Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.
Фестиваль «Духовное единство России – послание миру!» в Свияжске посетило более 40 тысяч человек. В середине августа одноименный фестиваль пройдет в Болгаре.
Гости фестиваля в Свияжске смогли познакомиться с различными аспектами русской культуры: духовной и фольклорной музыкой, живописью, архитектурой и ремеслами. Каждый из трех фестивальных дней (26-28 июля) был посвящен отдельной эпохе, что позволило участникам и зрителям глубже погрузиться в атмосферу того времени.
Почетным гостем церемонии открытия стал Государственный Советник Татарстана Минтимер Шаймиев – идейный вдохновитель фестиваля «Духовное единство России – послание миру!».
В храмах Свияжска выступили 12 хоров из разных регионов страны, а также сербский византийский хор «Моисей Петрович» из Белграда. Для детей была подготовлена большая программа с ремесленными мастер-классами и народными играми. Ну а любимцем публики, и не только детворы, стал петрушечник из Санкт-Петербурга Всеволод Мизенин (театр «Папьемашенники»), давший серию представлений на площадке «Ленивый торжок». В дни фестиваля состоялся также круглый стол «Русская духовная музыка. История и современность».
С 16 по 18 августа в Болгарском государственном музее-заповеднике состоится продолжение фестиваля, главным организатором которого выступает Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ. На целых три дня участники и гости окунутся в средневековую атмосферу ярмарки «Ага-Базар», на которой можно будет приобрести сувениры и домашнюю утварь ручной работы, а также поучаствовать в разнообразных мастер-классах. Кроме этого, в первый день на территории городища состоится показ под открытым небом оперы-легенды «Кара Пулат», события которой разворачиваются в древнем Болгаре. В последующие дни свои концертные программы гостям фестиваля представят фольклорные и детские творческие коллективы. А в музее болгарской цивилизации будет работать выставка арабографической каллиграфии. В экспозиции будут представлены тугры, шамаили, тезхибы и каллиграфические композиции, выполненные известными художниками республики. В их числе Владимир Попов, Наджип Наккаш, Ришат Саляхутдинов, Гульназ Исмагилова. В рамках выставки запланированы также лекции и мастер-классы.
В белорусской столице открылась большая выставка, посвященная культурному наследию народов Татарстана. Куратор проекта – Национальный музей РТ. Из его коллекций подбирались и экспонаты.
Основу экспозиции «Живая нить традиций», представленной в залах Национального исторического музея РБ, составляют изделия современных мастеров декоративно-прикладного искусства. Среди них образцы кожаной мозаики, ткачества, вышивки, кружевоплетения, художественной керамики, а также ювелирные изделия. Многие из них выполнены по образцам из фондов Национального музея РТ. Центральный же экспонат выставки – вышитая карта Татарстана, которая впервые экспонируется за пределами России. Напомним, что над картой трудились 200 мастериц из всех районов республики.
Экспонаты выставки рассказывают о трех основных этнических группах, проживающих на территории Татарстана: тюрках (татары, чуваши), славянах (русские) и финно-уграх (удмурты, марийцы, мордва). Помимо изделий традиционных художественных промыслов, культурное своеобразие и особенности жизненного уклада каждого народа находят отражение в исторических костюмах, воссозданных на основе подлинных предметов из музейных фондов. Они же представлены на сюжетных и жанровых фотографиях XIX – XX веков.
В оформлении выставочного пространства использованы нити красного и зеленого цветов. И это не случайно. Именно эти цвета присутствуют на государственных символах обеих республик.
«Для нас Беларусь – особенная республика, даже родная. Мы единственные в России, кто хранит у себя ее культурное наследие. Один из наших филиалов – мемориальный Музей Янки Купалы в селе Печищи, – напомнила генеральный директор Национального музея РТ Алиса Вяткина. По ее словам, закономерно и справедливо, что первая крупная выставка музея за рубежом проходит именно в Минске. Познакомиться с ней жители и гости белорусской столицы смогут до 25 августа.
Музейный проект «Живая нить традиций» продолжает сотрудничество двух крупнейших культурных институций. Напомним, что осенью прошлого года Национальный исторический музей РБ представил в Казани выставку «Живое наследие Беларуси».
Под занавес юбилейного 90-го сезона Татарский театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина совместно с Госкомитетом РТ по туризму запустил театрализованные экскурсионные программы.
Одно дело прийти в театр как зритель, и совсем другое – неспешно осмотреться в его исторических стенах, мысленно представляя, как по этим же лестницам и фойе ходили Карим Тинчурин, Салих Сайдашев и другие легендарные личности. Вот и Тинчуринский театр в летнее время организует для жителей и гостей столицы экскурсии, в ходе которых они знакомятся с историей театра, в том числе его нынешнего здания на улице Горького, которое является объектом культурного наследия, а также с жизнью, творчеством и мемориальными вещами одного из основателей татарского театра Карима Тинчурина.
А разве не любопытно оказаться в театральном закулисье, примерить на себя исторические костюмы и послушать байки о знаменитых актерах и режиссерах? Рассказывают, например, что однажды врачи посоветовали Тинчурину, который начал сильно набирать вес, поменьше есть и побольше кататься на велосипеде. Тинчурин купил два велосипеда, для себя и для Салиха Сайдашева и уговорил друга-композитора вместе с ним ездить по деревням: «Я буду собирать материал для новой пьесы, а ты музыкальный фольклор». По дороге они вдоволь купались, питались только сырыми деревенскими яйцами… К сожалению, Кариму Тинчурину это так и не помогло сбросить вес, а вот при виде еще больше исхудавшего Сайдашева многие забеспокоились – уж не заболел ли он? «Пока за Тинчурина худел, сам чуть с голоду не умер», – отвечал композитор.
Кстати, о других увлечениях автора «Голубой шали» и «Угасших звезд» можно узнать, записавшись на новую экскурсионную программу «Театральная чайхана». Помимо рассказа о том, как готовится настоящий татарский чай, и какую роль он играл в жизни Карима Тинчурина, гостям предложат мастер-класс по изготовлению оригинальных мешочков для хранения чая. А в завершение экскурсии состоится чаепитие в театральном кафе.
Классический татарский спектакль трудно представить без живой музыки, а коллектив театра, соответственно, без своих музыкантов. Оркестру Тинчуринского театра в этом году исполняется 35 лет, и его истории посвящена отдельная экскурсионная программа. По ходу импровизированного концерта в фойе театра солисты оркестра демонстрируют особенности звучания каждого инструмента на примере фрагментов лучших музыкальных спектаклей тинчуринцев. Кроме этого, гостям предоставляется редкая возможность попробовать себя в роли дирижера.
Наконец, тех, кто хочет ближе познакомиться с национальной культурой, в том числе обрядовой, театр приглашает на интерактивный экскурсионный спектакль «Выкуп невесты».
В Детском музейном центре в Елабуге школьников посадят за советские парты, а малышей научат обращаться с интерактивным глобусом.
Бывший дом купца Емельянова в Елабуге приспособят под культурно-образовательное пространство нового типа. Вторую жизнь историческому зданию даст Детский музейный центр. Сейчас в доме, построенном еще в середине XIX века, продолжаются ремонтно-реставрационные работы, но уже к концу года все три его этажа огласятся детскими голосами. В новом музейном центре смогут одновременно находиться до 500 детей в возрасте от 5 до 16 лет, а в основу его обучающей модели ляжет принцип интерактивного общения с музейными предметами.
В Елабужском музее-заповеднике отмечают, что сейчас начинается самый сложный и интересный этап, непосредственно связанный с внутренним наполнением пространства. И тут как нельзя кстати пришелся выигранный ЕГМЗ грант национального проекта «Культура» на техническое оснащение музеев. В настоящее время для будущего Детского музейного центра приобретается ультрасовременное оборудование: VR-шлемы, мультимедийные книги и игровые панели, виртуальные промоутеры, сенсорные киоски и многое другое. Кроме этого, часть интерактивных обучающих предметов (например, интерактивный или «умный» глобус) будет изготовлена и укомплектована уникальным контентом по спецзаказу.
По проекту первый этаж музейного центра будет посвящен «Миру сказок». Здесь разместятся игровые зоны, адаптированные для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Свою активность и смекалку они смогут проявить в викторинах, квестах, театральных постановках в сказочных декорациях. На втором этаже создадут модуль «Мир знаний» опять же с интерактивными тематическими зонами: «Медресе», «Классическая гимназия», «Школа советского времени» и т.д. Уже понятно по их названию, что во время музейных занятий школьники смогут познакомиться с разными типами учебных заведений и даже побывать «в шкуре» школяров прошлых столетий. Наконец третий этаж будет посвящен инновационным технологиям в представлении музейных предметов и коллекций. Здесь разместятся учебно-экспозиционные залы «Что таит в себе смартфон», «Виртуальные путешествия по миру» и др.
По словам кураторов проекта, деятельность музейного центра позволит детям быть активными, не выходя за рамки бережного отношения к артефактам, получать новые знания, не зазубривая их, а в процессе творческого взаимодействия с предметами. В конечном счете все это будет способствовать воспитанию исторического сознания и музейной культуры, а также расширит возможности для познавательного семейного отдыха.
В детском оздоровительном лагере «Чайка», что в Высокогорском районе, стартовала очередная, уже третья профильная киносмена.
Лагерь расположен в живописном месте и имеет богатую историю, которая берет начало аж с 1949 года. Но и сегодня в дни летних каникул это одно из любимых мест отдыха юных татарстанцев, в том числе благодаря интересной развивающей программе. Недавно здесь состоялось открытие уже третьей киносмены при участии команды «Татаркино».
На вводном занятии школьники познакомились с историей мирового кино и становления кинематографа в Татарстане, а также увидели отрывки из первых российских фильмов, таких как «Понизовая вольница» и «Булат Батыр». Детям также были презентованы познавательные видеоролики о кинопрофессиях, а затем было предложено сформировать собственную съемочную команду, придумать для нее оригинальное название и распределить профессиональные задачи. И надо сказать, что уже на этом этапе ребята проявили большую активность и изобретательность.
В рамках киносмены запланированы также лектории, тренинги и практические занятий. В течение двух недель ребята будут знакомиться с такими направлениями кино, как режиссура, сценарное и продюсерское мастерство, звукорежиссура, дубляж, основы актерского мастерства. В завершение воспитанники лагеря создадут собственные короткометражные фильмы, которые будут презентованы зрителям 9 августа на торжественной церемонии закрытия киносмены.
Впервые в рамках Спасской ярмарки, помимо фестиваля колокольного звона, пройдут всероссийские женские соревнования по рубке шашкой.
В этом году Спасская ярмарка в Елабуге стартует 2 августа, а торговые ряды для ее участников и гостей развернут в исторической части города. Здесь будут представлены ювелирные украшения, национальные костюмы, пуховые изделия, роспись по дереву, художественное ткачество, кружева из металла, изделия из лыка, стекла, лозы и многое другое. Центральную площадь займут мастера декоративно-прикладного искусства. Местом семейного отдыха и развлечений с точками общепита и детскими игровыми зонами станет стадион «Молодежный» возле Шишкинских прудов. В Александровском саду будет организован «Медовый городок». Там же пройдет фестиваль авторской песни «Вдохновение». Его специальным гостем в этом году станет российский бард и композитор, автор музыки ко многим советским мультфильмам Григорий Гладков.
Уже привычно в эти же дни, со 2 по 4 августа, в Елабуге будут звонить колокола. Более 80 мастеров звонарного искусства соберет нынче всероссийский фестиваль колокольного звона. По традиции выступления участников будут проходить на колокольне Спасского собора и на передвижных звонницах, установленных на соборной площади. Гостей также ждут два звон-концерта.
Кроме этого, организаторы анонсировали новинку: впервые в рамках Спасской ярмарки пройдут всероссийские женские соревнования по рубке шашкой. Более 20 участниц из разных уголков страны продемонстрируют свои навыки владения клинком, в основе которых лежат старинные казачьи традиции.
Банк ‒ это про деньги и ни про что другое. Но случается, что не менее трепетно в подобного рода корпорациях относятся к ценностям иного рода. Например, некоторые банки по праву гордятся своей историей и даже открывают музеи.
«КАТЕНЬКИ», «ПЕТЕНЬКИ», «КЕРЕНКИ»
Есть такой музей и в Казани, и, кстати сказать, побывать там на экскурсии можно совершенно бесплатно, надо лишь предварительно записаться. А уж найти музей проще простого. Кто из казанцев не знает монументальное здание на улице Баумана, неоклассический фронтон которого украшен барельефными буквами «Государственный банкъ»? Именно тут и располагается казанский музей отделения Банка России по РТ. Сегодня его коллекция насчитывает более 200 экспонатов. К примеру, среди раритетных денежных знаков здесь можно увидеть самые древние на Руси монеты-чешуйки, которые еще не имели номинала, квадратную медную копейку 1726 года, а также знаменитые «петеньку» и «катеньку». Как известно, так ласково в народе прозвали купюры с портретами соответственно Петра I (500 руб.) и Екатерины II (100 руб.). Кстати, обратите внимание, как блекло на их фоне смотрятся, наоборот, совсем не обласканные народной любовью «керенки». Да и в целом роль личности в истории русских денег в музейной экспозиции обыграна весьма наглядно.
Среди раритетных денежных знаков в музее можно увидеть знаменитые «петеньку» и «катеньку».
Среди предметов банковского обихода тоже есть немало раритетов. Скажем, посетителям позволяется заглянуть внутрь антикварного сейфа W. Moeller и увидеть, за счет чего достигались его надежность и несгораемость. Здесь же – старинные пишущие машинки, кассовые аппараты, копилки. Стоит также задержаться и детально рассмотреть макет золотой кладовой, изготовленный по архивным документам конца XIX – начала XX века. Например, дверь в «святая святых» весила больше тонны, а открыть ее можно было только тремя ключами, которые хранились у трех разных людей.
ЖИЗНЬ С ОДНИМ КРЫЛОМ
История казанского отделения Госбанка сама по себе заслуживает внимания и потянет на детективный сериал, где будут и «золотые» эшелоны, и разбойные грабежи, и таинственные исчезновения мешков с деньгами. А начало всем этим закрученным сюжетам было положено в 1860 году после указа Александра II об учреждении Государственного банка Российской империи. Спустя всего четыре года одно из первых его подразделений открыли в Казани. Поначалу место банковским служащим определили в Кремле, в здании Присутственных мест, где девять сотрудников во главе с управляющим ютились в двух небольших комнатах. Позже контора переехала в трехэтажный каменный дом на углу Черноозерской и Поперечно-Вознесенской улиц (ныне Дзержинского и Кави Наджми). Банк находился здесь двадцать лет, но потом и на Черном озере стало тесновато. Клиенты жаловались на очереди, а у клиенток случались даже обмороки от духоты.
Восемь лет управляющий Светлицкий хлопотал о новом здании для банка, и в 1911 году разрешение на его строительство наконец-то было получено. Новоселье на Большой Проломной улице, современной Баумана, справили 1 сентября 1914 года. К слову, прежде на этом месте стоял двухэтажный дом, где провел последние годы жизни и скончался Николай Лобачевский, о чем свидетельствовала мемориальная доска. Но это не помешало его снести.
Что примечательно: новое здание изначально было асимметричным, только с одним крылом. Таким его и помнят многие казанцы (правое крыло было достроено в 1996 году). Истинные причины явной незавершенности проекта неизвестны, но по слухам тех лет купец, дом которого вплотную примыкал к банку справа, наотрез отказался продавать свой участок. Больше того, поговаривали, что неуступчивый хозяин содержал в этом доме бордель и не хотел лишиться своих барышей. Но никаких подтверждений этому как тогда не было, так и сейчас нет. А слухи, скорее всего, распускали завистники и конкуренты состоятельного домовладельца. Историки же предполагают, что на строительство второго крыла попросту не дали денег, поскольку особой надобности в нем на тот момент не было.
А вот из казанских газет того времени доподлинно известно, что при строительстве банка не обошлось без несчастных случаев. Так, 6 сентября 1912 года с высоты 4 сажен (8,5 метра) упал и разбился 24-летний рабочий Козлов. А спустя год, 7 августа 1913 года, рухнули наспех построенные леса, и «сильно изувеченными» оказались 58-летний Иван Царёв и Ефим Глухов 22-х лет.
Поскольку здание с самого начала строилось для нужд банка, с точки зрения безопасности оно было оборудовано по последнему для своего времени слову техники, в том числе сигнализацией. А снаружи его охраняли 24 караульных и 9 сторожей.
Любопытная деталь: долгое время среди служащих Госбанка женщин не было в принципе. Считалось, что они чересчур болтливы для работы, связанной с банковской тайной. Потом все же сделали исключение для незамужних барышень, но прежде они давали расписку, что не выйдут замуж, пока работают в банке. Таким образом контора страховала себя от возможных моральных эксцессов. Ведь добропорядочная жена не должна была иметь тайн от супруга…
ЭШЕЛОН НА ВОСТОК И ОБРАТНО
Особое место в музейной экспозиции отведено истории золотого запаса Российской империи, значительная часть которого хранилась в кладовых казанского отделения Госбанка.
Эта история началась осенью 1915 года. Уже больше года шла Первая мировая война, и в целях безопасности государственные резервы решено было увезти из Петрограда. Тогда же управляющий казанским отделением получил шифрованную телеграмму с предписанием принять на хранение первую партию золота, которая вот-вот прибудет из столицы специальным эшелоном.
Макет золотой кладовой.
К 1918 году в казанскую кладовую свезли золотые слитки, монеты и заготовки для их чеканки на сумму свыше 650 миллионов рублей. Это больше половины золотого запаса империи, который на тот момент в пересчете на царский золотой рубль составлял чуть более миллиарда рублей.
Казанская часть золотого запаса – это и есть так называемое «золото Колчака».
Не углубляясь в исторический экскурс, напомним лишь, что в разгар Гражданской войны, 7 августа 1918 года, белые под командованием подполковника Каппеля берут Казань, и ценности из кладовой банка достаются им. Золотые слитки спешно грузят на два парохода и по Волге отправляют в Самару, а оттуда эшелоном в Омск. Там казанская часть золотого запаса должна была поступить в распоряжение адмирала Колчака и пойти на дальнейшую борьбу с большевиками.
В музейной экспозиции представлена карта движения «золотого» эшелона. На ней наглядно видно, что по пути в Омск на золото посягали четырежды, и каждый раз какая-то его часть бесследно исчезала. Но не только поэтому Александр Колчак не сможет в полной мере воспользоваться золотым запасом. Вскоре белого адмирала сдадут красным, а те его расстреляют. Ценности же (вернее, то, что от них осталось) отправят обратно в Казань. Там они будут находиться еще год, а потом навсегда покинут кладовую казанского отделения.
А что же стало с остальным золотым запасом России? Его судьба обросла еще большим количеством легенд, и спустя даже сотню лет после гибели империи бывает трудно отличить реальность от вымысла.
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка «Род. Отчий дом. Обычай» («Нэсел. Нигез. Йола»), посвященная в том числе свадебным традициям татар конца XIX – начала XX веков.
«Эта выставка продолжает череду событий, приуроченных к Году семьи в Татарстане. С одной стороны, подобных мероприятий прошло уже много, а с другой, экспозиция показывает, насколько же многогранна тема семьи. Вглядитесь в эти предметы! Они говорят о том, что искусство татарского рукоделия – вышивки, кожаной мозаики передавалось и вплоть до сегодняшнего дня передается из поколения в поколение. Я надеюсь, что молодые талантливые ребята подхватят традицию, переосмыслят и вдохнут в нее новую жизнь», — отметила на открытии выставки председатель Общественной палаты РТ Зиля Валеева.
Выставка устроена так, чтобы гости почувствовали себя на настоящей татарской свадьбе. В первом зале их встречают сами виновники торжества – молодожены, запечатленные на парадном фотопортрете. А все остальное пространство занимают дары гостей. Среди них калфаки и тюбетейки на самые разные случаи жизни: щедро расшитые — для празднеств и торжеств, а те, что поскромнее, — для повседневной носки. Здесь же притягивает взгляд «ювелирный уголок» невесты. Хасите, чулпы, браслеты, воротниковые застежки… После завершения торжественного обряда новоиспеченная жена непременно примерит их на себя. Как раз рядом с ними устроители выставки заботливо повесили старинный шамаиль с зеркалом.
Следующий зал посвящен предсвадебному обряду. Здесь заботливо собрано приданое невесты: расшитые ичиги, подушки, мозаичные панно. В центре экспозиции — рукописный Коран 1821 года. Он тоже оказался здесь неслучайно: такие же хранились в татарских семьях на самом почетном месте.
«Основную часть экспозиции составляют предметы из коллекции Музея изобразительных искусств РТ. Старинные ювелирные украшения, исторические шамаили… Их привезли из этнографических экспедиций сотрудники нашего музея 30–40 лет назад. Мы рады возможности показать вам эти жемчужины», — отметила руководитель проекта, директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева.
Еще одна изюминка выставки — галерея старинных фотопортретов татар из частной коллекции Низами Ибраимова (Москва) и фондов научной библиотеки Казанского университета. Среди экспонатов также комплекты национальных костюмов начала XX века из собрания театра им. Г.Камала и частных коллекций.
«Вопросы сохранения культурного наследия народов России становятся приоритетом государства на законодательном уровне. Нынешняя выставка — значимый вклад в решение этой государственной задачи и укрепление идентичности татарского народа», — уверен вице-президент Академии наук РТ Айнур Тимерханов.
Выставка «Нэсел. Нигез. Йола» — часть большого проекта «Кладези народного творения», который реализуется в рамках гранта Республики Татарстан на развитие гражданского общества. Грантополучателем является Центр изучения фольклора и развития промыслов «Сафьян».
Экспозиция — это только первый этап реализации масштабного проекта. Пока идет выставка (до 15 сентября), здесь же, в залах «Хазинэ», будет работать лекторий, посвященный декоративно-прикладному искусству татар. Также на ее фоне пройдет серия мастер-классов для социально незащищенных слоев населения. Выбор для творческой самореализации большой – от традиционного ткачества и лоскутного шитья до изготовления кукол и керамических игрушек. Всего запланировано 12 мастер-классов.
Тем временем экспедиционная группа проекта посетит девять районов республики (Апастовский, Буинский, Дрожжановский, Сабинский, Балтасинский, Атнинский, Актанышский, Муслюмовский, Елабужский). Ее задача – собрать сведения о малоизученных промыслах татар и перенять технику. Материалы экспедиции послужат основой для запуска процесса возрождения традиционных народных ремесел, в том числе с целью развития в республике внутреннего туризма.
На днях Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля объявил о закрытии сезона, который проходил под знаком празднования 150-летия начала оперных сезонов в Казани. И вот его некоторые итоги.
ПРЕМЬЕРЫ
В сезоне 2023/2024 года театр представил казанской публике 119 оперных и балетных спектаклей, провел 11 открытых репетиций, а также выпустил три премьеры.
В сентябре прошла мировая премьера балета «Иакинф» на музыку Резеды Ахияровой в хореографии Александра Полубенцева (либретто Рената Хариса). Сюжет спектакля посвящен личности и судьбе архимандрита Иакинфа Бичурина, крупного ученого-востоковеда и синолога начала XIX века. «Мало какой отечественный театр сегодня может похвастаться подобным репертуарным приобретением – полнометражным балетом с новой музыкой и абсолютно новым героем и историей», – отмечает «Российская газета» в своей статье о казанской премьере.
Сцена из балета «Грек Зорба».
В феврале театр пополнил свой репертуар спектаклем «Жизнь за царя» М.Глинки (постановка Юрия Александрова). Премьерой продирижировал маэстро Валерий Гергиев. И наконец в мае в рамках Нуриевского фестиваля состоялась российская премьера балета «Грек Зорба». Постановку осуществил итальянский хореограф с русскими корнями Лорка Мясин, сын звезды Дягилевских сезонов, танцовщика и хореографа Леонида Мясина.
В апреле этого года в российский прокат вышел фильм-балет «Корсар» в постановке театра им. М.Джалиля, который посмотрели зрители в 59 кинотеатрах страны. Еще четыре спектакля из репертуара театра были записаны телеканалом «Россия-Культура» в июне-июле нынешнего года.
ФЕСТИВАЛИ
Традиционно кульминационными точками сезона являются проводимые театром фестивали. Так в феврале на его сцене состоялся очередной, 42-й оперный фестиваль имени Ф.Шаляпина, представивший публике, помимо спектаклей классического репертуара, концерты камерной вокальной музыки и ряд просветительских проектов. Нуриевский фестиваль запомнился гастролями в Казани Театра балета им. Л.Якобсона с программой «Вне времени».
Помимо этого, на сцене театра прошел VI Фестиваль современного балета #StagePlatforma (художественный руководитель – солист балета Олег Ивенко). А хор театра под управлением Юрия Карпова исполнил «Всенощное бдение» С.Рахманинова в рамках фестиваля «Рахманинов. Грани».
НАГРАДЫ
Сезон оказался щедрым на знаки общественного и профессионального признания. Так, прима-балерина Аманда Гомес стала Дамой ордена Рио-Бранку – высшей награды Министерства иностранных дел Бразилии. Солист оперы Ирек Фаттахов и приглашенный солист театра Айдар Сулейманов отмечены Республиканской премией им. Ф.И.Шаляпина. Кроме этого, Аманда Гомес и Вагнер Карвальо стали лауреатами международной профессиональной музыкальной премии «BraVo», а Екатерина Сергеева и Ильнур Гайфуллин были удостоены Республиканской театральной премии «Тантана».
НОВЫЙ СЕЗОН
Следующий сезон в театре им. М.Джалиля откроется 14 сентября показом оперы «Жизнь за царя». В сентябре и октябре зрителей ждет встреча со спектаклями «Лебединое озеро», «Севильский цирюльник», «Анюта», «Щелкунчик», «Дама с камелиями», «Трубадур», «Грек Зорба», «Коппелия» и др. Билеты на спектакли нового сезона уже в продаже.
Открывающаяся завтра в выставочном пространстве «Старая водонапорная башня» экспозиция «Вещдок: папка с эскизами» сама по себе довольно скромная, в смысле ‒ небольшая, но надолго западает в память тем, кто благодаря ей открыл для себя имя ленинградского художника Бориса Крейцера.
А предыстория такова. Однажды руководитель образовательного центра Музея истории ГУЛАГа Константин Андреев в поисках новых исторических артефактов наткнулся в одном из архивов на папку с эскизами детских игрушек. В описании было сказано, что это работы репрессированного художника, которые он выполнил по заказу НКВД. После этого музей выкупает эскизы и начинает поиски игрушек и подробностей жизненного пути их автора.
В 1930-е годы Борис Крейцер (1905–1979) был известен как талантливый архитектор и книжный иллюстратор. У кого-то в домашней библиотеке, возможно, до сих пор есть книги, иллюстрированные этим художником. Среди них, например, роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», адаптированный Николаем Заболоцким для детей, или «Король-олень» Карло Гоцци.
В 1937-м по сфабрикованному делу Крейцера приговорили к высшей мере наказания как немецкого и японского шпиона (один из его соседей по коммуналке был японцем), но художник чудом избежал расстрела и отбывал срок в Севжелдорлаге. Находясь в заключении, а потом на «вечном поселении» в Красноярском крае, Борис Крейцер строил железные дороги и мосты и, как уже сказано, по заказу НКВД сделал серию эскизов детских игрушек. Зачем они понадобились столь серьезному ведомству, можно только догадываться.
В 1956 году после реабилитации Борис Крейцер смог посмотреть в глаза тому, кто сфабриковал его дело, и после почти двадцатилетнего перерыва вернуться к профессии книжного иллюстратора. Кроме этого, он работал художником на Дулёвском фарфоровом заводе.
На выставке, посвященной памяти Бориса Крейцера, представлены его эскизы, книги с иллюстрациями, фотографии из личного архива. Что же касается игрушек, то сотрудникам Музея истории ГУЛАГа так и не удалось выйти на их след. Скорее всего, заказ так и не был реализован. Игрушки по эскизам Бориса Крейцера, представленные на выставке, изготовлены уже современными мастерами.
Ожидается, что в церемонии открытия выставки примет участие Константин Андреев ‒ тот самый, что нашел папку с эскизами, и может рассказать о судьбе их автора еще немало интересного. Для всех участников и гостей вернисажа музей-заповедник «Остров-град Свияжск» организует бесплатный трансфер из Казани и обратно.
На этот раз пишущую братию собрали в кинотеатре «Мир», прозрачно намекнув, что второе «культурное» полугодие традиционно будет проходить под знаком кино. Во-первых, это, конечно же, XX Казанский кинофестиваль, из названия которого аккурат к юбилею убрали слово «мусульманский», но вернули из небытия родовое для кинофорума понятие «Алтын минбар».
«Заявочная кампания продемонстрировала, что это решение было правильным», – прокомментировала Ирада Аюпова смену названия фестиваля. По ее словам, сам термин «мусульманское кино» рождал недопонимание и путаницу: то ли это кино, снятое в мусульманских странах, то ли по мусульманским канонам, то ли кто-то из героев непременно должен быть мусульманином и т.д. «Эта терминологическая неопределенность многих отпугивала, – отметила Ирада Аюпова. – Вернув фестивалю название «Алтын минбар», мы не поменяли его духовно-нравственную матрицу. Критерии отбора фильмов остались прежними, отношения с Духовным управлением мусульман сохранены, но идеология фестиваля людям стала понятнее». Попутно министр также поделилась инсайдерской информацией о том, кто в этом году скорее всего возглавит работу жюри Казанского кинофестиваля. По ее словам, согласие на это дал турецкий режиссер, актер и продюсер Метин Гюнай. «В России многие смотрят его сериал «Воскресший Эртугрул» о становлении Османской империи», – дала подсказку Ирада Хафизяновна.
ЗАГРУЖЕНЫ ПО САМОЕ НЕ ХОЧУ
Еще один долгоиграющий проект Минкульта ‒ «Кино за 7 дней». Ирада Аюпова анонсировала его четвертый сезон. В этом году в проекте примут участие киногруппы из стран БРИКС. По условиям конкурса зарубежные команды, выбрав подходящие локации в Татарстане, должны будут всего за одну неделю снять, смонтировать и озвучить несколько игровых короткометражек. По завершении проекта лучшие фильмы короткого метра объединят в полнометражный альманах. Два таких киносборника уже вышли в российский прокат.
Тема БРИКС на пресс-конференции главы культурного ведомства неожиданно всплыла и в связи с отменой в этом году фестиваля татарской песни «Узгэреш җиле». В дни саммита «все артисты будут загружены по самое не хочу», пояснила Аюпова. А на вопрос, состоится ли фестиваль в следующем году, министр уклончиво ответила: «Это проектная работа. Если защитим концепцию – значит продолжение будет».
ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЛО
К предстоящему осенью форуму БРИКС планируется завершить и строительство нового здания театра им. Г.Камала, которое ведется, по словам министра, «под жестким контролем». Также она несколько раз повторила мысль, что новое здание – это для всех большое испытание и вызов, имея в виду прежде всего будущее творческое наполнение огромного и высокотехнологичного театрального пространства. По словам министра, над тем, как вдохнуть в него жизнь «национального духа», сейчас думают все режиссеры республики. «Мы на год вперед прописали активности ‒ это и образовательные проекты, и лекционные, и хайповые ‒ там все будет», ‒ поделилась планами Ирада Аюпова. А в первое время, по ее словам, люди будут приходить туда просто из любопытства, как на экскурсию. По ее мнению, важно «сделать это пространство привлекательным для всех целевых аудиторий».
Другой вопрос, как сообразуются эти планы с моделью театра-дома, театра-семьи, которой всегда придерживались камаловцы, выстраивая свои отношения как с коллегами, так и с публикой? Не секрет, что здесь совершенно особая атмосфера ‒ в каком-то смысле действительно «домашняя» и в то же время притягательная для тех, кто по-прежнему ценит в театре некое таинство. Иными словами, не потеряет ли Камаловский театр свое лицо и не растворится ли его уникальная творческая аура в новом гигантском пространстве с прогулочными дорожками? На это Ирада Аюпова мягко упрекнула корреспондента «РТ» в том, что он ее «не услышал» и привела в пример Национальную библиотеку, после переезда которой в новое здание «все только выиграли». Возможно, но библиотека и театр ‒ это все же не одно и то же. Однако и продолжать дискуссию, не зная позицию самого Камаловского театра в этом вопросе, вряд ли имело смысл.
Поэтому следующий вопрос корреспондента «РТ» касался другого резонансного театрального дела ‒ буинского. Громом среди ясного неба стало для многих уголовное дело в отношении худрука и директора Буинского театра Раиля Садриева, которого подозревают в злоупотреблении полномочиями, связанными с продажей билетов на моноспектакль «Дервиш», где он играет главную роль. Называется и сумма ущерба ‒ 450 тыс. рублей. А пока идет следствие, Садриеву запрещено даже появляться в театре, который он же когда-то и создал.
«Я предлагаю в принципе отбросить эмоции и разделить два понятия: Раиль Садриев как творческая личность и административное устройство театра, ‒ посоветовала, комментируя ситуацию, Ирада Аюпова. ‒ Правоохранительные органы сейчас разбираются, мы тоже проверяем, как эти финансовые документы у нас проходили. Если документально подтвердится, что нарушений не было, то, думаю, все будет хорошо». Что же касается творческих вопросов, то, по словам министра, за 15 лет Буинский театр сильно продвинулся вперед, и прежде всего это заслуга художественного руководителя. «Раиль, безусловно, талантливый человек, и я очень его ценю. Тем не менее, даже в такой эмоциональной сфере, как театр и вообще культура, иногда надо выключать эмоции и с холодной головой двигаться дальше», ‒ резюмировала Ирада Аюпова.
В Свияжске с 26 по 28 июля пройдет масштабное мероприятие под названием “Духовное единство России – послание миру”. Его участники и зрители смогут погрузиться в разнообразные аспекты русской культуры от XVI до XXI века, включая духовную и фольклорную музыку, живопись, архитектуру и ремесла.
Каждый из трех дней фестиваля будет посвящен определенной эпохе с ее характерными особенностями. В программе – выступления 12 хоров из разных регионов России, а также гостей из Эстонии и Сербии. Регистрация на концерты открыта на сайте ostrovgrad.ru.
На фольклорной сцене Рождественской площади выступят коллективы, изучающие и представляющие русскую музыкальную культуру в традиционной и современной интерпретации.
В рамках фестиваля пройдут мастер-классы, игры для детей, выставки и круглые столы о русской духовной культуре. Мероприятие продолжится в музее-заповеднике “Великий Болгар” с 16 по 18 августа. Программа фестиваля бесплатная.
Организаторами выступают “Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан” и Музей-заповедник “Остров-град Свияжск” при поддержке Министерства культуры и других организаций.