Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • В Казани пройдет фестиваль «Филармониада»

    В Казани с 5 по 14 декабря пройдет XVII Международный фестиваль искусств «Филармониада».

    Мероприятие состоится в в концертном зале Татарской государственной филармонии имени Г.Тукая. Об этом сообщает пресс-служба Минкульта РТ.

    С программой фестиваля можно ознакомиться здесь.

    Ранее «РТ» писала, что в Казани вручили Гран-при первого фестиваля регионального кино России «Союз».

  • В Казани вручили Гран-при первого фестиваля регионального кино России «Союз»

    В Казани вручили Гран-при первого фестиваля регионального кино России «Союз»

    В Казани вручили Гран-при первого фестиваля регионального кино России «Союз», который организаторы планируют сделать ежегодным. Кинофестиваль проходил под патронажем Министерства культуры и Союза кинематографистов России, а одним из его организаторов выступил Казанский институт культуры, где и была представлена конкурсная программа из девяти фильмов. Это игровые картины из Якутии, Бурятии, Татарстана, Приморского края, Заполярья и других регионов.

    фестиваль регионального кино России

    «У нашего Союза – 70 представительств по всей России, и везде снимают фильмы, но, к сожалению, телевидение их не берет, кинотеатры тоже не показывают. Единственное место, где их можно посмотреть, – это кинофестивали», – отметил на открытии Андрей Трещалин, отвечающий в Союзе кинематографистов России за связи с регионами.

    Несмотря на скромный бюджет и формат (никаких красных дорожек и заморских гостей), организаторы первого фестиваля регионального кино изначально подняли планку достаточно высоко, включив в конкурсную программу фильмы известных российских режиссеров, таких как Борис Хлебников («Долгая счастливая жизнь», «Аритмия»), Иван Соснин («Далекие близкие»), Александр Хант.

    Конкурс проводился по восьми номинациям, но в последний день появилась девятая – приз оргкомитета кинофестиваля «Преданность профессии». Спецприз стал данью уважения Юрию Обухову, продюсеру фильма «9 секунд», основанному на реальных событиях.

    …2010 год, база Тихоокеанского флота. Рано утром на эсминце «Быстрый» раздается сигнал тревоги. Из-за прорыва топливного трубопровода с мазутом на военном корабле случился пожар. Уже закончивший свое дежурство машинист котельной команды Алдар Цыденжапов видит открытый огонь и понимает, что судьба 348 членов экипажа висит на волоске. А дальше случилось то, из чего родилось кино. Алдар забежал в огонь и перекрыл утечку. На все про все ушло 9 секунд… Врачи боролись за жизнь моряка четыре дня, он жил из последних сил, чтобы увидеть родителей, мчавшихся к нему из Забайкальского края. Дождался и ушел… В том же году Алдару Цыденжапову было присвоено звание Героя России.

    фестиваль регионального кино России
    Кадр из фильма «Год рождения».

    Приз за лучшую режиссуру достался картине Михаила Местецкого «Год рождения», съемки которой проходили в Мурманской области. Это драма взросления в жанре панк-сказки. Главный герой Филипп полон диких и утопических идей. Он живет мечтой провести в родном и унылом Металлогорске (собирательный образ Железногорска и Металлостроя) большой музыкальный фестиваль, огни которого будут сиять так ярко, что рассеют окружающую тьму. Даже после того как герой узнает, что его любимая девушка ждет ребенка и на горизонте начинает маячить взрослая семейная жизнь, он не может отказаться от своих фантазий. Но когда суровая реальность вроде бы берет верх, в Металлогорске начинают происходить настоящие чудеса.

    Даже на примере двух этих фильмов, «Год рождения» и «9 секунд», очевидно, какое разное кино сегодня снимается в регионах России, но отечественный зритель зачастую об этом даже не догадывается. Более-менее на слуху разве что якутский кинематограф, который и на этот раз приятно удивил. Вместо традиционного этнического кино, круто замешанного на шаманских ритуалах, Якутия была представлена спортивной драмой «Триумф» о тренере по вольной борьбе Дмитрии Коркине, воспитанники которого одержали победу на Олимпиаде в Монреале. Сценарий байопика утвердили сами участники тех событий, а съемки доверили известному режиссеру Михаилу Лукачевскому, который получил в Казани приз как лучший кинопродюсер.

    Татарстанский мистический триллер «Микулай» с Виктором Сухоруковым не получил никаких наград, но режиссер фильма Ильшат Рахимбай не сожалеет о своем участии. По его словам, то, что фестиваль проходил без особого размаха в стенах института культуры, на самом деле ничего не значит. «Когда я увидел, какая сильная программа здесь заявлена, то сразу принял решение участвовать», – отметил он.

    фестиваль регионального кино России
    Кадр из фильма «Пришелец».

    Гран-при фестиваля получил фильм уральского режиссера Ивана Соснина «Пришелец». Это еще один вариант современной сказки с грустным хеппи-эндом. Деревенский «чудик» Лёша мухи не обидит, он очень добрый, но с ментальными особенностями развития. Герой тоскует по матери, которая, по его версии, улетела на другую планету, и рисует на снегу круги для инопланетян в надежде, что его призывы услышат. И небеса отправляют космическую посланницу в теле девочки Яны, которая должна оценить, счастлив ли Лёша, и принять решение о его судьбе. При всей фантасмагоричности фильм выходит на широкие и важные смысловые обобщения: что есть человек и каковы критерии его нормальности? По факту «нормальным» в деревне оказывается именно «ненормальный» Лёша, но таким здесь не место, и односельчане вынуждают его «спрыгнуть» с этой планеты.

    Основную часть зрителей фестивальных фильмов составляли студенты Казанского института культуры, поэтому декларированный организаторами выход регионального кино на более широкую аудиторию, по крайней мере, на этот раз не случился. Учредитель кинофестиваля в лице Ильдара Ягафарова, председателя Союза кинематографистов Татарстана, мягко намекнул, что все упирается в деньги, но от идеи сделать фестиваль регионального кино в Казани ежегодным не отказался. «Это наш первый опыт, и мы благодарны институту культуры за поддержку. Главное – фестиваль появился на свет. Я считаю, что надо его делать ежегодным», – отметил Ильдар Ягафаров. По его словам, одна из ключевых идей проекта – показывать по-настоящему яркое смелое кино, адресованное молодежи, которое не ограничено традициями, религией и другими рамками.

  • Смена «Крутушка. Дети» собрала в Татарстане более 270 ребят из девяти регионов России

    Смена «Крутушка. Дети» собрала в Татарстане более 270 ребят из девяти регионов России

    В Татарстане прошла осенняя всероссийская этнокультурная смена «Крутушка. Дети», собравшая рекордное количество участников – более 270 ребят из девяти регионов страны.

    Крутушка. Дети

    Творческая смена проходила с 10 по 16 ноября в оздоровительно-образовательном комплексе «Байтик» по трем направлениям – этнохореография, фольклорный вокал и этническая музыка. Также ребята занимались народным театром, осваивали рукоделие, готовили традиционные татарские блюда. Экспертами выступили фольклористы и специалисты в области традиционной культуры: Евгений и Екатерина Багринцевы (Липецк), Антон Безлуцкий (Москва), Михаил и Вероника Толмачёвы (Нижний Новгород), Ринат Галиакберов (Казань) и другие. Завершающим событием смены «Крутушка. Дети» стал красочный гала-концерт. Большую часть исполненных песен и танцев ребята разучили с нуля в рамках комплексной образовательной программы. За неделю ребята успели по-настоящему сдружиться.

    Проявить себя смогли не только дети, но и преподаватели, у которых была не менее насыщенная жизнь. В Крутушке они занимались подготовкой педагогического концерта, участвовали в вокальных номерах и кадрилях, танцевальном флешмобе. Также порядка сорока педагогов, включая гостей из районов Татарстана, приняли участие в семинаре-практикуме «Актуальные подходы к изучению традиционной народной культуры в детских творческих коллективах».

    Крутушка. Дети

    «Крутушка. Дети» – крутейший проект! По составу экспертов-педагогов, по любимым друзьям, с которыми там встречаешься, и по новым людям прекрасным, по сжатости времени. Оно там сверхплотное, такой отдельный космос, куда погружаются дети и взрослые. А еще это похоже на марафонский бег и длинный вдох. Теперь будем выдыхать – отдыхать, раскладывать по полочкам «накопленное добро», – поделилась впечатлениями педагог, фольклорист Луиза Леонтьева из Казани.

    Очередные творческие смены «Крутушка. Дети» запланированы с 16 по 22 февраля и с 27 апреля по 3 мая 2025 года.

  • «Подходить было страшно»: в Казани возродили старинный театр, договорившись с призраком

    Спустя более двух лет после разрушительного пожара Алафузовский театр в Казани вновь распахнул двери в качестве арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык». На реставрацию здания выделили почти 800 миллионов рублей. Средства ушли на воссоздание зрительного зала, холла и вестибюля, а также на замену инженерных систем, которые были повреждены огнем и водой.

     

    «Историю надо уважать»

     

    Заместитель председателя Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Наталья Прохорова рассказала о сложностях, с которыми столкнулись реставраторы. «Каждый элемент здания пришлось разбирать, очищать, затем устанавливать обратно. Мы столкнулись с серьезными проблемами — кровля была разрушена, деревянные элементы и перекрытия повреждены. Здание было аварийным, подходить к нему было страшно», – призналась она.

    По словам Прохоровой, работы шли в два этапа. Сначала рабочие устранили последствия аварии, затем было проведено техническое обследование здания.

    «Было необходимо понять, какие исторические элементы подлежат восстановлению, а какие нет», — уточнила зампредседателя комитета.

    Наиболее сложной задачей оказалось восстановление центрального зала. Несмотря на сильные повреждения, некоторые оригинальные детали удалось сохранить, включая родные двери здания.

    Особое внимание во время реконструкции здания уделили инженерным системам, – их смонтировали полностью. Также была заново установлена противопожарная система.

    Главный архитектор проекта Анна Миронова подчеркнула важность сохранения исторического облика театра. «Любое старое здание имеет свою историю. Эту историю надо уважать», – уверена она.

    Архитектор также рассказала, как команда реставраторов возвращала подлинный облик паркетному залу театра. «Мы послойно удаляли слои краски со стен и дошли до голубого цвета. Поэтому есть основания полагать, что это подлинный цвет стен зала. Мы анализировали купеческие особняки и старинные общественные здания Казани, чтобы максимально точно воссоздать атмосферу и оформление интерьера. Все работы проводились вручную крайне осторожно и аккуратно», — подчеркнула она.

     

    «Призрак в подвале»

     

    О театре и его основателе Иване Алафузове ходит множество легенд. Начальник отдела реставрации ГИСУ Татарстана Майя Морозова поделилась одной из них.

    «Поначалу работы шли медленно. В здании есть система дымоходов, которая начинается в подвале и имеет странную форму, сужаясь. Я сама побывала там и могу сказать, что атмосфера жуткая. Создается ощущение, что в подвале кто-то живет. Мы начитались слухов о том, что сам Алафузов якобы не дает разрешения на работы. Поэтому мы с коллегами решили пригласить муллу и батюшку, чтобы попросить у них разрешение на начало работ в здании. Священнослужителей в это здание зовут не в первый раз, до этого их приглашали в 1980 и 2020 годах», — отметила Майя Морозова. Она уточнила, что после обряда дела по реконструкции здания пошли быстрее.

    Здание театра было построено в конце XIX века и за свою историю пережило множество изменений. Изначально здесь планировалось открыть народный дом и училище для рабочих. После революции здесь открылся Зареченский рабочий театр, а затем – клуб «Льнокомбината». В конце XX века здесь находился Татарский молодежный театр.

     

    «Оазис европейского уровня»

     

    О перспективах здания журналистам рассказал директор арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык» Дмитрий Туманов. «В Кировском районе это самое красивое место с богатой историей. Когда Раис Татарстана Рустам Минниханов подарил нам это здание, он сказал, что оно должно служить всей творческой молодежи республики. Мы хотели бы создать здесь лучшее пространство для отдыха с фонтанами и закрытой территорией, чтобы у жителей района и рабочей молодежи появился настоящий оазис европейского уровня».

    Пожар в Алафузовском театре случился 14 июня 2022 года. Локализовать огонь на площади 500 квадратных метров удалось лишь через шесть часов. В тушении принимали участие 85 человек и 24 единицы техники. Во время пожара обрушилась крыша здания.

    Комитет РТ по охране культурного наследия выдал положительное заключение на восстановление театра только через полтора года, в декабре 2023 года.

    «Многие проекты сталкиваются с трудностями из-за разногласий внутри команд. В реконструкции участвовали несколько организаций. То, что мы смогли справиться с этой задачей, говорит о том, что в Татарстане есть профессиональная команда управленцев, готовая решать все вопросы. Это была трагедия, но мы смогли восстановиться, — подчеркнул Дмитрий Туманов.

    Ранее «РТ» писала, что Алафузовский театр в Казани вновь открыл свои двери после ремонта.

  • В центре «Эрмитаж-Казань» откроется выставка «Прекрасная эпоха»

    В центре «Эрмитаж-Казань» откроется выставка «Прекрасная эпоха»

    Подобную выставку почли бы за честь принимать крупнейшие музеи мира, но Эрмитаж привез ее в Казань. Почти на год у нас задержатся «Дама в черном» Огюста Ренуара, «Голубой пейзаж» Поля Сезанна, «Люксембургский сад» Анри Руссо и еще целый ряд шедевров западноевропейской живописи рубежа XIX–XX веков.

    ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА

    Открытие выставки состоится 29 ноября, а пока Центр «Эрмитаж-Казань» закрыт для посетителей. Здесь продолжается монтаж новой экспозиции, посвященной короткому, но яркому периоду европейской истории, получившему простое, но емкое  название Belle Époque, то есть «Прекрасная эпоха». Хронологически она охватывает четыре десятилетия перед началом Первой мировой войны, но сам этот термин появился уже после того, как «Прекрасная эпоха» завершилась и многих накрыла ностальгия по старым добрым временам, когда можно было просто наслаждаться жизнью, искусством и пребывать в спасительном неведении о тех кровавых ужасах, которые приготовил Европе новый XX век.

    Пабло Пикассо «Столик в кафе».

    Прекрасную эпоху называли «раем для гедонистов», а одним из ее главных символов стал Париж, который наводнили талантливые художники, писатели, архитекторы. Французы проводили время в многочисленных кафе-шантанах, где звучала веселая музыка и рекой лилось шампанское. Это время рождения кино, расцвета фотографии и стиля ар-нуво, модерна по-нашему, оказавшего огромное влияние на архитектуру, моду, декоративно-прикладное искусство. Словом, это были счастливые и беззаботные годы, эпоха процветания, мира и благополучия.

    ИМПРЕССИОНИСТЫ И НЕ ТОЛЬКО

    В составе новой экспозиции 175 экспонатов, которые передают образ удивительного времени, навсегда изменившего саму суть искусства. Среди них работы П.Гогена, П.Пикассо, Э.Дега, А.Тулуз-Лотрека и других знаменитых художников «Прекрасной эпохи». А кроме живописи – рисунки, гравюры, произведения декоративно-прикладного искусства в стиле ар-нуво.

    Эдмон Лашеналь. Ваза.

    «Выставка уникальна и по составу, и по повороту темы. Она рассказывает о том, насколько художественная жизнь Франции была богаче и разнообразнее, чем существующий шаблон о революции, произведенной импрессионистами», – отметил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

    Самый ценный экспонат выставки, в том числе в номинальном выражении, – это «Дама на террасе» Анри Матисса. По словам специалистов, стоимость этой картины на мировых арт-аукционах может достигать десяти миллионов долларов. Кстати, вот как сам художник, работая над ней, описал свою задачу: «Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно и структурно…»

    Кес ван Доген «Дама в черной шляпе».

    Всего на выставке семь разделов — от пейзажей и «отдыха на свежем воздухе» до видов Парижа и изображения ночной жизни города. В частности, пейзажи, представленные на выставке, позволяют сравнить манеру Андре Дерена и Поля Сезанна, Поля Гогена и Альфреда Сислея. В этом же разделе можно увидеть известную картину Клода Моне «Женщина, сидящая в саду», на которой художник изобразил свою жену Камиллу.

    Весь мир знает импрессионистов, но настоящими кумирами «Прекрасной эпохи» были мастера портретного жанра. На выставке представлены работы мэтра парижского Салона Александра Кабанеля и «последнего придворного портретиста» Фюлопа Ласло. Салонные мастера проявляли изобретательность в выборе позы, жестов, ракурсов, чтобы избежать статичности. Но стоит перевести взгляд на «Даму в черном» Ренуара, как становится очевидной вся искусственность таких приемов.

    В «Прекрасную эпоху» красота, особенно женская, была возведена в культ. Один из разделов так и называется – «Красавицы», и посетители выставки смогут проследить ключевые различия во взглядах лучших художников эпохи на женскую красоту.

    Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр в Париже».

    Лишним доказательством того, что именно Париж был главным местом действия «Прекрасной эпохи», является живопись Камиля Писсарро, создавшего больше видов французской столицы, чем кто-либо из импрессионистов. Один из них – «Бульвар Монмартр в Париже» также вошел в состав экспозиции.

    Напомним, что в нынешнем году это уже третья выставка из собрания Государственного Эрмитажа. В феврале в Казанском Кремле была представлена экспозиция «Не верь глазам своим». Иллюзии в искусстве», а в сентябре, в преддверии саммита БРИКС, — «Мужи благородства спешат ко двору…» Пир и охота в странах Востока».

    Выставка «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков» будет работать до 14 сентября 2025 года. За это время предполагается две ротации экспонатов — в марте и в июле.

  • В Москве отметили 125-летие основателя татарского театра Газиза Айдарского

    В Москве отметили 125-летие основателя татарского театра Газиза Айдарского

    В Москве почтили память одного из основоположников татарского театра Газиза Айдарского. В эти дни исполняется 125 лет со дня рождения актера и режиссера.

    Альфия Айдарская на вечере памяти своего отца в Москве.

    Памятное мероприятие прошло в Татарском культурном центре столицы при деятельном участии 99-летней дочери Газиза Айдарского и певицы Сары Садыковой. В прошлом Альфия Газизовна – балерина. В свое время она окончила Вагановское училище в Ленинграде и была солисткой театра им. М.Джалиля.  Однако большую часть своей по счастью долгой жизни она посвятила сохранению памяти и творческого наследия родителей. Во многом именно ее стараниями в Татарстане появилось два музея – в селе Тутаево Апастовского района и зеленодольском селе Айдарово. Тутаево – это родина предков Сары Садыковой, в Айдарове же в 1899 году родился Газиз Валитов, взявший впоследствии псевдоним Айдарский, в память о своей малой родине.

    А познакомились родители Альфии Газизовны в Москве, где они оба учились. Газиз Айдарский – в Центральном театральном техникуме (ныне РАТИ-ГИТИС) а Сара Садыкова – в татарской оперной студии при Московской консерватории. Будучи еще студентом, Айдарский организовал татарский любительский драмкружок, преобразованный позже в Московский татарский рабочий театр. На его подмостках начинали многие видные мастера татарской сцены. Среди них Гульсум Камская, Галия Булатова, Сабир Амутбаев (будущий основатель Мензелинского театра), режиссеры Гали Ильясов, Гумер Девишев, а также воспитанники Татарской оперной студии.

    Московская труппа, бессменным худруком которой был Газиз Айдарский,  работала в Малом татарском переулке в доме Асадуллаева, где сейчас располагается Татарский культурный центр столицы. В память об этом на здании установлена мемориальная доска. По словам Альфии Айдарской, она чувствует себя здесь как дома, потому что с детства помнит эти стены.

    Среди тех, кто посещал спектакли татарского театра в Москве, были Муса Джалиль, Шамиль Усманов, Баки Урманче… Джалиль помогал театру с переводами на татарский язык классических произведений, писал рецензии на спектакли. И он же, по словам Альфии Газизовны, организовывал похороны ее отца, который прожил до обидного мало – всего 34 года. «Помню такую картину. Я сидела в грузовике, рядом с шофером. Муса Джалиль открыл дверь, погладил меня по волосам, улыбнулся. Мне запомнились только его глаза. Когда я уже работала в оперном театре, в газетах стали появляться его фотографии и статьи, где  друга моего отца называли «предателем». Я узнала эти глаза», – вспоминает дочь Газиза Айдарского.

    Причиной ранней смерти режиссера был туберкулез, но даже будучи уже больным, он продолжал активную творческую деятельность, а также преподавал в театральном техникуме, написал и выпустил книгу «Об искусстве театра». Любопытная деталь: на юбилейном вечере, посвященном 25-летию МХАТа, именно Айдарский от имени руководства Татарской республики приветствовал Станиславского и Немировича-Данченко.

    «Если бы отец не скончался в 1933 году, то в период культа личности, в 37-м, его постигла бы печальная участь политического репрессированного», – считает Альфия Газизовна. По ее словам, в своих последних письмах жене Айдарский прямо говорит о том, что чувствует за собой слежку…

    Московский татарский рабочий театр просуществовал с 1924 по 1933 год, и  для своего времени, безусловно, это было уникальное явление. После смерти Газиза Айдарского основная часть труппы переехала в Казань и работала в филиале ТГАТ им. Г.Камала, на базе которого впоследствии был образован Тинчуринский театр.

    В концерте-приношении Газизу Айдарскому в Татарском культурном центре Москвы звучали песни Сары Садыковой, которая участвовала почти во всех музыкальных постановках мужа-режиссера. «Большое спасибо москвичам. Ведь в свое время именно они открыли всем певицу Сару Садыкову. Москва стала ее университетом», – отметила Альфия Айдарская.

  • Уральскую коллекцию украшенного оружия представят в Казанском Кремле

    Уральскую коллекцию украшенного оружия представят в Казанском Кремле

    Восемьдесят уникальных образцов златоустовской гравюры на стали благополучно прибыли спецтранспортом из Челябинска в столицу Татарстана. Впервые в Казанском Кремле свою коллекцию представляет Государственный исторический музей Южного Урала.

    «Блеск золота и стали. Шедевры мастеров Златоуста» – так называется выставка, открывающаяся сегодня в трех залах музея Пушечного двора и посвященная самобытному явлению отечественного декоративно-прикладного искусства – златоустовской гравюре на стали. Экспозиция знакомит с историей легендарного художественного промысла сквозь призму музейных предметов. Среди наиболее ярких ее экспонатов — клинок середины XIX века работы Ивана Бушуева, основоположника златоустовской школы, а также искусно гравированные шашки, кинжалы, ножи и сабли, созданные советскими и современными мастерами. В том числе красивейшая сабля в бархатных ножнах, выполненная по эскизу первой женщины-оружейника Нины Лохтачёвой.

    – Практически за два дня мы распаковали предметы и смонтировали экспозицию, сейчас остались последние штрихи, – отметила куратор выставки, заведующая научно-фондовым отделом Исторического музея Южного Урала Анна Ерёмина. По ее словам, холодное украшенное оружие златоустовских мастеров замечательно вписалось в интерьер выставочного пространства с кирпичными стенами.

    златоустовская гравюра

    История златоустовской гравюры на стали насчитывает уже более двух веков. Открытая в 1815 году в уральском городе оружейная фабрика с самого начала специализировалась на производстве парадного и наградного оружия. Поначалу свой опыт по украшению клинков местным мастерам передавали немецкие оружейники. Однако за короткий период в Златоусте сформировался свой особый стиль гравировки, отмеченный высочайшим мастерством. А помимо оружия златоустовские художники-граверы стали украшать предметы домашнего обихода из стали (шкатулки, письменные приборы, портсигары и т.д.). Изделия златоустовской школы отличались сложными сюжетными композициями и выразительностью художественного языка. Их можно было узнать даже по почерку. Например, вышеупомянутый Иван Бушуев создавал миниатюры на темы древних мифов и военных баталий, а его современник и сподвижник Иван Бояршинов гравировал сцены охоты. Разнообразие технических приемов вкупе с расцветом русского реализма в искусстве позволили мастерам вводить в сюжеты уральские пейзажи, а также очень натуралистичные изображения животных и цветов.

    К сожалению, в советский период златоустовская гравюра на стали теряет былые роскошь и изящество и становится предметом массового потребления. Кризисными для художественного промысла были девяностые годы прошлого века, когда опытных мастеров можно было пересчитать по пальцам и смены им не предвиделось. Однако последние два десятилетия ознаменовались возрождением традиций, и сегодня знаменитая златоустовская гравюра на стали обрела второе дыхание и вновь радует своих  ценителей.

    Выставка «Блеск золота и стали. Шедевры мастеров Златоуста» продолжит свою работу в Казанском Кремле до 27 апреля 2025 года.

  • Находка века под Арском

    Находка века под Арском

    В селе Верхняя Корса Арского района обнаружен старинный список знаменитой поэмы Мухамедьяра «Нур-и-судур» («Свет сердец»). О сенсационной находке рассказали в Национальной библиотеке Татарстана, где на днях прошел книжный фестиваль «Текст» – главное библиотечное событие года.

    Заведующий отделом рукописей и редких книг Нацбиблиотеки РТ Айрат Загидуллин с уникальной находкой.

    В рамках фестиваля состоялось свыше 30 мероприятий для детей и взрослых, которые посетили более 7,5 тысячи казанцев и гостей города. Среди них – книжная ярмарка, творческие встречи с писателями, презентации новых книг. По традиции сотрудники библиотеки также рассказали о наиболее интересных находках, обнаруженных в ходе археографических экспедиций по селам и деревням республики. Такие экспедиции здесь организуют уже на протяжении 30 лет, а их вдохновителем называют заведующего отделом рукописей и редких книг НБ РТ Айрата Загидуллина. Он-то и рассказал гостям фестиваля о недавней сенсационной находке.

    По словам Загидуллина, в результате археографических изысканий, проведенных этим летом в 23 населенных пунктах Арского района, в фонд библиотеки поступило более 180 рукописей и 56 печатных книг. Самым значимым из найденных материалов является рукописный список поэмы «Нур-и-судур» татарского поэта XVI века Мухамедьяра. Само произведение ученые датируют 1542 годом, а обнаруженный список относится к первой половине XVIII века. Текст поэмы воспроизведен арабской вязью на фабричной бумаге. Чернила, которые использовал переписчик, сделаны из шафрана с добавлением купороса. Продолжая восточную традицию нравоучительной притчи, Мухамедьяр в своей поэме рассуждает о морально-нравственных качествах, которыми должны обладать правители, и говорит о справедливости как главном условии мирной и счастливой жизни.


    Мухамедьяр (1497–1549) – один из последних поэтов периода Казанского ханства. Происходил из семьи потомственных богословов. Жил и творил при хане Сафа-Гирее (муже царицы Сююмбике). Дошедшее до наших дней творческое наследие Мухамедьяра состоит из двух поэм и одного стихотворения


    Первооткрывателем творческого наследия Мухамедьяра был видный русский тюрколог Илья Березин. В 1846 году  в архивах «Азиатского музея» (ныне Институт восточных рукописей РАН) в Санкт-Петербурге он обнаружил рукопись поэмы «Тухфа-и мардан» («Дар мужей») никому до этого неизвестного Мухамедьяра. Березин ее описал и ввел имя поэта в научный оборот. Однако потом об этом открытии забыли почти на сто лет. Лишь в 1940 году известный татарский писатель и страстный собиратель старинных рукописей Наки Исанбет на одном из книжных развалов в Казани обнаружил список другой поэмы Мухамедьяра «Нур-и судур». Поэма состояла из 1246 строк (полный же ее объем, как выяснится впоследствии – 1710 строк).

    Сегодня в России насчитывается 16 списков этой поэмы. Они находятся в научных центрах Санкт-Петербурга, Казани и Уфы. Список, найденный в селе Верхняя Корса Арского района, является наиболее полным из тех, что хранятся в фондах Национальной библиотеки РТ. В ближайшее время специалисты продолжат текстологическое исследование уникальной находки.

  • Корпус Успенского женского монастыря в Чистополе может стать объектом культурного наследия

    Корпус Успенского женского монастыря в Чистополе может стать объектом культурного наследия

    Сестринский корпус Успенского женского монастыря в Чистополе могут признать объектом культурного наследия. Об этом сообщает Комитет Татарстана по охране ОКН в группе во «ВКонтакте».

    Памятник архитектуры конца XIX века расположен в поселке Водников и является ярким примером русского православного зодчества того времени. В 2018 году его внесли в список выявленных объектов культурного наследия.

    «Сейчас же специалисты рассматривают возможность его официального включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Эксперты отмечают историческую значимость сестринского корпуса, подчеркивая его возраст, уникальную архитектуру и роль в жизни местной религиозной общины», — сказано в сообщении.

    История комплекса начинается в 1864 году, когда местный купец Дмитрий Поляков решил основать женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. На сегодняшний день многие элементы были утрачены, в том числе монастырский храм.

    Сестринский корпус, служивший домом для большинства монахинь и послушниц монастыря, сохранился до наших дней. Он был построен в 1911 году по проекту архитектора Фёдора Малиновского в кирпичном направлении эклектики, сочетал черты классицизма и русской народной традиции. Так, нижний этаж украшен сплошным рустом, а центральная часть здания выделяется сильным ризалитом, указывающим на расположение лестницы. Верхний ярус ризалита украшен элементами в неорусском стиле.

  • Ушел из жизни заслуженный деятель искусств Татарстана Хабибулла Ганиев

    Ушел из жизни заслуженный деятель искусств Татарстана Хабибулла Ганиев

    В возрасте 78 лет в Москве скончался заслуженный деятель искусств Татарстана, заслуженный деятель искусств и заслуженный работник культуры России Хабибулла Ганиев. Об этом сообщает полпредство РТ в РФ.

    Ушел из жизни заслуженный деятель искусств Татарстана Хабибулла Ганиев

    «Главным делом жизни Хабибуллы Габдулловича был ансамбль народного танца „Раззадоры“. Более 30 лет назад он объединил талантливых детей Москвы в дружный коллектив», — сказано в сообщении.

    Ганиев был родом из Аксубаевского района РТ. Будучи худруком и главным балетмейстером, поставил с коллегами более 75 танцев, в том числе татарские.

    Ранее «РТ» писала, что в возрасте 84 лет ушла из жизни советская и российская актриса театра и кино Светлана Светличная.

  • На 79-м году жизни умер режиссер Александр Панкратов

    На 79-м году жизни умер режиссер, кинооператор, заслуженный деятель искусств РФ Александр Панкратов. Об этом сообщает Союз кинематографистов РФ.

    «Приносим соболезнования родным и близким Александра Андреевича», — сказано в сообщении.

    Панкратов родился в 1946 году в Москве. В 1968-м окончил ВГИК, с 1968 по 1974 год работал оператором на телевидении. Оператор документальных телефильмов «Нервы-нервы», «Удивительный мальчик», мультфильма «Голубой щенок».

    В 1979-м окончил режиссерский факультет ВГИКа. Снял такие полнометражные фильмы, как «Портрет жены художника», «Счастливая, Женька!», «Прощай, шпана замоскворецкая», «Путешествие автостопом» и пр.

    Панкратова похоронят на Востряковском кладбище, похороны пройдут 18 ноября.

    Ранее стало известно, что в возрасте 84 лет ушла из жизни советская и российская актриса театра и кино Светлана Светличная.

  • Умерла Светлана Светличная — ей было 84 года

    В возрасте 84 лет ушла из жизни советская и российская актриса театра и кино Светлана Светличная. Об этом передает ТАСС.

    «Да», — подтвердил журналистам смерть заслуженной артистки РСФСР киновед Вячеслав Шмыров.

    Светлана Светличная родилась 15 мая 1940 года в Ленинакане Армянской ССР в русской семье. В 1963 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. Обрела популярность после роли в фильме «Бриллиантовая рука», снималась во многих советских кинолентах, в том числе «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» и пр.