Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • В 2024 году в Татарстане начали возрождать семь памятников деревянного зодчества

    В 2024 году в Татарстане начали возрождать семь памятников деревянного зодчества

    В этом году в Татарстане стартовала масштабная программа реставрации семи уникальных объектов деревянного зодчества. Основная часть работы реализуется в рамках госпрограммы «Развитие культуры Республики Татарстан» и при поддержке благотворителей, рассказали в Комитете РТ по охране объектов культурного наследия.

    В 2024 году в Татарстане начали возрождать семь памятников деревянного зодчества

    Памятники включают религиозные сооружения и гражданские здания, представляющие важную культурную ценность республики. Сейчас работы ведутся на четырех объектах — это мечеть начала XX века в селе Айбаш Высокогорского района, Троицкая церковь XIX века в селе Верхний Багряж Заинского района.

    В селе Новый Кырлай Арского района реставрация проводится сразу на двух объектах культурного наследия: в доме крестьянина Сагди, где жил великий поэт Габдулла Тукай, и в литературно-мемориальном музее Габдуллы Тукая, построенном в 1978-1979 годах.

    Также разрабатывается проектная документация для церкви Святого князя Александра Невского в селе Большие Меми Верхнеуслонского района, для здания мечет в деревне Асан-Елга Кукморского района и для главного здания усадьбы купца Бакирова в село Большой Менгер Атнинского района.

  • Юных вокалистов приглашают к участию в конкурсе «Мелодия моей России»

    С 15 сентября открыт прием заявок для участия в III Международном конкурсе юных вокалистов «Мелодия моей России», приуроченном к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, сообщают организаторы.

    Конкурс, который возглавляет российская оперная певица Ирина Волкова, пройдет в Москве и Генуе с 25 декабря 2024 года по 25 мая 2025 года с поддержкой Генерального консульства РФ в Генуе, Россотрудничества и Российского центра науки и культуры в Риме.

    Организаторами выступают Фонд сохранения наследия С. Рахманинова «Рахманиновское общество», Детский музыкальный театр «Олимп» и белгородская студия оперного пения BelCanto.

    Главными целями мероприятия ставят сохранение исторической памяти, воспитание подрастающего поколения в любви к России, русскому языку и русской культуре, объединение русского мира, формирование чувства патриотизма и чувства гордости за страну. Ключевым требованием конкурса станет исполнение песни, посвященной России или военно-патриотической композиции.

    Жюри возглавляет заслуженная артистка России Валентина Щербинина, также в его состав входят известные артисты и педагоги. Конкурс будет проходить в два этапа: отборочный тур с 25 декабря 2024 года по 10 января 2025 года и финал с 20 по 23 февраля 2025 года в Москве, где также пройдет награждение и гала-концерт.

  • Казанцев ждут 30 уникальных мероприятий российско-китайского форума «РОСТКИ»

    В Казани проведут 30 мероприятий в рамках II российско-китайского форума «РОСТКИ». Участников и гостей ждут экскурсии, международные выставки, чайные церемонии, сообщают организаторы.

    Мероприятие будет проходить с 13 по 15 ноября 2024 года в столице Татарстана. Участники смогут ознакомиться с городом, его знаковыми местами и посетить остров-град Свияжск.

    Одним из ключевых событий форума станет концерт с молодыми артистами под названием «Желтый аист», где зрителей порадуют сочетанием традиционной и современной музыки, отражающей культуры России и Китая.

    В программе предусмотрены чайные церемонии в русской, татарской и китайской традициях, дегустации чая и обсуждение общих черт чайных культур с привлечением экспертов.

    Культурную программу продолжат Дни китайского кино, где все фильмы будут показаны на русском языке. Любители спорта смогут участвовать в командном турнире по настольному теннису «Вечерняя Лига», а хоккейные фанаты увидят матч между командами «Ак Барс» и «Куньлунь Ред Стар».

    Кроме того, в рамках форума пройдет турнир по вэйци (Го) и шахматный матч с командами из России и Китая.

    По словам руководителя Агентства инвестиционного развития РТ Талии Минуллиной, в Казани рады приветствовать участников и гостей второго Международного российско-китайского форума «Ростки». Это событие не только укрепляет экономические связи, но и создает уникальную платформу для обмена опытом. «Насыщенная культурная программа поможет лучше понять богатство культур обеих стран», – отметила Минуллина.

    Ранее «РТ» писала, что в МИД Китая положительно оценили саммит БРИКС в Казани.

  • В трех районах Татарстана по нацпроекту открылись 4 модельные библиотеки

    В этом году в трех районах Татарстана открылись 4 модельные библиотеки благодаря национальному проекту «Культура» — они адаптированы под разнообразные форматы работы: от индивидуальных занятий до групповых мероприятий и культурных событий. Об этом рассказали в Минкультуры республики.

    Помимо модернизированных библиотек в Елабужском, Дрожжановском и Кукморском районах, по нацпроекту возведены три сельских дома культуры в Апастовском, Высокогорском и Алькеевском районах.

    Также капитально отремонтирована Сармановская детская школа искусств им. Шакирова, приобретен один передвижной многофункциональный центр (автоклуб) для обслуживания сельского населения, технически оснащены три региональных и муниципальных музея в Елабужском, Арском, Тетюшском районах и Качаловский театр, 14 детских школ искусств получили новые музыкальные инструменты.

    По региональному проекту «Культурная среда» в 2024 году был предусмотрен капитальный ремонт четырех театров в Казани, Зеленодольске, Альметьевске и Атнинском районе, трех муниципальных музеев в Бавлинском, Кукморском и Зеленодольском районе, а также девяти сельских ДК в Апастовском, Сабинском, Альметьевском, Бавлинском, Мамадышском, Актанышском, Высокогорском районах.

    В ходе регионального проекта «Цифровая культура» планируется пополнить книжными памятниками фонда оцифрованных изданий Национальной электронной библиотеки на 1,5 тыс. единиц.

    Национальные проекты реализуются в России на основании «майских указов» Президента Владимира Путина. Изначально они охватывали более 10 направлений стратегического развития страны, таких как «Здравоохранение», «Экология», «Демография», «Образование», «Наука», «Культура», «Жильё и городская среда». Во время выступления с посланием Федеральному Собранию в феврале этого года глава государства анонсировал новые нацпроекты, такие как «Кадры», «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь», «Семья» и «Экономика данных».

  • Мост, причал, стоянка: памятник воинам Ивана Грозного в Казани превратят в туристический объект

    Мост, причал, стоянка: памятник воинам Ивана Грозного в Казани превратят в туристический объект

    Сразу 80 памятников архитектуры удалось привести в порядок в Казани в ходе подготовке к саммиту БРИКС. А в конце лета 2025 года станет доступен для посещения еще один уникальный объект – Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. О том, что уже восстановили, и какие объекты сейчас в процессе реставрации, рассказал сегодня на брифинге в Кабмине РТ председатель Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин.

    Мост, причал, стоянка: памятник воинам Ивана Грозного в Казани превратят в туристический объект

    ПОТРАТИЛИ 3,5 МЛРД

    По словам спикера, в Татарстане сейчас 5 912 объектов культурного наследия. Из них 2 259 – памятники архитектуры, 3 054 – объекты археологии и 599 – градоформирующие объекты. В этом году на реставрацию объектов культурного наследия из бюджета республики было потрачено более 3,5 млрд рублей.

    – Конечно, тема номер один этого года для Казани – проведение саммита БРИКС. Комитет РТ по охране объектов культурного наследия совместно с мэрией Казани был вовлечен в работу по подготовке исторического центра и исторических зданий к этому масштабному событию. В зоне внимания было свыше 80 памятников архитектуры города. Ожидаемо, что объекты Казанского Кремля, мечеть Марджани, собор Казанской иконы Божией Матери стали точками притяжения. Памятники Татарстана получили высокую оценку статусных гостей, – рассказал Гущин.

    Более 867 млн рублей ушло на то, чтобы полностью отреставрировать к саммиту Казанскую Ратушу – бывшее здание Дворянского собрания. Снаружи отремонтировали крышу и фасад, установив архитектурную подсветку. Внутри заменили инженерные сети, отреставрировали входные двери из массива дерева, паркет и внутреннюю отделку.

    Мост, причал, стоянка: памятник воинам Ивана Грозного в Казани превратят в туристический объект
    Здание Дворянского собрания, в котором располагается ратуша, оснастили новой архитектурной подсветкой.

    В здании центрального железнодорожного вокзала оборудовали ВИП-залы и отремонтировали внутренние помещения для приема делегаций стран БРИКС. В Казанском Кремле обновили Северный корпус Пушечного двора, здание Юнкерского училища и башню Сююмбике, на что было потрачено 316,6 млн рублей.

    В БАШНЮ СЮЮМБИКЕ ПУСТЯТ ТУРИСТОВ

    Одни объекты закончены, над другими работа еще только предстоит. По словам Гущина, началась разборка бывшего здания табачной фабрики на территории Богородицкого монастыря на Большой Красной, основанному на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Здесь будут отреставрированы приходская школа, монастырские корпуса, а также храм Николы Тульского. Таким образом, монастырю вернут исторический облик.

    Продолжаются работы и в башне Сююмбике на территории Казанского Кремля. Конечная цель – сделать ее доступной для туристов.

    – В текущем году в башне в рамках первоочередных противоаварийных работ выполнили отсечную гидроизоляцию, укрепили фундамент и кирпичную кладку, провели сшивку трещин, ремонт дефектов кирпичной кладки фасада, – рассказал Иван Гущин. – В рамках следующего этапа планируются ремонтно-реставрационные работы. Необходимая научно-проектная документация готова, к комплексной реставрации объекта планируется приступить в 2025 году. Проектом предусмотрены усиление перекрытий и лестниц, восстановление полов, окон и дверей с точным повторением формы и рисунка. Будут также восстановлены утраченные решетки на окнах, кованые металлические элементы дверей и ворот. Планируется заменить существующее покрытие парапетов, кровлю,  водосточные трубы, отреставрировать полумесяц на башне.

    Мост, причал, стоянка: памятник воинам Ивана Грозного в Казани превратят в туристический объект
    Продолжаются работы и в башне Сююмбике на территории Казанского Кремля.

    И только после этого приступят к третьему этапу, в ходе которого башню приспособят для посещения туристами. Точные сроки ее открытия Гущин не назвал.

    ВОЗРОДИЛИ БЕЛУЮ МЕЧЕТЬ

    Отреставрировали в Казани и несколько исторических мечетей. Так, на реставрацию мечети Марджани ушло боле 500 млн рублей – это средства как республиканского бюджета, так и частных пожертвований. За счет благотворителей восстановлена Ново-Слободская мечеть на пересечении улиц Меховщиков и Кызыл Татарстан, которую также называют 11-я соборная, Белая, Ак мечеть.

    – Она является первой кирпичной мечетью в Ново-Татарской слободе Казани. Мусульманский храм построен в 1801-1805 годах. Судьба этого здания во многом типична для культовых сооружений. В 1929 году мечеть закрыли, минарет снесли, добавили пристрои и в разные годы использовали, как школу, цех меховой фабрики, заводской клуб. В здании были утрачены лестницы, исторические своды, изменены пропорции и конструкция кровли, произведена перепланировка помещений. В последние годы оно находилось в законсервированном состоянии и разрушалось, – напомнил Гущин печальную историю.

    Гущин отметил, что колоссальный объем задач связан с реставрацией Храма-памятника павшим воинам на Казанке.

    ГЛАВНОЕ – ЗАЩИТИТЬ ОТ ВОДЫ

    Спикер отметил, что колоссальный объем задач связан с реставрацией Храма-памятника павшим воинам на реке Казанке, построенном в 1813-1823 годах. Первоочередная задача – защитить архитектурный памятник федерального значения от влаги.

    – Работы на этом значимом для республики объекте возобновились в этом году. Подрядная организация получила все разрешения, начались противоаварийные мероприятия. На реализацию первого этапа работ из федерального и республиканского бюджетов выделено в общей сложности 300 млн рублей, – информировал Гущин. – Проект сложный, комплексный, помимо реставрации и восстановления внутреннего убранства предусматривает берегоукрепление, гидроизоляцию памятника. Сейчас прорабатываем решения по устройству пешеходного моста, причала для швартовки маломерных судов, площадки для парковки автобусов. Также готовим проектные решения по сохранению существующей живописи и воссозданию утраченной. Перед строителями и реставраторами поставлена задача – завершить весь комплекс работ к августу 2025 года.

    После этого памятник на Казанке станет доступным для туристов.

    Ранее «РТ» сообщала, что за 2024 год в Татарстане 19 объектов культурного наследия были внесены в госреестр.

  • «Экият» 1 ноября представит премьеру сезона – спектакль «Материнское поле»

    «Экият» 1 ноября представит премьеру сезона – спектакль «Материнское поле»

    Театр кукол «Экият», вернувшийся недавно с московских гастролей, представит 1 ноября первую премьеру сезона – спектакль «Материнское поле» по одноименной повести Чингиза Айтматова.

    «Экият» 1 ноября представит премьеру сезона – спектакль «Материнское поле»

    Как и знаменитое произведение, написанное в 1963 году, новая постановка  худрука театра Ильгиза Зайниева поднимает важные вопросы предназначения человека. По мнению режиссера, Айтматов – один из немногих авторов, чье образное мышление и стилистика органичны для театра кукол.

    «Материнское поле» – это печальная и трогательная история пожилой женщины, потерявшей на войне мужа и троих сыновей. Она приходит к полю, чтобы излить истосковавшуюся душу и найти в себе силы жить дальше. Старуха Толгонай говорит с полем как с близким человеком и как бы заново  проживает все, что выпало на долю ее семьи и всего народа. Стоит отметить, что прообразом главной героини повести стала мать писателя Нагима апа, а родиной предков Айтматова по материнской линии, как известно, является село Маскара Кукморского района.

    По словам Зайниева, спектакль посвящен народу-победителю – всем, кто участвовал в Великой Отечественной войне. В творческую группу создателей «Материнского поля» входят также художник-постановщик Сергей Рябинин, композитор Миляуша Хайруллина и художник по свету Михаил Кирильцев.

    В новом 91-м сезоне театр еще не раз порадует своих зрителей премьерными постановками, в том числе по произведениям Гофмана («Щелкунчик»), Каюма Насыри («Абугалисина») и по мотивам русской народной сказки «Марья-Моревна».

    А накануне этой премьеры «экиятовцы» продолжают принимать поздравления в связи с присвоением театру звания «Академический», которого он удостоился за выдающиеся достижения в развитии театрального искусства. Соответствующее постановление Правительства РТ было подписано 15 октября 2024 года. «Это звание для нас не только почет и качественно новый статус, но и большая ответственность перед зрителями», – подчеркивают в театре.

  • Любое украшение можно «прочитать»: в Казани прошел мастер-класс известного ювелира-реконструктора

    Любое украшение можно «прочитать»: в Казани прошел мастер-класс известного ювелира-реконструктора

    Равкат Мухаметшин – единственный в России мастер, создающий реконструкции и авторские реплики булгарских, золотоордынских и татарских ювелирных изделий, которые часто неотличимы от оригинала. Не удивительно, что на встречу с известным казанским ювелиром в культурном центре «Искусство жить» пришло немало тех, кто и сам искушен в старинных технологиях и многое делает для возрождения традиционных художественных ремесел.

    Любое украшение можно «прочитать»: в Казани прошел мастер-класс известного ювелира-реконструктора

    Вердикт профессионалов под занавес встречи был коротким: то, что создано руками Равката Мухаметшина, достойно украсить лучшие музейные коллекции. Собственно, многие его работы там и находятся, включая знаменитую «булгарскую уточку», которая  считается не только шедевром ювелирного искусства, но и этномаркером знати Волжской Булгарии. Напомним: это парное височное украшение в виде кольца с миниатюрной птичкой внутри и тремя подвесками на длинных тонких цепочках. Судя по археологическим находкам, такие «сережки» были весьма популярны у булгарских красавиц. Правда, носили их не в ушах, а крепили к головному убору лентами. По словам Равката Мухаметшина, на изготовление одной уточки у него ушло почти восемь лет. «Я делаю много авторских украшений, и их отлично покупают, а традиционные украшения – это другой мир, у них есть корень, который связывает человека с природой и предками», – пояснил ювелир. Кстати, благодаря «булгарской уточке» он в свое время и оказался в Казани.

    Любое украшение можно «прочитать»: в Казани прошел мастер-класс известного ювелира-реконструктора

    Ювелирным делом Равкат Мухаметшин начал заниматься еще в Ташкенте, откуда он родом, а первым его учителем был родной дядя, тоже ювелир. Но большинство технологий осваивал самостоятельно, по книгам. В 1991 году на него вышли сотрудники Национального музея Татарстана и предложили сделать реплику «булгарской уточки», найденной в свое время при раскопках в Алексеевском районе и хранившейся в музейной коллекции. Потом было еще одно приглашение, уже по линии Всемирного конгресса татар: к тысячелетию Казани готовилась грандиозная выставка и снова понадобились реплики ценных музейных экспонатов. А вскоре после этого Равкат Мухаметшин уже окончательно перебрался в Татарстан и в настоящее время работает в Музее изобразительных искусств РТ художником-реставратором по металлу.

    На творческой встрече он показал одну из первых своих работ, посвященных Казани – символический ключ от города. «К тысячелетию мне очень хотелось сделать что-то необычное, и я придумал вот этот ключ. Левая его часть – золотоордынская коранница, стрежень украшен десятью камнями, которые символизируют десять веков существования города. Между камнями проходят два орнамента, а на носике ключа надпись по-татарски «Казань». В этой работе я постарался применить все техники булгарских и казанских мастеров. Это и чеканка, и скань, обычная и бугорчатая», – рассказал ювелир.

    Иногда разговор плавно перетекал в мастер-класс. Например, Равкат Мухаметшин поделился некоторыми тонкостями работы в технике зерни: «Беру проволоку толщиной до 0,15 мм и наматываю ее на ригель. Получившиеся колечки перекладываю на древесный уголь  и горелкой превращаю уже в шарики. Если для работы мне необходимо десять тысяч шариков, то я делаю сразу двадцать тысяч, так как некоторые могут спаяться между собой». Кроме этого, собравшиеся узнали способы изготовления традиционных восточных украшений, а также значение отдельных элементов орнамента.

    «Любое украшение можно «прочитать», в каждое из них закладывается определенный смысл. По украшениям я могу узнать многое о человеке, даже не общаясь с ним лично. И еще, обратите внимание, где мы носим украшения. Это пальцы, шея, запястья, то есть самые незащищенные места. Поэтому украшение – это еще и своего рода оберег», – считает Равкат Мухаметшин.

    Самое поразительное, что он мог и не стать ювелиром. В молодости Равкат Азатович увлекался автомобильным спортом, участвовал в ралли, хотел стать профессиональным гонщиком. Оставалось только обзавестись собственным железным конем. Вот тут ювелирка и пригодилась. Машину он купил, но его жизненные приоритеты к этому времени в корне поменялись. Хотя спортивный азарт, судя по всему, остался. «За какие-то вещи я брался, что называется, на слабо. Однажды, например, мне показали половину бусины, раздавленной каблуком. Сказали, сделай за двести баксов. Я и с этим справился», – поделился несостоявшийся гонщик. И скромно добавил: «Я не считаю, что делаю что-то уникальное. Я как турист… Больше погружаюсь в историю через украшения, а это намного ценнее».

  • В Казани открыли бюст казахстанскому поэту Абаю Кунанбаеву

    В Казани открыли бюст казахстанскому поэту Абаю Кунанбаеву

    В Казани открыли бюст казахстанскому поэту Абаю Кунанбаеву

    В Казани в рамках саммита БРИКС состоялась торжественная церемония открытия бюста казахстанскому поэту, основоположнику казахской литературы Абаю Кунанбаеву.

    Бюст Абая изготовлен известным казахстанским скульптором Нурболом Калиевым.

    С приветственными словами выступили министр культуры и информации Казахстана Аида Балаева, министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, председатель Союза писателей РТ Ркаил Зайдуллин.

    Церемония завершилась возложением цветов к бюсту Абая Кунанбаева. Об этом сообщает пресс-служба Минкульта РТ.

    Ранее «РТ» писала, что в рамках культурной программы саммита БРИКС состоится открытие памятника Конфуцию в сквере возле библиотеки Казанского университета.

    В Казани открыли бюст казахстанскому поэту Абаю Кунанбаеву

  • Пресс-служба Путина поделилась кадрами концерта из Казанской Ратуши

    «Калинку» и «Течет река Волга» в камерном исполнении представили гостям саммита БРИКС в столице Татарстана. Концерт проходит в эти минуты в Колонном зале Казанской Ратуши. Кадрами концерта поделилась пресс-служба Президента России.

    Кадры концерта для глав делегаций государств БРИКС опубликовал телеграмм-канал kremlin.ru.

    Саммит стран БРИКС проходит в Казани с 22 по 24 октября. В столицу Татарстана прибыли Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, Президент ЮАР, Премьер-министр Индии Нарендра Моди, Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед, Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси и другие официальные лица. В международном аэропорту их встречал Раис Татарстана Рустам Минниханов.

    Президент России Владимир Путин начал работу в рамках саммита утром сегодняшнего дня, о чем сообщала «РТ». Глава государства уже провел в Казани ряд встреч. Подробнее читайте в нашем материале Чак-чак для Си, «намасте» от Моди и новая экономика Путина: Татарстан принимает БРИКС.

  • Световое шоу, балет «Кострома» и цирк – культурная программа саммита БРИКС в Казани

    Световое шоу, балет «Кострома» и цирк – культурная программа саммита БРИКС в Казани

    До сих пор сохраняется интрига относительно деталей культурной программы, которую предложат участникам и гостям саммита БРИКС, но можно не сомневаться, что она будет такой же яркой и зрелищной, как и ее своеобразный пролог – световое шоу на стенах Казанского Кремля.

    Световое шоу, балет «Кострома» и цирк – культурная программа саммита БРИКС в Казани

    Подобные световые представления стали уже традицией в дни проведения крупных международных форумов, и каждый раз это все более завораживающее зрелище. Вот и в преддверии саммита БРИКС пространство от Спасской башни до Тайницкой вновь уподобилось гигантскому медиаэкрану, на котором оживают исторические персонажи, силуэты городов и причудливые узоры орнаментов. Попасть в эти дни на территорию Кремлевского музея-заповедника затруднительно из-за ограничений, но полюбоваться в вечернее время световым шоу, причем из разных точек города, могут практически все желающие.

    Шоу будет транслироваться с 17:00 и до полуночи с 21 по 24 октября.

    Хореографический спектакль в исполнении Русского национального балета «Кострома».

    Напомним, что под знаком БРИКС в Казани прошло уже несколько крупных культурных событий. Среди них литературный форум, кинофестиваль «Алтын минбар», смотр диксилендов и этноджазовых ансамблей. А непосредственно на полях форума  состоится запуск масштабного международного проекта «Танцевальная увертюра мира» (Global Dance Overture). Его презентация пройдет в театре им. Г.Камала, и здесь же будет показан хореографический спектакль «Национальное шоу России» в исполнении Русского национального балета «Кострома».  Через яркую палитру красок, костюмов и аутентичную хореографию спектакль расскажет о танцевальной культуре народов Кавказа, Сибири, Крайнего Севера и Татарстана. Последний будет представлен композицией «Сармановский хоровод», которую исполнит Государственный ансамбль песни и танца РТ. Кроме этого, артисты Госансамбля примут участие в образовательной части проекта и дадут мастер-класс молодым хореографам.

    «Танцевальная увертюра мира» – проект долгоиграющий.  В 2025 году он будет реализован в Египте, ОАЭ, Саудовской Аравии и Китае, а в 2026-м – в Бразилии, Индии и Эфиопии. Эффективным инструментом такого взаимодействия станет Альянс народной танцевальной культуры стран БРИКС, о создании которого будет официально объявлено в Казани.

    Конфуций облачен в национальный костюм, его руки сложены в характерный приветственный жест.

    В рамках культурной программы состоится также открытие памятника Конфуцию в сквере возле библиотеки Казанского университета. Здесь практически все уже готово к торжественной церемонии. Скульптуру высотой около 2,5 метра (вместе с гранитным постаментом) установили заранее, и многие успели ее рассмотреть. Фигура китайского философа выполнена из камня. Конфуций облачен в национальный костюм, его руки сложены в характерный приветственный жест, а взгляд устремлен в сторону библиотеки. Место для памятника выбрано  не случайно. В составе Казанского университета с 2007 года работает Институт Конфуция, который занимается укреплением российско-китайских связей. Ожидается, что в церемонии открытия памятника Конфуцию примут участие члены делегации Китая.

    Еще один повод для размышлений о влиянии китайской культуры на российскую и наоборот дает выставка «Китайские коллекции музеев России», развернутая в Графитовом зале Национального музея РТ. Среди ее экспонатов, например, памятники буддийского искусства Китая, датированные V веком и доставленные в Казань из Бурятии. Свои китайские коллекции представили также музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Хабаровска. Около двухсот экспонатов имеют постоянную прописку в фондах Нацмузея Татарстана. В их числе китайский фарфор, бронза, предметы одежды и религиозного культа, графика, каллиграфия и другие. Это предметы из собраний казанских коллекционеров Андрея Лихачёва, Василия Флоринского и Николая Высоцкого.

    Думается, привлечет внимание участников форума и «Этнографическая мозаика» – выставка, которая развернется в «Казань Экспо», в непосредственной близости от деловой площадки форума. Здесь будут представлены работы молодых скульпторов, вдохновленные неповторимым природным и животным миром каждой страны – участницы БРИКС. Куратором проекта выступает Санкт-Петербургская академия художеств им. И.Репина. Всего в экспозиции 23 скульптуры, отмеченные оригинальностью авторского стиля.

    По отзывам, новое шоу – это настоящая цирковая феерия.

    А в Казанском цирке с успехом прошли первые представления новой программы «Эхо Азии» с участием артистов Вьетнама, Казахстана, Узбекистана и России. По отзывам, это настоящая цирковая феерия. Тут и дерзкая джигитовка, и трепетная эквилибристика, и дрессированные хищники. Организаторы назвали программу «минифестом мира», обыграв таким образом созвучие со словом «манифест» и  подчеркнув этим общее для всех цирковых артистов планеты стремление к добрососедству, миру и гармонии.

    XVI саммит стран БРИКС пройдет в Казани 22-24 октября. Подробнее о мероприятии читайте в материале «РТ» Определит ход истории: Казань принимает XVI саммит стран БРИКС. Раис Татарстана Рустам Минниханов назвал проведение саммита в столице республики огромным доверием и ответственностью. Он также призвал жителей РТ с пониманием отнестись к вводимым из-за саммита ограничениям.

  • Биг-бэнд Игоря Бутмана даст концерт в Казани в рамках юбилейного тура

    Биг-бэнд Игоря Бутмана даст концерт в Казани в рамках юбилейного тура

    Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана сегодня даст единственный концерт в Казани в рамках юбилейного тура коллектива.

    Нынче в октябре Московскому джазовому оркестру исполняется 25 лет, и его художественный руководитель Игорь Бутман заранее пообещал: «Отмечать будем масштабно!». Таким образом  столица Татарстана стала одним из 25-ти городов юбилейного тура коллектива, который стартовал 5 октября в Санкт-Петербурге.

    Гала-концерт в Казани состоится на сцене КРК «Пирамида». В его программе прозвучат знаковые сочинения из репертуара Московского джазового оркестра, в том числе написанные специально для него, а также джазовые стандарты и российские эстрадные хиты в авторских аранжировках. За женский вокал на юбилейных концертах отвечает солистка оркестра – певица Фантине, известность которой принесло участие в телешоу «Голос».

    История Московского джазового оркестра началась в 1999 году и восходит к клубному биг-бэнду Игоря  Бутмана. За четверть века коллектив зарекомендовал себя одним из главных катализаторов развития джазового искусства в России. Неоднократно оркестр выступал и в Казани, которую иногда называют «фабрикой джазменов». Но МДО не ограничивает себя рамками джазового мэйнстрима и охотно участвует в кроссовер-проектах.  Например, оркестр часто выступает с Юрием Башметом и его камерным ансамблем «Солисты Москвы». Только за последние пять лет биг-бэнд Бутмана дал более 500 концертов, в том числе в Южной Корее, Индии, Китае, Италии, Канаде, Франции, Великобритании, Германии, США, Турции и других странах.

    Юбилейный гастрольный тур Московского джазового оркестра продолжится до 1 декабря и завершится в Салехарде.

  • Театр горожан, диалоги с детьми и уход иммерсивной Анны: «Живой город» рассказал о планах на сезон

    Театр горожан, диалоги с детьми и уход иммерсивной Анны: «Живой город» рассказал о планах на сезон

    Участники проекта «Видимо-невидимо» 2023 года.

    Фонд «Живой город» попрощается с самым амбициозным театральным проектом, а продвинутые режиссеры отправятся за вдохновением по татарским деревням. О том, чем еще будут удивлять модные площадки в новом сезоне, рассказали соучредители фонда Диана Сафарова и Инна Яркова.  

    На сегодняшний день фонд поддержки современного искусства «Живой город» курирует в Казани три театральных пространства – MON, «Угол» и «Особняк Демидова». Можно сказать, это маленькая театральная империя. У каждой площадки свой репертуар, своя сплоченная команда, но при этом все они про то, что у современного театра нет ни начала, ни конца. Наверное, это звучало бы претенциозно, если бы из года в год «Живой город» не доказывал своими проектами, что все обстоит именно так, то есть, условно говоря, весь мир – театр. Например, уже легендарный «Угол», где, собственно, все и начиналось, сейчас полностью отдан под молодежные, студенческие проекты. Площадка MON в Национальной библиотеке специализируется на модных нынче перформативных практиках, в том числе на тему национальной идентичности, а также активно развивает такое направление, как социальный театр. А в театральной резиденции фонда «Особняк Демидова» идет своя «иммерсивная» жизнь. Шесть лет назад начало ей положил спектакль «Анна Каренина», который устроен наподобие часового механизма: его действие одновременно разворачивается в 25 локациях. Поныне это самый амбициозный проект «Живого города», ведь даже парфюм у каждого персонажа этого спектакля свой, эксклюзивный.

    «В ноябре мы сыграем «Анну Каренину» в последний раз, и после этого проект закроется навсегда», – сообщила Диана Сафарова, но дала понять, что даже прощание с дорогим во всех смыслах проектом будет обставлено как своеобразный перформанс. В частности, она  анонсировала  иммерсивные экскурсии по закулисью «Анны Карениной» и пообещала, что одну из них проведет лично.

    Не первый год фонд «Живой город» практикует и такой формат, как театр горожан. Если коротко, это профессиональный театр с непрофессиональными артистами. Люди, которые раньше были в театре только зрителями, имеют возможность стать соавторами спектакля. Такой необычный опыт получили, например, казанские таксисты и учителя, а также жители Иннополиса и других городов республики. А год назад команда фонда впервые выехала в сельскую местность и по методу «театра горожан» провела творческие лаборатории со школьниками Тукаевского, Пестречинского и Буинского районов. Так родился театрально-педагогический проект «Видимо-невидимо», который обещает стать прорывным и в новом сезоне.

    «Мы много говорим о том, как важно разговаривать с детьми, подростками, но до настоящего диалога часто не доходит. И самое главное, в этом проекте мы не отбираем детей, это не конкурс талантов. Кто из них лучше поет или выше прыгает – все это для нас неважно. Каждый подросток нам интересен сам по себе с его сложностями, проблемами. В этом возрасте внутренний мир человека никогда не бывает простым», – пояснила Инна Яркова суть проекта, второй сезон которого стартует буквально на днях. В этом году в нем принимают участие школьники из сел Нуринер, Бурбаш и Ципья Балтасинского района.

    «Мы старается привлекать самых модных авторов, режиссеров, музыкантов, потому что наш проект не только и не столько про социальную реабилитацию, сколько про театр, и художественная составляющая тоже важна. Нам хочется выстроить диалог и сделать его значимым для каждого зрителя, который к нам приходит», – подчеркнула Яркова.

    По словам спикеров, общение с подростками происходит в формате ролевых игр на развитие коммуникативных навыков и воображения. Это помогает школьникам раскрыться и  выразить себя в слове и действии.  По ходу игры возникают короткие и выразительные сценки, которые затем собираются и нанизываются как бы на одну нить. Вот так и рождается спектакль.

    Одну из трех команд проекта возглавляет драматург, лауреат «Золотой маски» Дина Сафина. «Я позвала в свою команду  Эдика Хабибуллина, он хореограф, занимается брейк-дансом. От меня как драматурга обычно ждут текста, но я подумала, почему бы не пойти в эту сторону? Все-таки мы будем работать с подростками, у которых много энергии, и им надо как-то ее выплескивать. Формат танца, думаю, здесь очень подходит», – поделилась она. И добавила: «Естественно, мы будем много разговаривать, и, надеюсь, ребята нам откроются».