Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • Постреляли из мушкета, погадали у шамана: в Болгаре прошел фестиваль «Путешествие в прошлое»

    Постреляли из мушкета, погадали у шамана: в Болгаре прошел фестиваль «Путешествие в прошлое»

    Конный турнир, битвы в доспехах на ристалище, стрельба из луков и арбалетов и гадание на бараньих костях… Фестиваль средневековой реконструкции «Болгар. Путешествие в прошлое» прошел в минувшие выходные на территории Болгарского городища – памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО в Спасском районе Татарстана.

    НОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НА СТАРОМ МЕСТЕ

    Как выяснилось, масштабное мероприятие пришло на смену международному фестивалю средневекового боя «Великий Болгар», который ежегодно с 2014 по 2022 год проводился на территории Болгарского музея-заповедника. За это время его посетили более 200 тысяч гостей.

    – Спустя два года фестиваль вернулся к нам. Пусть под другим названием. Но, думаю, его контент будет даже лучше, – приветствовал участников и гостей руководитель исполкома Спасского муниципального района Валерий Осокин.

    – Новый фестиваль на старом месте, – констатировала заместитель председателя Госкомитета РТ по туризму Анастасия Софьина. – Данный проект стал победителем конкурса на поддержку и проведение событийных мероприятий в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», получив на реализацию 11,3 миллиона рублей. Надеемся, что этот фестиваль станет новой фишкой, новым брендом Великого Болгара.

    Позже в беседе с корреспондентом «РТ» Софьина рассказала, что в этом году Татарстан получил в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» 168 миллионов рублей, из которых 136 миллионов – средства федерального бюджета, остальное – софинансирование из республиканской казны.

    – Нынче мы определили два основных направления деятельности. Первое – развитие туристской инфраструктуры, когда уже действующие кемпинги, глэмпинги, гостиницы, другие туристические объекты смогли закупить оборудование, расширить формат и предлагаемый спектр услуг. Второе – поддержка событийных мероприятий, к которым относится фестиваль в Болгаре, – пояснила представитель Госкомитета по туризму.

    ВПЕРЕДИ НА ЛИХОМ КОНЕ

    Фестивальные площадки были разделены на четыре исторических периода старинного города Болгара, которые пришлись на раннее и позднее Средневековье: Волжскую Булгарию, Золотую Орду, Казанское ханство, Русское государство.

    Перед официальным открытием фестиваля ведущий торжественно представил участников – клубы исторической реконструкции из разных уголков России: «Бирские стрельцы» (город Бирск, Башкортостан), «Драконы морей» (Чебоксары), «Вечное небо» (Саратов), «Волжский путь» (Йошкар-Ола), «Варяг» (Ульяновск, Казань, Димитровград) и другие. А также межклубные объединения, собравшие бойцов из разных городов и регионов.

    Центральным событием стало выступление представителей межклубного объединения «Московские рейтары» («рейтар» с нем. – всадник), в которое входят участники из Москвы, Вологды, Одинцова, Пензы, Троицка, Чебоксар. Руководитель клуба Дмитрий Савченко гордо выехал к публике на могучем жеребце карачаевской породы, которая сформировалась в XIV–XV веках.

    Всадники, вооруженные копьями, саблями и огнестрельным оружием, в котором использовалась специальная пиротехническая смесь (никакого пороха!), верхом на лихих скакунах проходили череду испытаний: стреляли по мишеням из средневековых пистолетов, нанизывали на массивные копья подвешенные на верхотуре кольца, срезали саблями кабачки, установленные на столбах, вонзали копья в намеченную цель…

    – У нас выступают не профессиональные реконструкторы, а врачи, водители, заводские слесари и так далее. Но все они увлечены одним – историей средневековой эпохи,– прокомментировал происходящее корреспонденту «РТ» организатор фестиваля, коммерческий директор компании «Путешествие в прошлое» Марк Рофман. – Хотим, чтобы гости фестиваля также прониклись любовью к истории родного края, всего государства, познакомились с разнообразием эпох и приобщили к этому своих детей. У нас все мероприятия носят семейный характер.

    – Татарстан – пример для многих регионов в части активного использования музейных территорий для проведения событийных мероприятий, будь то в Болгаре, Свияжске, Елабуге, Казани, Чистополе, Менделеевске, Тетюшах, – подчеркнул в свою очередь председатель правления агентства ФРОС Region PR, основатель ряда национальных туристических премий, в частности, в области событийного туризма Russian Event Awards, Геннадий Шаталов.

    ЭТОЙ ЯРМАРКИ КРАСКИ

    Одновременно с фестивалем на территории Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника развернулась огромная ярмарка, на которой были представлены изготовленные народными мастерами луки, ножи в кожаных ножнах, одежда и украшения, стилизованные под старину. Наше внимание привлекли необычные игрушки, которые привезла из Набережных Челнов мастерица Юлия Милаш.

    – Я изготавливаю игрушки в разных стилях. Среди них есть хранители, обереги, просто интерьерные, специально для детей. Давно люблю это дело, а  когда ушла в декрет, оно стало моей профессией. В 2019 году получила статус самозанятой, –  рассказала нам Юлия.

    Керамисты Альберт и Надия Сафеевы из села Кузнечиха Спасского района производят из белой и голубой глины изящные кувшины, необычные бокалы и тарелки, прочую утварь.

    – Всю работу делаем сами – гончарим, лепим, обжигаем, расписываем. Белую глину закупаем в Тольятти и Нижнем Новгороде, голубую – в Сызрани. В росписи преобладают национальные орнаменты из цветов и птицы, потому что они приносят счастье, – поделились супруги секретами своего мастерства.

    Здесь же проводились мастер-классы по средневековым ремеслам. У посетителей была возможность, к примеру, сплести кольчугу, приготовить выпечку по древним рецептам, попробовать себя в горновом бусоделии и золотном шитье, игре на старинных музыкальных инструментах и так далее.

    В XVII ВЕКЕ ВОЙНА БЫЛА НЕСПЕШНОЙ

    Кроме эксклюзивных товаров, на ярмарке гостям предлагались и эксклюзивные развлечения: стрельба из лука и арбалета под наблюдением инструктора, бои с мечом и щитом, мастер-класс по обращению с мушкетом XVII века.

    – Из мушкета делали два выстрела в минуту, интервал в 30 секунд нужен для того, чтобы порох успел догореть. Если сразу начать засыпать свежий порох, может произойти вспышка. Во избежание попадания искр в глаза бойцы носили шляпы с широкими загнутыми полями, – рассказал представитель творческой мастерской из Тольятти «Конкиста» Андрей Нуфер. – Мы реконструируем испанских конкистадоров XVI-XVII веков, у которых много общего с французскими мушкетерами. В нашем клубе учителя, инженеры, бизнесмены, пенсионеры, причем половина – дамы. В XVII веке война была неспешной, поэтому мы не бегаем сломя голову по полю, а ведем себя спокойно.

    Изюминкой фестиваля стал шаман Алексей Тарасов из Саратова. В миру он – ювелир-литейщик, индивидуальный предприниматель. Отсюда шикарные украшения на его костюме в традициях XIII-XIV веков.

    – В образе шамана выступаю с 2010 года. На фестивалях в Татарстане второй раз, в 2022 году был на «Великом Болгаре», – заметил Алексей. – В данный момент гадаю на альчиках – надпяточных костях баранов. Хотите, вам погадаю? Возьмите четыре альчика, загадайте желание, слегка их потрясите и киньте на стол. Каждая грань костей что-то означает. Одна часть похожа на коня, другая – на козу, третья – на корову, четвертая – на барана. Вам выпали два барана, коза и конь. В целом это означает, что все у вас будет хорошо.

  • В Казани к юбилею Рериха представлена выставка «Путешествие в пространстве и времени»

    В Казани к юбилею Рериха представлена выставка «Путешествие в пространстве и времени»

    Выставка, посвященная самой грандиозной сухопутной экспедиции в Центральную Азию, с 28 сентября открыта для посетителей в Национальной художественной галерее «Хазинэ» в Казани.

    В Казани к юбилею Рериха представлена выставка «Путешествие в пространстве и времени»

    Совместный выставочный проект Международного центра Рерихов (Москва) и Государственного музея изобразительных искусств Татарстана (ГМИИ РТ) приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Рериха и 100-летию его знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, в которой кроме самого художника участвовали его жена Елена и старший сын, ученый-востоковед Юрий Рерих. Экспедиция едва не стоила им жизни, но, несмотря на все трудности пути, ее участники ощутили-таки дыхание Шамбалы – овеянного легендами то ли города, то ли целого государства в Тибете, ставшего одним из прообразов земного рая.

    Юбилейная экспозиция разместилась в двух залах галереи «Хазинэ». Первый из них знакомит с маршрутом экспедиции, которая, по образному выражению Ю.Н.Рериха, «дважды обошла вокруг земель, составляющих сердце Азии». Здесь же представлены подлинные предметы, «прошедшие» с Рерихами весь путь: походная утварь, аптечка, пластинки с любимой музыкой, предметы походного гардероба. Об основных событиях экспедиции рассказывают фотографии, сделанные Рерихами на маршруте, а также экспедиционные паспорта, письма и другие документы. Очевидцами исторического похода выступают также буддийские тханки (иконы на ткани) и тибетские маски. Ну и, разумеется, на выставке можно увидеть картины Николая Рериха, созданные во время экспедиции, такие как «Звезда Матери Мира» (1924), «Конфуций Справедливый» (1925) и другие. Органично вписалось в экспозицию и полотно «Мехески – лунный народ» из коллекции ГМИИ РТ. В основе ее сюжета лежит красивая легенда о тибетском племени мехески, представители которого считали себя переселенцами с Луны, и их не покидала надежда на то, что однажды свершится  чудо: в небе появится лестница, и они вернутся к себе домой. Николай Рерих написал эту картину в 1915 году, а спустя десять лет, находясь в экспедиции, вспомнил о ней: «Да, это те самые башни. Только здесь живут не мехески, а потомки Гессер-хана…».

    В Казани к юбилею Рериха представлена выставка «Путешествие в пространстве и времени»

    Центрально-Азиатская экспедиция продолжалась пять лет, с 1924 по 1928 год, и подарила Николаю Рериху вдохновение для знаменитой серии гималайских картин, а также возможность посетить Россию, куда художник всю жизнь стремился вернуться. В круг же научных задач экспедиции входили проведение археологической разведки, сбор этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона.

    17 ноября 1923 года пароход «Македония» вышел из Марселя. На его борту находилась вся семья Рерихов. Они направлялись в Индию, откуда спустя некоторое время стартует экспедиционный караван, который пересечет Гималаи, пройдет через Китай, Россию (Сибирь и Алтай), Монголию, Тибет и затем вернется в Индию, очертив своим маршрутом малоисследованные и труднопроходимые районы Внутренней Азии. Перед Рерихами распахивались двери горных монастырей, им были доступны рукописи древних манускриптов, многие из которых впервые предстали взору пришельцев с Запада.

    Центральная Азия всегда манила русских путешественников. Самые выдающиеся из них – Николай Пржевальский, Пётр Козлов, Григорий Потанин… Николай Рерих не только продолжил традицию своих знаменитых предшественников, но и значительно ее обогатил. В частности, никто прежде не смог пройти из России через Тибет в Индию. Это удалось только Рерихам. Также они первыми среди европейцев проникли в область Трансгималаев, где располагаются главные тибетские святыни.

    В Казани к юбилею Рериха представлена выставка «Путешествие в пространстве и времени»

    Как руководитель экспедиции Николай Рерих нес весь груз ответственности за ее жизнеобеспечение. Но главное – это люди, которых необходимо было сохранить в сложнейших условиях горных переходов. Елене Ивановне Рерих к началу экспедиции было 47 лет. Она впервые села в седло и наравне с мужчинами прошла 25 тысяч километров труднейшего пути. В обязанности Юрия Рериха, свободно говорившего по-монгольски и еще более чем на 20 восточных языках, входила охрана экспедиционного каравана от возможного нападения диких племен и разбойников, которыми буквально кишели некоторые области Центральной Азии.

    В ходе экспедиции Рерихи прошли свыше 9650 километров пути и пересекли 35 высочайших горных хребтов, при этом художником написано около 500 картин.

    Экспозиция второго зала в «Хазинэ» посвящена жизни Рерихов в гималайской долине Кулу в Индии и Институту гималайских исследований «Урусвати», созданному с целью изучения богатейших коллекций, собранных в ходе экспедиции. Здесь же представлены картины Николая Рериха «Превыше гор» и «Гессер-хан», посвященные жене и старшему сыну, книги, изданные на основе дневниковых записей участников экспедиции, произведения тибетской и индийской бронзовой пластики.

    Одним из итогов Центрально-Азиатской экспедиции стал проект международного договора по охране культурных ценностей (в первую очередь памятников архитектуры) в случае военных конфликтов, получившего название «Пакт Рериха». Сам же художник называл этот документ «Красным Крестом культуры». Проект получил широкую поддержку и положил начало рериховскому движению в мире.

    Выставка «Путешествие в пространстве и времени. Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха» продлится до 24 ноября.

  • Всего месяц будет открыта в Казани выставка о пирах и царской охоте в странах Востока

    Всего месяц будет открыта в Казани выставка о пирах и царской охоте в странах Востока

    В центре «Эрмитаж – Казань» открылась выставка «Мужи благородства спешат ко столу…» Пир и охота в странах Востока», приуроченная к саммиту стран БРИКС. Представленные на ней уникальные экспонаты пробудут в Казанском Кремле всего один месяц.

    Всего месяц будет открыта в Казани выставка о пирах и царской охоте в странах Востока

    На этот раз казанское представительство Государственного Эрмитажа предлагает увлекательное повествование о светских традициях Востока на примере четырех историко-культурных регионов: Индии, Китая, Ирана и Египта. Центральная витрина оформлена в виде пиршественного стола, а в числе экспонатов не только богато декорированная утварь -кубки, чаши, блюда, кувшины, но и произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в том числе изделия из фарфора, металла, кости, терракоты. Большая часть предметов относится к XVII–XIX векам, когда большинство регионов Востока были тесно переплетены между собой и вступали в Новое время.

    Всего месяц будет открыта в Казани выставка о пирах и царской охоте в странах Востока

    Одним из самых статусных светских мероприятий всегда была охота. Смысл ее не сводился только к приятному времяпрепровождению в кругу доверенных лиц и гостей. Охота помогала даже в мирное время не терять навыки конной езды, стрельбы из лука и т.д. Прикоснуться к восточным традициям царской охоты позволяют, в частности, китайская анималистическая живопись, изысканные миниатюры могольской школы, иранские (каджарские) изразцы и другие экспонаты выставки.

    Всего месяц будет открыта в Казани выставка о пирах и царской охоте в странах Востока

    Отдельный раздел экспозиции посвящен восточным благовониям, выполнявшим поначалу чисто утилитарные функции – с их помощью отгоняли назойливых насекомых, перебивали нежелательные запахи и т.д. В каждом богатом доме был такой специфический предмет, как курильница – нечто вроде сосуда или статуэтки, над которым поднимались струи ароматного дыма. Позже на смену ему пришли кальяны. Специально для этого проекта сотрудниками центра «Эрмитаж – Казань» совместно с парфюмерами разработаны четыре ароматические станции – по числу представленных регионов. Наряду с музейными предметами они участвуют в создании восточного колорита и общей картины того, как взаимодействуют художественные традиции, перекликаются разные культуры и эпохи.

    Всего месяц будет открыта в Казани выставка о пирах и царской охоте в странах Востока

    По словам куратора выставки, научного сотрудника отдела Востока Константина Петрова, пиры и охота никогда не были чистым развлечением. Любое придворное мероприятие – это органичная часть политического процесса. Благородные мужи спешили ко двору не только насладиться изысканными угощениями, но и решить государственные вопросы, договориться о выгодном союзе или уладить споры.

    Выставка «Мужи благородства спешат ко столу…» будет работать всего один месяц, до 27 октября, однако организаторы проекта не исключают, что спустя какое-то время она вернется в Казань в более расширенном формате.

  • Театр «Созвездие – Йолдызлык» выступил на международном фестивале в Таганроге с комедией Чехова

    Театр «Созвездие – Йолдызлык» выступил на международном фестивале в Таганроге с комедией Чехова

    Молодежный театр «Созвездие – Йолдызлык» представил Татарстан на Международном театральном фестивале «На родине А.П.Чехова» в Таганроге, сообщает Минмолодежи РТ.

    Труппа показала сатирическую комедию «Хамелеоны», основанную на рассказах Чехова, где четыре отдельные истории объединены выдержками из его писем и заметок.

    Спектакль, режиссированный Александром Тумановым и Дмитрием Платоновым, разворачивается на привокзальной площади, ставшей местом встреч и конфликтов чеховских героев.

    Зрители отметили, что спектакль был «юморным, харизматичным и талантливым», а элементы буффонады органично вписывались в произведения. Интересной находкой стали декорации в виде вокзальных чемоданов, которые трансформировались на сцене. Театральный критик Марина Тимашева подчеркнула, что этот вечер напомнил о том, что театр может быть не только серьезным, но и веселым.

    В этом году фестиваль собрал коллективы из разных городов России, каждый из которых представил свою уникальную интерпретацию классики и современности.

    Театр «Созвездие – Йолдызлык» является частью Республиканского центра по поддержке творчески одаренных детей и молодежи, созданного в 2004 году.

  • Китайские коллекции музеев России покажут в Казани в дни саммита БРИКС

    Китайские коллекции музеев России покажут в Казани в дни саммита БРИКС

    Национальный музей Татарстана анонсировал масштабный выставочный проект, посвященный китайскому искусству, официальное открытие которого планируется в двадцатых числах октября.

    Китайские коллекции музеев России покажут в Казани в дни саммита стран БРИКС
    Официальное открытие выставки планируется в двадцатых числах октября.

    Среди участников предстоящей выставки – крупные федеральные и региональные музеи России, в том числе Государственный музей Востока (Москва), китайская коллекция которого насчитывает около 20 тысяч предметов. «Мы рады возможности показать хотя бы частицу этой сокровищницы за пределами стен московского музея, тем более что имеется важный повод – саммит стран БРИКС в Казани», – отметил генеральный директор музея Александр Седов. По его словам, на выставке в Казани они представят артефакты разных эпох – от бронзового сосуда династии Цинь (III в. до н.э. – Прим. ред.) до народных «новогодних» картин и шелкового халата лунпао (праздничная одежда императора. – Прим. ред.) конца XIX – начала XX века. А среди никогда ранее не выставлявшихся экспонатов – бронзовая курильница-треножник и фигурка гуся, когда-то полностью покрытого позолотой.

    Национальный музей Татарстана покажет свою китайскую коллекцию. В ее основе предметы из собраний казанских коллекционеров Андрея Лихачёва, Василия Флоринского и Николая Высоцкого. Центральное место займут экспонаты, связанные с китайским фарфоровым производством. Также можно будет увидеть бронзу, вышивку, предметы одежды и религиозного культа, графику, каллиграфию и т.д.

    Китайские коллекции музеев России покажут в Казани в дни саммита стран БРИКС
    Фигурка гуся, когда-то полностью покрытого позолотой.

    Свое участие в выставке под рабочим названием «Китайские коллекции музеев России» также подтвердили Государственный музей-заповедник «Петергоф», Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Национальный музей Бурятии, Кяхтинский краеведческий музей им. В.А.Обручева и Хабаровский краевой музей им. Н.И.Гродекова.

    «Это беспрецедентная история. Проектов такого масштаба еще не было. Здесь сошлись и саммит БРИКС, и перекрестный год культур России и Китая», – отметила генеральный директор Национального музея Татарстана Алиса Вяткина. По ее словам, выставка в очередной раз продемонстрирует бережное и уважительное отношение россиян к великой китайской культуре и ее наследию.

  • Альметьевский драмтеатр представит в ноябре исторический иммерсивный спектакль

    Альметьевский драмтеатр представит в ноябре исторический иммерсивный спектакль

    Альметьевский татарский драматический театр вступил в юбилейный 80-й сезон с новым главным режиссером и под девизом «Театр бесконечен».

    Альметьевский драмтеатр представит в ноябре исторический иммерсивный спектакль
    Сцена из спектакля «Красотка».

    Само назначение Сардара Тагировского главрежем театра состоялось еще в марте, но первую его постановку в этом качестве альметьевский зритель увидит предположительно в ноябре. Это будет иммерсивный спектакль об истории здания театра. По словам режиссера, самое важное – это «не переврать факты и сохранить ностальгическую составляющую», ведь театр в этом здании появился не сразу: сначала здесь располагался дом техники нефтяников, потом дом техники строителей. Но сама история будет с театральной изюминкой.

    Режиссер Сардар Тагировский (настоящая его фамилия Абдуллин) родился в Казани, но вскоре после этого семья переехала в Венгрию, где он окончил Академию театрального искусства имени Шекспира и до последнего времени жил и работал в этой стране. Его решение вернуться на родину не было спонтанным, по словам режиссера, он давно думал об этом, и вот, как говорится, звезды сошлись. До этого Тагировский поставил два спектакля в Тинчуринском театре, в частности, «Принцессу Турандот», подтвердив свою приверженность к экспериментальным театральным формам. Для альметьевской труппы, которая довольно продолжительное время работала без главного режиссера и, надо сказать, плодотворно работала (подтверждение этому – фестивальные награды и несколько номинаций на «Золотую маску»), это тоже будет своеобразным экспериментом.

    А открылся новый сезон премьерой комедии «Красотка» («Нечкәбил») по пьесе Мансура Гилязова в постановке приглашенного режиссера из Перми Дмитрия Огородникова. В прошлом сезоне здесь же, в Альметьевске, он принял участие в лаборатории «Umoraлаб», где представил эскиз по этой же пьесе. Экспертам и зрителям работа понравилась, и дирекция театра приняла решение продолжить сотрудничество с режиссером.

    По сюжету комедии одноклассники встречаются спустя 20 лет после выпуска, и в текст пьесы вшиты личные истории актеров, связанные со школьными годами. «Мы вместе выбирали, что лучше подойдет. Идея же спектакля в том, что светлые детские мечты никогда не поздно реализовать», – рассказал режиссер.

    В ближайших планах театра также выпуск спектакля по пьесе Ркаиля Зайдуллы «Хан и поэт». Над постановкой работает молодой режиссер из Казахстана, выпускник ГИТИСа Алибек Омирбекулы.

  • В Казани покажут четыре мексиканских фильма с русскими субтитрами

    В Казани покажут четыре мексиканских фильма с русскими субтитрами

    В казанском кинотеатре «Мир» с 26 по 29 сентября впервые будут проходить Дни мексиканского кино, знакомство с которым начнется с фильма «Черная луна» – фаворита прошлогоднего Московского кинофестиваля.

    Церемония открытия Дней мексиканского кино в Казани пройдет при участии специального гостя – Чрезвычайного и Полномочного Посла Мексики в России г-на Эдуардо Вильегаса Мехиаса. Отметим, что у себя на родине он известен также как писатель, а кинематограф – его давнее увлечение. В тот же день, 26 сентября, в кинотеатре «Мир» состоится показ фильма «Черная луна», сюжет которого основан на реальных событиях, происходивших в Мексике совсем недавно, – с 2012 по 2015 год. Тогда жители одной из провинций страны одержали победу в борьбе с транснациональной корпорацией и коррумпированными властями, решившими построить плотину на реке Лос-Пескадос, что могло обернуться экологической и гуманитарной катастрофой для местных жителей. Картина «Черная луна» завоевала сразу несколько наград 45-го Московского международного кинофестиваля, включая «Серебряного Святого Георгия» за лучшую режиссуру и приз зрительских симпатий.

    Всего же в программе своеобразного кинофестиваля, организованного «Татаркино», четыре фильма мексиканского производства. Казанские зрители увидят также семейную комедию «Когда дети возвращаются». Это история о том, как пожилые родители, наконец-то оставшись в одиночестве, намерены насладиться личной жизнью и пустым домом после отъезда младшего из сыновей, 35-летнего Рафаэля. Но внезапно все трое их детей возвращаются, да еще и привозят с собой кто – жену, кто – детей, кто – собаку…

    В Казани покажут четыре мексиканских фильма с русскими субтитрами
    Кадр из фильма «Влюбляясь в Абриль».

    Романтическая комедия «Влюбляясь в Абриль» будет показана 28 сентября. В центре ее сюжета – писатель, который скрывается за женским псевдонимом, и журналистка, работающая под мужским именем. Их история любви начинается внезапно, и ничто не может противостоять этому чувству, а реальность причудливо переплетается с вымышленными образами.

    Заключительный фильм программы – историческая драма «Ноша», созданная в копродукции Мексики и Испании. События картины восходят к тому времени, когда Мексика еще была колонией Испанской империи. Действие разворачивается в конце XVI века. Местный индеец и молодая знатная испанка волею судеб должны вместе отправиться в долгое путешествие. Во время полного опасностей странствия напряженность в отношениях двух героев постепенно уступает место привязанности.

    В Казани покажут четыре мексиканских фильма с русскими субтитрами

    Фильмы будут демонстрироваться на испанском языке с русскими субтитрами. Вход на кинопоказы свободный, по предварительной брони на сайте кинотеатра «Мир», сообщают организаторы.

    Отличительная черта мексиканского кинематографа – обостренные до предела чувства и соответствующий событийный накал. Будь то любовь, страсть, отчаяние или ненависть. Неизменным остается и то, что кино в Мексике всегда использовали как способ показать особенности национальной культуры.

    Добавим, что 23 сентября в Казани в рамках Дней культуры Мексики в Татарстане в Доме дружбы народов РТ открылась также выставка известного мексиканского фотографа Мигеля Касасоло. «Все мексиканские традиции и обычаи, которые мы знаем сегодня, являются результатом сосуществования различных культур», – отмечают организаторы. Тема фотовыставки – Мексиканская революция 1910–1920 годов.

  • Академик Наиль Валеев: «Доктор Живаго» мог родиться только в Чистополе

    Академик Наиль Валеев: «Доктор Живаго» мог родиться только в Чистополе

    Почему неверно утверждение, что Борис Пастернак начал работу над своим знаменитым романом после отъезда из нашей республики? И почему Марина Цветаева могла бы остаться в живых, если бы выбрала Чистополь своим домом? Ответы на эти и другие вопросы есть у краеведа Наиля Валеева. Пожалуй, никто лучше него не знает столько тайн про старинный купеческий город на Каме.

    Академик Наиль Валеев: «Доктор Живаго» мог родиться только в Чистополе

    НЕ ЖИЛИ В КОТТЕДЖАХ

    Историк, искусствовед, литературовед, доктор филологических наук, академик АН РТ, заслуженный деятель науки Татарстана и России, член Союза писателей России. Это далеко не весь перечень регалий чистопольца Наиля Валеева. Недавно вышла его новая книга «Борис Пастернак в Чистополе. 1941–1943. К истокам романа “Доктор Живаго”». О родном городе он знает столько, что хватило бы на большую энциклопедию.

    «Нигде в Советском Союзе не было, чтобы в один город эвакуировали 200 писателей и 500 их детей, – рассказал Наиль Валеев. – Причем среди писателей был и будущий нобелевский лауреат. Борис Пастернак даже хотел остаться жить в Чистополе, но ему этого не позволили. Однако до отъезда в марте 1942 года он написал письма Корнею Чуковскому, Всеволоду Иванову и своей первой жене – Евгении Лурье о том, что начинает работу над новой прозой. Эти письма опубликованы, но никто не придает этому факту значение. Принято считать, что Пастернак начал работу над романом “Доктор Живаго” осенью 1945 года, когда уехал из Чистополя. Но это не так. Именно в нашем городе и мог родиться этот роман! То, что писать роман он начал в Чистополе, чрезвычайно важно. Я рад, что смог рассказать об этом и исправить ошибку», – рассказывает Наиль Валеев.

    Доподлинно неизвестно, почему именно сюда съехалось такое количество писателей. Многие боялись, что немцы дойдут и до этих мест, и ехали дальше. Среди них – Корней Чуковский, Анна Ахматова.

    Академик Наиль Валеев: «Доктор Живаго» мог родиться только в Чистополе
    Доподлинно неизвестно, почему именно в Чистополь съехалось такое количество писателей, говорит Наиль Валеев.

    «Никто не сумел на должном уровне организовать прием такого числа писателей, а в Чистополе сделали всё быстро и организованно, – рассказал краевед. – Разместили прибывших в маленьких домах. Часто пишут, что якобы они жили чуть ли не в особняках. Но я подтверждаю, что даже Константин Федин, Константин Тренев и Леонид Леонов не жили в коттеджах. Они занимали максимум по две комнаты в деревянных домиах. Пересыльную базу писателей организовали в казанском Доме печати, где в большом необустроенном зале без перегородок размещали мужчин, женщин и детей.

    ХОДИЛ В ДРАНОЙ РУБАХЕ И БЫЛ ЭТОМУ РАД

    Конечно, в Чистополе жизнь эвакуированных писателей и поэтов, привыкших к комфортной жизни, была нелегкой.

    «Это те люди, которым поклонялись. Многие из них были удостоены Сталинских премий. Кстати, Леонид Леонов и Михаил Исаковский только в Чистополе узнали о том, что получили высокую награду. Михаил Исаковский отдал свою премию на создание танковой колонны, хотя сам ходил в развалившихся ботинках, перевязанных веревкой. Некоторые жаловались на жизнь, а другие радовались трудностям. Например, Борис Пастернак считал, что в Чистополе он стал ближе к народу. Ходил в драной рубахе и был этому рад. Он всю жизнь оставался ребенком – простым, открытым, чистым. Мечтал жить в провинциальном городе, где нет московских интриг. Поэт никогда не сетовал на жизнь, воспринимал Чистополь как землю обетованную», – отметил Наиль Валеев.

    Сейчас академик работает над книгой «Духовное испытание войной». Она подробно рассказывает о том, как писатели выдержали испытание провинциальной жизнью с колодцами вместо водопровода с горячей водой.

    По словам ученого, Борис Пастернак носил воду в ведрах, мылся в комнате в корыте, чистил снег. В доме часто не было света.

    Академик Наиль Валеев: «Доктор Живаго» мог родиться только в Чистополе
    Борис Пастернак считал, что в Чистополе он стал ближе к народу.

    Марина Цветаева приезжала в Чистополь из Елабуги, где жила в эвакуации с 16-летним сыном. Здесь она пробыла всего три дня и уехала обратно – за сыном и вещами. Но почему-то не вернулась…

    «В Чистополе она бы ни за что не умерла. Там было немало ее коллег, тот же Валерий Авдеев, он ее просто боготворил. Конечно, ее бы не оставили в одиночестве. Цветаева была эмигранткой, и в Москве к ней относились неоднозначно. Многие не общались с ней. Но в Чистополе ей были готовы помочь с пропиской, работой. Она и заявление уже написала о трудоустройстве. Надо было ей ехать в Чистополь», – уверен Наиль Валеев.

    ВЕЛИКИЕ ИМЕНА НАДО УВЕКОВЕЧИТЬ

    По мнению некоторых исследователей, прототипом доктора Живаго был реальный человек – чистопольский врач Дмитрий Авдеев, с семьей которого Борис Пастернак дружил в эвакуации. Дом Авдеевых был своеобразным культурным центром города. Там раз в неделю собирались писатели, читали свои произведения.

    «Мы должны молиться за Авдеевых. Они приютили писателей, не дали им умереть. Борис Пастернак постоянно ходил полуголодным. Жена с сыном Лёней жила в интернате Литфонда для дошкольников, работала с четырех утра до поздней ночи и приходила с сыном ночевать к поэту только раз-два в месяц», – рассказал академик.

    В интернате Литфонда для школьников жили будущий известный актер Алексей Баталов, сын Аркадия ГайдараТимур, сын Марины Цветаевой – Георгий Эфрон. А детский доктор мира, президент Международного благотворительного фонда помощи детям при катастрофах и войнах Леонид Рошаль в Чистополе пошел в первый класс.

    Академик Наиль Валеев: «Доктор Живаго» мог родиться только в Чистополе
    Обстановка в мемориальном музее Б. Пастернака в Чистополе.

    Несмотря на большое количество известных фамилий, связанных с Чистополем, в городе есть только один Мемориальный музей Бориса Пастернака, многие исторические дома снесены или разрушаются.

    «Надо увековечить великие имена, назвать улицу именем Бориса Пастернака. Например, ту, где он жил, там сейчас мемориальный музей. Все они жили на ул. Володарского, ныне Ленина. Его супруга и сын жили там, где была пожарная каланча.  Хорошо, что в городе поставили памятник поэту к 125-летию со дня его рождения», – сказал профессор.

    Наиль Валеев всей душой болеет за родной город. Он переживает, видя, как разрушаются исторические здания, как местные жители разбирают их на кирпичи, уносят по частям железную кровлю. Крыши снимают, и дома разваливаются.

    У Наиля Валеева есть мечта о том, чтобы в Чистополе открыли еще один музей – музей романа «Доктор Живаго» и учредить при АН РТ Международную премию имени Бориса Пастернака, добро на которую от руководства республики и академии наук получено .

    «Я много лет мечтаю создать в городе музей, посвященный роману. Там можно разместить материалы о семьях Вавиловых, Авдеевых, у которых жили и собирались писатели.», – поделился историк. Пастернак – это имя, которое сделает честь любому городу мира. Чистополь, наша республика очень выиграют, если поднимут его на должную высоту.

  • Игорь Волгин на творческой встрече в Казани: «Поэзия не прощает измен даже с Достоевским»

    Игорь Волгин на творческой встрече в Казани: «Поэзия не прощает измен даже с Достоевским»

    О первой поездке в Казань, Окуджаве, диалоге так и не встретившихся Достоевского и Толстого, судьбе программы «Игра в бисер», а также о том, почему поэзия не прощает измен, на творческой встрече в Казани рассказал известный писатель и литературовед Игорь Волгин.

    Игорь ВОЛГИН: пока нас не закрывают, а дальше – непонятно

    Литературный форум БРИКС, вихрем пронесшийся по Казани, не был лишен досадных огрехов, свидетельствовавших о том, что организаторы очень спешили. Но гости форума были замечательные. Некоторые из них буквально ошеломили своим блестящим знанием русского языка и российского общекультурного контекста, как, например, поэты и переводчики из Китая и Бразилии. А от восточных красавиц, к тому же, пишущих прекрасные стихи, просто рябило в глазах. На этом «бриксовском» фоне российские литераторы, честно говоря, немного потерялись. Но всё же не настолько, чтобы упустить возможность, например, побывать на творческой встрече с известным писателем  и литературоведом Игорем Волгиным.

    Игорь Волгин также  автор и ведущий программы «Игра в бисер» на телеканале «Россия. Культура», в которой умные и образованные люди обсуждают литературную классику. Кроме этого, Игорь Волгин – профессор МГУ, вице-президент Русского ПЕН-центра, основатель и президент Фонда Достоевского, член Совета по русскому языку при Президенте РФ. В общем, более книжного и погруженного в литературные миры человека сегодня трудно себе представить.

    «ВСТАВАЙ, НА УЛИЦЕ ТАНКИ!»

    А начинал Игорь Волгин как поэт, и именно в ту пору судьба впервые забросила его в Казань: «Не поверите, это было 60 лет тому назад. Мы выступали здесь с Булатом Окуджавой. Он был уже известным поэтом, а я учился на последнем курсе Московского университета, и у меня только что вышла первая книжка стихов. Сам город помню смутно, но он точно был не похож на сегодняшнюю прекрасную Казань. Но поездка запомнилась, и вот почему. Утром в гостинице Окуджава стучится ко мне в дверь и говорит: “Игорь, вставай, на улице танки!”. Короче говоря, в тот день в Москве сместили Никиту Хрущёва, и началась брежневская эпоха».

    Танки, по счастью, не понадобились, и Игорь Волгин, как и подобает историку, напомнил, что это был первый в истории России бескровный переворот. «А на следующий день мы выступали вот тут рядом, в оперном театре, – продолжил он. – Был полный зал, и Окуджава читал, еще без гитары, “Молитву Франсуа Вийона”, а там, если помните, есть такая строчка: “Дай рвущемуся к власти навластвоваться  всласть”. И зал буквально замер».

    «И НЫНЕШНИЙ ВЕК, К СЧАСТЬЮ ИЛИ НЕСЧАСТЬЮ, БУДЕТ ВЕКОМ ДОСТОЕВСКОГО»

    Два года назад, к 80-летию Игоря Волгина, увидел свет его семитомник, в котором пять томов посвящены Фёдору Достоевскому. Изучение жизни и творчества по-прежнему самого читаемого в мире писателя-классика стало главным делом его жизни.  Волгину принадлежит целый ряд открытий, позволяющих постичь драму жизни и смерти Достоевского, и в том числе тайну его ухода. Самая известная его книга – «Последний год Достоевского» – переведена на десятки языков. А один из вопросов, заданных  Игорю Волгину на встрече в Нацбиблиотеке РТ, звучал так: почему те, кто любят Достоевского, не любят Льва Толстого, и наоборот?

    «Есть и такие, кто не любит ни того, ни другого», – шутливо парировал он, но тему поддержал, напомнив, что Толстой и Достоевский, будучи современниками, даже не были знакомы. «Однажды они были совсем рядом, в одном помещении, но их не познакомили. Узнав об этом, Достоевский очень сожалел. Толстой же, по воспоминаниям критика Страхова, в тот день попросил ни с кем его не знакомить, – поделился деталями Игорь Волгин. – Но что интересно, последняя  запись Толстого была посвящена Достоевскому, а последний роман, который он читал перед уходом из Ясной Поляны, – “Братья Карамазовы”. Одновременно он читал Нагорную проповедь  и записал: “Лишнего много, тяжело читать. Написано хуже Достоевского”».

    «Конечно, мировоззренчески они никогда бы не сошлись, и может, даже хорошо, что они не встретились, – высказал мнение Игорь Волгин. – Но диалог Толстого и Достоевского идет до сих пор, через их взгляды на жизнь, на Бога, на нравственность».

    В подтверждение своих слов, что Достоевский по-прежнему очень актуальный писатель, Игорь Волгин привел несколько цитат из «Дневника писателя». Например, вот эту: «…Да, конечно, можно проиграть временно, обеднеть на время, лишиться рынков, уменьшить производство, возвысить дороговизну. Но пусть зато останется нравственно здоров организм нации – и нация несомненно более выиграет, даже и материально». Или: «Политика чести и бескорыстия есть не только высшая, но, может быть, и самая выгодная политика для великой нации, именно потому, что она великая».

    «Двадцатый век был веком Достоевского, и мы думали, что двадцать первый будет веком Пушкина или того же Толстого. Но первые десятилетия показали, что и нынешний век, к счастью или несчастью, будет веком Достоевского», – предположил Игорь Волгин.

    ОБ «ИГРЕ В БИСЕР» – ЗНАЮ ТОЛЬКО, ЧТО ДО КОНЦА ГОДА НАС НЕ ЗАКРОЮТ

    О вкладе Волгина в достоевистику многие в лучшем случае наслышаны, но все-таки больше его знают как автора и ведущего «Игры в бисер». Каждый выпуск своей программы он заканчивает одной и той же фразой: «Читайте и перечитывайте классику!». «Я думал продержаться год-два, но передача выходит уже 13 лет. Мы сняли более 300 выпусков, в том числе о живых классиках. Например, успели записать Евгения Евтушенко… Одно плохо – у нас всего 39 минут. Ну попробуйте за это время обсудить “Войну и мир”, – посетовал Игорь Волгин. О дальнейшей же судьбе программы автор высказался с осторожным оптимизмом: «От меня ничего не зависит. Знаю только, что до конца года нас не закроют, а дальше – непонятно».

    И наконец, о третьей, а сегодня, может, и главной ипостаси Игоря Волгина. В свое время у него вышло три поэтических сборника, и после этого лет тридцать он стихи вообще не писал, «ушел в Достоевского». А сравнительно недавно снова вернулся к этому занятию.  «Поэзия не прощает измен даже с Достоевским», – пошутил он и в завершение творческого вечера, невольно закольцевав свой рассказ о Казани полувековой давности, прочел стихи, в которых неожиданно прорвалась наружу рефлексия уже не по поводу литературной классики, а его собственного военного детства, превратностей судьбы и великой страны, «ушедшей, не хлопнув дверью». Но особенно пронзительно прозвучали стихи, посвященные семилетней дочери.

    Дочь моя то плачет, то смеется –

    это вышло, то не удалось.

    …Как ни грустно, нам с тобой придется

    обживать грядущее поврозь.

    Зарастай быльем моя могила!

    Но и в благовонии кадил

    буду знать – меня ты не простила,

    что так поздно я тебя родил.

     

    Я твои вопросы без ответов

    оставляю, зная заодно,

    что моих возлюбленных поэтов

    мне прочесть тебе не суждено.

    Но, быть может, будто по приколу,

    чувствуя ладонь твою в горсти,

    в общеобязательную школу

    я тебя успею отвести.

     

    Мне одна останется расплата –

    на другом молиться берегу,

    чтоб смогла ты без бабла и блата

    поступить хотя бы в МГУ.

    И под утро, сына убаюкав,

    тень мою ты не гони взашей.

    Просто жаль, что долгожданных внуков

    не видать мне, как своих ушей.

     

    Ну, а, впрочем, поступай, как надо:

    слушай мать и почитай отца –

    дочь моя, последняя отрада

    жизни, не имеющей конца.

  • В Казани открылась выставка, посвященная нереализованным творческим проектам

    В Казани открылась выставка, посвященная нереализованным творческим проектам

    Выставка, посвященная малоизвестным творческим проектам, которые в свое время так и не были реализованы, открылась в Казани. Экспозиция представлена в двух выставочных пространствах – в ЦСК «Смена» и Фонде «Галеев-Прометей».

    Проект Соцгорода. Здание кинотеатра. Казань. 1942 год.

    «Восточный стиль» – первая выставка из серии музейных проектов, связанных с культурной историей Казани и Татарстана ХХ–XXI вв. В данном случае речь идет, в частности, об архитектурном  проекте Соцгорода в поселке Дербышки (1944), который так и не был реализован (автор проекта – Моисей Синявер). Экспозиция также рассказывает о малоизвестной и никогда публично не исполнявшейся «Татарской симфонии» ленинградского композитора Игоря Миклашевского. Третий нереализованный проект более современный и связан с разработкой  фирменного стиля Национальной библиотеки Татарстана. Экспозиция состоит из оригинальной графики, чертежей и планов объектов, музыкальных композиций и видеоматериалов. В ней использованы  архивные материалы Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Б.Галеева, Казанского оптико-механического завода и коллекции московской Галеев-Галереи.

    Бесспорно, главный герой выставки – ленинградский архитектор Моисей Синявер (1879 –1948), который после начала Великой Отечественной войны волею судьбы оказывается в Казани. Здесь выпускник петербургской Академии художеств обращается к местным древностям, делает серию рисунков Казанского Кремля и производит обмеры башни Сююмбике. Самый масштабный проект Синявера в Казани – Соцгород в Дербышках, куда был эвакуирован Ленинградский оптико-механический завод. Архитектор создает проект города-спутника, соединяющего Казань с промышленной инфраструктурой завода, используя при этом мотивы татарского орнамента и зодчества. По генплану, который разрабатывал Синявер, школы, бани, дома культуры, кинотеатры и рынки должны были немного походить на татарское поселение. Однако ничего из этого построено не было. Проект так и остался «бумажной архитектурой», но сыграл определенную роль в развитии теории и научно-практической базы советского градостроительства. В рамках проекта «Восточный стиль» также воссоздана выставка акварелей Моисея Синявера, проходившая в Казани в 1944 году.

    Моисей Синявер. Башня Сююмбике в Казани. Акварель. 1941–1942 годы.

    Спустя 20 лет некоторые идеи Синявера творчески интерпретируют казанские пионеры в области медиа-арта из легендарного студенческого КБ «Прометей». В частности, они займутся световой архитектурой и реализуют проект динамической подсветки башни Сююмбике. От «прометеевцев» же ниточка тянется  к композитору Игорю Миклашевскому (1894–1942), ученику Александра Скрябина, «светомузыкальными» идеями которого в Казани также вдохновлялись.  В 1932 году Миклашевский пишет первое симфоническое произведение, в названии которое присутствует слово «татарская». Ни при жизни автора, умершего от истощения в блокадном  Ленинграде, ни позже «Татарская симфония» Игоря Миклашевского не исполнялась. Фрагменты этого музыкального сочинения впервые представлены  на выставке «Восточный стиль».

  • Театры Татарстана приглашают на конкурс театральных постановок к 80-летию Победы

    С сентября 2024-го по декабрь 2025 года пройдет художественно-патриотический фестиваль «Театр Победы», приуроченный к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Об этом сообщили организаторы мероприятия.

    С 7 сентября по 7 ноября текущего года будет проводиться конкурс театральных постановок, в котором могут участвовать все российские театры с репертуаром, посвященным Великой Отечественной войне.


    В декабре 2024 года экспертный совет выберет 30 лучших постановок. Десять отобранных национальным жюри будут участвовать в церемонии награждения, которая состоится 7 мая 2025 года на сцене Центрального академического театра Российской армии. Затем, с июня по декабрь, эти спектакли будут показаны на театральных и концертных площадках Москвы.

    Постановке, получившей Гран-при фестиваля, будет присуждена премия в размере одного миллиона рублей.

    Фестиваль организован фондом поддержки культуры и искусства «Екатерининский» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и комиссии партии «Единая Россия» по защите материнства, детства и поддержке семьи.

  • В Казани открывается выставка «отца поволжского этнофутуризма» Праски Витти

    В Казани открывается выставка «отца поволжского этнофутуризма» Праски Витти

    В Галерее современного искусства ГМИИ РТ сегодня открывается выставка народного художника Чувашии Виталия Петрова, больше известного в художественном мире под именем Праски Витти.

    Этот творческий псевдоним расшифровывается просто: он образован от собственного имени художника и имени его матери Прасковеи. В день открытия казанской выставки «отцу поволжского этнофутуризма», как называют Праски Витти искусствоведы, исполняется 88 лет, и автор лично будет присутствовать  на вернисаже. За свою долгую творческую жизнь он ярко проявил себя как художник-монументалист, живописец, график, мастер книжной иллюстрации. Виталий Петров – автор мозаик, витражей, росписей в технике сграффито. В международной среде его также знают как титулованного эмальера, автора сложных произведений на металле в технике горячей эмали.


    Виталий Петрович Петров (Праски Витти) – выпускник Ленинградского высшего  художественно-промышленного училища имени В.И.Мухиной. С 1971 года – член Союза художников России. Его работы неоднократно экспонировались на международных выставках в Венгрии, Испании, Германии, Франции, США, Японии, Индии, Турции и других странах


    Основным содержанием творчества Праски Витти является история и культура чувашского  народа. Работы мастера, несмотря на его почтенный возраст, очень современны. К тому же художник не ограничивается только национальной темой. На выставке, приуроченной к 88-летию автора, Праски Витти представит свою новую графическую серию «Любовная лирика великих поэтов» (более 90 листов), в которой он объединил классическую ирано-персидскую поэзию, стихи древних греков, чувашские народные песни, а также поэтические строфы русских, мордовских, удмуртских и татарских авторов XX века. Общим знаменателем для них стал вневременной и наднациональный язык любви. Экспозицию дополняют избранные эмали, на создание которых художника тоже вдохновила поэзия.