Восемьдесят уникальных образцов златоустовской гравюры на стали благополучно прибыли спецтранспортом из Челябинска в столицу Татарстана. Впервые в Казанском Кремле свою коллекцию представляет Государственный исторический музей Южного Урала.
«Блеск золота и стали. Шедевры мастеров Златоуста» – так называется выставка, открывающаяся сегодня в трех залах музея Пушечного двора и посвященная самобытному явлению отечественного декоративно-прикладного искусства – златоустовской гравюре на стали. Экспозиция знакомит с историей легендарного художественного промысла сквозь призму музейных предметов. Среди наиболее ярких ее экспонатов — клинок середины XIX века работы Ивана Бушуева, основоположника златоустовской школы, а также искусно гравированные шашки, кинжалы, ножи и сабли, созданные советскими и современными мастерами. В том числе красивейшая сабля в бархатных ножнах, выполненная по эскизу первой женщины-оружейника Нины Лохтачёвой.
– Практически за два дня мы распаковали предметы и смонтировали экспозицию, сейчас остались последние штрихи, – отметила куратор выставки, заведующая научно-фондовым отделом Исторического музея Южного Урала Анна Ерёмина. По ее словам, холодное украшенное оружие златоустовских мастеров замечательно вписалось в интерьер выставочного пространства с кирпичными стенами.
История златоустовской гравюры на стали насчитывает уже более двух веков. Открытая в 1815 году в уральском городе оружейная фабрика с самого начала специализировалась на производстве парадного и наградного оружия. Поначалу свой опыт по украшению клинков местным мастерам передавали немецкие оружейники. Однако за короткий период в Златоусте сформировался свой особый стиль гравировки, отмеченный высочайшим мастерством. А помимо оружия златоустовские художники-граверы стали украшать предметы домашнего обихода из стали (шкатулки, письменные приборы, портсигары и т.д.). Изделия златоустовской школы отличались сложными сюжетными композициями и выразительностью художественного языка. Их можно было узнать даже по почерку. Например, вышеупомянутый Иван Бушуев создавал миниатюры на темы древних мифов и военных баталий, а его современник и сподвижник Иван Бояршинов гравировал сцены охоты. Разнообразие технических приемов вкупе с расцветом русского реализма в искусстве позволили мастерам вводить в сюжеты уральские пейзажи, а также очень натуралистичные изображения животных и цветов.
К сожалению, в советский период златоустовская гравюра на стали теряет былые роскошь и изящество и становится предметом массового потребления. Кризисными для художественного промысла были девяностые годы прошлого века, когда опытных мастеров можно было пересчитать по пальцам и смены им не предвиделось. Однако последние два десятилетия ознаменовались возрождением традиций, и сегодня знаменитая златоустовская гравюра на стали обрела второе дыхание и вновь радует своих ценителей.
Выставка «Блеск золота и стали. Шедевры мастеров Златоуста» продолжит свою работу в Казанском Кремле до 27 апреля 2025 года.