Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • В мечети Кул-Шариф пройдет выставка, приуроченная к кинофестивалю

    В мечети Кул-Шариф пройдет выставка «Хадж. Чувства и ощущения», приуроченная к XX Казанскому международному кинофестивалю «Алтын минбар»,сообщает пресс-служба музея-заповедника «Казанский Кремль».

    Экспозиция откроется 6 сентября в 15:00 и будет работать до 13 сентября с 9:00 до 19:00. Вход бесплатный.

    На выставке будут представлены 25 фотографий, а также два фильма, созданные художником из Саудовской Аравии Марваном Амином Фатани. В работах запечатлены такие святые места, как Заповедная мечеть и Кааба в Мекке, гора Арафат и долина Муздалифа, а также мечеть Пророка в Медине. Фильмы выполнены в техниках таймлапс и гиперлапс, что позволяет наглядно показать процесс паломничества.

    Руководитель творческого киноклуба Мекки Марван Амин Фатани впервые представляет свой проект в России.

    Ранее «РТ» писала, что сформирован шорт-лист XX Казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар».

  • Начались съемки продолжения фильма «Хозяин Алтайских гор»

    Центр по изучению и сохранению снежного барса «Ирбис» приступил к работе над новым международным фильмом. Ранее съемки прошли в Монголии и Индии.

    Как сообщила директор “Ирбиса” Дарья Петрова, новый фильм станет продолжением документального исследования «Хозяин Алтайских гор». Если в первой ленте съемки проходили в национальном парке «Сайлюгемский», то в новой работе будут показаны все охраняемые территории, где обитает этот дикий представитель кошачьих.

    Создание «Хозяина Алтайских гор» заняло три года. Это первое кино, в котором жизнь снежного барса в дикой природе России показана детально и подробно. В Казанском Кремле прошла интерактивная выставка «Ирбис. Кошка-невидимка», посвященная снежному барсу.

    В новом фильме будет продолжена история молодого барса по имени Турал (бессмертный), который оказался единственным, выжившим в условиях зимнего голода.

  • Ольга Кабо, Светлана Крючкова, Нина Шацкая: в Елабуге открываются Цветаевские чтения

    Ольга Кабо, Светлана Крючкова, Нина Шацкая: в Елабуге открываются Цветаевские чтения

     

    Сегодня  в Елабуге открываются XI Международные Цветаевские чтения «Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе…». В нынешнем году мероприятие будет проходить под знаком 35-летия Елабужского музея-заповедника и в новом формате. Основными событиями Цветаевских чтений, которые продолжатся до 6 сентября, станут культурно-познавательные, литературные и музыкальные программы.

    Новинка этого года – Единый урок «Читаем Цветаеву» в учебных заведениях города в рамках проекта «Музей-заповедник – городу». Урок пройдет при участии актеров Русского драматического театра «Мастеровые» (Набережные Челны) в 12 школах и четырех колледжах Елабуги.

    Музыкальный блок откроет концерт-посвящение Марине Цветаевой, в котором примут участие казанские гостьи – заслуженная артистка Татарстана Юлия Зиганшина, которая выступит с программой «Все в груди слилось и спелось…», и лауреат Грушинского фестиваля, автор и исполнитель песен на стихи поэтов Серебряного века Эльмира Галеева.

    Второй день ознаменуется открытием мемориальной доски М.И.Цветаевой на здании Библиотечного техникума, где в годы Великой Отечественной войны находилось общежитие для эвакуированных. Марина Ивановна с сыном провели там первые два дня в Елабуге.

    Вечером 4 сентября в городском Дворце культуры состоятся концерт народной артистки России Светланы Крючковой «Между любовью и любовью» и вручение Литературной премии им. М.И.Цветаевой.

    С моноспектаклями и поэтическими программами также выступят актрисы Ольга Кабо, Нина Шацкая и Светлана Романова (КАБДТ им. В.И.Качалова). Кроме этого, в рамках Цветаевских чтений пройдут презентации выставок и книг, конкурс чтецов и другие мероприятия.

    Напомним, Цветаевские чтения проходят в Елабуге с 2002 года (один раз в два года). В предыдущий раз они были посвящены 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой  и собрали в Елабуге около 100 гостей. Среди них – литературоведы, переводчики, представители музейного сообщества из многих регионов России и других стран.

  • «Можно передать разные эмоции»: итальянский скульптор Куинн представил свои «руки» в Казани

    «Можно передать разные эмоции»: итальянский скульптор Куинн представил свои «руки» в Казани

    Итальянский скульптор Лоренцо Куинн не менее знаменит, чем его отец – голливудский киноактер, обладатель двух «Оскаров» Энтони Куинн, и появление художника в Казани на открытии посвященной ему выставки стало маленькой сенсацией.  

    Выставка открылась 30 августа в творческом пространстве ES Gallery Studios (ул. Островского, 98)  и стала сюрпризом даже для самого Лоренцо Куинна. С транспортировкой произведений искусства нынче большие проблемы, поэтому собственно скульптурных работ, вернее, их миниатюрных копий, на выставке всего три и, по словам хозяйки галереи Элины Сафаровой, они принадлежат российским коллекционерам. В основном же здесь представлены  широкоформатные фотоизображения наиболее известных монументальных работ Лоренцо Куинна, которые украшают общественные пространства многих городов мира – Венеции, Рима, Шанхая, Бирмингема, Дохи. Они выставлялись даже в Гизе, по соседству с пирамидами.

    Виновник торжества явно остался доволен презентацией и, переходя от фотографии к фотографии, по-итальянски эмоционально рассказывал о смыслах, которые вкладывает в ту или иную работу. А свой приветственный спич Лоренцо Куинн начал с главного вопроса, который обычно ему задают: почему во всех его скульптурных композициях присутствуют руки?

    «Через руки можно передать самые разные эмоции. Они могут любить, творить, созидать красоту и добро и в то же время способны разрушать, ненавидеть. Кроме того, руки – это универсальный язык, который понятен всем. Язык жестов не требует перевода. Я выставляюсь на всех континентах, и для меня важно своими работами проявить уважение ко всем культурам мира. Когда вы смотрите на скульптурное изображение рук, то не можете определить, человеку какой расы они принадлежат. На картине это возможно, по цвету, а в скульптуре – нет. И это тоже способствует нашему единению», – пояснил Лоренцо Куинн.

    Пожалуй, самую широкую известность получила его инсталляция «Поддержка» (Support), которая создавалась специально для Венецианской биеннале современного искусства. Две огромные руки, выступающие из воды, поддерживают стену старинного палаццо. Не секрет, что ежегодно Венеция уходит под воду на несколько сантиметров, и автор призывает задуматься об этом и в целом о проблемах экологии. «Установка скульптуры была очень сложной, все нам говорили, что Венецию трогать нельзя. Но мэру понравилась моя работа, и все получилось», – рассказал Лоренцо. По его словам, фото этой инсталляции получило более 2,5 млрд репостов в интернете. Планировалось, что «руки» уберут через шесть месяцев, но в итоге скульптура простояла год.

    Еще одна инсталляция, наделавшая много шума в Венеции, называется «Строительство мостов». Здесь уже шесть пар рук, соединенных над одним из венецианских каналов и олицетворяющих главные человеческие ценности – любовь, мудрость, надежду, помощь, дружбу и веру. «Как художник и человек я стремлюсь оставить этот мир в лучшем состоянии, чем тот, в который пришел», – прокомментировал свое творение Лоренцо Куинн.

    Среди наиболее известных его работ нельзя не назвать также созданную для ООН скульптуру «Древо жизни» и, пожалуй, самую важную для самого художника инсталляцию «Рука Бога». Композиция изображает сгорбленного обнаженного человека, который сидит на заботливо поддерживающей его огромной ладони. Одна из авторских копий этой скульптуры находится в Эрмитаже, в уменьшенном виде она представлена и в Казани.  По словам художника, эта работа навеяна христианской притчей «Следы на песке». «Даже сейчас при упоминании о ней у меня мурашки бегут по телу, – признался Лоренцо. – «Рука Бога» – это мое посвящение людям, которые поддерживают нас в те моменты, когда мы больше всего нуждаемся в помощи».

    По словам художника, установка скульптуры «Вместе» в Гизе стала первым случаем за четыре с половиной тысячелетия, когда современному искусству позволили приблизиться к египетским пирамидам. «Для меня это было очень важное событие, тем более что раньше я никогда не был в Египте. А тут получил и приглашение в страну, и разрешение установить мою работу в одном из самых значимых мест в истории человечества», — поделился Лоренцо Куинн. Скульптура в виде соприкасающихся пальцев рук выполнена из металлической сетки (нержавеющая сталь) и наглядно демонстрирует, что отдельная нить слаба, но соединенные вместе нити становятся неразрывными.

    Лоренцо родился в Италии в 1966 году в семье голливудской звезды Энтони Куинна («Блеф», «Старик и море», «Лев пустыни») и в юности не избежал увлечения кинематографом. Как актер он снялся в восьми фильмах, самая известная его роль – молодой Страдивари в одноименной картине 1988 года (роль пожилого Страдивари сыграл Энтони Куинн).  Но позже Лоренцо понял, в чем его настоящее призвание, и поступил в Академию изящных искусств в Нью-Йорке.  Сейчас он вместе с женой и тремя сыновьями живет в Барселоне и занимается исключительно художественным творчеством.

    «Лоренцо – замечательный человек, скульптор с большой буквы, автор известных работ, которые несут глубокий и добрый смысл. Он впервые в Казани, в Татарстане, и это волнительное событие для него и большая честь для нас», – сказала на открытии выставки Элина Сафарова. По ее словам, молодым галереям не так просто привозить крупных мастеров, в данном же случае Лоренцо сам заметил их через социальные сети и захотел приехать, несмотря на нынешнюю ситуацию в мире.

    «Я счастлив сегодня быть здесь вместе с вами, – подтвердил ее слова скульптор. – И я с нетерпением жду, когда смогу привезти в Казань больше своих работ и организовать здесь полноценную выставку».

    Уже после официальной части Элина Сафарова сказала корреспонденту «РТ», что Лоренцо Куинн хотел бы также создать скульптуру специально для столицы Татарстана. Присутствовавший на вернисаже мэр Казани Ильсур Метшин, честно говоря, не производил впечатление человека, посвященного в эти далеко идущие планы итальянского гостя. Но кто знает, кто знает…

  • Разбили тарелку и пошли снимать: в Казани стартовал шестой сезон проекта «Кино за 7 дней»

    Разбили тарелку и пошли снимать: в Казани стартовал шестой сезон проекта «Кино за 7 дней»

    Пять лет назад идею этого проекта даже сами организаторы называли авантюрной, но она оказалась еще и долгоиграющей: в Казани стартовал шестой сезон международного проекта «Кино за 7 дней» (Film7Days).

    Напомним, что «авантюра» сочетает в себе черты творческой лаборатории и выездного кинокампуса. В его рамках десять творческих групп из разных стран ровно за неделю должны снять, смонтировать и представить на суд международного жюри десять короткометражных игровых фильмов, в той или иной форме отсылающих к истории и культурным кодам Татарстана. Локации, разумеется, должны быть узнаваемыми, но сама «картинка» не сводится к эффектным видам по типу презентационного ролика. Жанр не имеет значения, это могут быть как семейная драма, так и фэнтези, триллер и т.д.

    В этом году все десять команд, участвующих в проекте, представляют страны БРИКС. Съемки проходят в Казани и впервые в Альметьевске при поддержке «Татнефти». Фильмы-участники поборются за три главных денежных приза: 500, 300 и 200 тысяч рублей. Итоги конкурса объявят 6 сентября на церемонии открытия Казанского международного фестиваля «Алтын минбар». Затем фильмы-победители объединят в альманах для показа в кинотеатрах.

    По словам генерального продюсера проекта – петербуржца Станислава Ершова, «Кино за 7 дней» интересно тем, что в Татарстан приезжают команды, у которых «не замылен глаз». И они могут предложить свежий взгляд на то, к чему местные жители давно привыкли и почти не замечают. «Команды в этом году подобрались серьезные, и все настроены по-взрослому. Я надеюсь, что этот опыт будет позитивным, потому что глаза у ребят горят»,– отметил Ершов на пресс-конференции, посвященной старту проекта.

    «Кино за семь дней я никогда не снимал, и для меня это вызов, – признался российский участник проекта Илья Северов. – Очень хочется попробовать и увидеть, что можно сделать в этих экстремальных условиях в незнакомом городе и практически с незнакомой командой».

    Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова всегда благоволила этому проекту и, приветствуя его нынешних участников, взяла на себя роль гида. В своем небольшом историческом экскурсе она сделала акцент на объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных на территории республики. А напоследок все участники проекта расписались на специальной тарелке и, по киношной традиции, разбили ее, взяв себе по осколку. В финальный день проекта, по той же традиции, они попробуют из этих осколков собрать тарелку заново.

  • Десять виртуальных концертных залов появилось в Татарстане благодаря нацпроекту

    Десять виртуальных концертных залов появилось в Татарстане благодаря региональному проекту «Цифровая культура» в рамках национального проекта «Культура». Об этом сообщает пресс-службы Минкультуры РТ.

    В новых залах только в I полугодии провели 124 трансляции. Их посмотрело почти три тысячи человек.

    Ранее «РТ» писала, что более 900 татарстанцев приступили к обучению по федеральному проекту «Содействие занятости» национального проекта «Демография» в этом году.

    Национальные проекты реализуются в стране с 2019 года по инициативе и поручению Президента РФ Владимира Путина. Действующие нацпроекты завершаются в России в 2024 году. На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 21 декабря 2023 года глава государства поручил подготовить и запустить обновленные программы.

  • В Казани пройдет Международный фестиваль «Съезд диксилендов стран БРИКС+ в России»

    С 28 по 30 августа Казань станет площадкой для Международного фестиваля «Съезд диксилендов и этноджазовых ансамблей из стран БРИКС», сообщает Минмолодежи РТ.

    В мероприятии примут участие как российские, так и зарубежные коллективы, представляющие страны БРИКС, а также музыканты из других уголков мира. Фестиваль предшествует саммиту БРИКС, подчеркивая дипломатическую роль джаза в объединении людей и демонстрируя гостеприимство Татарстана.

    Проект включен в «План мероприятий в рамках БРИКС» Министерства иностранных дел России на 2024 год. Президентом фестиваля выступает известный джазовый музыкант и народный артист России Алексей Козлов, а арт-директором — выдающийся музыкант Пётр Востоков. Продюсером фестиваля является Михаил Фрейдлин, известный своими международными арт-проектами.

    Фестиваль пройдет на центральных улицах, в парках и на других площадках Казани, предлагая разнообразные дневные и вечерние джазовые мероприятия. Завершится он Гала-концертом с участием сводного оркестра БРИКС+, который исполнит популярные мелодии.

    Первый день, 28 августа, откроется «Джазовым приемом» в закрытом формате для дипкорпуса стран БРИКС и представителей музыкального сообщества Казани. Также в этот день будут показаны джазовые фильмы на открытых площадках города.

    Во второй день, 29 августа, Казань наполнится звуками джазовых оркестров. Вечером пройдет парад диксилендов от улицы Баумана до старого здания театра Камала, а также запланированы трансляции фильмов и большой фестивальный концерт.

    Финальный день фестиваля, 30 августа, обещает быть насыщенным: выступления музыкантов пройдут в живописных местах города, включая Театр кукол «Экият» и парк «Горкинско-Ометьевский лес».

    Кульминацией станет выступление «Сводного международного оркестра БРИКС» на сцене у старого театра Камала, а также концерты творческих коллективов в рамках празднования Дня города и Дня Республики Татарстан.

  • Евгений Водолазкин: дайте автору умереть и потом включайте в учебники

    Евгений Водолазкин: дайте автору умереть и потом включайте в учебники

    Приезд в Казань одного из самых известных и читаемых современных писателей Евгения Водолазкина затмил многие культурные события нынешнего лета. Творческая встреча с автором «Лавра» и «Авиатора»  под названием «Открытый разговор» прошла в Национальной библиотеке Татарстана при полном аншлаге.

    КАЗАНЬ СТАЛА МОДНОЙ

    По словам гостя, в Казань он прилетел из Шанхая и прямо отсюда отправится сначала в Ясную Поляну, а затем в испанскую Гранаду. Уже одно это говорит о том, как непросто сегодня заполучить в собеседники столь востребованного автора. Но у столицы Татарстана все же есть некоторые преимущества. И не только потому, что «Казань становится модным городом», как не преминул отметить Евгений Водолазкин. Кроме этого, здесь с успехом идут два спектакля, поставленные по произведениям писателя. Это кукольный «Авиатор» в театре «Экият» и «Музей» в театральном пространстве «Особняк Демидова». Собственно, для того чтобы посмотреть эти спектакли, Водолазкин и выкроил время в своем плотном графике передвижений по стране и миру. А встреча в Национальной библиотеке стала своеобразным бонусом городу и горожанам. «Мне действительно везет в театральном отношении. И что особенно приятно, мои пьесы и инсценировки идут по всей стране, а не только в Москве и Питере, – сказал Евгений Водолазкин. – А вот с кино везло меньше. Однажды у меня была даже пресс-конференция по поводу моих неснятых фильмов. И только в этом году, если, бог даст, все сложится, выйдет фильм «Авиатор».

    Добавим, что история с экранизацией «Авиатора» вправду подзатянулась. Сначала фильм должны были снимать братья Пресняковы, потом в качестве режиссера и исполнителя главной роли предполагался Данила Козловский, но в итоге в режиссерском кресле оказался Егор Кончаловский, а в главной роли снялся Константин Хабенский. Премьера фильма назначена на осень этого года.

    СРЕДНЕВЕКОВЬЕ – ГУМАННАЯ ЭПОХА

    В Национальной библиотеке был аншлаг. Причем среди тех, кто почти два часа внимал писателю, а потом еще выстоял очередь за его автографом, были люди, которые не стеснялись признаться, что не читали ни одного романа Евгения Водолазкина. Но это лишь подтверждает, что сегодня это знаковое имя, и не только в художественной литературе. Напомним, что по образованию он филолог и до сих пор является сотрудником Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Как и Дмитрий Лихачёв, с которым ему довелось тесно работать, Евгений Германович – один из крупнейших специалистов по древнерусской литературе. И понятия «Средневековье» и даже «новое Средневековье», которыми все чаще характеризуют наше время, он произносит без привычной негативной коннотации. «Если вдуматься, Средневековье было очень гуманной эпохой. Я не шучу: вспомним о том, что в Средневековье не было концлагерей, идей массового убийства людей… Все самое худшее, что было в истории человечества, происходило в просвещенном XX веке», – не устает повторять Евгений Водолазкин.


    Евгений Водолазкин – известный российский прозаик, доктор филологических наук, автор романов «Лавр», «Авиатор», «Чагин» и других. Лауреат многих литературных премий, в том числе «Большая книга» и «Ясная Поляна»


    А один из первых вопросов, который был задан писателю в Казани, звучал почти философски: «Это правда, что времени нет?»

    «Конечно, – мгновенно отреагировал он, будто ждал этого вопроса. – Но об этом будем знать только мы с вами. Потому что, если объявить это всем, мы не сможем встречаться. Вот и сегодня бы не собрались. Я бы пришел, допустим, в пять часов, а вы в восемь. Но кроме бытового значения, времени по большому счету нет. Время погружено в вечность и дано нам просто по нашей слабости, чтобы все события не нахлынули одновременно. Уж не знаю, как искусственный интеллект, но естественный не справится, если все, что человеку дано пережить, он будет переживать одномоментно. Поэтому будем придерживаться конвенции и считать, что время существует, но в глубине души мы знаем, что времени нет. Это просто маленький эпизод».

    ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ ИЕРОГЛИФЫ

    Свой первый роман Евгений Водолазкин опубликовал уже после сорока лет. Сегодня ему шестьдесят, и его текстам посвящают целые научные конференции, не говоря уже про многочисленные статьи и диссертации. Например, одна такая конференция состоялась в Краковском университете и собрала почти 100 ученых-литературоведов из 19 стран. Сам писатель относится к этому не без доли юмора, но старается, по его словам, читать все, что о нем пишут. «В Китае одна исследовательница написала обо мне четыре статьи. По-китайски. И каждый раз я ей отвечал: «Очень красивые иероглифы». Потом она перевела одну статью и опубликовала в журнале «Знамя». И там есть интересная мысль, что для китайского читателя роман «Лавр» – это не жизнеописание русского святого, пусть и вымышленного, а идеальное воплощение идей дао. Прямо скажу, про дао я знаю немного, но, с другой стороны, почему бы нет, каждый человек воспринимает все в русле собственной традиции», – размышлял вслух Евгений Водолазкин.

    По ходу встречи он не раз возвращался к мысли, что текст – это еще не произведение. Таковым он становится лишь тогда, когда у него появляется читатель. «Каждый читатель понимает этот текст по-своему. И в этом отношении он является соавтором. Это не метафора, а чистая правда. И сколько таких соавторов, столько и произведений. Причем это не заканчивается с уходом писателя. Если книга удачная, то какое-то время текст продолжает свое развитие. Классический пример – «Дон Кихот», который был задуман как антирыцарский роман, а сейчас он совсем о другом. Или «Слово о полку Игореве». В нашем понимании князь Игорь – совершенно романтический герой, хотя изначально это был текст о заштатном князе, да еще и проигравшем», – напомнил доктор филологических наук.

    ОДНАЖДЫ НА БАРМАЛЕЕВОЙ УЛИЦЕ

    По словам Водолазкина, писательство – это энергетический процесс. Человек  улавливает некие потоки свыше и конвертирует их в текст. Но это не навсегда. Даже Томас Манн (гений!) боялся, что у него может не получиться новый роман. И этот страх может настичь любого. Потому что на голой технике хороший роман не напишешь. «Пока я не испытываю такой вот творческой импотенции. И, не поверите, сейчас пишу детектив. Жанровый роман – это вообще моя слабость. «Авиатор», например, формально фантастический роман, хотя я не люблю фантастику. И «Лавр» у меня «неисторический роман». Но я люблю брать какой-нибудь тривиальный жанр и вкладывать в него другие идеи. Вот сейчас пришло время детектива. В моем будущем романе расследуется убийство, которое произошло в Петербурге на Бармалеевой улице. Я живу неподалеку…», – поделился творческими планами Евгений Водолазкин и на всякий случай напомнил, что название улицы происходит не от «Бармалея» Корнея Чуковского, а ровно наоборот.

    О ФЕМИНИСТКАХ, ИНОАГЕНТАХ И ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

    Также гость высказался на модную нынче тему феминитивов в русском языке. «Я стою на том, что нет литературы женской и мужской. Есть литература и нелитература. Для меня женщины и мужчины абсолютно равны, и я говорю это совершенно искренне, не пытаясь понравиться феминисткам. С другой стороны, мне кажется немного странным портить язык словами типа «режиссерка». Да, в русском языке есть феминитивы, такие, например, как «учительница» или «журналистка», но они пришли в язык постепенно, безо всякого насилия. Каждое слово должно вызреть», – считает Евгений Водолазкин.

    Не уходил писатель и от «неудобных» вопросов – например, о книгах иноагентов, которые сегодня пропали из библиотек и книжных магазинов, хотя еще недавно их экранизировали и ставили в театрах.

    «Я отношусь к этому однозначно и считаю, что книга не должна становиться жертвой общественно-политических процессов. Если к конкретной книге есть претензии, существует такое заведение, как суд. А убирать книги по щелчку или по звонку, мне кажется, неправильно», – считает Евгений Водолазкин.

    «Это вообще неправильно, когда кто-то за меня решает, что читать и не читать, – продолжил он. – Может, такое еще допустимо в отношении детей, и то я бы не торопился. Но взрослый человек способен решать сам. Стендаль когда-то сказал, что опираться можно только на то, что имеет сопротивление. И если книги не содержат какой-то прямой угрозы для нравственности, общественного климата, они должны быть в открытом доступе».

    А напоследок писателя спросили, какое из своих произведений он хотел бы видеть в школьной программе. «Честно скажу – никакое. И не потому, что я такой скромный. Мне кажется, что живым авторам не место в учебниках литературы. Споры вокруг них еще не окончены. Дайте автору умереть и потом включайте его в любые программы».

  • Кусочек Дома Романовых: в Казани открылась выставка «Дом с Императорскою квартирою»

    Кусочек Дома Романовых: в Казани открылась выставка «Дом с Императорскою квартирою»

    В Казани открылась выставка «Дом с Императорскою квартирою», посвященная истории Губернаторского дворца, а ныне официальной резиденции Раиса Татарстана Рустама Минниханова.

    В экспозиции представлены архивные документы, гравюры, живопись, фотографии, а также старинная мебель, археология, монетный клад XVI века.

    Губернаторский дворец в Казанском Кремле построен в середине XIX века по проекту архитектора Константина Тона, создателя исторического храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве. Для его постройки было выбрано то же место, где в эпоху Казанского ханства располагался комплекс ханского двора. Таким образом была подчеркнута  преемственность центра власти в регионе. Поэтому один из разделов выставки посвящен предыстории здания – Ханскому двору и Царёву двору XVI-XVII веков.

    Особое значение имеет то, что Губернаторский дворец в Казани являлся одной из резиденций правящей династии Российской империи. На одном из его этажей располагалась Императорская квартира, предназначенная для членов Дома Романовых.

    Не обошли здание стороной и бурные события XX века. К примеру, здесь размещались органы власти Временного правительства, а в период Великой Отечественной войны дворец стал домом для эвакуированных в Казань советских граждан. Сегодня Губернаторский дворец – это резиденция Раиса Республики Татарстан. Его история как символа государственной власти в регионе продолжается.

    Познакомиться с экспозицией «Дом с Императорскою квартирою» можно в выставочном зале Музея истории государственности татарского народа и РТ. Для ее создания были привлечены экспонаты из коллекций Национального музея и Музея изобразительных искусств РТ, Института археологии им. А.Х.Халикова АН РТ, Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева (Москва), музея-заповедника «Зарайский Кремль» и других.

  • Госансамбль песни и танца Татарстана открыл новый сезон концертами в Кремле

    Госансамбль песни и танца Татарстана открыл новый сезон концертами в Кремле

    Госансамбль песни и танца Татарстана открыл новый сезон двумя концертами под открытым небом на территории Казанского Кремля.

    В программу концертов, состоявшихся во дворе Присутственных мест, вошли номера из золотого фонда ансамбля. Среди них – белорусский танец «Весялуха», задорная русская «Субботея», «Башкирский танец» и другие. А перед этим у Госансамбля, который находится в прекрасной творческой форме, прошли также выступления в Москве в рамках Дней культуры Татарстана.

    – Сейчас мы начинаем активную подготовку к премьерам сезона. В декабре представим зрителям новую версию этномюзикла «Семь жемчужин» – проекта нового формата, в котором переплетаются танец, вокал и слово. Основанный на народных традициях и символах, он в то же время представляет собой образец современного искусства. В нем звучат и рэп, и электронная музыка, а также используются видеопроекции и спецэффекты. Это один из любимых проектов нашего коллектива, которому мы решили дать вторую жизнь, – рассказал о ближайших творческих планах коллектива художественный руководитель  Государственного ансамбля песни и танца РТ Айрат Хаметов.

    А в начале сентября, по его словам, коллектив вылетит в Казахстан, где примет участие в международных спортивных состязаниях по этническим видам спорта «Всемирные игры кочевников». В сентябре же ансамбль выступит в Уфе в рамках фестиваля хореографического искусства «Танец – душа народа», а в октябре будет участвовать в культурной программе XVI саммита БРИКС в Казани.

    Худрук ансамбля песни и танца анонсировал также программу «Мужество наших», в которой  языком танца и песен артисты расскажут про ратные подвиги земляков, начиная со времен Волжской Булгарии и до наших дней. Эта премьера планируется ближе к 2025 году.

  • Казанцев приглашают на фестиваль «Печән базары»

    В субботу на набережной озера Кабан состоится фестиваль татарской городской культуры «Печән базары». В Казани он пройдет уже в 12-й раз и будет посвящен Году семьи.

    Гостей мероприятия ждут мастерские, кухня, дизайн-маркет изделий ручной работы под открытым небом, живая музыка, настольные игры на татарском языке, быстрые знакомства и многое другое, сообщает пресс-служба Минкульта РТ. Площадки фестиваля начнут работать с 12 часов.

    В честь Года семьи организаторы фестиваля устроили флешмоб «Туй күлмәге» («Свадебное платье»). Любой желающий мог прислать свадебные фото своих предков или современные снимки, на которых молодожены запечатлены в национальных костюмах.

    На фестивале откроют чайную зону, оформленную в стиле татарского быта конца XIX – начала XX века.

    «Печән базары» завершится показом художественного кинофильма Айнура Аскарова «Семья года» и концертом современной татарской музыки.

    Ранее «РТ» писала, что в связи с проведением фестиваля «Печән базары» с 23 августа в Казани временно ограничат движение.

  • «Кино морального беспокойства»: что покажет «Алтын минбар» в этом году

    «Кино морального беспокойства»: что покажет «Алтын минбар» в этом году

    Считанные дни остаются до открытия Казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар». По традиции рассказываем о фильмах, которые в этом году будут претендовать на главные призы кинофорума.

    По словам председателя отборочной комиссии «Алтын минбара» Нины Кочеляевой, десять игровых фильмов, отобранных в основной конкурс, можно охарактеризовать как кино морального беспокойства. В каждой из конкурсных картин исследуются важные этические и нравственные проблемы.

    ОСНОВАН НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ

    Кадр из фильма «Рай» Прасанна Витханаге

    Возьмем, к примеру, драму «Рай», созданную в копродукции Шри-Ланки и Индии (режиссер – Прасанна Витханаге). По сюжету индийская пара туристов приезжает в Шри-Ланку, чтобы отпраздновать пятую годовщину свадьбы. Но события принимают неожиданный поворот, и путешествие, предпринятое «в поисках рая», становится серьезным испытанием, в том числе для супружеских отношений. Вместо сказочных пейзажей настроенные на романтический отпуск герои видят страну, охваченную экономическим кризисом и погруженную в хаос. В довершение всего они становятся жертвами ограбления и вынуждены иметь дело с полицией. С одной стороны, копы хотят сгладить впечатление иностранцев о стране, которая живет за счет туристов, а с другой – буквально у них на глазах до полусмерти избивают «подозреваемых», скорее всего, случайных людей.

    Фильм основан на реальных событиях. В середине 2022 года Шри-Ланку охватили массовые протесты из-за растущего недовольства населения тогдашним правительством страны. Но в первую очередь картина исследует природу человека, его поведение в экстремальных обстоятельствах. Прасанна Витханаге – один из самых известных режиссеров Южной Азии, обладатель более 40 кинонаград. Съемки «Рая» стали стимулом для слабеющей киноиндустрии Шри-Ланки, которая тоже затронута экономическим кризисом. Сейчас Витханаге работает над экранизацией повести Фёдора Достоевского «Игрок». Ранее режиссер адаптировал его же рассказ «Кроткая» под названием «С тобой, без тебя».

    ЖЕНСКИЕ ИСТОРИИ

    Лиза Гази из Бангладеш – единственная женщина-режиссер, участвующая в конкурсе. Во всех ее фильмах повествование ведется от женского лица. Картина «Дом по имени Шахана» – не исключение. Это история молодой женщины по имени Дипа. Семь лет назад, не желая терпеть домашнее насилие, она сбежала от мужа, получила образование и стала уверенным в себе профессионалом. Однако в родном городе ей не рады, а все потому, что в свое время вместо того, чтобы молча страдать, она решила жить по своим правилам.

    На стыке европейской и азиатской традиций киноповествования сделана турецкая картина «Стеклянный занавес» (режиссер – Фикрет Рейхан). После развода Несрин одна воспитывает четырехлетнего сына и пытается устроить свою личную жизнь. И все бы в ее жизни наладилось, если бы не бывший деспотичный муж, который по-прежнему оказывает моральное давление на женщину. Защититься от него мешают бюрократические препоны. Несрин живет в постоянном напряжении, и это не лучшим образом сказывается на ее отношениях с новым партнером. Прошлое не отпускает героиню, она живет словно за стеклянным занавесом, и многое видится ей в искаженном свете. Отметим, что предыдущий фильм Фикрета Рейхана «Желтая жара» получил главный приз 39-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссуру.

    Незримыми нитями, тянущимися из прошлого, опутана жизнь и героев картины «Газели» иранского режиссера-дебютанта Хушанга Голмакани. До сих пор он был известен как кинокритик и главный редактор старейшего в Иране журнала о кино FILM Monthly.

    ОБЫЧАЙ ОБЫЧАЮ РОЗНЬ

    Кадр из фильма «Бауырына салу» Асхата Кучинчирекова

    Свой первый игровой фильм представит на «Алтын минбаре» и Асхат Кучинчиреков, которого на родине в Казахстане больше знают как киноактера. Его режиссерский дебют «Бауырына салу» – это во многом личная история. Фильм рассказывает о мальчике, которого воспитывает бабушка. После ее смерти подростку  приходится возвращаться к родителям и строить отношения, по сути, с чужими ему людьми. Все дело в старом, еще с кочевых времен казахском обычае «бауырына салу», согласно которому молодые родители отдают своего первенца на воспитание старшим родственникам. В современных семьях от этой традиции отказываются, но людей с похожими судьбами можно встретить еще немало.

    Центральную Азию представляет также фильм Ёлкина Туйчиева «Эволюция» (Узбекистан). Но если казахстанская картина – это драма взросления, то для главного героя узбекской ленты обратная дорога к родному порогу пролегла через афганскую войну и эмиграцию.

    Кадр из фильма «Легенды вечных снегов» Алексея Романова

    Мистическая драма «Легенды вечных снегов» от классика якутского кино Алексея Романова уже успела получить главный приз на киносмотре в Бишкеке, обойдя картины, показанные на Каннском и Берлинском кинофестивалях.

    Юную Килук вырвали из родительской юрты, чтобы выдать замуж за старого князя. Доставить девушку поручено суровому мужчине по имени Хабый и двум его подручным. Один из них влюбляется в Килук, и та отвечает ему взаимностью. Но шансов убежать у них нет – Хабый внимательно следит за каждым их шагом.

    Помимо визуальной составляющей (богатство национальных костюмов, традиционного убранства и ритуалов), критики отмечают притчевый характер картины, в которой заложен глубокий посыл о любви. Съемки фильма проходили в Оймяконском районе.

    Кадр из фильма «Гора влюбленных» Салавата Юзеева

    От России в конкурсе также участвует татарстанская лента Салавата Юзеева «Гора влюбленных», объединившая в себе роуд-муви, личную и социальную драмы. Впервые режиссер обратился к текстам своего знаменитого отца — татарского поэта и драматурга Ильдара Юзеева.

    Кроме названных фильмов, в конкурсную программу полнометражного игрового кино вошли алжирская картина «Фурулу» – о бедном мальчике, мечтающем получить образование, и индийская документальная драма «Сын Джозефа».