Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • ТАСС: Shaman представит Россию на международном конкурсе «Интервидение»

    Участником от России на международном музыкальном конкурсе «Интервидение» станет Shaman — заслуженный артист РФ Ярослав Дронов. Об этом, ссылаясь на собственные источники, сообщает ТАСС.

    Напомним, что музыкальный конкурс по указу Президента России Владимира Путина проведут в Москве и Московской области. Присоединиться к нему изъявили желание порядка 20 стран, входящих в БРИКС. Это в том числе Бразилия, Беларусь, КНР, Куба, Азербайджан и другие.

    Ранее стало известно, что на проведение мероприятия Министерству иностранных дел России предоставят 750 млн рублей.

  • Панихида по композитору Софии Губайдулиной пройдет в Казани 22 марта

    В Казанском соборе Богородицкого монастыря 22 марта пройдет панихида по композитору, заслуженному деятелю искусств РСФСР Софии Губайдулиной. Об этом сообщила пресс-служба Татарстанской митрополии.

    Церемония прощания состоится в 4 часа дня.

    Выдающийся композитор, почетный гражданин Казани София Губайдулина умерла 13 марта на 94-м году жизни. Руководство республики во главе с Раисом РТ Рустамом Миннихановым выразило соболезнования родным и близким творческого деятеля. Подробнее о жизни композитора читайте в материале «РТ» «Женщина, которая слышала Бога: прах Софии Губайдулиной захоронят в Москве».

  • В Казани откроется выставка работ Марка Шагала

    В Казани откроется выставка работ Марка Шагала

    В Галерее современного искусства ГМИИ РТ 25 марта состоится открытие выставки «Марк Шагал. Под единым небом», на которой  будет представлено более 130 оригинальных графических работ одного из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

    Марк Шагал

    Выставка приурочена к 40-летию со дня смерти Марка Шагала (1887–1985)  и подготовлена совместно с петербургской частной галереей Bashmakov Gallery, известность которой принесли не только собственные арт-проекты, но и успешное сотрудничество с Государственным Эрмитажем. В экспозицию вошли знаменитые офорты к «Мёртвым душам» Н.Гоголя, цветные литографии на библейские сюжеты, произведения, связанные с родным для Шагала Витебском, а также с Парижем, где прошла большая часть его творческой жизни. Отдельный раздел выставки посвящен жене и музе художника Белле Шагал.

    Посетители смогут не только познакомиться с богатым графическим наследием мастера, но и совершить путешествие во времени вместе с его знаменитыми летающими героями: от сотворения мира через эпоху помещичьей России, где художник родился и вырос, до важнейших политических событий ХХ века.

    Это не первый совместный проект Музея изобразительных искусств РТ и Bashmakov Gallery: в 2023 году в Казани с большим успехом прошла выставка Сальвадора Дали «Сюрреализм – это Я».

    Марк Шагал


    Почему люди на картинах Марка Шагала летают? Обычно искусствоведы говорят, что это воплощенное стремление художника к творческой свободе. Сам же он говорил, что летающие фигуры – это символ его ностальгии по беззаботному детству, по времени, когда все казалось возможным. А кроме того, Шагал экспериментировал с законами композиции, чтобы передать ощущение легкости, невесомости


    «Я коллекционирую работы многих выдающихся художников XX века, но Марк Шагал – один из моих любимых авторов, – говорит куратор выставки, коллекционер Павел Башмаков. – Мне кажется, никто так не чувствует красоту мира, как он. Произведения этого великого мастера, пронизанные любовью и искренностью, проникают прямо в душу и пробуждают в людях только самые прекрасные чувства».

    Премьера выставки «Марк Шагал. Под единым небом» состоялась в Санкт-Петербурге в октябре 2023 года и, как утверждают организаторы, установила рекорд посещаемости среди частных галерей.

  • Гузель Яхина выпустила авантюрный роман-буфф

    Гузель Яхина выпустила авантюрный роман-буфф

    В одном из московских издательств вышел новый, четвертый  роман Гузели Яхиной, в центре которого – личность и судьба знаменитого советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна.

    роман Гузели Яхиной

    «Эйзен» – авантюрный роман-буфф, как определила его жанр сама писательница, чья дебютная книга «Зулейха открывает глаза» в свое время возглавила все читательские рейтинги. В очередной раз Гузель Яхина обращается к травматическому историческому опыту начала прошлого века, но на этот раз в центре ее повествования не безымянные жертвы советского Молоха, а именитый режиссер, человек-легенда и, кстати, дважды лауреат Сталинской премии. Имя Сергея Эйзенштейна – едва ли не синоним советского кино 1920-х. Как минимум сразу вспоминается его фильм «Броненосец «Потёмкин» – еще немой, черно-белый, с раскрашенным вручную красным флагом.

    В то же время это не классическая биография из серии «ЖЗЛ». Помимо дневников, писем и мемуаров современников, в основу романа легли авторские предположения и догадки, «гипотеза о личности Сергея Эйзенштейна», по выражению автора.  В общем, структура книги чем-то напоминает «монтаж аттракционов». Напомним: это понятие отсылает к художественному методу самого режиссера. Именно Эйзенштейн придумал известный способ компоновки фильма, когда отснятый материал сначала разрезается на отдельные фрагменты и затем так же покадрово собирается в необходимом режиссеру порядке. По такому же принципу снимал свои фильмы другой советский киноклассик – Григорий Александров, превращавший на экране серую и безрадостную советскую действительность в ослепительную сказку. Самого Эйзенштейна тоже часто упрекали, что его фильмы грешат против исторической правды.  При всем своем таланте режиссер был болезненно  тщеславен и не отличался нонконформизмом ни в искусстве, ни в жизни.

    Роман состоит из восьми глав, и название каждой отсылает к какому-нибудь фильму, но не самого Эйзенштейна, а его современников, учеников или просто не менее великих режиссеров. Например, к  «Покаянию» Тенгиза Абуладзе и «Жертвоприношению» Андрея Тарковского. Последний всегда выступал убежденным противником «монтажа аттракционов».

    По словам Яхиной, на написание нового романа у нее ушло три года. Она объездила многие города, которые так или иначе связаны с фильмографией Сергея Эйзенштейна (Петербург, Рига, Переславль-Залесский). Также она побывала в Мексике, где проходили съемки его незавершенного фильма о революционных событиях в этой стране.

    Станет ли «Эйзен» бестселлером, как и предыдущие романы Яхиной, – сказать сложно. Первые отзывы – очень противоречивые (впрочем, как и всегда). Одни находят книгу честной и увлекательной, другие ругают за недомолвки, вольное обращение с фактами и т.д.

  • Драма на «Танцплощадке»: в Казани представили спектакль-батл об отцах и детях

    Драма на «Танцплощадке»: в Казани представили спектакль-батл об отцах и детях

    Репертуар Театральной площадки MON в Казани пополнился еще одной работой в формате «театра горожан». Спектакль «Танцплощадка» объединил на одной сцене людей с большим жизненным опытом  и тех, кто только начинает жить. Им было предложено рассказать свою личную историю через танец.

    Спектакль «Танцплощадка»

    «Это театр горожан, поэтому для участия в нашем проекте нужно было иметь просто желание танцевать. Единственное условие: кандидаты должны быть либо моложе 18-ти, либо старше 50 лет», – предварил премьерный показ кратким пояснением приглашенный режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Крестьянкин, специализирующийся на документальном и социальном театре. Вместе с ним работали пять профессиональных хореографов, которым предстояло не только определить, какой танцевальный стиль созвучен той или иной истории, но и обучить участников проекта, прошедших кастинг, соответствующим движениям. От  народного танца до фламенко, от хип-хопа до вога. Хорошо, если кто-то уже имел подобный опыт, но таких как раз было немного. У большинства самые обычные, «нетанцевальные» профессии: врач, учитель, редактор… Конечно, атмосфера «дискотеки 80-х»  на сцене превалировала, но были моменты, когда танец, действительно, оказывался выразительнее слов, они были просто лишними.

    Придумано, на мой взгляд, гениально. Потому что главная проблема «театра горожан», как правило, заключается в том, что когда обычные люди, не актеры, вдруг оказываются на сцене, они непроизвольно начинают «играть», и весь эффект пропадает. А в танце человек не боится забыть заученные слова или сделать какое-то неверное движение. В танце любое движение – это выражение эмоции и той правды, которая определяет слова и поступки человека.

    Спектакль «Танцплощадка»

    О чем «Танцплощадка»? Если совсем коротко – об «отцах и детях»,  о том, почему людям разных поколений так трудно бывает наладить диалог друг с другом. Тема, как говорится, вечная, но от этого не менее актуальная. В спектакле каждая история – это маленькая драма. Реальная она или надуманная – судить не нам. Главное, что человеку захотелось об этом высказаться.  И оно того стоило. «Мы задумывали этот спектакль как батл поколений, но нам незачем батлиться друг с другом. Мы батлимся с чем-то другим – со страхами, непониманием, стереотипами», – это важное признание (крупными буквами на большом экране) появится ближе к финалу спектакля. Зрители одобрительно захлопают, а танцы продолжатся.

  • Реставрация Казанского ТЮЗа обойдется в 1,5 млрд рублей

    Казанский государственный театр юного зрителя отреставрируют за 1,5 млрд рублей. Об этом председатель Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин рассказал во время прямого эфира 20 марта.

    «Это большая территория, несколько зданий на улице Островского. Сейчас мы ремонтируем объект капитального строительства, который полностью примыкает к объекту культурного наследия. И не за горами решение, которое уже принято, по выделению финансирования непосредственно на объект культурного наследия. На капитальный ремонт на этот год выделено 704 млн рублей и на реставрацию основного здания 727 млн рублей. Долгожданный объект. Есть концепция у руководства бюджетного учреждения и приспособление дворовой территории», — сообщил глава ведомства.

    В ходе трансляции он также коснулся темы Мергасовского дома. Гущин опроверг сообщения СМИ об угрозе обрушения объекта на улице Дзержинского в Казани из-за образования провала.

     

  • Шурале – народу: в Татарстане продолжается битва за имена героев народных сказок

    Шурале – народу: в Татарстане продолжается битва за имена героев народных сказок

    На новый виток вышел скандал с патентными троллями, прикарманившими более десятка имен персонажей известных татарских сказок и требующими деньги за их использование даже с государственных театров. Антимонопольщики уличили частную фирму в недобросовестной конкуренции, за что ей грозит солидный штраф. А возражения Минкульта РТ и театра кукол «Экият» по поводу присвоения частниками народного достояния рассмотрят в Роспатенте в апреле.

    Шурале – народу: в Татарстане продолжается битва за имена героев народных сказок

    НАШЕ ВСЁ

    Напомним, в октябре 2024 года Татарскому государственному театру кукол «Экият» неожиданно прилетел иск от некого казанского ООО «Национальные игрушки» с требованием выложить полмиллиона рублей за использование в спектаклях имен персонажей знаменитых татарских сказок. Оказалось, что ушлые частники умудрились зарегистрировать в Роспатенте товарные знаки «Шурале», «Су анасы», «Камыр-батыр»… Всего, согласно информации на сайте «Национальных игрушек», где они, собственно, и продают лицензии на использование товарных знаков, фирме удалось запатентовать 12 имен сказочных героев, в том числе Убырлы Карчык (татарская Баба-Яга) и Алтынчеч (Златовласка).

    Мириться с такой наглостью не стали ни театр, ни Минкульт республики. Министр культуры Ирада Аюпова бескомпромиссно заявила, что никто не вправе присваивать национальное достояние, и для подобных правообладателей давно уже найдено подходящее определение – «патентные тролли». Аюпова пообещала обратиться по этому поводу в Роспатент: «Уверена, они примут нашу сторону».

    Защищать народное достояние взялся и депутат Госдумы РФ от Татарстана Айрат Фаррахов. Он направил обращения в Роспатент и Минэкономразвития, которые ответили, что по закону особо ценные объекты нематериального культурного наследия регистрировать в качестве товарных знаков действительно нельзя. Загвоздка в том, что перечня таких объектов у республики нет, а эксперты Роспатента не обязаны знать поименно персонажей татарского фольклора. Фаррахов предложил регионам немедленно взяться за создание своих реестров наследия, а также отправил письмо прокурору РТ Альберту Суяргулову с просьбой проверить законность действий частников, прикарманивших наше всё.

    ПЕРВОЕ РЕШЕНИЕ

    Первым результатом многочисленных жалоб на патентных троллей в различные инстанции стало решение УФАС по РТ, куда прокурор Суяргулов адресовал обращения депутата Фаррахова, а также Минкульта РТ и предпринимателя, продающего фигурки-сувениры Шурале (с сувенирщика, в отличие от кукольного театра, наотрез отказавшегося платить, фирма успела поиметь 20 тыс. рублей).

    Как сообщили «РТ» в пресс-службе антимонопольного ведомства, разбирательство касалось только трех наименований – «Су анасы», «Камыр-батыр» и «Шурале». Представители ООО «Национальные игрушки» на заседание в УФАС не явились, а только прислали свое письменное несогласие с претензиями. В итоге 12 марта антимонопольщики вынесли решение, что «Национальные игрушки» нарушили федеральный закон «О защите конкуренции».

    «Компания зарегистрировала товарные знаки, чтобы получить имущественную выгоду путем запрета использования спорного обозначения и взыскания компенсации, что является недобросовестной конкуренцией», – посчитали в УФАС РТ и готовят материалы для возбуждения административного дела против частной фирмы. Ей грозит штраф по ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ («недобросовестная конкуренция») – не менее 100 тыс. рублей или доля от выручки, которую компания успела получить за использование товарных знаков.

    ТРЕБУЮТ ДЕНЬГИ ЧЕРЕЗ СУД

    – Решение УФАС хотя и не означает, что у компании отберут патенты, но это всё равно большой шаг в положительную сторону в этом споре. Предоставление коммерческим компаниям исключительного права на товарные знаки, являющиеся объектами национального достояния, недопустимо, – заявил «РТ» Айрат Фаррахов. – 21 марта меня пригласили выступить на заседании Межведомственной рабочей группы по защите прав интеллектуальной собственности при Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Там будем обсуждать этот вопрос и возможности изменения законодательства. Считаю, что законы необходимо менять на федеральном уровне, чтобы лица, которые не имеют никакого отношения к объектам культурного наследия, к их появлению, не получили права на подобные товарные знаки и в последующем не собирали плату за их использование.

    Ну а пока коммерсанты, получившие исключительные права на Шурале и компанию, похоже, полностью уверены в том, что закон на их стороне, и требуют деньги с нежелающих платить за использование товарных знаков через суд.

    Как сообщили нам в Минкульте РТ, сейчас в Арбитражном суде РТ продолжается разбирательство по иску ООО «Национальные игрушки» к театру кукол «Экият» о взыскании денежной компенсации с театра в связи с незаконным использованием товарных знаков.

    Что касается разбирательств в Роспатенте, куда Минкульт РТ и театр кукол «Экият» направили возражения против предоставления правовой охраны указанным товарным знакам, то заседание в Палате по патентным спорам назначено на 3 апреля.

    «РТ» также обратилась в компанию «Национальные игрушки» с вопросами, почему они вдруг решили запатентовать имена героев татарских сказок, как относятся к обвинениям, что патенты получены незаконно, готовы ли по-хорошему от них отказаться в свете широкого общественного резонанса или будут отстаивать права на Шурале до последнего. Ответ на момент публикации мы не получили.

     

  • Госансамбль песни и танца Татарстана отправится с гастролями в Свердловскую область

    4-10 апреля Государственный ансамбль песни и танца Татарстана выступит с гастролями в Свердловской области. Жителей ожидают семь концертов в рамках федеральной программы «Мы — Россия».

    Как отметил художественный руководитель коллектива Айрат Хаметов, благодаря выступлениям коллективы — участники программы из разных регионов смогут познакомить жителей небольших российских городов с культурным богатством многонациональной страны.

    «Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан — это уникальный коллектив, который через искусство танца, песни, музыки и костюма создает яркий и правдивый образ народа, его обычаев и традиций», — заметил он.

    Программа включает два отделения. В рамках первого зрителям представят вокально-хореографический спектакль «Была война…», раскрывающий историю молодых людей, чьи едва зародившиеся чувства прошли проверку войной. Герой защиает родную страну на фронте, а девушка проходит через все военные тяготы в тылу, трудясь в родном селе. В постановке прозвучат песни военных лет, такие как «Боевая пехотная», «Лизавета», «Марш артиллеристов», «Смуглянка», а также другие.

    Во втором отделении гости смогут оценить настоящие шедевры татарской культуры, номера с историей и глубокими фольклорными корнями. Будут представлены протяжные песни, старинные танцы и многое другое. Выступления артистов ярко и самобытно познакомят зрителя с особенностями национальной татарской культуры.

    Госансамбль выступит в городах Красноуфимске, Березовском, Первоуральске, Асбесте, Нижнем Тагиле, Ревде и селе Аракаево.

    Гастроли проходят согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. Программа реализуется ФГБУК «Росконцерт». Коллектив представит концертную программу «Великая Победа — Великий Народ!»

    Напомним, что 2025 год объявлен в России и Татарстане Годом защитника Отечества. Также по всей стране проводятся мероприятия, приуроченные к приближающемуся 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    Ранее Раис Татарстана Рустам Минниханов подчеркнул, что общая память и почитание своих героев, отстоявших наше право на мир, объединяет все российские семьи. «Это то, что объединяет нас и делает непобедимыми перед лицом любых испытаний. Наш долг — сохранить и укрепить самое ценное: мир, свободу и будущее великой России», — заявил он.

  • Вложил рубль – попал в историю: в Татарстане инвесторов мотивируют покупать старинные здания

    Вложил рубль – попал в историю: в Татарстане инвесторов мотивируют покупать старинные здания

    За два года в Татарстане продали 17 объектов культурного наследия по цене в один рубль. Что стоит за символической ценой и какие обязательства накладывает такая покупка на инвесторов, рассказали на сегодняшней пресс-конференции представители Комитета РТ по охране объектов культурного наследия, администраций Чистополя и Елабуги.

    Вложил рубль – попал в историю: в Татарстане инвесторов мотивируют покупать старинные здания

    НА ВСЁ ПРО ВСЁ ПЯТЬ ЛЕТ

    Напомним, предлагать купить бизнесменам исторические здания в Татарстане начали с 2022 года, поскольку средств на восстановление всех исторических памятников у государства не хватает.

    – Одно из направлений, которое предусмотрено законодательством для приватизации объектов недвижимости, – это их продажа по льготной цене в 1 рубль. Понятно, что за этой цифрой скрываются определенные условия, но всё делается для того, чтобы смотивировать добросовестных приобретателей-инвесторов покупать исторические здания и восстанавливать их в установленный срок, – заявил председатель Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин.

    По его словам, за последние два года по льготной цене в Казани, Елабуге и Чистополе было продано 17 объектов. Среди них «Дом жилой» на ул. Старой в Казани, «Дом Полякова и Логутовых» на ул. Карла Маркса в Чистополе, «Здание клуба банковских и торговых работников» на ул. 10 лет Татарстана в Елабуге.

    Председатель Комитета по охране ОКН отметил, что аварийный фонд, требующий наибольшего вмешательства, в основном сконцентрирован сейчас в Чистополе и Елабуге. Как правило, это расселенные жилые дома.

    – Все объекты Чистополя и Елабуги у нас реализуются «в упаковке» – с проектной документацией. Сначала это эскизный проект, но и после приобретения и заключения договора купли-продажи мы продолжаем сопровождать инвестора и вместе с ним занимаемся проектированием и приспособлением объекта. Естественно, есть условия. Мы установили в рамках охранных обязательств требования восстановить объект за пять лет – это максимальный срок. И четко прописали алгоритм действий для инвестора: в какой промежуток времени что он должен сделать. Основная задача – это приведение в порядок внешнего фасада максимально быстро. На проведение ремонтно-реставрационных работ по фасадам и кровле мы установили срок три года, – предупредил Гущин.

    Вложил рубль – попал в историю: в Татарстане инвесторов мотивируют покупать старинные здания

    Он отметил, что инвестор свободен в своем выборе, для чего использовать восстановленное здание: устроить там гостиницу или магазин. Бывает и так, что человек хочет купить небольшой старинный двухэтажный особняк просто для себя.

    – По окончании реставрации мы должны подписать отчетную документацию, принять работу. И только после этого дается возможность выкупа земельного участка в собственность, – объяснил председатель охранного комитета.

    ПУТИН ПОРУЧИЛ

    Иван Гущин напомнил, что по поручению Президента РФ Владимира Путина, к 2030 году при участии АО «ДОМ.РФ» предстоит привести в удовлетворительное состояние не менее 1000 ОКН по всей России. На эти цели из федерального бюджета будет выделен 51 млрд рублей.

    – В 2024 году «ДОМ.РФ» запустил в тестовом режиме цифровую платформу «Наследие.ДОМ.РФ». Инвесторы, заинтересованные в восстановлении объектов культурного наследия, могут сейчас подобрать объект по интересующим параметрам и качествам, изучить документацию и историческую справку для принятия решения об инвестировании. У граждан есть возможность посмотреть восстановленные объекты и узнать, как они используются после реставрации. По нашей республике в каталоге предложено 20 объектов, в текущем году он будет расширяться, – отметил спикер.

    МЕРГАСОВСКИЙ ИЗ КАМЫША

    Вложил рубль – попал в историю: в Татарстане инвесторов мотивируют покупать старинные здания

    Отдельно председатель охранного комитета остановился на судьбе Мергасовского дома в Казани на улице Дзержинского. Сейчас дом является муниципальной собственностью, но вскоре его передадут Госжилфонду при Раисе РТ. Здание, которое является памятником советского конструктивизма с элементами авангардной архитектуры, ждут масштабная реконструкция и не менее масштабные вложения – по предварительным оценкам, потребуется не менее 1 миллиарда рублей.

    – В первую очередь здесь решается вопрос противоаварийных работ. Дом строился в 1920-х годах, наполовину он сделан из прессованных блоков вплоть до того, что там в качестве наполнителя был использован болотный камыш. В конструкции дома есть локальные аварийные точки, которые будут разобраны и снова собраны, – отметил Иван Гущин.

    ПОЛГОРОДА ИСТОРИЧЕСКИХ ДОМОВ

    Вложил рубль – попал в историю: в Татарстане инвесторов мотивируют покупать старинные здания

    Замруководителя исполкома Елабужского района Ильфак Хабибуллин сообщил, что в Елабуге историческая часть – это почти полгорода. Здесь находятся 184 объекта культурного наследия.

    – В прошлом году было реализовано четыре здания, которые наши предприниматели взяли под различные направления: хостел, музей искусств, музей-мастерская, офисные помещения. Самым главным вопросом было проектирование. Сейчас эти объекты, как уже говорилось, идут в упаковке, вся проектная документация была подготовлена, и сейчас по всем четырем объектам проходят предпроектные работы. Елабуга – город довольно посещаемый, в год к нам приезжает порядка миллиона туристов. И у нас есть определенная нехватка инфраструктуры. Эти объекты как раз будут приспособлены под то, чего нам не хватает, – отметил Хабибуллин.

    ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

    Вложил рубль – попал в историю: в Татарстане инвесторов мотивируют покупать старинные здания

    Замруководителя исполкома Чистопольского района Павел Емельянов в свою очередь рассказал, что на территории Чистополя 204 исторических памятника, из которых шесть – федерального значения, 142 – местного, остальные – республиканского.

    По словам Емельянова, в городе 50 аварийных домов, расселенных по программе ликвидации аварийного жилья. Из них 32 имеют статус объектов культурного наследия, 14 признаны исторически ценными, ценность еще четырех домов устанавливает экспертиза.

    – Пока для инвесторов приобретение таких объектов – скорее социальный проект, нежели коммерческий. Стоимость проектной документации и цены ремонтно-реставрационных работ для ОКН в разы больше, чем на новых объектах, – отметил Емельянов. – Для частичного снятия финансового бремени с будущих инвесторов Раис РТ Рустам Минниханов принял беспрецедентное решение о выделении финансирования на разработку эскизных проектов и проведение историко-культурной экспертизы. Сейчас на все 32 объекта такие проекты разработаны.

     

  • Женщина, которая слышала Бога: прах Софии Губайдулиной захоронят в Москве

    Женщина, которая слышала Бога: прах Софии Губайдулиной захоронят в Москве

    Умерла София Губайдулина. Последний великий композитор ХХ столетия. Сам век она пережила, но сущностно, как человек и художник, никогда не теряла глубинной связи с ним. Как и со своим детством, которое переросло в теплую привязанность к Казани.

    Женщина, которая слышала Бога: прах Софии Губайдулиной похоронят в Москве

    САНИЯ, СОНЕЧКА, СОФИЯ

    Ее дед был муллой, а все предки по отцовской  линии – выходцами из села Байряка ныне Ютазинского района. Но туда София Асгатовна, прожившая 93 года, так и не доехала. Ее детство и юность прошли в центре Казани на тихой деревянной улице Попова Гора (ныне – Тельмана), где весной в палисадниках буйно цвела сирень, а вечерами из дворов доносились музыка и смех. «По соседству с нами жил больной мальчик, который не мог учиться, но играл на гармошке и давал дворовые концерты. Когда мне было пять лет, я ходила за ним хвостом, и во время концертов непроизвольно подтанцовывала. А потом уже была музыкальная школа. Никому бы и в голову не пришло отдать меня туда, не будь того мальчика с гармошкой», – вспоминала София Губайдулина в один из своих приездов в Казань.

    К слову, она никогда не путалась в своих воспоминаниях, и когда ее спрашивали, например, о самых сильных впечатлениях детства, София Асгатовна всегда отвечала: чувство голода и появление в доме рояля. «Если бы это было пианино, я думаю, не было бы такого восторга, – говорила  она. – У рояля можно открыть крышку, и одно это создавало ощущение театра, храма. А еще там есть струны и клавиши. Это было открытием звукового мира, который не шел ни в какое сравнение со школьными уроками. Пьесы, которые мы там разучивали, были очень бедными по звуку. И от этой бедности у меня и возникло желание самой сочинять музыку».

    София Губайдулина прожила долгую жизнь и скончалась в своем доме под Гамбургом, в городке Аппен, где жила и продолжала сочинять музыку последние 33 года. За тишину и отдаленность от мегаполисов Аппен она называла «деревней» («Там всего две улицы, а дальше – поле»), которая чем-то напоминала ей уголок старой Казани, где она впервые осознала свое призвание.

    Женщина, которая слышала Бога: прах Софии Губайдулиной похоронят в Москве

    ПОДПОЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ

    Чувство голода тоже напомнит о себе. В конце 1970-х имя Губайдулиной окажется в черном списке после жесткой критики «авангардистов» со стороны Тихона Хренникова, возглавлявшего тогда  Союз композиторов СССР. Были отменены все концерты, все записи на радио, в газетах началась травля. Кстати, многие в эти дни  вспоминают саундтрек к мультфильму «Маугли» и еще пару десятков кинолент, автором  музыки к которым является София Губайдулина. Однако композитор никогда не скрывала, что ее вклад в киномузыку был вынужденным. Долгое время это была единственная возможность для опальных авторов кормить семью и сводить концы с концами.

    И вдруг посреди этой беспросветности – нечаянная радость. Студенты Казанской консерватории где-то раздобыли ноты опусов Губайдулиной, разучили их и подготовили концерт. Узнав об этом, София Асгатовна поспешила в родной город. Но в назначенный час консерватория оказалась на замке. Тогда студенты вместе с Губайдулиной через окно проникли в полуподвальное помещение, где стоял плохонький рояль, и концерт прошел на ура.

    В свое время об этом малоизвестном эпизоде рассказал на страницах нашей газеты «прометеевец» Булат Галеев, присутствовавший на том подпольном концерте. И он же в конце 1990-х обивал пороги высоких кабинетов, чтобы отстоять старый деревянный дом на улице Тельмана, который собирались снести под элитную новостройку. Сейчас в нем находится Центр современной музыки Софии Губайдулиной.

    ЗА НЕЕ ВСЕ СКАЗАЛА МУЗЫКА

    Впервые уже официально, как композитор с мировым именем, София Губайдулина приехала в Казань в декабре 1993 года, и три дня город завороженно внимал живому космосу звуков. Концерты проходили еще в старой «стекляшке» на площади Свободы, и желающие видеть и слышать Губайдулину разве что не висели на люстрах. После исполнения каждого сочинения София Асгатовна выходила на сцену и, пережидая овации, всматривалась в переполненный зал. И, кроме тихой благодарности, в ее глазах была какая-то тревога, идущая то ли от предчувствия беды, то ли от некоего тайного знания. Но об этом она молчала. За нее все сказала музыка.

    Губайдулину называют последним классиком авангарда, но при этом она всегда держалась особняком и не принадлежала ни к одному из музыкальных направлений. Ее стиль совершенно индивидуален. В нем переплелись черты и западной, и восточной культуры. Ведь и у самой Софии Асгатовны не было «чистой крови»: отец – татарин, мать – русская. Вот и в композиторском творчестве на первом плане у нее не национальные, а общечеловеческие мотивы. Мир ее художественных образов – это Человек, Бог, Душа, Апокалипсис…

    Второй фестиваль музыки Софии Губайдулиной прошел в Казани в октябре 2001 года и был приурочен к 70-летию композитора. Тогда же она стала почетным профессором Казанской консерватории. Но главным событием стала российская премьера грандиозной оратории «Страсти по Иоанну» в исполнении солистов, оркестра и хора Мариинского театра.

    Это сочинение Губайдулиной можно назвать квинтэссенцией ее глубокой убежденности, что мы живем в эпоху Апокалипсиса. Всеми доступными ей, крупнейшему мастеру, выразительными средствами она пытается исследовать причины  и истоки бездуховности и забвения основных  заповедей. «Страсти» – это моя тема…», – говорила композитор в интервью после мировой премьеры оратории.

    Женщина, которая слышала Бога: прах Софии Губайдулиной похоронят в Москве

    РАСПЛАТА ЗА ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ

    Художник – существо с оголенными нервами, и тот «персональный» рай, который София Асгатовна обрела в доме под Гамбургом, так и не стал для нее башней из слоновой кости, в которой можно запереться от тревог и волнений всего человечества.

    «Не я одна – многие чувствуют, что мир стоит у края пропасти. Достаточно кому-то сделать неверный шаг, и этой планеты может больше не быть. Очень жаль. Накоплено столько ценностей, которые только человек мог создать. Что может спасти человечество? Мне кажется, разум, который сегодня подавлен», – скажет София Губайдулина во время своего последнего визита в Казань в 2016 году.

    Внешне она совсем не изменилась. Та же безупречная память, острый ум, прямая осанка и поразительные для художника такого масштаба открытость и сопричастность миру. «Моя творческая жизнь проходит в интенсивном темпе. Может быть, слишком интенсивном… Но я справляюсь», – призналась тогда София Асгатовна.

    С юных лет она шла против течения, создавая свои звуковые миры. Тот же Тихон Хренников настоятельно рекомендовал ей, тогда еще студентке Московской консерватории, «быть как все». Но она прислушалась к Дмитрию Шостаковичу, который в далеком 1963 году пожелал ей «идти своим неправильным путем».

    Женщина, которая слышала Бога: прах Софии Губайдулиной похоронят в Москве

    Однако во всем, что касается личной судьбы, София Губайдулина была образцом поистине христианского смиренномудрия. Она пережила самых дорогих ей людей – единственную дочь, двух мужей, близких друзей-композиторов – Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова… Ушел и ее казанский друг Булат Галеев. Ближний круг, сжимающийся до болевой точки в области сердца, – это неизбежная расплата за долгую жизнь. София Асгатовна это понимала и до последних дней находила утешение в творчестве. Да, в ее музыке много скорби, но есть в ней и свет, и надежда… Она была верующим человеком с абсолютным слухом, для которого сочинение музыки – это прежде всего разговор с Богом.

    София Асгатовна Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в Чистополе. В 1932-м семья переехала в Казань, где будущий композитор поступила в музыкальную школу №1 им. Чайковского. С 1946 по 1949 год Губайдулина училась в казанской музыкальной гимназии по классу фортепиано, а с 1949 по 1954 год – в Казанской консерватории по классу композиции. В 1954-м поступила в Московскую консерваторию, которую окончила в 1963-м году. Затем работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки им. Скрябина. С 1991 года проживала в Германии.

    Губайдулина – автор более ста симфонических произведений, а также музыки для театра и кино. В 2023 году была номинирована на премию «Грэмми» в категории «Лучшая современная классическая композиция» за сочинение «Гнев Божий». Ее творчество отмечено множеством наград, включая Государственную премию РФ и премию «Полар» Шведской музыкальной академии. Композитор скончалась 13 марта в Германии на 94-м году жизни. Ее прах будет перевезен в Москву и там захоронен. Руководство Татарстана выразило соболезнования по случаю кончины Софии Губайдулиной. «Это невосполнимая утрата не только для близких, для всех нас. София Асгатовна принадлежала к плеяде талантливых людей, которые всем сердцем служат высокой культуре», – отметил Раис РТ Рустам Минниханов.

    Фото: Михаил Захаров / «Татар-информ», Центр современной музыки Софии Губайдулиной

  • В возрасте 92 лет умер отец Филиппа Киркорова

    В возрасте 92 лет ушел из жизни советский и российский эстрадный певец, народный артист России Бедрос Киркоров. О его смерти сообщил его сын, певец Филипп Киркоров.

    «Сегодня, 18 марта 2025 года в 15:37, ушел из жизни мой папа — народный артист России Бедрос Киркоров, но из сердца ты не уйдешь никогда», — написал исполнитель в своем телеграм-канале.

    Бедрос Киркоров родился 2 июня 1932 года в Варне. Его родители София и Филипп Крикорян пели в городском хоре и брали сына на репетиции. Мальчик увлекся пением, его стали ставить в качестве солиста.

    В возрасте 20 лет он начал постепенно выступать с разными оркестрами, среди них оркестр Юрия Силантьева, Владимира Федосеева, Эдди Рознера, Леонида Утесова и пр. Он активно выступал в СССР, исполнял песни как на болгарском, так и русском, итальянском и других языках.

     

  • Границы 252 объектов культурного наследия в Елабуге взяли под госохрану

    В Татарстане установили границы зон охраны для 252 объектов культурного наследия, расположенных в Елабуге. Их общая площадь составила 630 гектаров, сообщил во время прямого эфира председатель Комитета республики по охране ОКН Иван Гущин. Трансляция проходила на официальной странице комитета во «ВКонтакте».

    Он уточнил, что теперь установлены территории в районе объектов культурного наследия, где строительство запрещено или регулируется. Это зависит от места расположения участков и зоны охраняемого природного ландшафта.

    Большая часть памятников культуры расположена в центральной исторической части города. Здесь применен предельный параметр для новой застройки — здания не должны превышать 11 метров в высоту.

    Соответствующее постановление Кабмина РТ разработано в рамках государственной программы «Развитие культуры Республики Татарстан» в целях обеспечения сохранности объектов в их исторической среде, и содержит четкие и понятные обязательные требования (запреты) к ведению хозяйственной деятельности. Информация о зонах охраны включена в Единый государственный реестр недвижимости.

    Ранее стало известно, что в Алексеевском районе Татарстана были обнаружены уникальные артефакты булгарско-золотоордынского периода.