Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • Алафузовский театр в Казани вновь открыл свои двери после ремонта

    Алафузовский театр в Казани вновь открыл свои двери после ремонта

    Алафузовский театр в Казани возобновил свою работу после завершения масштабного ремонта. Первый спектакль в обновленном здании представил театр «Созвездие–Йолдызлык», поставивший пьесу по роману Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», сообщает пресс-служба Минмолодежи РТ.

    Министр по делам молодежи Татарстана Ринат Садыков отметил, что зрители и артисты высоко оценили результаты реставрации. Благодаря поддержке Раиса и Правительства Республики Татарстан на восстановление театра были выделены значительные средства. Обновлены зрительный и хореографический залы, сцена, оркестровая яма, холлы, гримёрные и репетиционные помещения. Также был обновлён фасад здания и полностью заменена кровля. Все это сделано для создания комфортных условий для творческой самореализации молодежи Татарстана.

    В обновленном театре планируется ставить множество спектаклей различных жанров, проводить творческие мастерские и лаборатории, а также работать уникальной звукозаписывающей студии, которая не имеет аналогов в Казани. Министр подчеркнул, что это соответствует целям национального проекта «Образование».

    Первый спектакль собрал аншлаг, и свободные места были в дефиците. Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и Республики Крым Дмитрий Туманов поделился дальнейшими планами театра. В ближайшее время зрители смогут увидеть пьесы о духовности и стойкости простых людей во времена Великой Отечественной войны, а также классические произведения, такие как «Тортюф» Мольера и «Прощай, конферансье» Григория Горина. Не обойдётся и без новогодних сказок, среди которых будет «Сказки про слона Хортона» Доктора Сьюза.

     

  • Татарстан получит 40,5 млн рублей на капремонт театров юного зрителя

    В 2024 году ряд регионов, включая Татарстан, получит финансирование для капитального ремонта театров юного зрителя. Нашей республике выделят 40,5 млн рублей. Распоряжение подписал Премьер-министр России Михаил Мишустин.

    Как сообщает сайт Правительства РФ, данное решение является частью программы поддержки региональных культурных учреждений и обновления их инфраструктуры. Эти средства помогут обновить детские театры в различных регионах страны и оснастить их современным оборудованием, что позволит повысить качество спектаклей и привлечь больше юных зрителей.

    В целом на модернизацию театров юного зрителя и театров кукол в федеральном бюджете на 2024 год предусмотрено более 1,4 млрд рублей. Эти работы осуществляются в рамках национального проекта «Культура».

    Помимо Татарстана, финансирование на капитальный ремонт театров также получат Республика Хакасия, Красноярский край, Архангельская, Волгоградская, Иркутская, Кемеровская, Костромская, Нижегородская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Тверская, Томская, Челябинская, Ярославская области и Ханты-Мансийский автономный округ.

    Татарстан участвует в реализации национальных проектов, разработанных на основании «майских указов» Президента России Владимира Путина.

  • В двух театрах Татарстана поставят шесть спектаклей с тифлокомментариями

    В двух театрах Татарстана поставят шесть спектаклей с тифлокомментариями

    Гелюса Закирова ведет тифлокомментирование в режиме реального времени.

    Два татарстанских театра стали в этом году победителями грантового конкурса на адаптацию спектаклей для незрячих и слабовидящих зрителей. Речь идет о тифлокомментировании, с помощью которого даже люди с проблемами зрения могут прикоснуться к визуальным видам искусства, и в последние годы тифлопремьеры становятся все более востребованными. Так, в новом театральном сезоне благодаря федеральной программе «Особый взгляд» и поддержке одного из благотворительных фондов в репертуаре Нижнекамского татарского драматического театра им. Т.Миннуллина появятся три спектакля с тифлокомментированием – два взрослых и один детский. Первый из них – музыкальная комедия «Свахи» – на днях уже состоялся и собрал полный зрительный зал.

    В театре кукол «Экият» также ожидаются три тифлопремьеры. Например, маленькие зрители получат возможность сопереживать героям «Волшебника Изумрудного города» и музыкальной сказки «Деревенский пес Акбай». Тифлокомментариями сопроводят и кукольный спектакль «Старик из деревни Альдермыш». Кроме этого, для незрячих зрителей будут организованы адаптированные экскурсии по театральному закулисью.


    Тифлокомментирование (от греч. «тифлос» – слепой) – это процесс передачи визуальной информации через лаконичное словесное описание предмета, пространства или действия. Данная технология внедряется сегодня в театрах по всей России. Существует также мобильное приложение «Особый взгляд», предназначенное для автоматической синхронизации и воспроизведения тифлокомментариев к любому видеоконтенту


    Над адаптацией спектаклей работает дипломированный тифлокомментатор высшей категории Гелюса Закирова. Именно ее глазами незрячие зрители «посмотрели» уже более 20 казанских постановок, в том числе в Камаловском театре и Казанском ТЮЗе им. Г.Кариева. По словам Гелюсы Закировой, тифлокомментирование, как и сам спектакль,– это живой процесс. На сцене бывают и паузы, и импровизации. В таких случаях все «трудности перевода» ложатся на тифлокомментатора, но и аплодисменты «особых» зрителей в финале спектакля предназначаются прежде всего ему.

  • «Золотые стандарты»: в столице Татарстана открылся XI фестиваль «Джазовая Казань»

    «Золотые стандарты»: в столице Татарстана открылся XI фестиваль «Джазовая Казань»

    Вадим Эйленкриг, один из самых узнаваемых российских музыкантов, выступил на  открытии XI Международного фестиваля «Джазовая Казань». Высокий, брутальный трубач, виртуозно владеющий своим инструментом, и Филармонический джаз-оркестр Татарстана под управлением Сергея Васильева в очередной раз покорили  и зажгли публику роскошной  программой, в которой прозвучали золотые джазовые стандарты, известные хиты и авторская музыка самих исполнителей.  Полный зал по достоинству оценил и вокал солистки оркестра Адели Музафаровой.

    «Джазовая Казань» – ежегодный музыкальный проект Татгосфилармонии им. Г.Тукая, концепция которого базируется на  тесном эмоциональном взаимодействии исполнителей и слушательской аудитории. Традиционно он привлекает к себе внимание не только профессионалов и ценителей джаза, но и просто любителей этого музыкального направления.

    11 октября в концертном зале филармонии состоится второй фестивальный вечер с участием двух представителей известной музыкальной династии – джазового пианиста и композитора Леонида Винцкевича (основателя династии) и его сына Николая Винцкевича – одного из самых ярких джазменов молодого поколения. Оба – постоянные участники международных фестивалей джазовой музыки, а кроме того, Винцкевич-старший – идейный вдохновитель уникального передвижного проекта «Джазовая провинция», одного из самых масштабных и нестандартных событий в музыкальной жизни России. На одной сцене с ними также выступит московская вокалистка Ирина Родилес, безупречно владеющая искусством импровизации.

    В рамках заключительного концерта фестиваля, который пройдет 18 октября, прозвучат яркие джазовые композиции в исполнении лучших саксофонистов России. В частности, в тандеме с Филармоническим джаз-оркестром РТ выступит Дмитрий Мосьпан (Москва) – победитель проекта «Большой джаз» на телеканале «Культура».

  • Татарстан и Турция обсудили перспективы сотрудничества в области кинематографа

    Минниханов обсудил сотрудничество в кинематографе с с председателем Совета директоров «Боздаг Фильм»

    Раис Татарстана Рустам Минниханов провел встречу с председателем Совета директоров «Боздаг Фильм» Мехметом Боздагом из Турции, сообщает пресс-служба Раиса РТ.

    Встреча состоялась в Доме Правительства Татарстана, также присутствовала министр культуры республики Ирада Аюпова. 

    Стороны обсудили перспективы сотрудничества в области кинематографа и возможные совместные проекты. Ежегодно «Татаркино» совместно с Генеральным консульством Турции в Казани организует Дни турецкого кино, которые в 2024 году проходили с 3 по 7 июня.

    Фильмы турецких режиссеров традиционно участвуют в конкурсных и внеконкурсных программах Казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар». Например, в 2017 году гран-при фестиваля был вручён фильму «Холод Каландра» режиссера Мустафы Кара.

    Ранее «РТ» писала, что Минниханов осмотрел новую студию ТНВ: для телеканала это большой шаг вперед.

  • На фестивале #StagePlatforma в Казани состоится премьера балета «Тесла: гений энергии»

    На фестивале #StagePlatforma в Казани состоится премьера балета «Тесла: гений энергии»

    Седьмой фестиваль современного балета #StagePlatforma в Казани ознаменуется премьерой спектакля, вдохновленного личностью Николы Теслы – одного из самых известных деятелей науки XX века.

    Программа нынешнего фестиваля будет представлена на сцене театра им. М.Джалиля 5 и 6 ноября и, как пишут в соцсетях, билетов «на хорошие места» уже нет. В этом году в рамках #StagePlatforma будут показаны две постановки: двухактный балет-триллер «Личности Миллигана», признанный одним из главных культурных событий прошлого сезона, и нынешняя премьера – одноактный балет «Тесла: гений энергии». Оба спектакля поставлены питерским хореографом Олегом Габышевым на музыку Эльмира Низамова, и участвуют в них преимущественно казанские солисты.

    Балет «Личности Миллигана», напомним, поднимает вопросы взаимоотношений внутри семьи и важности бережного отношения к человеку. К слову, 21 марта этого года спектакль был показан в Москве на сцене «Крокус Сити Холла», то есть буквально накануне теракта. Были аплодисменты, были поклоны, и никто не мог предположить, что все это – в последний раз. В том смысле, что после казанских артистов на сцену «Крокуса» уже не выйдет никто… Но сценическая жизнь самого балета «Личности Миллигана», к счастью, продолжается.

    Центральная фигура новой постановки – американский изобретатель с сербскими корнями Никола Тесла, чьи инновационные разработки лежат в основе всей современной электротехники. Например, известный предприниматель Илон Маск назвал в его честь свою компанию по производству электромобилей.

    «Мы долго изучали материалы, посвященные личности Николы Теслы, и многое нас поразило: человек, по сути, в одиночку преобразил будущее цивилизации. В работе над постановкой нам помог “Электрический музей Теслы” в Сочи, создавший по нашему заказу электрическую колбу, которая будет использоваться как декорация в спектакле», рассказал художественный руководитель фестиваля и исполнитель главной роли в новом балете, заслуженный артист Татарстана Олег Ивенко.

    В роли антагониста Теслы – Эдисона в одном из премьерных спектаклей выступит сам балетмейстер Олег Габышев, одновременно продолжающий свою блистательную карьеру танцовщика в Театре балета Бориса Эйфмана. К слову, про то, как «два гения поссорились из-за лампочки», в 2017 году был снят фильм «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем в роли Эдисона.

    Помимо того, что Никола Тесла был гениальным инженером и изобретателем, его жизнь окружена множеством слухов и домыслов, в том числе мистического толка. И часто повод для них давал сам Тесла, и, вообще, он был склонен к эксцентричности и эпатажу. Найдет ли все это отражение в новом балете, узнаем в день премьеры.

    Напомним, что фестиваль #StagePlatforma впервые прошел в Казани в 2018 году. Основные задачи проекта – объединение талантливых танцовщиков и хореографов, создание платформы для реализации их творческих задумок и приобщение к искусству современной хореографии широкой, в том числе молодежной, аудитории.

  • В казанской триеннале печатной графики «Всадник» участвуют 125 художников из 16 стран

    В казанской триеннале печатной графики «Всадник» участвуют 125 художников из 16 стран

    Музей изобразительных искусств Татарстана совместно с Поволжским отделением Российской академии художеств на днях презентовал Казанскую международную триеннале печатной графики «Всадник».

    Казанский графический форум проводится в формате выставки-конкурса. Первая из них состоялась в 2011-м, а нынешнюю пришлось ждать три года.  Свое название проект получил в честь одноименного объединения художников-графиков, деятельность которого в свое время принесла Казани всероссийскую известность. За свою недолгую историю (1920–1924 гг.) группа «Всадник» оставила гравюрное наследие в несколько сотен листов, которые сегодня являются вожделенными объектами музейного и частного собирательства.

    В конкурсной программе Казанской триеннале участвуют 125 художников из 16 стран. Среди них – Аргентина, Беларусь, Индия, Италия, Китай, Мексика, Словения, Турция, а также многие российские регионы, включая мастеров печатной графики Татарстана. Тема экспозиции, как и многих творческих проектов нынешнего года, – семья. В этом контексте печатная графика предстает мощным инструментом для передачи эмоций в рассказе о судьбах, традициях и чувствах представителей разных народов и культур.

    Выставка проходит в залах Национальной галереи «Хазинэ» и демонстрирует все многообразие современной печатной графики – от таких традиционных техник, как офорт и линогравюра, до коллаграфии и цифровой гравюры. Несмотря на то, что искусство печатной графики уходит своими корнями глубоко в прошлое, это не значит, что в нем нет пространства для эксперимента. Художники активно придумывают собственные технические приемы, стремясь к большей выразительности своих образов.

    «Сейчас в мире графики происходят очень интересные изменения, которые мы отслеживаем благодаря регулярности наших выставок. При этом любопытно, что в России сохраняются академические основы, и это обеспечивает высокий профессионализм и глубокое отношение к содержанию», – отметила куратор проекта, кандидат искусствоведения Ольга Улемнова.

    Кроме конкурсной программы, экспозицию дополняет ряд специальных проектов. Среди них, например, персональная выставка молодого индонезийского художника Ризаля Эка Прамана, победителя предыдущей арт-битвы мастеров печатной графики в Казани. В этом же ряду спецпроект казанской лаборатории «Графком» с символическим названием «7Я», в рамках которого представлены произведения семерых казанских художников, каждый из которых раскрывает свое понимание семьи. Проект-инсталляция «Семейные узы — красные линии судеб» московских художниц Натэллы Войскунской и Светланы Ланшаковой посвящен семьям великих русских женщин – Натальи Гончаровой, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

    Казанский графический форум, с одной стороны, отражает общие культурные коды, а с другой – наглядно показывает отличия в мировосприятии художников, которые обусловлены историческими и национальными особенностями.

    Выставка работ участников Казанской международной триеннале печатной графики «Всадник» открыта для посещения до 19 января.

  • Классика, фэнтези и «Слово пацана»: эксперты рассказали, как изменились предпочтения читателей

    Классика, фэнтези и «Слово пацана»: эксперты рассказали, как изменились предпочтения читателей

    В начале осени Нацбиблиотека РТ по традиции представила топ-10 книг, которые пользовались наибольшим читательским спросом минувшим летом. Россияне стали меньше читать Джорджа Оруэлла и Ремарка и начали проявлять больший интерес к книгам отечественных классиков – Булгакова, Толстого, Шварца, фантаста Беляева и сказочника Волкова. А самым популярным жанром по-прежнему остается фэнтези.

    Классика, фэнтези и «Слово пацана»: в Нацбиблиотеке РТ рассказали о предпочтениях читателей
    Читательские предпочтения на удивление постоянны, говорят эксперты.

    «ЗА ЭТО ЛЕТО ВЫ ВЗЯЛИ НА ДОМ 71 468 КНИГ!»

    Первое, что обращает на себя внимание: чтение не является для татарстанцев чем-то сезонным вроде торговых скидок или авитаминоза. И лето с его дачными заботами и тягой к перемене мест в этом смысле не было исключением. Число тех, кто и нынче об эту пору не забросил чтение, сопоставимо с любым другим временем года. «За это лето вы взяли на дом 71 468 книг!» – скрупулезно подсчитали и уведомили своих читателей в главной библиотеке республики. И это практически столько же, сколько было выдано за всю прошлую зиму.

    То же самое можно сказать и о читательских предпочтениях – они на удивление постоянны. Но здесь все-таки больше нюансов. Скажем, если в начале года во всех книжных рейтингах с большим отрывом лидировали произведения Ремарка, то в нынешнем топе-10 его роман «Время жить и время умирать» занимает только восьмую позицию. А из классиков вперед вырвались Михаил Булгаков с романом «Белая гвардия», Теодор Драйзер («Американская трагедия») и Оскар Уайльд («Портрет Дориана Грея»).

    УСТАЛИ ОТ АНТИУТОПИИ И ОБРАТИЛИСЬ К КЛАССИКЕ

    По словам экспертов, россияне также стали меньше читать Джорджа Оруэлла, и в целом их интерес к жанру антиутопии снижается. «Для общества, как и для всякого человека, главное – это образ будущего, это надежды. Если надежд нет, если никто их не дает (сегодня утопий в духе Ефремова, когда нам рисуют светлое будущее, я просто не знаю), то, по крайней мере, хочется обратиться к надежному прошлому – к золотому веку», – объясняет главный редактор журнала «Нева» Александр Мелихов  другой читательских тренд – всплеск интереса к русской классике.

    Кстати, у читателей Нацбиблиотеки РТ наметился тот же поворот: кроме упомянутого Михаила Булгакова, они чаще стали обращаться к книгам Льва Толстого, Евгения Шварца, писателя-фантаста Александра Беляева, советского сказочника Александра Волкова («Волшебник Изумрудного города»). В целом же по итогам первого полугодия доля российских писателей в рейтинге самых читаемых авторов выросла до 40%, тогда как в предшествующие два года она не превышала 28% (здесь и далее приводятся данные Российского книжного союза. – Прим. ред.).

    ДО КАЗАНИ СЛАВА КИТАЙСКОЙ РОУЛИНГ ПОКА НЕ ДОШЛА

    Но при всем том позитиве, который несет в себе русская классика, особенно в сегменте детской и подростковой литературы, она занимает лишь третье место в рейтинге читательских предпочтений. Самым популярным жанром у россиян остается фэнтези (второе место делят детективы и нон-фикшн). Причем все чаще конкуренцию Джону Толкину и Джоан Роулинг составляет азиатское фэнтези, предлагающее захватывающие истории, тесно переплетенные с мифологией и культурными традициями Китая, Кореи и других стран Восточной Азии.

    Так новым лидером всероссийского книжного рейтинга в первом полугодии 2024 года стал цикл новелл (книг) китаянки Мосян Тунсю «Благословение небожителей». Книги этого автора наполнены магией, демонами, призраками и, как говорят, очень популярны в молодежной среде. Впрочем, до Казани литературная слава китайской Роулинг то ли еще не докатилась, то ли оказалась все же не настолько магической, как это предрекали некоторые эксперты. По крайней мере, на предпочтениях татарстанских подростков появление азиатского фэнтези пока особо не отразилось. Этим летом в топе у них были «Вождь краснокожих» О.Генри и «Голова профессора Доуэля» А.Беляева.

    Во всероссийский книжный рейтинг попали также роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и документальная книга Роберта Гараева «Слово пацана». Всплеск их популярности связывают с недавними громкими экранизациями, которые традиционно становятся драйверами читательского ажиотажа.

  • «Их главная цель – хайпануть»: Аюпова ответила на претензии к «Экияту» в полмиллиона

    «Их главная цель – хайпануть»: Аюпова ответила на претензии к «Экияту» в полмиллиона

    Громом среди ясного неба стал иск на полмиллиона рублей, который предъявила театру «Экият» казанская фирма, незадолго до этого запатентовавшая в качестве товарных знаков имена популярных персонажей татарских народных сказок. О том, как театр будет бороться с «патентными троллями» и выходить из абсурдной ситуации, – в материале «РТ».

    «Их главная цель – хайпануть»: Аюпова ответила на претензии к «Экияту» в полмиллиона

    ТЕАТР НИКОМУ НИЧЕГО ПЛАТИТЬ НЕ СОБИРАЕТСЯ

    Поводом для досудебной претензии на сумму 500 тысяч рублей послужили два кукольных спектакля – «Су Анасы» («Водяная») и «Камыр батыр». На беду, именно эти названия оказались в перечне товарных знаков, зарегистрированных Роспатентом. Впрочем, позже их правообладатель, видимо, поняв, что переборщил, предложил театру заключить мировое соглашение за один рубль как признание того факта, что он действительно вправе распоряжаться этими названиями.

    Однако худрук театра «Экият» Ильгиз Зайниев сразу заявил, что никому ничего платить не собирается и готов судиться, ибо все персонажи татарского фольклора – это национальное достояние, и никто не вправе присваивать их себе.

    Такой же позиции придерживается и министр культуры РТ Ирада Аюпова. «Мы намерены отстаивать свои интересы в суде, – заявила она на экстренно собранном брифинге. – Кроме этого, мы готовим обращение в Роспатент по поводу изменения существующих правил регистрации товарных знаков. И мы уверены, что они примут нашу сторону».

    По мнению министра, можно запатентовать некий визуальный образ сказочного персонажа или, допустим, торт «Шурале», но то, с чем столкнулся театр «Экият», лишено всякой логики. «Су Анасы – это просто словосочетание, и его нельзя запатентовать. Тогда за каждую напечатанную сказку с нас будут требовать деньги», – резонно отметила министр культуры.

    СИТУАЦИЯ ВОЗНИКЛА НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ

    При этом она явно избегала произносить название скандально известной фирмы. «Я знаю название этой организации, знаю, когда они зарегистрировались, но не хочу это озвучивать, не хочу делать им рекламу», – пояснила свою позицию Ирада Аюпова и предложила журналистам последовать ее примеру. Тем более, что для подобного рода организаций, которых сегодня в стране пруд пруди, юристами найдено абсолютно точное определение – «патентные тролли». Потому что их главная цель – не только заработать, но и, что называется, хайпануть.

    Сложившуюся ситуацию министр назвала абсурдной и в то же время признала, что она возникла не на пустом месте. По ее словам, в сфере авторского права существует еще очень много пробелов, которые необходимо восполнить и отрегулировать либо на законодательном уровне, либо нормативными актами. Причем как можно быстрее. «В противном случае нам будет тяжело двигаться дальше», – подчеркнула Аюпова.

    Еще одна проблема связана с отсутствием четких критериев, что следует понимать под национальным достоянием. Это тоже требует фиксации в правовом поле, потому что одними эмоциями от тех же «патентных троллей» не защититься. «Нужен единый реестр национального достояния – брендов, которые запрещено монополизировать», – заявила министр культуры. Попытки же заработать на национальном достоянии она сравнила с «потребительским экстремизмом».

    ИСК К ТЕАТРУ «ЭКИЯТ» – ЭТО ТОЛЬКО ПРОБНЫЙ ШАР

    Можно долго говорить о моральной стороне конфликта, но нет никакой гарантии, что эта история не повторится, да и нынешняя еще не закончилась. Нельзя исключать, что иск к театру «Экият» – это только пробный шар. Кроме Су Анасы и Камыр батыра, на сайте пресловутой казанской фирмы предостаточно и других запатентованных товарных знаков, «вдохновленных культурой и историей Татарстана». Среди них – Шурале, Кар Кызы, Милли Зилант, Казанская царица (Сююмбике). И, судя по всему, останавливаться на этом здесь не намерены. На очереди – Алтынчеч,  Убырлы Карчык, Татар кызы…

    ЕСТЬ ЗАЯВКА НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНОГО ЗНАКА «ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ»

    По слухам, у данного юридического лица также есть заявка на регистрацию товарного знака «Царь Иван Грозный». Одному Богу известно, зачем им этот персонаж. Но если учесть, что, помимо спектаклей, есть книги, фильмы, в том числе исторические, то для обладателей этих товарных знаков открываются поистине необозримые перспективы для троллинга. Благо, работа непыльная. Знай себе пиши и рассылай претензии.

    В наше время предприимчивость ставится очень высоко, иногда даже выше здравого смысла. Поэтому пока редко кто отваживается прямо сказать, что «патентные тролли» – это зло. Чаще разводят руками: дескать, что делать, это такой бизнес. Ну ладно, если не повезло крупной компании, которой проще заплатить троллю, чем тратить время, нервы и куда большие деньги на судебные издержки. Но в том-то и дело, что жертвой «патентных троллей» может стать практически любой. Ну вот, казалось бы, детский театр, что с него можно взять? Но, как выясняется, можно. Если не деньгами, то тем же хайпом. Хорошо, что хоть Тукай не дожил…

  • Театр «Созвездие-Йолдызлык» открывает новый сезон 10 октября в обновленном здании

    «Театр «Созвездие-Йолдызлык» открывает новый сезон 10 октября в обновленном здании»

    Театр «Созвездие-Йолдызлык» откроет новый сезон 10 октября 2024 года в обновленном здании Алафузовского театра после завершения ремонтных работ, сообщает Минмолодежи РТ.

    Руководитель министерства Ринат Садыков подтвердил, что арт-резиденция готова к приему зрителей.

    Первый спектакль сезона — «Я, бабушка, Илико и Илларион» по роману Нодара Думбадзе, который затрагивает темы семейных ценностей и патриотического воспитания.

    В главных ролях выступят народная артистка Республики Татарстан Елена Ненашева и заслуженный артист Денис Крутовских. Режиссер спектакля – Искандер Нуризянов. Репертуар театра можно найти в его социальных сетях.

  • Молодые татарстанцы могут побороться за премию Мусы Джалиля

    Молодые татарстанцы могут побороться за премию Мусы Джалиля

    В Татарстане стартовал прием заявок на республиканскую премию имени Мусы Джалиля, сообщает Министерство молодежи РТ.

    Эта премия присуждается каждые два года и предназначена для молодых людей до 35 лет, которые сделали значительный вклад в развитие театра, изобразительного искусства, литературы, журналистики и кино, а также в осуществление молодежных программ. Участвовать могут и коллективы, в составе которых не менее 70% участников моложе 35 лет.

    Итоги конкурса будут объявлены в феврале, в день рождения Мусы Джалиля. Заявки принимаются до 19 декабря. Подробности о конкурсе можно найти по ссылке.

  • В Свияжске откроется выставка, посвященная русскому кирпичу

    В Свияжске откроется выставка, посвященная русскому кирпичу

    «Русский кирпич: клейма, метки, знаки» – выставочный проект под таким названием стартует завтра, 2 октября, в музее-заповеднике «Остров-град Свияжск».

    В Свияжске откроется выставка, посвященная русскому кирпичу

    Тема неожиданная, но совсем не случайная для Свияжска. Изучение архитектурно-строительной керамики относится к числу приоритетных направлений научно-фондовой работы музея-заповедника. Но выставка, посвященная русскому кирпичу, организуется здесь впервые. Среди ее экспонатов, а их около ста, не только кирпичи с клеймами, но и раритетные инструменты, формы и элементы оборудования, дающие представления о старинных технологиях. Большинство артефактов принадлежит российским коллекционерам, а часть их доставлена в Свияжск из музея-заповедника «Царицыно». Предметный ряд дополнен фотоиллюстрациями с изображением кирпичных заводов (сараев), архитектурных памятников из кирпича и образцов кирпичной кладки.

    Кстати, тех, кто выбирает такое тяжеловесное хобби, как коллекционирование кирпичей с клеймами, называют брикофилами. Главный интерес для них представляют именно клейма, которые хранят имена промышленников, места размещения фабрик и фирменные знаки. В России первые клейма на кирпичах появились в середине XVII века. Вначале это был рельефный двуглавый орел, символизирующий российскую государственность, но позже появились и другие символы: подковы, звезды, а также буквенные обозначения. Двуглавые орлы же остались привилегией императорских заводов. К середине XIX века клеймо выделилось в отдельное направление прикладного искусства.

    В Свияжске откроется выставка, посвященная русскому кирпичу

    На открытии выставки в Свияжске будет представлена историческая реконструкция процесса изготовления кирпича в деревянной форме и его обжига в дровяной печи. Кроме этого, в рамках проекта 3-4 октября состоится круглый стол с участием экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы и других городов. В Музее истории Свияжска они обсудят вопросы коллекционирования, изучения и реставрации архитектурно-строительной керамики, а также особенности современного кирпичного производства. Для желающих предусмотрена трансляция круглого стола в группе музея во «ВКонтакте».