Система торговых домов оказались на грани развала. Что делать?
Половина торговых домов Татарстана за пределами республики неработоспособна – одни стоят на пороге закрытия, вторые перепрофилировали свою деятельность, третьи в долгах как в шелках…
Такая весьма нелицеприятная информация была озвучена несколько месяцев назад на форуме “Деловые партнеры Татарстана. Новые возможности сотрудничества”.
Мы попытались разобраться в ситуации, чтобы понять: как она сказывается на имидже республики и какие меры предпринимают в этой связи местные власти?
Бренд на экспорт
Система торговых домов Татарстана начала складываться в конце 90-х годов прошлого века и объединила вокруг себя предпринимателей, вне пределов республики стремящихся к сотрудничеству с ней. В идеале эти учреждения должны поддерживать существующие торговые связи татарстанских предприятий, расширить влияние республиканских товаропроизводителей на внешних рынках за счет взаимопоставок различных видов продукции, содействовать сотрудничеству с национально-культурными автономиями татар и соотечественниками, компактно проживающими вне республики.
Формирование сети торговых домов Татарстана в регионах и за рубежом продолжалось вплоть до 2004 года. В настоящее время официально зарегистрированы 44 торговых дома. Из них в России – 33, в странах ближнего и дальнего зарубежья – одиннадцать. Их учредителями являются организации, предприятия, коммерческие структуры, имеющие статус юридического лица, а также физические лица. У торговых домов нет каких-либо прописанных договорных обязательств перед Татарстаном. Все они находятся на полном самофинансировании и не пользуются бюджетными средствами.
За пределами республики торговые дома продвигают нефтехимическую и машиностроительную продукцию, товары народного потребления, легкой и пищевой промышленности. Обратно поставляют строительные материалы, пищевую продукцию, медицинские препараты, драгоценные изделия и т.д. В 2005 году общий их товарооборот составил 2,7 миллиарда рублей. В 2008 году он достиг 7,9 миллиарда рублей.
О необходимости цивилизованного укрепления деловой репутации республики как надежного и перспективного партнера отметил в своем послании Госсовету 12 ноября 2008 года Президент Минтимер Шаймиев. “Признавая определенный прогресс в торгово-экономическом сотрудничестве со странами СНГ, необходимо подчеркнуть, что наши ведущие компании при активной поддержке со стороны органов власти республики должны не просто присутствовать на рынке СНГ, но и занимать в своих сегментах лидирующие позиции”, – подчеркнул тогда в своем выступлении Президент.
Когда планы расходятся с реальностью
Однако, как показывает практика, ситуация с торговыми домами далека от желаемой. Так, по данным Минпромторга, в течение последних двух лет полностью отсутствует товарооборот у торговых домов Татарстана в Адыгее, Бурятии, Марий Эл, Удмуртии, Челябинской и Нижегородской областях, Красноярском крае, а также в Белоруссии, Румынии, Польше и Германии.
На начало 2009 года ряд торговых домов не расплатился с республиканскими предприятиями за поставленную продукцию. Например, торговый дом в Ярославле задолжал ОАО “Альметьевская чулочно-носочная фабрика “Алсу” более 100 тысяч рублей. В числе должников и торговый дом в Перми, который недодал фирме “Эгида-Радуга” и ОАО “Чистопольский часовой завод “Восток” около 250 тысяч рублей.
Вот итоги 2008 года: закрылся торговый дом на Украине, практически бездействовали торговые дома в Азербайджане (один из двух), а также в Латвии, Карачаево-Черкесской республике, Чувашии, Башкортостане. В этом же списке Кировская, Томская, Калининградская и Ивановская области, Алтайский край, Москва, Санкт-Петербург, Нарьян-Мар.
По словам заместителя министра промышленности и торговли Олега Власова, эффективность деятельности торговых домов снизилась по нескольким причинам. В том числе из-за развития собственной дилерской сети и представительств татарстанских предприятий в регионах России и странах зарубежья, недостаточного профессионализма руководителей торговых домов. Не говоря уже об их низкой активности и заинтересованности в сотрудничестве с поставщиками из Татарстана.
– В условиях рыночной экономики выживают наиболее сильные предприятия, – отметил он. – Мы готовы содействовать директорам торговых домов в работе, но конечный результат в первую очередь зависит от них самих. В настоящее время готовимся к заседанию Президиума Кабинета Министров, где обсудим вопрос совершенствования деятельности представительств и торговых домов республики. В частности, предложим внедрить механизм, позволяющий присваивать и отзывать бренд “Республика Татарстан” в их названиях.
Кроме этого, на заседании будут подняты вопросы оценки деятельности представительств и торговых домов по специальным индикаторам развития сотрудничества через Интернет.
Туго затянув пояса
Мы связались с директором торгового дома Татарстана в Ивановской области Фаритом Ляпиным. Здесь готовятся к его ликвидации. Причины? Некоторые соучредители компании отошли от дел и занялись своими проектами. До этого они весьма успешно продвигали в регионе продукцию ОАО “Казаньоргсинтез” и “Татхимфармпрепараты”, татарстанские шины, грузовики “КамАЗ” и запчасти к ним.
На развитие культурно-духовных программ в регионе торговый дом “Татарстан” выделял более 50 процентов заработанных средств. За счет этого в Ивановской области проводились дни татарской культуры, открыли школу с этнокультурным компонентом, построили мечеть, поддерживали деятельность национального театра-студии “Миллэтем”.
– Трудные времена начались летом прошлого года, – рассказывает Фарит Ляпин, который к тому же является главой местной национально-культурной автономии. – Продажи у нас уменьшились в разы, и в итоге год закончили в большом минусе. Главная беда в том, что мы не смогли наладить тесные связи с Татарстаном. На мое место приходит другой руководитель-бизнесмен. Будем надеяться, что он выведет партнерские отношения с республикой на более высокий уровень.
Организация новой структуры займет несколько месяцев. Сейчас, по словам Фарита Ляпина, татарская община Ивановской области (здесь проживает около 10 тысяч татар. – Прим. авт.) лишилась финансовой подпитки со стороны торгового дома. Но продолжает действовать, поддерживая национальные школы, самодеятельных артистов и т.д. Посильную помощь общине оказывает созданная при ней Ассоциация предпринимателей, куда входят не только татары, но и бизнесмены других национальностей.
– Торговые дома необходимы республике, так как содействуют развитию культуры, образования татар, проживающих за пределами Татарстана, – убежден Фарит Ляпин. – Но они сами нуждаются в поддержке татарстанского Правительства. Их ни в коем случае нельзя закрывать. Необходимо изменить их структуру, адаптировав ее к требованиям рынка.
Результат налицо
В семье торговых домов республики есть и довольно успешные. Активно, например, в прошлом году функционировал торговый дом в Турции. Тенденцию к росту товарооборота имеют также дома в Саратове, Ханты-Мансийском автономном округе, Архангельской, Пензенской, Ульяновской областях.
В числе лидеров и ООО “Зур Татарстан”, что в Тольятти. Его деятельность началась в июне 2000 года. Работает с рядом предприятий республики – ОАО “КамАЗ-Металлургия” (чугунное и цветное литье), ЗАО “Кварт” (металлоизделия), ОАО “Альметьевский завод “Радиоприбор” (радиотехнические изделия), с компаниями “Точмаш”, “Тасма” и другими. Только в прошлом году тольяттинский торговый дом помог реализовать татарстанским компаниям продукцию на 265 миллионов рублей. При этом основную часть доходов ООО “Зур Татарстан” направило на поддержку городской национально-культурной автономии татар.
– В настоящее время поставляем в регион гофрированные трубки, деревянную тару и другие товары, – рассказывает коммерческий директор ООО “Зур Татарстан” Минхаер Ишмухаметов. – К сожалению, из-за кризиса дела идут медленно. Нестабильная работа ОАО “Автоваз” существенно снизила в первом квартале и общие объемы товарооборота торгового дома.
В связи с этим в настоящее время ООО “Зур Татарстан” ищет новые направления деятельности, связанные с химическими заводами Тольятти, а также другими отраслями, которых кризис по сравнению с автомобилестроительным комплексом коснулся меньше.
Однако, как считает руководство торгового дома, в ближайшие годы с подъемом экономики возможно возрождение и всей торговой сети республики в регионах и странах зарубежья. “Для этого необходима четкая концепция развития торговых домов и конкретные меры по стимулированию их деятельности”, – уверен Минхаер Ишмухаметов.
Кто в доме хозяин?
Как признался сопредседатель совета Федеральной национально-культурной автономии татар, член исполкома Всемирного конгресса татар Фарит Уразаев, все беды торговых домов Татарстана возникли из-за отсутствия у них хозяина в лице государства.
– Они считаются самостоятельными организациями и ни перед кем не отчитываются, – говорит он. – Такого не должно быть. У нас уже несколько лет витает идея создания при Правительстве Центрального торгового дома или лучше всего фонда возрождения “Татарстан”, который бы целенаправленно руководил деятельностью всех торговых домов за пределами республики.
Принцип работы фонда прост. В течение года он собирает из регионов заказы, получает по ним необходимые товары по цене производителя и отдает их для реализации бизнесменам. 0,1 процента от внесенных бизнесменом средств фонд оставляет для развития культуры, образования, традиций татар на родине предпринимателя. Это обеспечит полную прозрачность и подконтрольность всех процессов, тесное переплетение татарстанского капитала с региональным.
– Если бы с первых дней работа шла по такой схеме, выиграли бы все, – считает Фарит Уразаев. – Это единственный конструктивный и регулируемый механизм. Надеюсь, Центральный торговый дом все-таки появится. Два месяца назад этот вопрос поднимался нами на совещании в Министерстве промышленности и торговли, но, к сожалению, не нашел должной поддержки.
Некоторые торговые дома подвело и то, что они вовремя не создали на своей базе ассоциации предпринимателей, не мобилизовали вокруг себя деловых людей, заинтересованных в работе с Татарстаном, уверен Фарит Уразаев. Сегодня в регионах, как правило, нити сотрудничества с республикой держит в руках лишь один человек, после ухода которого все экономические связи прерываются. Так произошло, например, на Украине, где учредитель местного торгового дома счел партнерство с Татарстаном невыгодным и все дела бросил.
– Времена, когда бизнесмены приезжали к нам и стояли в очередях за продукцией местных предприятий, остались позади, – замечает Фарит Уразаев. – Необходимо срочно пролонгировать все договоры с субъектами России, не ждать от них первого шага в этом направлении, а самим выходить к ним с интересными предложениями.
Негативно сказалось на торговых домах и развитие дочерних фирм татарстанских предприятий, полагает Фарит Уразаев.
Что касается ревизии деятельности торговых домов, то, по его мнению, без нее не обойтись. Но не для того, чтобы закрыть ту или иную организацию, а для устранения недостатков. И не более. В противном случае это негативно скажется на создаваемой в течение 10-15 лет системе возрождения национально-культурных традиций татар в регионах.
– Одним росчерком пера можно поставить крест на всем, – предупреждает Фарит Уразаев. – Если где-то дела идут не так хорошо, нужно искать альтернативную кандидатуру на пост руководителя торгового дома. Новым директором может быть человек любой национальности. Главное, чтобы он был заинтересован в развитии местной национально-культурной автономии татар.
Безусловно, дальнейшее укрепление делового имиджа потребует от республики усилий. Как нам сообщили в Министерстве промышленности и торговли, ревизия деятельности торговых домов в регионах России уже началась. Кроме этого, республика заключила новые соглашения о сотрудничестве с Самарской, Орловской областями, Санкт-Петербургом. Активная работа в этом направлении ведется и со многими другими субъектами страны.
Хотелось бы, чтобы эти меры не были временными. Ведь совершенствование внешних связей и межрегионального сотрудничества в последнее время становится значимым вектором развития Татарстана. Тем более в условиях мирового финансового кризиса, когда есть острая необходимость в новых рынках сбыта продукции. Многие предприниматели в регионах готовы сесть за стол переговоров, главное, были бы дельные предложения, проекты и понятные всем правила игры.
Кстати, продвигать продукцию местных товаропроизводителей на внешние рынки, искать инвесторов для важных инвестиционных проектов призваны и представительства республики. На начало года их насчитывалось девятнадцать: семь – в регионах России и двенадцать – в зарубежных странах. Согласитесь: потенциал не маленький. А вот как прокомментировал ситуацию руководитель депутатской группы “Татарстан – новый век” в Госсовете, председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров:
– Интерес предпринимателей в регионах России к Татарстану сегодня очень высок, но может ослабнуть в любое время. К сожалению, за два последних года из-за реорганизаций в Министерстве промышленности и торговли на этом направлении наметился значительный регресс. Регионы России – существенный рынок сбыта для татарстанской продукции, и этот потенциал должен быть использован в полном объеме. Благо, новое руководство Министерства промышленности и торговли полно решимости не только продолжить освоение внутреннего рынка страны, но и возродить систему торговых домов за пределами республики в ее лучшем виде. Мы со своей стороны готовы помогать в этом. Но, конечно, деятельность торговых домов должна контролироваться профессионалами.