Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • Уральскую коллекцию украшенного оружия представят в Казанском Кремле

    Уральскую коллекцию украшенного оружия представят в Казанском Кремле

    Восемьдесят уникальных образцов златоустовской гравюры на стали благополучно прибыли спецтранспортом из Челябинска в столицу Татарстана. Впервые в Казанском Кремле свою коллекцию представляет Государственный исторический музей Южного Урала.

    «Блеск золота и стали. Шедевры мастеров Златоуста» – так называется выставка, открывающаяся сегодня в трех залах музея Пушечного двора и посвященная самобытному явлению отечественного декоративно-прикладного искусства – златоустовской гравюре на стали. Экспозиция знакомит с историей легендарного художественного промысла сквозь призму музейных предметов. Среди наиболее ярких ее экспонатов — клинок середины XIX века работы Ивана Бушуева, основоположника златоустовской школы, а также искусно гравированные шашки, кинжалы, ножи и сабли, созданные советскими и современными мастерами. В том числе красивейшая сабля в бархатных ножнах, выполненная по эскизу первой женщины-оружейника Нины Лохтачёвой.

    – Практически за два дня мы распаковали предметы и смонтировали экспозицию, сейчас остались последние штрихи, – отметила куратор выставки, заведующая научно-фондовым отделом Исторического музея Южного Урала Анна Ерёмина. По ее словам, холодное украшенное оружие златоустовских мастеров замечательно вписалось в интерьер выставочного пространства с кирпичными стенами.

    златоустовская гравюра

    История златоустовской гравюры на стали насчитывает уже более двух веков. Открытая в 1815 году в уральском городе оружейная фабрика с самого начала специализировалась на производстве парадного и наградного оружия. Поначалу свой опыт по украшению клинков местным мастерам передавали немецкие оружейники. Однако за короткий период в Златоусте сформировался свой особый стиль гравировки, отмеченный высочайшим мастерством. А помимо оружия златоустовские художники-граверы стали украшать предметы домашнего обихода из стали (шкатулки, письменные приборы, портсигары и т.д.). Изделия златоустовской школы отличались сложными сюжетными композициями и выразительностью художественного языка. Их можно было узнать даже по почерку. Например, вышеупомянутый Иван Бушуев создавал миниатюры на темы древних мифов и военных баталий, а его современник и сподвижник Иван Бояршинов гравировал сцены охоты. Разнообразие технических приемов вкупе с расцветом русского реализма в искусстве позволили мастерам вводить в сюжеты уральские пейзажи, а также очень натуралистичные изображения животных и цветов.

    К сожалению, в советский период златоустовская гравюра на стали теряет былые роскошь и изящество и становится предметом массового потребления. Кризисными для художественного промысла были девяностые годы прошлого века, когда опытных мастеров можно было пересчитать по пальцам и смены им не предвиделось. Однако последние два десятилетия ознаменовались возрождением традиций, и сегодня знаменитая златоустовская гравюра на стали обрела второе дыхание и вновь радует своих  ценителей.

    Выставка «Блеск золота и стали. Шедевры мастеров Златоуста» продолжит свою работу в Казанском Кремле до 27 апреля 2025 года.

  • Находка века под Арском

    Находка века под Арском

    В селе Верхняя Корса Арского района обнаружен старинный список знаменитой поэмы Мухамедьяра «Нур-и-судур» («Свет сердец»). О сенсационной находке рассказали в Национальной библиотеке Татарстана, где на днях прошел книжный фестиваль «Текст» – главное библиотечное событие года.

    Заведующий отделом рукописей и редких книг Нацбиблиотеки РТ Айрат Загидуллин с уникальной находкой.

    В рамках фестиваля состоялось свыше 30 мероприятий для детей и взрослых, которые посетили более 7,5 тысячи казанцев и гостей города. Среди них – книжная ярмарка, творческие встречи с писателями, презентации новых книг. По традиции сотрудники библиотеки также рассказали о наиболее интересных находках, обнаруженных в ходе археографических экспедиций по селам и деревням республики. Такие экспедиции здесь организуют уже на протяжении 30 лет, а их вдохновителем называют заведующего отделом рукописей и редких книг НБ РТ Айрата Загидуллина. Он-то и рассказал гостям фестиваля о недавней сенсационной находке.

    По словам Загидуллина, в результате археографических изысканий, проведенных этим летом в 23 населенных пунктах Арского района, в фонд библиотеки поступило более 180 рукописей и 56 печатных книг. Самым значимым из найденных материалов является рукописный список поэмы «Нур-и-судур» татарского поэта XVI века Мухамедьяра. Само произведение ученые датируют 1542 годом, а обнаруженный список относится к первой половине XVIII века. Текст поэмы воспроизведен арабской вязью на фабричной бумаге. Чернила, которые использовал переписчик, сделаны из шафрана с добавлением купороса. Продолжая восточную традицию нравоучительной притчи, Мухамедьяр в своей поэме рассуждает о морально-нравственных качествах, которыми должны обладать правители, и говорит о справедливости как главном условии мирной и счастливой жизни.


    Мухамедьяр (1497–1549) – один из последних поэтов периода Казанского ханства. Происходил из семьи потомственных богословов. Жил и творил при хане Сафа-Гирее (муже царицы Сююмбике). Дошедшее до наших дней творческое наследие Мухамедьяра состоит из двух поэм и одного стихотворения


    Первооткрывателем творческого наследия Мухамедьяра был видный русский тюрколог Илья Березин. В 1846 году  в архивах «Азиатского музея» (ныне Институт восточных рукописей РАН) в Санкт-Петербурге он обнаружил рукопись поэмы «Тухфа-и мардан» («Дар мужей») никому до этого неизвестного Мухамедьяра. Березин ее описал и ввел имя поэта в научный оборот. Однако потом об этом открытии забыли почти на сто лет. Лишь в 1940 году известный татарский писатель и страстный собиратель старинных рукописей Наки Исанбет на одном из книжных развалов в Казани обнаружил список другой поэмы Мухамедьяра «Нур-и судур». Поэма состояла из 1246 строк (полный же ее объем, как выяснится впоследствии – 1710 строк).

    Сегодня в России насчитывается 16 списков этой поэмы. Они находятся в научных центрах Санкт-Петербурга, Казани и Уфы. Список, найденный в селе Верхняя Корса Арского района, является наиболее полным из тех, что хранятся в фондах Национальной библиотеки РТ. В ближайшее время специалисты продолжат текстологическое исследование уникальной находки.

  • Корпус Успенского женского монастыря в Чистополе может стать объектом культурного наследия

    Корпус Успенского женского монастыря в Чистополе может стать объектом культурного наследия

    Сестринский корпус Успенского женского монастыря в Чистополе могут признать объектом культурного наследия. Об этом сообщает Комитет Татарстана по охране ОКН в группе во «ВКонтакте».

    Памятник архитектуры конца XIX века расположен в поселке Водников и является ярким примером русского православного зодчества того времени. В 2018 году его внесли в список выявленных объектов культурного наследия.

    «Сейчас же специалисты рассматривают возможность его официального включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Эксперты отмечают историческую значимость сестринского корпуса, подчеркивая его возраст, уникальную архитектуру и роль в жизни местной религиозной общины», — сказано в сообщении.

    История комплекса начинается в 1864 году, когда местный купец Дмитрий Поляков решил основать женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. На сегодняшний день многие элементы были утрачены, в том числе монастырский храм.

    Сестринский корпус, служивший домом для большинства монахинь и послушниц монастыря, сохранился до наших дней. Он был построен в 1911 году по проекту архитектора Фёдора Малиновского в кирпичном направлении эклектики, сочетал черты классицизма и русской народной традиции. Так, нижний этаж украшен сплошным рустом, а центральная часть здания выделяется сильным ризалитом, указывающим на расположение лестницы. Верхний ярус ризалита украшен элементами в неорусском стиле.

  • Ушел из жизни заслуженный деятель искусств Татарстана Хабибулла Ганиев

    Ушел из жизни заслуженный деятель искусств Татарстана Хабибулла Ганиев

    В возрасте 78 лет в Москве скончался заслуженный деятель искусств Татарстана, заслуженный деятель искусств и заслуженный работник культуры России Хабибулла Ганиев. Об этом сообщает полпредство РТ в РФ.

    Ушел из жизни заслуженный деятель искусств Татарстана Хабибулла Ганиев

    «Главным делом жизни Хабибуллы Габдулловича был ансамбль народного танца „Раззадоры“. Более 30 лет назад он объединил талантливых детей Москвы в дружный коллектив», — сказано в сообщении.

    Ганиев был родом из Аксубаевского района РТ. Будучи худруком и главным балетмейстером, поставил с коллегами более 75 танцев, в том числе татарские.

    Ранее «РТ» писала, что в возрасте 84 лет ушла из жизни советская и российская актриса театра и кино Светлана Светличная.

  • На 79-м году жизни умер режиссер Александр Панкратов

    На 79-м году жизни умер режиссер, кинооператор, заслуженный деятель искусств РФ Александр Панкратов. Об этом сообщает Союз кинематографистов РФ.

    «Приносим соболезнования родным и близким Александра Андреевича», — сказано в сообщении.

    Панкратов родился в 1946 году в Москве. В 1968-м окончил ВГИК, с 1968 по 1974 год работал оператором на телевидении. Оператор документальных телефильмов «Нервы-нервы», «Удивительный мальчик», мультфильма «Голубой щенок».

    В 1979-м окончил режиссерский факультет ВГИКа. Снял такие полнометражные фильмы, как «Портрет жены художника», «Счастливая, Женька!», «Прощай, шпана замоскворецкая», «Путешествие автостопом» и пр.

    Панкратова похоронят на Востряковском кладбище, похороны пройдут 18 ноября.

    Ранее стало известно, что в возрасте 84 лет ушла из жизни советская и российская актриса театра и кино Светлана Светличная.

  • Умерла Светлана Светличная — ей было 84 года

    В возрасте 84 лет ушла из жизни советская и российская актриса театра и кино Светлана Светличная. Об этом передает ТАСС.

    «Да», — подтвердил журналистам смерть заслуженной артистки РСФСР киновед Вячеслав Шмыров.

    Светлана Светличная родилась 15 мая 1940 года в Ленинакане Армянской ССР в русской семье. В 1963 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. Обрела популярность после роли в фильме «Бриллиантовая рука», снималась во многих советских кинолентах, в том числе «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» и пр.

  • В музее Корана в Болгаре откроется экспозиция «С небесной книги список дан»

    В музее Корана в Болгаре откроется экспозиция «С небесной книги список дан»

    Потомки Александра Пушкина откроют в Татарстане выставку, приуроченную к 200-летию написания поэтом лирического цикла «Подражания Корану». Открытие экспозиции «С небесной книги список дан» состоится 19 ноября в музее Корана Болгарского историко-архитектурного заповедника. Выставочный проект сочетает в себе музейную и каллиграфическую интерпретации пушкинского текста.

    «Мой Коран пошел по рукам…»

    Цикл «Подражания Корану» написан осенью 1824 года в Михайловском вскоре после возвращения Пушкина из южной ссылки, когда он имел возможность много путешествовать по Северному Кавказу и Крыму. Здесь поэт видел памятники культуры мусульман, вслушивался в их молитвы, наблюдал за традициями и обрядами. Эти впечатления, в частности, легли в основу поэм «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник». Но Коран вызывал у поэта особый интерес. Известно, что именно во время южной ссылки он возил с собой томик с французским переводом священной книги мусульман. Русский же перевод М.И.Верёвкина с карандашными пометками Пушкина поныне хранится в Доме-музее поэта на Мойке.

    Биографы исключают элемент случайности в появлении «Подражаний Корану» в творческой биографии Пушкина. Это не поэтический экспромт, а единое художественное целое, создание которого требовало не только основательной подготовки, но и того особого состояния души, что зовется вдохновением. Цикл состоит из 9 стихотворений, связанных между собой общим смыслом и мотивами. Во время работы над ним поэт писал младшему брату Льву: «…тружусь во благо Корана». А спустя две недели – уже в письме П.Вяземскому: «Мой Коран пошел по рукам…»

    В название выставки «С небесной книги список дан» вынесена строчка из третьей части цикла «Подражания Корану». Среди экспонатов – редкие издания из фондов Библиотеки-читальни им. А.С.Пушкина (Москва), первой попечительницей которой была старшая дочь поэта Мария Гартунг-Пушкина, а также каллиграфические работы, предоставленные центром «От Аза до Ижицы» (Санкт-Петербург). И о них стоит сказать отдельно.

    Предварительно произведение Пушкина условно поделили на 33 части (по числу сур, упомянутых в тексте) и распределили их между 11 художниками-каллиграфами. Таким образом каждый из них выполнил по три работы, напоминающих классические шамаили. Общее между ними – это формат каллиграфического листа и способ начертания букв – английский курсив, который соответствует духу эпохи и легкости пушкинского стиля. Работа над художественными композициями заняла полтора года.

    Дополняют выставку уникальные экспонаты из фондов Болгарского музея-заповедника: Кораны, рукописный список поэмы Кул Гали «Сказание о Йусуфе» и другие литературные памятники, а также предметы исламского культа.

    Андрей Александрович и Елена Андреевна Кологривовы, потомки А.С.Пушкина.

    Ожидается, что на открытии выставки будут присутствовать потомки Пушкина по линии его старшего сына Александра – Андрей Александрович Кологривов с дочерью Еленой и Ольга Александровна Бунеева (в девичестве Кологривова). Никто из них не связал свою жизнь с литературой, как, впрочем, большинство пушкинских потомков. Андрей Александрович по профессии физик-ядерщик, Ольга Александровна – кандидат биологических наук, Елена Андреевна Кологривова – экономист, занимается изучением своей родословной.

    Отметим, что и после того как были написаны «Подражания Корану», интерес  поэта к мусульманским святыням не угас. В сентябре 1833 года, будучи в наших краях, Пушкин не упустил случая осмотреть руины древней столицы Волжской Булгарии и тем самым, можно сказать, проторил сюда дорогу своим потомкам.


    Сегодня в разных странах проживает более 200 человек, так или иначе связанных кровных родством с А.С.Пушкиным. В основном, это потомки старшего сына поэта – Александра, который состоял в браке дважды и был отцом 13 детей. Последний прямой потомок  по мужской линии, Александр Александрович Пушкин, проживает в Брюсселе (Бельгия). Сейчас ему 82 года, и у них с женой, которая приходится двоюродной правнучкой Николаю Гоголю, нет детей.

     

  • Госансамбль песни и танца РТ готовит премьеру новой версии первого татарского этномюзикла

    Госансамбль песни и танца РТ готовит премьеру новой версии первого татарского этномюзикла

    Госансамбль песни и танца РТ готовит премьеру музыкального спектакля «Семь жемчужин. Река памяти» на музыку Радика Салимова. Это новое прочтение первого татарского этномюзикла, который многие годы был визитной карточкой коллектива.

    – Мы хотим переосмыслить постановку, взглянуть на эту историю глазами нынешнего поколения. «Семь жемчужин. Река памяти» – это про человеческие ценности, поиски себя и значимость семьи в жизни каждого. Также мы хотим донести до зрителя, как важно в мирской суете не потерять свою идентичность, – отметил художественный руководитель Госансамбля Айрат Хаметов. По его словам, премьера этномюзикла состоится 9 января в Казани  на сцене театра им. М.Джалиля.

    «Семь жемчужин» адресованы прежде всего молодежи. Этномюзикл представляет собой синтез народной и современной хореографии, живой и электронной музыки в сочетании с видеопроекциями и спецэффектами. По сюжету главный герой Рамай настолько поглощен своими карьерными амбициями и жаждой успеха, что теряет связь не только с прошлым, но и с реальностью, разрушив тем самым свою семью. Но судьба дает ему шанс все исправить. В момент отчаяния перед ним открывается путь к древним сокровищам, которые хранят в себе мудрость предков.

    Внутреннее преображение героя показано не только через динамичный сюжет, но и танцевальную лексику. Над постановкой работают молодые хореографы Лия и Антон Гисметулловы. Казанской публике они известны как постановщики циркового шоу «Эхо Азии», премьера которого была приурочена к саммиту БРИКС.

    – Я обратил внимание на этих ребят, когда они еще были студентами института культуры. Было интересно наблюдать за их профессиональным становлением, и я рад, что теперь мы с ними коллеги, — отметил Айрат Хаметов.

    Планируется, что после казанской премьеры Госансамбль песни и танца РТ представит новую версию этномюзикла в городах и селах республики, а также в других регионах России.

  • 12-летний казанец поборется за звание лучшего голоса страны на конкурсе «Голос. Дети»

    12-летний казанец, воспитанник Детской музыкальной школы №2 Саид Галиуллин стал полуфиналистом всероссийского вокального конкурса «Голос.Дети». В предстоящую пятницу, 15 ноября, в прямом эфире Первого канала будет объявлен третий финалист проекта, которого определят зрители. Он примет участие в финале и поборется за титул лучшего голоса страны. Об этом сообщает пресс-служба Минкульта Татарстана.

    Жители республики могут поддержать юного земляка в ближайшую пятницу во время прямого эфира на Первом канале 15 ноября в 21:45. Для этого достаточно отправить СМС, номер которого будет показан на экране.

    Ранее «РТ» писала, что юных вокалистов приглашают к участию в конкурсе «Мелодия моей России».

     

  • В Казани 14 ноября откроются «Красные ворота»

    В Казани 14 ноября откроются «Красные ворота»

    В столице Татарстана 14 ноября состоятся церемония открытия Восьмой межрегиональной академической выставки «Красные ворота / Против течения» и вручение республиканской премии в области изобразительного искусства имени Николая Фешина.

    В Казани 14 ноября откроются «Красные ворота»

    Российская академия художеств продолжает реализацию масштабного, рассчитанного на 20 лет проекта «Красные ворота / Против течения». В его основу положена методика чешского просветителя XVII века Яна Амоса Коменского, автора фундаментального труда «Мир чувственных вещей в картинках». Современный ему мир ученый «разложил» на множество объектов, явлений и предметов, из которых, как он считал, и складывается мироздание. Каждый объект Коменский проиллюстрировал и сопроводил комментарием. Участники проекта «Красные ворота / Против течения», по сути, делают аналогичную работу, фиксируя художественным языком современное понимание важных для человека и общества явлений и процессов. «Человечество вступило в полосу гуманитарных, социально-политических, экономических кризисов, и сегодня особенно ценными являются культурные инициативы, которые предлагают опыт преодоления глобальных конфликтов на языке художественной культуры и искусства», − отмечает руководитель проекта, академик и вице-президент Российской академии художеств Константин Худяков. По его словам, задача проекта – через произведения художников начала XXI века отобразить многообразие окружающего мира и человеческих отношений, исследовать произошедшие изменения  и создать арт-энциклопедию современного изобразительного искусства.

    С 2014 года раз в два года при помощи жребия определяются десять актуальных тем из так называемого «Списка Коменского», которые становятся отправной точкой для создания конкурсных работ. Нынче в числе тематических доминант художникам были предложены такие понятия, как «театр», «добродетели», «грехи», «агрессия», «терроризм» и другие. В этом году в конкурсе приняли участие представители 25 российских регионов, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Приволжского, Северо-Западного, Уральского и Южного федеральных округов.

    Восьмая межрегиональная академическая выставка-конкурс «Красные ворота / Против течения» стартовала летом этого года в Москве в Галерее искусств Зураба Церетели. Далее передвижная экспозиция побывала в Саратове, Тольятти и Саранске. По мере продвижения по заявленному маршруту выставка пополнялась работами местных участников проекта. Теперь эстафету принимает Казань. В Национальной галерее «Хазинэ» будет представлено более 150 работ (живопись, графика, скульптура, цифровое искусство, фотография), а в числе их авторов – академики и члены-корреспонденты РАХ, народные и заслуженные художники, преподаватели ведущих художественных вузов страны.

    В этом году в проекте участвуют 27 татарстанских художников, трое из них выдвинуты на республиканскую премию имени Н.И.Фешина, вручение которой состоится в рамках открытия масштабной передвижной экспозиции. В этот же день, 14 ноября, планируется круглый стол с обсуждением актуальных проблем современного изобразительного искусства, а также его роли в эстетическом воспитании.

    В декабре в Москве планируется подведение промежуточных итогов проекта, презентация шестого тома арт-энциклопедии «Против течения» и объявление новых десяти тем из «Списка Коменского». Завершить проект планируется в 2032 году.