Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • Летний марафон с татарским колоритом

    Летний марафон с татарским колоритом

    В этом году марафон Сабантуев для Госансамбля стартовал 8 июня в Тетюшском районе. В тот же день артисты вылетели в столицу Узбекистана, где по случаю народного праздника в «Central Park» им. Мирзо Улугбека собралось свыше 53 тысяч жителей Ташкента и гостей города. «Мы выезжали малым составом. На Сабантуе в Ташкенте исполнили татарские народные песни, которые дополнили национальные танцы «Тезмэ» и «Юлык» – сочные жанровые картинки, полные душевности и народного юмора. Татарская диаспора, как всегда, очень тепло принимала наши выступления», –  рассказал худрук ансамбля Айрат Хаметов.

    На днях коллектив вернулся из Пермского края, где в поселке Барда участвовал во Всероссийском сельском Сабантуе. На этой площадке артисты Госансамбля песни и танца РТ были задействованы в театрализованном  прологе, в котором на языке музыки и пластики рассказывалось о деревенских  корнях праздника, его национальных особенностях и традициях.

    На этой неделе, 29 июня, татарстанский коллектив выступит на Сабантуе в деревне Энколово Ленинградской области. Здесь установят три сцены, одна из которых будет стилизована под татарскую деревню, а концертные номера из золотого фонда Госансамбля добавят ей аутентичности.

    Далее прославленный коллектив выступит в Йошкар-Оле, на федеральном Сабантуе, основные события которого развернутся 6 июля на Медведевском ипподроме. Кроме этого, Госансамбль песни и танца даст два концерта на сцене Марийского театра оперы и балета имени Эрика Сапаева.

  • И жизнь, и слезы, и любовь

    И жизнь, и слезы, и любовь

    Камаловские зрители попрощались с театральным хитом

    «Любишь – не любишь» – одна из ранних пьес известного башкирского драматурга Флорида Булякова, и у нее поистине счастливая сценическая судьба. Эту пьесу ставили во многих театрах России, и не только в национальных. Секрет такого успеха в незамысловатом и трогательном сюжете трагикомедии.

    В пьесе всего четыре действующих лица: Старик, Старуха, Григорий и Васёна (те же старик и старуха, только в молодости). Еще здесь есть Смерть и Любовь, но их не назовешь действующими лицами – это то, что пронизывает все действие от начала до конца. Смерть приходит к Старику, как страшный сон. Напуганный, он рассказывает жене, что ему дали шанс продлить свою жизнь, но с одним условием: в течение трех часов ему надо успеть совершить богоугодное дело. И старики начинают «шевелить мозгами» в поисках такого поступка: то ли самовар подарить соседям, то ли мед со своей пасеки передать детскому дому. Версии есть, но не любое желание легко исполнить. Например, ребенка родить – так и вовсе невозможно: нет у Старика и Старухи детей. Здесь-то и вклиниваются в действие воспоминания их молодости, где была вроде бы и любовь, но было и такое, что зловещим эхом отозвалось в дальнейшей бездетной жизни.

    В 2014 году грустную комедию «Любишь – не любишь» поставил на камаловской сцене актер театра Радик Бариев (это был один из первых его режиссерских опытов), а главные роли в день премьеры исполнили народные артисты Татарстана Равиль Шарафиев и Дания Нуруллина. И эти же мастера сцены вышли на театральные подмостки в последнем спектакле «Любишь – не любишь», чтобы еще раз вместе с публикой прожить, может быть, самые важные три часа в жизни своих героев. В финале зрители традиционно наградили актеров овациями и завалили цветами, а многие не сдерживали слез, как и сами исполнители. Безусловно, всегда грустно прощаться со спектаклем, которому отдано столько сил и эмоций. Но одновременно это был еще один звездный час и артистов, и драматурга Флорида Булякова, которого нет с нами с 2015 года. «Эта пьеса – о любви… не празднично-мимолетной, а очень сильной, длиной в целую жизнь», – говорил автор многих драматических хитов о своем дебютном произведении.

  • Памятник родному языку. Каким ему быть?

    Памятник родному языку. Каким ему быть?

    На днях в столице республики прошел проектный семинар-воркшоп для скульпторов, которым предложено принять участие в конкурсе на лучший эскизный проект памятника «Туган тел». Победителя конкурса обещают объявить в сентябре. Пока же ваятелям объяснили общую концепцию, то есть, какие смыслы должна нести скульптурная композиция. Также для участников воркшопа была организована экскурсия по литературному музею Габдуллы Тукая.

    Семинар открыла министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. Она напомнила, что мы живем в эпоху, когда повсеместно увеличиваются риски утраты языков коренных народов, а количество людей, хорошо владеющих своим этническим языком, с каждым годом уменьшается. По ее словам, памятник, посвященный стихотворению Тукая «Туган тел», должен стать квинтэссенцией понимания ценности родного языка. Кроме того, скульптура должна быть современной по стилистике и при этом композиционно вписываться в существующую застройку и стратегию развития Казанки.

    Скульптурная композиция «Туган тел» должна вписываться в стратегию развития Казанки.

    Напомним, что с инициативой увековечить стихотворение Тукая, которое иногда называют неофициальным гимном татар, выступил народный поэт РТ Зиннур Мансуров. Эту идею он озвучил в апреле 2021 года в ходе традиционной встречи Раиса РТ Рустама Минниханова с татарской творческой интеллигенцией. Идея была поддержана руководителем республики. Для памятника было подобрано место в центре Казани, и в октябре прошлого года Министерство культуры совместно с Союзом писателей РТ объявили конкурс на лучший проект памятника. Однако в результате ни один из 12 представленных эскизов  не был признан экспертами достойным воплощения. Большинство авторов просто не совсем поняли творческое задание. Казани вовсе не требуется еще один памятник Тукаю, весь смысл в том, чтобы увековечить программное произведение поэта.

    Таким образом, первый опыт по факту оказался  неудачным, и теперь, как уже сказано, принято решение объявить повторный конкурс. Но на этот раз участники творческого состязания, безусловно, должны иметь более четкое представление и о концепции памятника, и о смыслах, заложенных в самом стихотворении Тукая. Остается надеяться, что состоявшийся в Национальной библиотеке проектный семинар хотя бы отчасти приблизил их к пониманию и первого, и второго.

  • И снова звездопад на Шишкинских прудах

    И снова звездопад на Шишкинских прудах

    По словам мэра Елабуги Рустема Нуриева, на эти даты все номера в близлежащих отелях были забронированы еще в конце прошлого года. Ожидается, что музыкальный опен эйр на Шишкинских прудах соберет на этот раз не менее 50 тысяч гостей.

    Каждый из четырех фестивальных концертов по традиции будет открывать художественный руководитель «Летних вечеров» – выдающийся российский пианист Борис Березовский. А специальной гостьей фестиваля в этом году станет звезда мировой оперной сцены Аида Гарифуллина. Знаменитая уроженка Казани и обладательница красивейшего сопрано, очаровавшего в свое время короля бельканто Пласидо Доминго, выступит с сольной программой на открытии фестиваля.

    Своим виртуозным мастерством слушателей также порадуют яркие представители российской фортепианной школы Евгений Стародубцев, Варвара Мягкова, Юрий Мартынов и китайская пианистка Сюаньи Мао. В «Параде солистов» 5 июля вместе с ними примут участие Алексей Балашов (гобой), Никита Логинов (труба), Анна Комарова (флейта), Эльмира Ахметова (орган) и юные музыкальные дарования, в том числе победитель всероссийского телевизионного конкурса «Синяя птица», девятилетний скрипач из Набережных Челнов Лука Моромов.

    Организаторы обещают много сюрпризов. Одним из них станет новая музыкальная шоу-программа Государственного камерного хора РТ под руководством Миляуши Таминдаровой. Свои коллективные выступления на фестивале представят блюз-рок трио «Blues Doctors» (Екатеринбург), виолончельный квартет «Растрелли» (Санкт-Петербург), трио «Elegato» и баянист Айдар Салахов (Москва).

    Год назад ансамбль «Фыняф» принял творческое «крещение» от Эмира Кустурицы и вновь выступит в Елабуге.

    Еще об одном участнике фестиваля – фолк-классик бэнде «Фыняф» хочется сказать особо. В составе ансамбля семь музыкантов, которые виртуозно владеют игрой на 48 инструментах и демонстрируют мировой исполнительский уровень. Основу их жизнелюбивого творчества составляет фольклор разных стран и континентов. «Фольклорное ДНК» проявляется и в интерпретации ансамблем произведений композиторов-классиков – И.Брамса, А.Дворжака и других. Ансамбль «Фыняф» – плоть от плоти музыкального фестиваля «Летние вечера в Елабуге», на котором год назад коллектив блистательно дебютировал и принял «крещение» от известного сербского режиссера Эмира Кустурицы. Руководит этим уникальным ансамблем, родившемся из самой атмосферы елабужского опен-эйра, Эллина Пак, супруга Бориса Березовского.

    Не обойдется на нынешнем фестивале и без зажигательных латиноамериканских ритмов. Когда наступит их черед, на сцену выйдет участница шоу «Голос» на Первом канале и победительница конкурса «Новая волна» кубинская певица Илиана Санчез с джаз-группой «Ритмы Гаваны». И это далеко не все звездные участники предстоящих «Летних вечеров в Елабуге». Вход на все концерты, напоминаем, свободный.

    Традиционным бонусом для гостей фестиваля в день открытия станет лазерное шоу, а в день закрытия – джем-сейшн с участием групп Blues Doctors, Jive и, конечно же, Бориса Березовского. Кроме того, в дни фестиваля в музыкальных школах Елабуги пройдут мастер-классы игры на фортепиано, а в Библиотеке Серебряного века – творческие встречи с гостями.

  • «Химия слова» на бис

    «Химия слова» на бис

    В их числе – творческая лаборатория «Химия слова: Периодическая система Менделеевска», которая уже по традиции состоится в рамках международного литературно-театрального фестиваля «Пастернаковские чтения», проводимого под эгидой ЮНЕСКО. Размер гранта Президентского фонда культурных инициатив – восемь миллионов рублей.

    Напомним, что «Химия слова» – это метафора, в которой соединяются две ключевые идентичности Менделеевска — крупное химическое производство и литературное наследие Бориса Пастернака. В прошлом году в рамках проекта работали три творческие лаборатории – по краеведению, созданию арт-объектов и образовательная программа для специалистов культурных учреждений. Нынче «Химия слова» будет состоять из двух основных блоков. Первый – это инженерная лаборатория «Игры света», которая предполагает создание самими жителями Менделеевска световых арт-объектов и проведение светового шествия. Второй – театральная лаборатория «Весь мир – театр». В ней примут участие местные творческие коллективы, которые под руководством приглашенных специалистов будут создавать контент современного формата. По итогам инженерной лаборатории лучшие арт-объекты станут постоянным элементом оформления общественных пространств Менделеевска.

    В прошлом году в рамках лаборатории «Химия слова» более 100 представителей культуры, образования и социальной сферы Менделеевска презентовали свои проекты

    «Наш фестиваль «Пастернаковские чтения» растет год от года. В 2023-м мы принимали артистов Евгения Князева, Ольгу Кабо и Эммануила Виторгана. Имена гостей нынешнего года мы вскоре озвучим, а пока приглашаем жителей к участию в лабораториях. Этот проект – один из тех, которые качественно меняют культурную среду нашей территории», – прокомментировал победу в грантовом конкурсе глава Менделеевского района Радмир Беляев.

    Среди поддержанных грантами Президентского фонда проектов также международный фестиваль национальных культур «Россия – Восток» («Восточный базар в Казани»), всероссийский театральный фестиваль «Действующие лица» в Набережные Челнах, фестиваль-ярмарка народного творчества «Кукморские валенки» и другие. Всего в этот раз татарстанцы подали на конкурс более 450 заявок, заняв по их количеству первое место в Поволжье и четвертое по России.

  • Спасти камер-юнкера Пушкина

    Спасти камер-юнкера Пушкина

    ПЛАЩА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТА

    Фигура классика «в развевающемся на ветру плаще, символизирующем неуемную энергию вдохновения» почему-то сразу пришлась не по вкусу нижнекамцам. Критические стрелы в сторону городских властей, вернее, выбранной ими концепции памятника полетели еще в марте, после того как в одном из нижнекамских пабликов появились фотографии макета будущего арт-объекта. «Что за уродство такое? Не позорьте Пушкина!», – посыпались тогда комментарии, в которых горожане не стеснялись в выражениях. После этого публикацию с фото удалили, но от самой концепции отказываться не стали. «Конечно, скульптура могла быть классической, но мы решили пойти другим путем, чтобы через памятник показать ту энергию, к которой устремлен наш Нижнекамск», – попытался объяснить выбор именно такого образа Пушкина мэр города Рамиль Муллин на церемонии открытия.

    Однако до сих пор некоторые жители Нижнекамска продолжают недоумевать, почему «плаща больше, чем поэта», а также постить фотографии «нормальных» памятников Пушкину, где отлитый в бронзе поэт стоит в полный рост, опираясь на трость, или сидит с гусиным пером в руках. «Не везет нашему городу с памятниками. То первостроителям Нижнекамска невесть что соорудили, то Пушкину», – сетует Сания Халиуллина. «Лучше бы на этом пустыре поставили детскую площадку – наподобие той, что устроили в парке «Семья»,– не скрывает своего разочарования и Рамиля Гареева. Конечно, в соцсетях можно встретить и одобрительные отзывы, но их на порядок меньше.

    БОЙ С ТЕНЬЮ

    – Происходящее с памятником Пушкину в Нижнекамске напомнило мне историю в Чистополе, о которой я сделал фильм два года назад, – прокомментировал ситуацию автор youtube -канала «Город говорит» Михаил Любимов. – В Чистополе тогда шла реконструкция центральной площади, и изначальный проект был интересен своей изюминкой – архитектор разместил на площади тень от разрушенной почти сто лет назад Спасской церкви. Это была потрясающая идея, гениальная в своей простоте. Однако в результате площадь покрыли обычной серой плиткой.

    По словам собеседника, от идеи с «тенью» отказались, потому что три десятка человек в чистопольской группе во «ВКонтакте» высказались против, и этого оказалось достаточно, чтобы администрация города пошла на попятную. А Чистополь таким образом лишился новой достопримечательности, уверен youtube-блогер.

    ЧИСТЫЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ

    Справедливости ради, страсти вокруг памятника в основном кипят в социальных сетях. Представители же профессионального сообщества (художники, архитекторы) высказываться не спешат. Тем не менее, нам повезло поговорить с человеком, для которого  монументальное искусство Татарстана – открытая книга в прямом и переносном смысле.

    – Не могу сказать, что это что-то совершенно новое. Работы в таком ключе есть в республике, – говорит об объекте сегодняшних бурных споров в Нижнекамске доктор искусствоведения Рауза Султанова. – Я вижу здесь отсылки и к Ильдару Ханову, и к бунтарскому духу Ахсана Фатхутдинова (нижнекамский художник, мастер деревянной скульптуры – Прим. ред.), и к «Хоррият» Кадима Замитова. Это чисто постмодернистская работа, то есть для нее характерно смешение разных культурных слоев и стилей. В то же время мне нравится нетривиальный подход автора к образу поэта. Здесь нет постамента как такового, материал – природный камень, и, на мой взгляд, он лучше всего подходит для выражения стихийной природы творчества. Обратите внимание – с одной стороны, это метафора, обобщенный образ, а с другой, мы видим реалистичный, почти классический бюст поэта. Памятник хочется разглядывать с разных сторон, потому что каждый ракурс по-своему интересен. Это и пламя, и древо, и плащ поэта… Такая многозначность – один из главных признаков цельности, завершенности композиции.

    – Вы согласны, что проблема восприятия современного искусства существует, и не только в Нижнекамске?

    – Сегодня большинство памятников, в том числе и Пушкину, представляют собой статичные фигуры – стоящие, сидящие… Это очень сильная традиция, особенно в Татарстане, поэтому многие люди по-прежнему связывают свои ожидания только с классической скульптурой. Точно такое же неприятие в свое время вызывали работы Ильдара Ханова – например, его «Древо жизни» в Набережных Челнах. А сегодня это культурный бренд города и республики.

    – Хотите сказать, что время и здесь все расставит на свои места?

    – А какие еще варианты? – парирует риторический вопрос Рауза  Султанова. – Очевидно, что город пытается уйти от штампов и выработать свой узнаваемый стиль. Другое дело, что муниципалитеты, к сожалению, все реже используют такой инструмент, как творческий конкурс с последующим публичным обсуждением работ. Понятно, что это хлопотно и затратно, но я считаю, проводить творческие конкурсы необходимо, особенно когда речь идет о таких именах, как Пушкин или Тукай. Если бы в Нижнекамске пошли по этому пути, думаю, многие бы вопросы отпали.

    БУКВА «Ы» И НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛОЙ ПЛАСТИКИ

    На первый взгляд, инцидент, произошедший на днях в Набережных Челнах с гипсовой скульптурой, которую горожане обнаружили упавшей со своего постамента у здания театра «Мастеровые», не имеет прямого отношения к теме этих заметок. Но это как посмотреть…

    В свое время настоящим спасением для молодых  индустриальных городов стали так называемые малые скульптурные формы, или малая пластика, благодаря которой обезличенные серым цветом городские пространства приобретали хоть какую-то изюминку. В Набережных Челнах эта традиция прижилась. Несколько таких декоративных конструкций установили и рядом с новым зданием «Мастеровых». Одна из них, например, имеет форму объемных пластиковых букв, из которых составлено название театра. С ней-то и случился первый казус: вскоре после новоселья театра буква «Ы» сломалась от одного неловкого движения ребенка. А теперь вот из-за технического просчета кувыркнулась гипсовая девушка, «сидевшая» на поребрике возле театра. «Усадить усадили, но она снова может упасть. Центр тяжести неправильный», – пишут очевидцы в одном из телеграм-каналов. Невольно подумалось: в Набережных Челнах, похоже, тоже не захотели тратиться на творческий конкурс.

  • Не был женат и получил Гран-при

    Не был женат и получил Гран-при

    Объявление лауреатов и церемония закрытия фестиваля состоялись на днях в Уфе. Победу в номинации «Лучший спектакль большой формы» альметьевцам принесла постановка «Не был женат» по одноименной повести Гаяза Исхаки. По традиции спектакли-победители будут представлены Москве на сцене Театра наций.

    Сцена из спектакля Альметьевского театра «Не был женат».

    В повести Гаяза Исхаки поднимается тема межнациональных браков, и спектакль Альметьевского театра на первый взгляд об этом же. Это настоящая семейная сага, хотя семья у главных героев так и не сложилась. Материалом для режиссера Айдара Заббарова  послужили также документальные истории, в основе которых – интервью с реальными людьми. В результате получилась абсолютно современная история, в которой нет места быту и нравоучениям, и только любовь выступает мерилом всех вещей.

    Альметьевский театр в очередной раз доказал, что не стоит на месте и не боится экспериментировать. В этом году он уже в десятый раз участвовал в фестивале театров малых городов России и в пятый раз взял Гран-при смотра. Напомним, что в 2014 году жюри признало лучшим спектакль альметьевцев «Ромео и Джульетта», в 2017-м – «Кибет» («Магазин»), в 2021-м – «Королевство кривых», а в 2022 году в конкурсе победил спектакль «Бегущий за ветром». Кроме этого, спектакль Альметьевского театра «Власть тьмы» по пьесе Л.Толстого в прошлом году получил специальный приз за развитие театрального языка.

    «Когда-то к театрам малых городов относились как к младшим братьям, но сейчас я не вижу разницы между конкурсными показами нашего фестиваля и столичными спектаклями. Требования высокие, жюри очень серьезное, поэтому – никаких скидок», – отметил на открытии нынешнего фестиваля худрук Театра наций Евгений Миронов. По его словам, театр всегда был в нашей стране больше, чем развлечение. «Он задает вопросы, отвечает на них и заставляет задуматься. У него особая миссия. Театру до сих пор доверяют. Ни телевидение, ни интернет такого доверия не вызывают», – отметил Евгений Миронов.

    Не менее важная часть фестиваля – образовательная. Актеры и режиссеры участвуют в мастер-классах, тренингах, творческих лабораториях.  В этом году в театральном смотре приняли участие 16 коллективов из Татарстана, Башкортостана, Удмуртии и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также Пермского и Красноярского краев, Псковской, Кемеровской, Свердловской и Иркутской областей. Всего же с 2011 года, когда Евгений Миронов инициировал этот проект, было показано 270 спектаклей из 100 малых (с населением до 500 тысяч человек) городов. И более 100 тысяч человек стали зрителями.

  • В ГМИИ РТ открылась инклюзивная выставка “Незримые фактуры”

    В Национальной художественной галерее “Хазинэ” ГМИИ РТ в Казанском Кремле открылась инклюзивная выставка “Незримые фактуры”, продолжение успешного проекта “Чувствовать сквозь”. Основная тема этой экспозиции – экология и влияние человека на природу в глобальном масштабе.

    В ГМИИ РТ открылась инклюзивная выставка "Незримые фактуры"

    В ГМИИ РТ открылась инклюзивная выставка "Незримые фактуры"

    Художники представили работы, созданные из естественных материалов, таких как дерево, камень, растения, чтобы показать баланс между природой и человечеством.

    Выставка призвана популяризировать искусство среди людей с ограниченными возможностями, предоставляя им возможность прочувствовать творчество иным образом.

  • Алхимия мозаики

    Алхимия мозаики

    Широкая публика практически не знакома с современным искусством мозаики, между тем в среде самих художников наблюдается всплеск интереса к этой древней технике, в том числе и в России. Основу выставки «Эмерджентность красоты» составляют произведения  из коллекции Исмаила Ахметова, успешного предпринимателя  и мецената из Тарусы Калужской области. Коллекционированием современного мозаичного искусства он занимается не один десяток лет. Сегодня его собрание насчитывает более 500 произведений и является крупнейшим в мире.

    На выставке в ГСИ представлено около шестидесяти работ художников-мозаистов из Италии и России. Например, одна из них под названием «Алхимия» занимает почти целый зал. Итальянская художница Душана Бравура отобрала тысячу знаковых произведений искусства рубежа XIX-XX вв. и до наших дней, распечатала их на стекле, разрезала на фрагменты и выложила из них мозаику на промышленных трубах. Получилась своеобразная «фабрика искусства», внутри которой зрителям  позволено ходить, всматриваться и предлагать свое толкование масштабной  инсталляции.

    Центральное место в экспозиции занимают работы итальянских мастеров из Равенны – Марко Бравуры (отца Душаны), Вердиано Марци и Марко де Луки, которых объединяет не только творческая дружба, но и приверженность схожим пластическим принципам. Так, одной из смысловых доминант экспозиции является мозаичное панно Марко Бравуры «Птица Феникс», специально сделанное для выставки в Казани. Здесь же представлены произведения  классиков ХХ века. Среди них мозаичные скульптуры Риккардо Ликато, Нане Заваньо и Джулио Кандуссио, памятные жителям татарстанской столицы  по масштабному выставочному проекту  2013 года в Казанском Кремле.

    Из отечественных мастеров мозаики на выставке можно увидеть работы Сергея Чобана, Владимира Наседкина, Юрия Аввакумова, Ольги Солдатовой и других.

    И несколько слов о немного мудреном  названии проекта – «Эмерджентность красоты». В самом широком смысле эмерджентность (от англ. emergent) – это возникновение порядка из хаоса. Классический пример – муравейник. По аналогии с этим каждый элемент мозаики сам по себе не обладает той красотой, которая рождается, когда множество  разноцветных частичек, подчиняясь энергии творческой мысли, складываются в нечто целое.

    Кстати, больше узнать об искусстве мозаики и создать собственное мозаичное произведение можно будет на мастер-классе художника Вердиано Марци, который расскажет о своих творческих принципах и раскроет некоторые секреты мастерства.

  • В Татарстане определят Жемчужину мира — 2024

    В Казани 11 июня года пройдет финал XV Международного открытого конкурса красоты и таланта «Жемчужина мира — 2024» в Культурном Центре «Сайдаш» в 17:00. Об этом рассказали в пресс-службе Минмолодежи РТ.

    «Радует, что с каждым годом увеличивается количество стран — участников. Главная цель проекта — укрепление дружбы и согласия между иностранными студентами и народами, проживающими в Республике Татарстан», — отметила председатель Молодежной ассамблеи народов РТ Диляра Дамар.

    В этом году было подано более 40 заявок из 16 различных стран, включая иностранных студенток, обучающихся в вузах Татарстана. Конкурс состоит из шести этапов, по результатам отбора были выбраны 12 участниц. «Жемчужина мира» проводится с 2009 года.

    Ранее «РТ» сообщала, что День молодежи в Казани обойдется в 8 млн рублей. В день фестиваля будет организована трансляция концерта с главной сцены.

  • «Шомбай-fest» для взрослых и детей

    «Шомбай-fest» для взрослых и детей

    В этом году казанцы смогут увидеть 14 ярких театральных работ (семь спектаклей для взрослых и семь для детей), среди которых как традиционные, так и экспериментальные постановки. В рамках фестиваля 1 июля пройдет юбилейный вечер, посвященный 90-летию театра кукол «Экият».

    За время существования фестиваля «Шомбай-fest», который был учрежден в 2013-м по инициативе казанских кукольников и с тех пор проводится раз в два года, в нем приняли участие около 70 театров кукол России, ближнего и дальнего зарубежья. Среди них, например, коллективы из Франции, Италии, а также легендарный московский театр кукол Сергея Образцова. Фестиваль открыт для всех, кто хочет творчески расти, развиваться, открывать для себя новые техники и театральные формы. Для зрителей же это редкая возможность увидеть лучшие кукольные постановки для детей и взрослых.

    Сцена из спектакля Оренбургского театра кукол «Маленький принц», который примет участие в «Шомбай-fest 2024».

    В этом году, помимо российских кукольников из разных регионов, в Казань на «Шомбай-fest 2024» приедут театры из Белоруссии и Азербайджана. Брестский театр кукол покажет в рамках фестиваля спектакль по «Маленьким трагедиям» Пушкина «Луна Сальери», который, к слову, представлял белорусское кукольное искусство на Всемирном фестивале театров кукол во Франции. Бакинский театр марионеток  привезет неувядающую музыкальную комедию «Аршин мал алан» в постановке Тарлана Горчу, основателя и руководителя театра. В фестивале также примут участие театры из Москвы, Луганска, Рязани, Челябинска, Уфы и других городов.

    «Шомбай-fest» – это не только праздник играющих кукол, но и творческое состязание. Спектакли будет оценивать жюри, в состав которого войдут известные эксперты и деятели театра. Победителей определят в семи номинациях – «Лучший спектакль», «Лучшая актерская работа», «Новация фестиваля» и других.

    А откроется «Шомбай-fest» по традиции праздничным шествием участников, которые с куклами в руках пройдут по улицам столицы Татарстана.

  • И бесплатно покажут кино. В Куала-Лумпуре…

    И бесплатно покажут кино. В Куала-Лумпуре…

    Подобное мероприятие проходит впервые, а одним из центральных его событий станет фестиваль мусульманского кино. «По сути, это эхо нашего Казанского кинофестиваля», – пояснила директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова. По ее словам, изначально интерес возник к нашему кино, а потом уже расширился до Дней культуры Татарстана в Малайзии. Еще полгода назад руководитель представительства Россотрудничества в Малайзии и директор Русского дома в Куала-Лумпуре Андрей Потёмкин обратился с предложением провести в этой стране фестиваль мусульманского кино. «Мы сделали подборку татарстанских фильмов, вошедших в программу малазийского фестиваля, который проходит в двух городах – Куала-Лумпуре и Джохор-Бару, втором по численности населения городе страны. Ислам в Малайзии имеет статус государственной религии, но здесь мало знают про то, что в России тоже есть мусульмане», – отметила Айтуганова.

    В программу кинопоказов вошли фильмы «Ибн Фадлан», «Мулла», «Халима», «Остазбикэ», документальная лента «Мой народ – татары. Код успеха» и анимационная лента «Альмандар из Альдермыша». В творческую делегацию татарстанских кинематографистов входят режиссеры Юлия Захарова и Айназ Мухаметзянов.

    Напомним, что в 2016 году на Казанском фестивале мусульманского кино малайзийский фильм «Смирение» женщины-режиссера Тунку Мона Риза завоевал больше всего наград, в том числе специальный приз Президента Татарстана «За гуманизм в киноискусстве». К слову, в Малайзии снимаются фильмы самых разных жанров: боевики, драмы, комедии. Но поскольку страна небольшая, значительная часть кинопродукции создается в сотрудничестве с другими государствами.

    Дни культуры не ограничиваются только кино. Мероприятия проходят также в библиотеках и других общественных пространствах. В том числе состоялось открытие выставки, посвященной Казанскому Кремлю как объекту всемирного наследия ЮНЕСКО, а также двух авторских экспозиций – известного мастера каллиграфии Гульназ Исмагиловой и этнодизайнера Элары Шайхи.

    Во время пребывания в Малайзии делегации из Татарстана, которую возглавляет министр культуры Ирада Аюпова, обсуждается широкий спектр вопросов культурного сотрудничества, в том числе обменных гастролей театральных коллективов, развития международного туризма и копродукции, а также обмена опытом в сфере управления объектами ЮНЕСКО. «Объединяя художников, кинематографистов и экспертов в области культуры из обеих стран, этот фестиваль предоставляет жителям Малайзии уникальную возможность познакомиться с богатым культурным наследием Татарстана и России», – цитирует пресс-служба Минкультуры РТ ведущее малазийское издание Harapan Daily.