Тогда 1 Мая было одним из главных идеологических праздников в СССР наряду с Днем Великой Октябрьской социалистической революции, отмечавшимся 7 ноября. Первомай праздновали широко – по всей стране проводились многотысячные демонстрации, главная из которых проходила на Красной площади в Москве. Давайте окунемся в дореволюционные маевки и шумный Первомай 1920-х годов в Казани, а поможет нам в этом архив газеты «Красная Татария» (ныне «Республика Татарстан»).
Рабочие против полиции
В майских номерах «Красной Татарии» середины 1920-х годов печатались воспоминания о маевках в Казани. Вот как описывалась первая организованная маевка в истории.
В 10 часов утра 1 мая 1898 года на Казанке наблюдалось оживление. Из закоулков, улочек к реке шли рабочие и переодетые под рабочих интеллигенты, кто в одиночку, кто попарно. И лица у них были как будто беззаботные. От берега отчаливали лодки: одна, другая, третья… И вот уже седьмая лодка заскользила по глади к широкому волжскому раздолью. Компании в лодках пели народную песню про челны Стеньки Разина.
На Волге все семь лодок пристали к берегу, 40 человек пожали друг другу руки и отправились в ближайший лесок. Из-за пазухи кто-то достал Красное знамя с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Стяг нацепили на палку. Так, тайком, казанские рабочие впервые отпраздновали 1 Мая – собрались вместе члены марксистских кружков и политически надежные рабочие. На сходке активисты рассказывали о рабочем мировом движении и о солидарности с ним казанских пролетариев, а еще постановили организовать кассу для помощи пострадавшим от властей товарищам.
В своем выступлении ткач Лукоян Рябинин отметил: «Товарищи! Нынешний день есть для нас великий день: нынешним празднеством мы сливаемся со всеми рабочими, принадлежащими к нашей партии в Германии, Франции, Петербурге и Москве… Товарищи! Нынешнее собрание показывает нам: мы желаем примкнуть к нашим товарищам». Эта речь на маевке дошла до нас благодаря протоколу жандармов. Вечером после завершения маевки семь лодок с ее участниками вернулись по Казанке в город. Все прошло удачно – никто не был задержан.
Шли годы, кружки рабочих росли, часть из них ликвидировала полиция, но они постоянно возрождались. Накануне 1 мая 1903 года по Казани в большом количестве распространялись листовки на русском и татарском языках. Однако царская охранка не дремала и арестовала двух комитетчиков – Ямзина и Симонова. Несмотря на препоны, в глухую ночь на 1 мая около 60 алафузовцев и интеллигентов собрались на маевку в Кизическом лесу. Вдоль него ездили конные полицейские, но топкое торфяное поле не позволяло им приблизиться к маевке. Часть участников сходки отправилась в Пороховую слободу на квартиру одного из рабочих. Однако там группу накрыла полиция. У рабочего Бурушина нашли первомайские прокламации, его арестовали. Днем 1 мая в лесистых оврагах Русской Швейцарии (ныне парк имени Горького) студенты и учащиеся устроили сходку, которую агенты охранки не обнаружили.
Вот как вспоминал маевку 1903 года товарищ Ендаков, который в то время был еще учеником: «В день 1 Мая мне пришлось в укромном местечке читать воззвание ЦК РСДРП о значении Первомая: «Брось, рабочий, работать». К нему подошел приказчик с завода, оттолкнул и сорвал прокламацию. Конечно, учащийся Ендаков заинтересовался, что это за партия, которая выпускает прокламации, и позже рабочие ему объяснили, кто такие большевики.
А вот в 1904 году полиция сработала эффективно – у слесаря Михайлова, трудившегося на заводе братьев Крестовниковых (в советское время это был химкомбинат имени М.Вахитова), обнаружили пачку прокламаций. Кроме Михайлова, агенты охранки арестовали еще несколько рабочих-активистов. В результате действий полиции организованная маевка не состоялась.
В 1905 году в Казани отметили 1 Мая два раза – по действовавшему в России юлианскому календарю и по григорианскому, который был распространен в Европе. Городской комитет РСДРП призывал в своих листовках: «Товарищи! Казанский комитет приветствует пролетариат Казани с великим праздником рабочих. Первое мая, товарищи! Бросайте работу! Присоединяйтесь к требованию пролетариата всего мира. Да здравствует восьмичасовой рабочий день! Да здравствует социализм! Да здравствует международная социал-демократия!»
А еще в тот год рабочие-печатники пришли 1 мая на Арское кладбище, чтобы почтить память павших товарищей. Это собрание также разогнали казаки и полиция. Рабочим пришлось скрыться в Троицком лесу, но и там агенты охранки находили и арестовывали их. Еще одной точкой сбора рабочих и солдат была территория за заводом №40, однако собранию помешал довольно сильный дождь. Солдаты, а их пришло около 150 человек, побросали флаги и сели на пароход, который доставил их на другой берег Волги. Полиция это видела, но не сумела помешать.
В первой казанской маевке 1898 года участвовали всего 40 человек, а в 1920-е годы уже десятки тысяч рабочих маршировали в колоннах на первомайских демонстрациях.
Державин с громкоговорителем
Интересная деталь: в 1918 году в Казани на Ивановской площади (ныне площадь 1 Мая) с пьедестала был снят бронзовый памятник императору Александру II. А через два года на пустом постаменте установили монумент «Освобожденный труд» (его символизировала скульптура бородатого мужчины). Около этого памятника и проходили первые первомайские торжества. Но уже в начале 1920-х центром Первомая в Казани стала Театральная площадь, которую в 1924 году переименовали в площадь Свободы.
Вот примерный сценарий Первомая столетней давности. С ближайших улиц на площадь Свободы стекаются толпы трудящихся. Красноармейцы строятся в колонны по команде: «Взводы по местам!», маршируют. Над ними реют красные знамена. Белым по красному режут лозунги на плакатах: «1 Мая – призыв к мировой диктатуре пролетариата! 1 Мая – сердце пролетариата! Выше знамя Ленина! Да здравствует Коминтерн, вождь пролетариата!» По площади проносят огромный портрет Ленина. Солдаты произносят слова присяги: «Я, сын трудового народа, гражданин Союза Социалистических Советских Республик, принимаю на себя звание воина Рабочей и Крестьянской армии! Я обещаю по первому зову рабочего и крестьянского правительства выступить на защиту СССР. Не щадить ни своих сил, ни своей жизни за дело социализма и братства народов».
Одновременно в нескольких местах открываются митинги. После завершения парада уходят красноармейские части. Их место заполняют новые колонны манифестантов. Показывают театрализованные картины из старого быта. Например, идут арестанты под охраной тюремщиков, гарцует царский офицер, а рядом с ним верный денщик, империалисты мучают и таскают за косы китайского рабочего. Картины были простые и понятные. С балконов пели песни, в том числе студенческие. И конечно, гремел Интернационал.
В «Красной Татарии» 1920-х годов постоянно подчеркивалось, как массово проходят первомайские демонстрации в городах СССР и с какими трудностями сталкиваются рабочие в других странах. Например, в мае 1924 года в газете писали, как румынские крестьяне пришли на правый берег Днестра, чтобы посмотреть на советскую первомайскую демонстрацию на левом берегу (по реке проходила граница между СССР и Румынией). Однако понаблюдать за нашим Первомаем крестьянам не дали – они были разогнаны румынской полицией.
Или вот сообщение ТАСС от 29 апреля 1927 года из Парижа: в связи с приближением 1 мая министр внутренних дел Сарро обратился с циркуляром ко всем префектам, в котором предписывал не допускать никаких уличных демонстраций, конфисковывать все антимилитаристские воззвания и плакаты и предавать суду всех виновных в их распространении.
Вернемся из недружественных стран снова в ТАССР. Любопытный факт: 3 мая 1925 года в казанской Русской Швейцарии на месте маевки курсанты Доброхима и красноармейцы демонстрировали «газовую атаку» и ее последствия. Тогда активно готовились к возможной войне с империалистами.
В том же 1925 году в нашей газете был напечатан фантастический рассказ пролетарского поэта Владимира Кириллова «Первомайский сон», в котором главный герой попадает в Москву 1999 года. Он еле узнает столицу – рядом с Кремлем и Красной площадью выросли гигантские небоскребы. 1 мая попавший в будущее человек идет в колонне демонстрантов, в небе огромный летающий корабль с надписью «Первомай», который осыпает цветами шествующие колонны. От своей спутницы Мэри герой узнает, что в Москве 1999 года почти нет постоянных жителей, а в небоскребах размещены фабрики, лаборатории и техникумы. Дыма из труб нет, так как найден способ бездымного сгорания веществ, и на фабриках можно работать в белоснежной одежде. Рабочий день установлен от 4 до 5 часов в сутки, а живут москвичи за городом – благо транспорт доставляет их до работы за 5–10 минут.
А еще в Москве вместо Китай-города возведен величественный Пантеон Революции из стекла, гранита и стали. Здание венчает башня, напоминающая тысячи мускулистых рук, которые держат голубой вращающийся глобус – символ всемирного торжества труда. В Белом зале Пантеона начинается торжественное заседание в честь 1 Мая, на нем присутствуют делегаты всех стран мира… Вот так смело рисует будущее Владимир Кириллов.
Но вернемся вновь в Казань 1920-х. Любопытный фотофакт: 1 мая 1927 года на площади Свободы рабочие залезли на памятник Державину и установили там громкоговоритель таким образом, что создавалось впечатление, как будто сам поэт говорит в рупор. А 1 мая 1928 года на площади Вахитова Интернационал исполняли под аккомпанемент 120 мандолин, гитар и балалаек. В те годы вообще любили эксперименты и не боялись делать что-то новое. Это отражалось и на верстке газеты «Красная Татария». Например, 1 мая 1927 года название нашего издания сдвинули в левый верхний угол. А посередине первой полосы крупно был набран лозунг «Да здравствует 1 Мая – День мирового пролетарского единства!». А слева и справа от него были нарисованы головы мужчин в наушниках, между которыми пролетали искры. Видимо, художник так изобразил нашего и китайского рабочих, которые установили между собой радиосвязь.
Репортаж о Первомае 1926 года в нашей газете заканчивался такими строками: «Солнце сильно припекало, и мороженщики не поспевали удовлетворить спрос на свое изделие. Весна окончательно вступила во все свои права. Природа подарила пролетариату лучшее, что имеет в эту минуту, – улыбку солнца». Так и хочется добавить знакомые с детства слова: «Мир, труд, май!» Ведь Первомай навсегда записан в культурный код тех, кто жил в СССР.