Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • Рустам Минниханов выложил видео к 90-летнему юбилею певца Ильхама Шакирова

    Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения татарского певца и деятеля культуры, народного артиста ТАССР и РСФСР Ильхама Шакирова. Об этом в своем телеграм-канале отметил Раис РТ Рустам Минниханов.

    «Сегодня певцу Ильхаму Шакирову исполнилось бы 90 лет. Слушаете ли вы его песни и помните ли вы его?» — написал руководитель республики и опубликовал отрывок песни «Идел буе каеннары».

    Видео: t.me/rustamminnikhanov

    Ранее Раис РТ выложил в своем телеграм-канале видеоролик в честь Дня памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, — он отмечается в нашей стране 15 февраля.

  • «Каюм Насыри для нас – татарский Ломоносов»: в Казани почтили память великого ученого

    «Каюм Насыри для нас – татарский Ломоносов»: в Казани почтили память великого ученого

    Памятные мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения татарского просветителя, историка, этнографа, языковеда Каюма Насыри, прошли сегодня в Казани. Они начались с церемонии возложения цветов к могиле выдающегося ученого, которая находится на кладбище Ново-Татарской слободы в Казани.

    «Каюм Насыри для нас – татарский Ломоносов»: в Казани почтили память великого ученого

    «Сегодня мы отмечаем 200-летие Каюма Насыри, который посвятил жизнь просвещению татарского народа, развитию культуры, науки и прогресса. Его имя живет не только в юбилейные даты, но и в сердцах людей – общественных деятелей, представителей культуры, образования и науки. Есть великие имена, которые никогда не будут преданы забвению. И Каюм Насыри, безусловно, никогда не будет забыт», – подчеркнул начальник отдела взаимодействия c общественными организациями Министерства культуры РТ Айрат Файзрахманов.

    «Это не просто ученый, а настоящий энциклопедист, которого обязан знать каждый уважающий себя татарстанец. Важно проявлять интерес к его наследию, ведь именно Каюм Насыри стал основателем многих научных дисциплин, преподаваемых сегодня. Заложил основы современного татарского литературного языка, создал первый энциклопедический словарь на татарском языке. Мы обязаны чтить память о Каюме Насыри, передавать знания о его жизни и деятельности из поколения в поколение, сохраняя это великое наследие», – поделилась заведующая музеем великого ученого Кадрия Халимова.

    «Каюм Насыри для нас – татарский Ломоносов»: в Казани почтили память великого ученого

    Торжественные речи произнесли и другие участники церемонии, после чего собравшиеся возложили красные гвоздики на могилу великого просветителя.

    «Каюм Насыри для нас – своего рода «татарский Ломоносов». Чем глубже погружаешься в изучение его биографии, тем больше понимаешь масштаб его личности. Ведь он создавал карты, занимался математикой, стоял у истоков татарской литературы. Во всех областях, за которые брался, он достигал успеха. Трудно даже перечислить все его заслуги – проще сказать, чего он не умел! Именно поэтому так важно сохранять память о нем, продолжать и популяризировать его наследие», – рассказала педагог, ветеран труда, участница мероприятия Луиза Бадыгова.

    «Каюм Насыри для нас – татарский Ломоносов»: в Казани почтили память великого ученого

    После возложения цветов на могилу ученого участники мероприятия направились в музей Каюма Насыри, где их ожидала насыщенная программа. Гостям представили памятную монету Банка России, выпущенную в честь 200-летия со дня рождения просветителя. Также в этот день состоялось открытие выставки «Наставление повару: рецепты Каюма Насыри». Гостей ждала и лекция Айдара Хайрутдинова на тему религиозной и богословской деятельности выдающегося ученого. Все желающие могли осмотреть экспозицию музея.

    В 2025 году в Татарстане по указу Раиса РТ Рустама Минниханова отмечается 200-летие со дня рождения просветителя, перу которого принадлежат свыше 40 научных работ. Подробнее о том, как в республике отмечается юбилей ученого, читайте в материале «Всю жизнь добывал знания и учил людей: в Татарстане проходят мероприятия к 200-летию Насыри». О его жизни и творчестве можно узнать из статьи «Неизвестный Каюм Насыри: татарский Да Винчи без глянца и идеологических подчисток».

    Напомним также, что к юбилею просветителя Центробанк выпустил памятную серебряную монету, а «Почта России» – памятный конверт.

    Сегодня, 14 февраля, на телеканале «Культура» пройдет показ документального фильма «Соединяющий миры». Лента расскажет о жизненном пути ученого. Начало показа – в 19:45.

  • Казань признана культурной столицей исламского мира — 2026

    Казань признана культурной столицей исламского мира — 2026

    В 2026 году Казань станет культурной столицей исламского мира. О решении, принятом министрами культуры стран Организации исламского сотрудничества, написал в своем телеграм-канале Раис РТ Рустам Минниханов.

    Казань признали культурной столицей исламского мира - 2026

    Руководитель республики подчеркнул, что титул культурной столицы поможет Казани познакомить большее число людей со своей историей и традициями. Также он выразил благодарность за высокую оценку, данную столице Татарстана.

    Напомним, что накануне Раис Татарстана посетил с рабочим визитом Саудовскую Аравию, где совершил умру, провел серию встреч и принял участие в XIII Конференции министров культуры исламского мира в Джидде. В мероприятии принимали участие представители более чем 50 стран. Руководитель РТ напомнил, что по поручению Президента Владимира Путина возглавляет Группу стратегического видения «Россия — Исламский мир», и пригласил участников конференции на KazanForum в мае, на полях которого пройдет очередное заседание группы.

    Основными задачами конференции стали распространение правильного образа ислама и исламской культуры, поощрение диалога между культурами и религиями, работа по распространению ценностей культуры справедливости и мира, принципов свободы и прав человека в соответствии с исламским цивилизованным видением.

  • Деревянную усадьбу в Кукморском районе признали объектом культурного наследия

    Деревянную усадьбу в Кукморском районе признали объектом культурного наследия

    В Татарстане выявлен еще один объект культурного наследия — деревянный дом дворян Лебедевых в Кукморском районе. Здание находится в селе Лубяны, уточнили в Комитете РТ по охране объектов культурного наследия.

    Деревянную усадьбу в Кукморском районе признали объектом культурного наследия

    В пресс-службе напомнили, что Лебедевы сыграли ключевую роль в развитии региона. Они создали здесь лесопильный завод, который работал долгие годы. Его продукция поставлялась не только по стране. Благодаря торговле на международных ярмарках лесоматериалы отправлялись в Англию, а плетеная мебель — в Париж.

    Объект был построен в конце XIX века и сочетает в себе русское деревянное зодчество с элементами модерна.

    Во время революции усадьбу разграбили. Затем в здании размещались учебные заведения и детские сады. В настоящее время часть построек заброшена, однако не утратила своей ценности.

    Деревянную усадьбу в Кукморском районе признали объектом культурного наследия

  • «Впереди длинный путь»: в Казани реставрируют церковь Николы Тульского

    «Впереди длинный путь»: в Казани реставрируют церковь Николы Тульского

    В Казани ведутся противоаварийные работы на объекте культурного наследия «Церковь Николы Тульского». Об этом рассказали в Комитете РТ по охране объектов культурного наследия.

    «Впереди длинный путь»: в Казани реставрируют церковь Николы Тульского

    Как отметили в пресс-службе, предстоит «длинный путь по восстановлению святыни». Церковь входит в комплекс Казанского Богородицкого монастыря. Работы проводит лицензированная подрядная организация.

    Николо-Тульский храм был построен в первой половине XIX века по проекту архитектора Якова Шелковникова совместно с зодчим Бажановым. Средства на возведение святыни — 50 тысяч рублей — выделили из царской казны.

    В советские годы культовое сооружение было перестроено и лишилось купола с 8-колонными портиками. В здании располагалась табачная фабрика.

    В комитете подчеркнули, что убранство интерьеров церкви немногим уступало главному собору обители. Здесь находились знаменитые иконы XVI века в дорогих ризах, трехъярусный иконостас с колоннами и позолотой.

    Накануне стало известно, что для девяти объектов, входящих в состав ансамбля Казанского Богородицкого монастыря, повысили охранный статус. Реставрация памятника архитектуры также обсуждалась на встрече Раиса Татарстана Рустама Минниханова и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

  • Раздел на татарском языке стал одним из самых популярных в интернет-энциклопедии РУВИКИ

    Российская интернет-энциклопедия РУВИКИ в текущем году анонсирует новые технологические обновления, информирует пресс-служба сервиса. Одним из самых популярных разделов энциклопедии на языках народов России выделяют татарский. Пользователи смогут принимать участие в квизах, использовать функцию пересказа текста с помощью искусственного интеллекта и упрощенный визуальный редактор.

    В 2024 году РУВИКИ реализовала аудиоформат, элементы геймификации и технологии ИИ. За прошедший год было добавлено свыше 81 тысячи новых материалов, а также начато сотрудничество с Российской Академией наук и рядом других экспертных учреждений. Число рецензируемых материалов от РАН превысило 10 тысяч.

    Среди самых популярных разделов энциклопедии на языках народов России выделяются марийский, башкирский, татарский, якутский и чеченский.

    По словам гендиректора РУВИКИ Владимира Медейко, сохранение культурного наследия, доступность образования и поддержка языкового разнообразия — важные социальные аспекты.

    Ранее «РТ» писала, что на телеканале «Культура» покажут документальный фильм о Каюме Насыри.

  • Памяти артиста: в Казани стартуют юбилейные «Качаловские чтения»

    Памяти артиста: в Казани стартуют юбилейные «Качаловские чтения»

    11 февраля исполняется 150 лет со дня рождения народного артиста СССР Василия Качалова. Три дня в Казани будет проходить всероссийская научно-практическая конференция «Качаловские чтения», приуроченная к юбилею выдающегося русского артиста, имя которого с 1948 года носит Казанский академический русский Большой драматический театр. Торжественное открытие юбилейного научного форума состоится сегодня в фойе-атриуме театра, где установлен единственный в России памятник Василию Качалову.

    Василий Качалов

    ДОКЛАДЫ, ЭКСКУРСИИ, МАСТЕР-КЛАССЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ

    «Качаловские чтения» – совместный проект Казанского БДТ им. В.И.Качалова и двух крупнейших музейных институций: Центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина и Музея МХАТа. Тема конференции – «Русский психологический театр: традиция и современность». В форуме участвуют представители театрального, музейного и научного сообществ из 15 регионов страны, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Перми, Махачкалы, Тюмени, Белгорода и других городов. Почетными гостями конференции станут ректор Высшего театрального училища им. М.Щепкина Борис Любимов и профессор Школы-студии МХАТ Ольга Егошина. В программе, кроме докладов, – экскурсии, мастер-классы и творческие встречи. В рамках «Качаловских чтений» пройдет также презентация выставки, посвященной жизни и творчеству одного из корифеев русского психологического театра.

    КАЧАЛОВСКИЕ СЕЗОНЫ

    Напомним, что Василий Иванович Качалов начинал свой профессиональный путь на подмостках казанского театра, где проработал три сезона – с 1897 по 1900 год. В это время в Казани работала сильная труппа под руководством известного антрепренера Михаила Бородая, и Качалов прибыл с надеждой на успех. Его дебют состоялся в водевиле «Когда б он знал», «пристегнутому», по обыкновению, к основному спектаклю «Таланты и поклонники». Хотя первые роли не принесли 22-летнему артисту славы, его сценическое обаяние и в особенности голос, обладавший каким-то магическим тембром, сразу обратили на себя внимание публики. Качалов быстро завоевал популярность. Гимназистки буквально охотились за ним, чтобы заполучить автограф. Как горячие пирожки раскупались и фотооткрытки с Качаловым – например, в роли князя Шаховского («Царь Фёдор Иоаннович»), которые можно было приобрести в Чернояровском пассаже, в фотоателье Соломона Фельзера.

    Василий Качалов

    Поначалу Василий Качалов снимал в Казани меблированную комнату во второразрядных «номерах Михайлова» на Поперечно-Воскресенской улице (ныне – Лобачевского). Дом этот сохранился, и в память о знаменитом постояльце на его фасаде установлена мемориальная доска. Позже, сделавшись кумиром казанской публики, артист сменил квартиру и переехал на Попову Гору (ныне – Тельмана), предположительно в «номера Бергмана», где обычно останавливались приезжие знаменитости. Но эта достопримечательность старой Казани, к сожалению, не сохранилась.

    В начале 1900 года Качалов получил приглашение в Московский художественный театр и долго взвешивал все «за» и «против». Актерская карьера в Казани складывалась успешно, и в этой же труппе состояла его невеста – молодая актриса Нина Литовцева. К тому же основатель «товарищества драматических артистов» Бородай, чтобы перебить конкурентов, сразу повысил Качалову жалование до пяти тысячи рублей в год (а принимал его в труппу на сто рублей). И только «один старый актер», как вспоминал Василий Иванович, сказал ему: «Театр этот художественный, конечно, вздор. Но… Москва!». То есть поезжай не раздумывая. И Качалов внял этому дружескому совету.

    Накануне отъезда он выступил перед казанской публикой с прощальным концертом в зале Дворянского собрания. Поклонницы буквально завалили его цветами, а студенты преподнесли лавровый венок. Из Казани Василий Качалов уехал женатым человеком. Нину Литовцеву вскоре тоже приняли в труппу Художественного театра.

    КАК ВОССТАНОВИЛИ РАСПАВШУЮСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН

    В Москве Качалов прошел тот же путь, что и в Казани, –  сначала играл небольшие эпизодические роли и постепенно занял положение ведущего артиста. В числе его регалий – Сталинская премия, два ордена Ленина и многие другие. С тех пор он лишь однажды вновь оказался в Казани с гастролями артистов МХТ. О том, что когда-то он играл на здешних театральных подмостках, помнили тогда уже немногие. Да и сам артист о трех сезонах, проведенных в Казани, вспоминал достаточно редко. Не говоря уже о том, что здание городского театра, в котором он выступал, сгорело еще в 1919 году.

    Тем не менее, буквально на следующий день после кончины Василия Ивановича Качалова, который ушел из жизни 30 сентября 1948 года, вышло постановление правительства о присвоении его имени казанскому театру. Это событие, в свою очередь, послужило импульсом для поиска материалов, проливающих свет на казанский период жизни народного артиста. В результате в 1973 году в театре была торжественно открыта «Качаловская комната», а в 2005-м, по случаю 130-летия со дня рождения артиста, в театральном фойе установлен памятник Василию Качалову (скульптор – Асия Минулина). Осенью 2018 года в Казани также прошел первый Качаловский театральный фестиваль.

  • 1 марта в новом театре Камала пройдет первый спектакль – «Возвращение Тукая»

    1 марта в новом театре Камала пройдет первый спектакль – «Возвращение Тукая»

    1 марта в новом здании Татарского академического театра им. Г.Камала пройдет первый спектакль – «Казанга Тукай кайткан» («Возвращение Тукая») Айдара Заббарова. Это прошлогодняя премьера.

    Постановка будет сыграна дважды – 1 и 2 марта в универсальном зале. Об этом сообщает пресс-служба театра. При этом на сайте театра Камала уже нет билетов на эти спектакли.

    1 марта в новом театре Камала пройдет первый спектакль - «Возвращение Тукая»

    Напомним, что вручение Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в этом году пройдет в Казани, в новом здании Татарского академического театра им. Г.Камала, открытие которого состоялось 20 января 2025 года с участием Раиса Татарстана Рустама Минниханова, главы Минстроя Ирека Файзуллина и министра культуры России Ольги Любимовой. Подробнее — в материале «РТ»: «Открывает невероятные возможности»: новый театр Камала станет центром культуры для всей страны.

    1 марта в новом театре Камала пройдет первый спектакль - «Возвращение Тукая»

  • Шедеврам пора на покой: «Эрмитаж-Казань» готовится к первой масштабной замене экспонатов

    Шедеврам пора на покой: «Эрмитаж-Казань» готовится к первой масштабной замене экспонатов

    Центр «Эрмитаж-Казань» готовится к первой масштабной замене экспонатов, представленных на выставке «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков».

    Ротация – это необходимая процедура для сохранения хрупких произведений, особенно чувствительных к свету. В первую очередь это касается графики. Длительное экспонирование может привести к выцветанию и повреждению бумаги, поэтому графические шедевры, представленные в трех залах эрмитажной выставки, полностью сменятся.

    Однако до 2 марта у казанцев и гостей города еще есть возможность увидеть, например, рисунок Эдгара Дега «Танцовщица, поправляющая туфли», цветные литографии Альфонса Мухи из серии «Времена года» («Весна» и «Лето»), известные работы Феликса Валлоттона, Анри Тулуз-Лотрека, Поль-Сезара Эллё и других мастеров. Большинство из этих произведений представляют собой редкие образцы доступного искусства и коммерческой графики, отражающей бурную жизнь Парижа.

    С 3 марта выставка будет закрыта на ротацию и откроется обновленной уже 6 марта. Среди ее экспонатов свое место займут работы Анри-Габриэля Ибеля «Цирк», Жюля Паскина «Компания за столом», пять декоративных панно Эжена Грассе, акварель Александра Бенуа «Париж. Улица Сен-Сюльпинс» и другая графика, которая редко экспонируется за пределами Государственного Эрмитажа.

    Выставка «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков» будет работать в Казани до сентября. За это время планируется еще одна масштабная ротация экспонатов, которая состоится предположительно в июле.

    Напомним, что «Прекрасной эпохой» (Belle Époque) называли короткий, но яркий период европейской истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом. Это самые счастливые и беззаботные годы для Европы, отмеченные миром, процветанием и благополучием. Также это был особый период для изобразительного искусства. Прекрасную эпоху называли «раем для гедонистов», а одним из ее главных символов стал Париж, который наводнили талантливые художники. В составе выставки из собрания Государственного Эрмитажа около 200 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, которые передают образ удивительного времени, навсегда изменившего саму суть художественного творчества.

  • Детская театральная студия «Апуш» представила в Казани обновленный мюзикл «Абугалисина»

    Детская театральная студия «Апуш» представила в Казани обновленный мюзикл «Абугалисина»

    Детская театральная студия «Апуш» представила в Казани обновленный мюзикл «Абугалисина» по мотивам повести-сказки татарского просветителя Каюма Насыри. В мюзикле «Абугалисина» есть всё, что нужно настоящему детскому спектаклю: приключения, отважные герои и загадки, а также много музыки, песен и танцев.

    мюзикл «Абугалисина

    Напомним, что студия «Апуш», созданная под патронажем мэра Казани, работает в трех культурных центрах города – «Сайдаш», «Чулпан» и КДК им. Ленина. Около ста юных казанцев бесплатно занимаются здесь актерским мастерством, сценическим движением и вокалом. Мюзикл «Абугалисина» стала дебютным спектаклем для детей, занимающихся на базе культурного центра «Чулпан». Премьера состоялась два года назад, а в преддверии 200-летия со дня рождения Каюма Насыри музыкальный спектакль был представлен новым составом студии. В постановке заняты все 39 воспитанников, в том числе ребята, которые начали заниматься совсем недавно.

    Подготовка к мюзиклу началась в декабре, а юных актеров готовили опытные наставники. Среди них заслуженные артисты Татарстана Алмаз Сабирзянов, Гузель Шакирова и другие. Музыку для спектакля сочинил композитор Зульфат Валиуллин, а стихи к песням — поэтесса Гелюса Батталова. Режиссером выступила руководитель студии «Апуш» Алия Файзрахманова.

    Абугалисина − реальная личность, известная также как Авиценна. К образу средневекового врача и философа Насыри обращается для того, чтобы в доступной и увлекательной форме поведать о могуществе знаний, чистой любви и стремлении к добру. По сюжету повести-сказки два брата – Абугалисина и Абульхарис – в течение года находятся в пещере, где много читают и набираются ума-разума. Но полученными знаниями каждый распоряжается по-своему. Один из братьев одержим идеей помогать людям, а второй заботится исключительно о собственном благе.

    мюзикл Абугалисина

    В отличие от литературного оригинала, Абугалисина в спектакле играет не юноша, а девушка. Ушли авторы постановки и от прямолинейной назидательности, в остальном же колорит и просветительский посыл восточной сказки не претерпели изменений. «Это история о силе мудрого слова, о любви и тяге к знаниям», – отмечают создатели спектакля. Ближайший показ мюзикла «Абугалисина» состоится 24 февраля в культурном центре «Чулпан» (Казань, проспект Победы, 48а).

    О жизни ученого-просветителя читайте в материале «РТ» «Неизвестный Каюм Насыри: татарский Да Винчи без глянца и идеологических подчисток».

  • Новый охранный статус присвоен объектам Богородицкого монастыря в Казани

    Девять объектов из ансамбля Богородицкого женского монастыря в Казани получили региональный охранный статус. Ранее их относили к объектам местного значения, сообщили в Комитете РТ по охране объектов культурного наследия.

    Решение касается следующих зданий и конструкций:
    — ансамбль «Богородицкий женский монастырь» (конец XVII — XIX вв.);
    — руины Собора Казанской иконы Божией Матери с Пещерным храмом (конец XVI — начало XIX вв., 1910 — 1913 гг.);
    — церковь Николы Тульского (1806 — 1816 гг.);
    — церковь Крестовоздвиженская (1865 — 1877 гг.);
    — настоятельский корпус (1810 — 1832 гг.);
    — монастырская гостиница (1838 г.);
    — корпус для монахинь (1814 г., 1842 г.);
    — церковно-приходская школа (1895 г.);
    — ограда с башнями и проездными воротами (1830г.).

    Также комитет планирует провести реставрационные работы в здании настоятельского корпуса, корпуса для монахинь, церкви Николы Тульского и здании церковно-приходской школы. Специалисты вернут объектам их исторический облик.

    Напомним, что реставрация Казанского богородицкого монастыря стала главной темой встречи Раиса Татарстана Рустама Минниханова и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Участники обсуждения отметили высокий уровень межрелигиозного согласия в России, в частности, добрые православно-мусульманские взаимоотношения в Татарстане.

    Ранее «РТ» сообщала, что здание часовни на территории Казанского федерального университета включат в реестр объектов культурного наследия.

  • На телеканале «Культура» покажут документальный фильм о Каюме Насыри

    В честь 200-летия татарского просветителя Каюма Насыри 14 февраля на телеканале «Культура» пройдет показ документального фильма «Соединяющий миры». Лента расскажет о жизненном пути ученого. Об этом пишет «Татар-информ».

    Каюм Насыри проявлял интерес ко всему вокруг, восхищался и стремился делиться своими открытиями с миром. Он жил с пониманием ценности своей жизни, продвигаясь не от великих амбиций к значимым достижениям, а от одного простого дела к другому.

    Создатели фильма считают, что именно так ученый достиг выдающихся высот и показал, что наука и религия взаимодополняют друг друга. Он на своем примере продемонстрировал возможность сотрудничества православных и мусульман, работающих на общую цель.

    По мнению режиссера Андрея Лысякова, Каюм Насыри – это сила, объединяющая миры. Он верил, что только через культурный диалог татарский народ сможет добиться успеха во всех сферах.

    Некоторые события его жизни в фильме изображены с участием актеров Даниля Зинатуллина и Фаниса Зиганшина. Используются живые инструменты и старинная стилизованная графика.

    Премьера состоится 14 февраля 2025 года в 19:45 на федеральном телеканале «Культура».

    Напомним, что в 2025 году в Татарстане по указу Раиса РТ Рустама Минниханова отметят 200-летие со дня рождения просветителя. Его перу принадлежат свыше 40 научных работ, относящихся к различным направлениям.

    Более подробно о татарском ученом-просветителе «РТ» писала в материале: «Неизвестный Каюм Насыри: татарский Да Винчи без глянца и идеологических подчисток».