стол, пресс, куда листы, собранные в книгу, отправляют после сушки, камера для обеспыливания, где книгу очищают с помощью пылесоса, азота и дистиллированной воды, которая, в отличие от обычной, не разрушает книги, а действует как абсорбент, удаляя все ненужное.

    О ЧЕМ ПИСАЛИ?

    Сохраняя с помощью современных технологий письменное наследие, специалисты Центра мечтают о том, чтобы не просто сберечь его для потомков, а распознать рукописи и перевести их на современный язык подобно тому, как это делает компьютерная программа «Digital Петр», созданная Российским историческим обществом и Сбербанком. С помощью искусственного интеллекта она разбирает сложный почерк Петра Первого, оставившего потомкам более 140 рукописей.

    – У нас уже есть рабочая лицензированная программа, которая способна на 60-70% транслитерировать арабографичные тексты. Например, если взять журналы, которые печатались на арабской графике, то эта программа способна преобразовать тексты в электронную арабицу – это первый этап. Второй этап – перевод на современную татарскую кириллицу, а после этого тексты можно и на русский, и на другие языки легко перевести. Но программа требует доработки, а для этого нужна финансовая поддержка, – заметил Ахунов.

    Также Центр письменности ищет возможность получить грант для создания программы, которая будет распознавать рукописные арабографичные тексты.

    – Перевести рукописи гораздо сложнее, тем более что татарский язык был тогда ненормированный, не было единых стандартов написания, плюс особенности почерка писарей. Специалисты из Иннополиса сказали, что возможно создать программу, которая будет распознавать рукописные тексты. Но для этого также требуется финансирование.

    Ни микроба, ни пылинки: письменное наследие Татарстана помоют и пропылесосят

    НАДГРОБНЫЕ КАМНИ МНОГО ЗНАЮТ

    Как выяснилось, специалисты Центра письменного наследия озабочены не только сохранением старинных рукописей, но и намогильных камней, которые, по мнению Азата Ахунова, тоже являются носителями ценной письменной информации, но открытые всем ветрам и дождям, скоро могут исчезнуть с лица земли.

    – Как-то на кладбище в Пестречинском районе мы нашли памятник 1600 года, где было написано, что такой-то человек с отрядом казаков поехал в Чебоксары и там был убит. На другом кладбище обнаружили камень, где было сказано, что человек поехал в Казань и попал там под трамвай. Я считаю, намогильные камни у нас сильно недооценивают. По ним можно многое узнать, например, какой была средняя продолжительность жизни людей в определенный период, – рассуждает ученый.

    По словам Ахунова, многие старые сельские кладбища находятся сейчас в заброшенном состоянии, стоят заросшие, так что пробираться к могилам приходится, как в джунглях.

    – Есть суеверие, что на кладбище нельзя ничего трогать, в том числе рубить деревья и использовать их на дрова. И деревья растут, падают, разрушают камни. Еще раньше считалось, что между деревней и кладбищем должна быть речка или родник – водная преграда, чтобы духи мертвых не могли вернуться обратно в деревню. И сейчас территории многих кладбищ заболочены, – отмечает ученый.

    Специалисты, давно изучающие некрополи, отмечают, что особенно сильно намогильные плиты стали разрушаться в последние 50 лет из-за резких климатических перепадов и состава осадков – кислотные дожди точат даже камень.

    – Самое главное, чтобы эти исторические камни не подвергались воздействию воды, для этого хорошо бы установить над ними навесы, – считает Азат Ахунов.

     

  • Полпредство Татарстана и Казанский институт культуры запланировали совместные проекты

    Полпредство Татарстана и Казанский институт культуры запланировали совместные проекты

    Вице-премьер Республики Татарстан – полномочный представитель РТ в Российской Федерации Равиль Ахметшин встретился с ректором Казанского государственного института культуры Розой Ахмадиевой, на которой обсуждалась реализация совместных запланированных культурных инициатив. Об этом сообщает пресс-служба полпредства.

    Полпредство Татарстана и Казанский институт культуры запланировали совместные проекты

    Казанский государственный институт культуры был основан в 1969 году. Вуз готовит специалистов в области хореографии, музыки, преподавания, библиотечного дела, музеологии, дизайна, режиссуры и живописи.

    По словам Ахмадиевой полпредство активно реализует различные социально-культурные проекты в Москве, включая концерты в поддержку военнослужащих. «Будем рады, если наши выпускники или студенты также примут в них участие», – отметила ректор.

    Полпредство Татарстана и Казанский институт культуры запланировали совместные проекты

    Ахметшин в свою очередь рассказал о деятельности Клуба деятелей культуры, созданного при полномочном представительстве. Он пригласил студентов и выпускников вуза принять участие в одной из ближайших встреч клуба.

    Ранее «РТ» писала, что Ахметшин вручил благодарности РТ за организацию «Игр будущего».

  • В Татарстане стартовала реставрация дома, где родился Каюм Насыри

    В Татарстане стартовала реставрация дома, где родился Каюм Насыри

    В селе Большие Ачасыры Зеленодольского района началась реставрация дома, где родился и провел детские годы выдающийся татарский ученый и просветитель Каюм Насыри. Об этом сообщили в Комитете РТ по охране объектов культурного наследия.

    В Татарстане стартовала реставрация дома, где родился Каюм Насыри

    Объект ожидают реставрация фасадов, декора и замена аварийных участков обшивки стан.

    Как рассказал председатель комитета Иван Гущин, работы стартовали с укрепления крыши и замены кровли. Уже ведутся ремонт деревянных полов и реставрация старинной печи.

    Средства на обновление объекта культурного наследия выделены из бюджета Татарстана. Одноэтажный дом относится к провинциальной архитектуре XIX-XX веков.

    Напомним, что в 2025 году в Татарстане по указу Раиса РТ Рустама Минниханова отметят 200-летие со дня рождения просветителя. Его перу принадлежат свыше 40 научных работ, относящихся к различным направлениям.

    Помимо дома в Больших Ачасырах, в Казани проведут реставрацию музея Каюма Насыри. Подробнее о том, как в республике отмечается 200-летие со дня рождения известного ученого, читайте в материале «Всю жизнь добывал знания и учил людей: в Татарстане проходят мероприятия к 200-летию Насыри».

  • Казанцы могут поучаствовать в акции «Дарите книги с любовью»

    Казанцы могут поучаствовать в акции «Дарите книги с любовью» и тем самым помочь в обновлении фондов библиотек столицы Татарстана.

    Акция «Дарите книги с любовью» стартует по всей стране 10 февраля и продлится по 16 февраля включительно. Библиотеки примут в дар как произведения современных авторов, так и классику. Одно обязательное условие — книги должны быть изданы не ранее 2020 года. Об этом сообщает пресс-служба мэрии Казани.

    Ранее «РТ» писала, что татарстанцев ждет похолодание до минус 15 градусов в ближайшие сутки.

  • Здание локомотивного депо включат в реестр объектов культурного наследия РТ

    В Агрызе здание локомотивного депо станет объектом культурного наследия регионального уровня. В настоящее время документ проходит антикоррупционную проверку.

    Это сооружение возвели в период с 1914 по 1919 год в связи со строительством железных дорог Агрыз — Ижевск — Воткинск и Казань — Екатеринбург, чтобы обеспечить связь с оружейными заводами на Урале.

    С 1 января 2002 года данное здание находится под государственной охраной.

    Ранее «РТ» писала, что Черемшанскую крепость в РТ включат в реестр объектов культурного наследия.

    Напомним, в 2025 году в республике восстановят 12 объектов культурного наследия.