Экономика

Экономика Татарстана, развитие региона, промышленность Республики Татарстан, министерство финансов, деньги, банки, кредиты, инвестиции

  • Дружба народов – категория экономическая

    Делегация Набережных Челнов посетила с дружеским визитом провинцию Шаньдун Китайской Народной Республики, в частности город Ляочен, с которым автоград связывает договор о сотрудничестве. По возвращении из поездки мэр Челнов Ильдар Халиков устроил импровизированную пресс-конференцию.

    – Обычно едешь туда, где надеешься почерпнуть полезный опыт, – заметил руководитель в начале беседы с журналистами, которая происходила в жанре “подхода к прессе”, но в итоге заняла добрые полчаса. – Когда во всем мире экономика переживает спад, и эксперты спорят лишь о том, насколько глубоким он окажется, у Китая по-прежнему положительная динамика. 2009 год страна рассчитывает завершить с ростом объема ВВП около семи процентов. На официальном ужине хозяева даже пошутили: “Очень трудный год, поэтому будет “всего” 7 процентов”. Для любой мировой державы это был бы рекордный показатель, но не для Поднебесной…

    Узнать истоки “китайского экономического чуда” было одной из основных целей визита челнинской делегации. Узнать и понять. Как нередко случается, оказалось, что секреты лежат на поверхности.

    – Купировать мировой кризис китайцам помогает проект, аналогичный нашему городскому “Покупай челнинское”, только у них он осуществляется в общегосударственном масштабе, – продолжил Ильдар Халиков. – При резком падении спроса на китайские товары на внешних рынках соседи стали стимулировать его рост внутри страны.

    Другая составляющая их успехов – разбюрократизация экономики. Нельзя было не восхититься в Ляочене специализированным Административным центром, где собраны все службы, работающие с предпринимателями. Мы же больше лишь говорим о системе “одного окна”…

    Один этаж комплекса площадью около 10 тысяч квадратных метров предназначен для юридических лиц, другой этаж – для граждан. И ни одной перегородки в огромных залах. Сюда можно прийти с любой проблемой, будь то земля, недвижимость, оформление какой-либо сделки. Этот опыт пока непросто позаимствовать, поскольку он базируется на единой государственной политике. Подобные центры создаются по всей стране по единому стандарту. Это один из кирпичиков китайского “чуда”.

    – Чтоб вообще без перегородок… У нас такое невозможно, – подал реплику один из журналистов-скептиков.

    – Ну почему же, – не согласился мэр. – Перегородки в офисах – частность. Позаимствовать можно очень многое. Возьмем такую простую вещь, как экран в Административном центре. Человек находит свою фамилию и узнает, что сданные им документы, скажем, на приватизацию квартиры, в данный момент находятся в кабинете №328, у Петрова, и будут готовы в такой-то день и час. Все мы прекрасно понимаем, что есть технологические сроки: нельзя оформить бумаги за пять минут, если на то требуется пять дней. Но если процесс прохождения документов по инстанциям прозрачен, это становится препятствием для коррупции.

    Другой важный проект, который может быть у нас реализован, – непосредственное стимулирование покупателя отечественных товаров. Правительство РФ, насколько я знаю, уже изучает способы частичного финансирования – прямого, а не через банки, как сейчас, – покупки гражданами легковых автомобилей российского производства.

    В состав делегации входили представители челнинского бизнеса. Руководство ОАО “Татэлектромаш” заинтересовали китайские электромобили – недорогие и очень экономичные, производство которых можно было бы попытаться освоить у себя. А генеральный директор треста “Подряд” Мунавир Гимазетдинов сожалел о том, что прежде не знал, что коттеджи, оказывается, можно строить на… плоских крышах многоэтажек. Китайцы так поступают не столько по причине нехватки земли, сколько для придания новостройкам большей архитектурной выразительности.

    Впрочем, и наши предприятия показались китайским друзьям перспективными партнерами. Например, корпорация “Расстал”. Без алюминиевых профилей в современном строительстве не обойтись в любой точке планеты.

    Серьезным полигоном для сотрудничества бизнеса двух городов может стать окраина Набережных Челнов, примыкающая к Нижнекамскому водохранилищу.

    – Во время поездки мы присмотрели любопытный проект для коттеджного поселка на территории бывшего грузового порта КамАЗа, – рассказывал Ильдар Халиков. –

    Внимательно изучили, как устроена набережная в Ляочене. В китайской культуре с древних времен к использованию воды как элемента городского ландшафта подходили очень глубоко. А мы достаточно поздно задумались над тем, как сделать Челны городом у реки.

    Рабочий визит челнинской делегации в провинцию Шаньдун преследовал и гуманитарные цели. Так, достигнута договоренность об обмене выставками между уникальным в своем роде музеем каналов в Ляочене и музеем истории Набережных Челнов.

    Тема экологии при составлении маршрута поездки тоже не была обойдена стороной.

    Оригинально устроена в Ляочене городская свалка. Вокруг нее отрыт канал, в который стекает вода, образующаяся после атмосферных осадков. Здесь же смонтирована установка по ее очистке, после чего вода вновь подается на орошение свалки, чтобы исключить самовозгорание отходов. У нас же они периодически засыпаются слоем грунта, песка – дорого и неэффективно. Сокращаются сроки эксплуатации полигонов, которые заполняются быстрее, чем в случае, если бы мусор поливали водой, а свалки все равно дымятся.

    Эта идея уже взята коммунальными службами Челнов в разработку.
    – Нынешняя поездка в Китай, – уточнил мэр автограда, – больше – разведка.

    Статистические отчеты, статьи в СМИ не дают полного представления о технологических возможностях друг друга. Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Сейчас готовится письмо в адрес моего коллеги мэра Ляоченя С. Юаньфана с нашими предложениями. Следующая челнинская делегация будет комплектоваться для конкретных переговоров.

  • “Радиоприбор” нуждается в оздоровлении

    Появившиеся в местных СМИ сообщения о том, что казанское предприятие “Радиоприбор” находится на грани остановки и дела там идут хуже, чем на других заводах подобного профиля, побудили его генерального директора встретиться с журналистами и довести до них свою позицию.

    По словам Рониса Шарипова, возглавившего завод 22 мая, проблемы “Радиоприбора”, где трудятся 1720 человек, копились годами, а кризис лишь обнажил их со всей остротой. Сегодня завод работает с большой нагрузкой по обслуживанию взятых кредитов – на это приходится более 10 процентов всех затрат. К тому же сама выпускаемая продукция сейчас нерентабельна ввиду того, что на каждого рабочего приходится четыре единицы непромышленного персонала, а на оплату труда тратится около половины бюджета предприятия.

    За последние пять лет значительно выросла сумма взятых заводом кредитов, увеличившаяся за это время с 82 до 313 млн. рублей. Кроме того, “Радиоприбор” имеет 228 млн. кредиторской задолженности. Это при том, что годовой оборот предприятия составляет 400-450 млн. рублей. Задолженность по зарплате сейчас превышает один месяц, на заводе введена неполная рабочая неделя.

    Все это говорит о том, что предприятие срочно нуждается в мерах финансово-экономического оздоровления путем оптимизации расходов, снижения издержек и затрат, повышения эффективности производства, считает генеральный директор. На заводе уже составлен план выхода из кризиса, согласно которому к октябрю-ноябрю “Радиоприбор” должен выйти на нулевую рентабельность основного производства, а в следующем году – обеспечить безубыточность всей финансово-экономической деятельности.

    Но, как признался Ронис Шарипов, самостоятельно сделать это заводу вряд ли удастся. И здесь генеральный директор рассчитывает на государственную поддержку. По его словам, взаимопонимание по этой проблеме он находит в Правительстве республики и надеется на поддержку федеральных структур, тем более что “Радиоприбор” входит в госкорпорацию “Ростехнологии”. Главной задачей руководства завода, по мнению генерального директора, должно быть сохранение работающих сегодня высококвалифицированных специалистов и поддержание производства до того момента, как предприятие твердо встанет на ноги, начав работать рентабельно.

    Наша справка. Созданный в 1941 году как завод по изготовлению комплектующих для авиационной промышленности, “Радиоприбор” в 2000 году был преобразован в открытое акционерное общество. Здесь изготавливают навигационные и радиолокационные комплексы, бортовые вычислительные системы, изделия промышленной автоматики, системы управления на основе микропроцессорной техники и другое оборудование. Основные потребители продукции – авиапром, теплоэнергетика, химическая, металлургическая, нефтегазовая промышленность, автомобилестроение.

  • “Татнефть” принимает огонь на себя

    На фоне общего спада в нефтяной отрасли “Татнефть” по итогам отчетного года стала одной из немногих российских компаний, не снизивших объемы добычи сырья.

    Хотя у председателя совета директоров “Татнефти” Рустама Минниханова пишущая братия после годового собрания акционеров главной нефтяной компании республики, прошедшего вчера в Альметьевске, упорно выспрашивала, как повлияет на имидж компании, которая является своего рода лицом Татарстана, закрытие разом нескольких ее представительств за пределами страны, внимание журналистов Премьер-министр Рустам Минниханов акцентировал на факте куда более существенном, нежели, как он заметил, “открытие-закрытие офисов”.

    И сегодня, по его мнению, важнейшая задача, стоящая перед ОАО “Татнефть” в нынешнее сложное время, – это сохранение объемов добычи нефти на достигнутом уровне и обеспечение прироста запасов. Необходимо сохранить рынки сбыта продукции и трудовые коллективы всех предприятий, так или иначе связанных с отраслью, и не допустить перерастания экономического кризиса в кризис социальный.

    Это особенно актуально для предприятий нефтяной промышленности как крупнейших работодателей на юго-востоке республики. Ведь только в профсоюз этой компании входят более ста тысяч человек, за каждым из которых семья. А значит, любой сбой в “нефтяной машине” обернется серьезнейшими проблемами не только для татарстанцев. Слишком высока цена социальной ответственности “Татнефти”, которая “вызывает огонь на себя”, не сворачивая свои социальные программы.
    Минувший год, по признанию генерального директора ОАО “Татнефть” Шафагата Тахаутдинова, стал одним из самых сложных за последнее десятилетие.

    Благоприятная ценовая конъюнктура в первой половине года сменилась обвальным падением цен на нефть. Рост уровня промышленной инфляции и ставок банковских кредитов был далеко не соразмерен с доходностью реального сектора экономики. Отсюда падение инвестиционной активности компании, ухудшение финансовых результатов ее деятельности. Впервые за последнее десятилетие в России отмечено сокращение объемов добычи нефти.

    В этих тяжелейших условиях “Татнефти” удалось удержать взятые прежде рубежи. За год добыто более 25,7 млн.тонн нефти. Это 100,1 процента к уровню 2007 года. За пределами республики было добыто 294 тысячи тонн нефти, что на пятьдесят процентов выше уровня того же предыдущего года.

    Удержать высокую планку “Татнефти” удалось за счет мер по восполнению запасов “черного золота”. В отчетном году этот резерв достиг 31 млн. тонн. Как заметил Шафагат Тахаутдинов, по оценке компании “Миллер энд Лентц”, доказанные запасы нефти промышленных категорий компании за 2008 год составили 878 млн. тонн, увеличившись по отношению к 2007 году на 16 млн. тонн. Выручка от реализации продукции составила 219 млрд. рублей, при этом доля компании в общем объеме добавленной стоимости, произведенной в Татарстане, составила более 33 процентов.

    Но “Татнефть” – это и пример стабильного и весьма значительного вклада в социально-экономическое развитие регионов, где она работает. В консолидированный бюджет Татарстана акционерное общество перечислило в 2008 году более 22,5 млрд. рублей налоговых платежей, продолжая принимать активное участие в реализации всех социально-экономических программ республики.

    Наряду с проектами по увеличению объемов нефтедобычи за пределами Татарстана стратегическим для компании продолжает оставаться проект строительства Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. При этом нынешний год, как известно, – это год завершения строительно-монтажных работ по первому пусковому комплексу и перехода к ведению пусконаладочных работ.

    Подводя итоги собрания акционеров, глава Правительства подчеркнул, что результаты отчетного года свидетельствуют: “Татнефть” сохранила позиции одного из лидеров отечественной нефтяной промышленности и успешно реализует стратегию развития, несмотря на негативное влияние внешних факторов.

    На собрании также были утверждены отчет совета директоров, годовой отчет компании за 2008 год, бухгалтерская отчетность по результатам финансового года, внесен ряд изменений в устав и избран новый состав совета директоров, который в десятый раз возглавил Рустам Минниханов.

     

  • Новые рабочие места для молодежи Мензелинска

    Первые блоки в фундамент будущего механического завода заложены в Мензелинске.

    Строительство этого предприятия, по мнению Оле Денцина, директора немецкой фирмы ВСД, финансирующей проект, выведет Мензелинск на международную арену, поскольку здесь за шестнадцать месяцев будет возведено новое промышленное производство мирового уровня. Открывая торжество по случаю закладки первого камня, глава района Гиоргий Куприянов подчеркнул, что завод даст новые рабочие места для молодежи. А руководитель проекта и инициатор строительства завода Равиль Хусаинов отметил, что новостройка стала возможной благодаря поддержке партии “Единая Россия”.

  • Исламский бизнес: первый шаг в Татарстане сделан

     

    Успешное развитие мировых исламских финансовых институтов в нынешнее непростое время заставляет по-новому оценивать реальную экономику ведущих стран.

    Если раньше в пример всем приводили Запад, считая, что там идеальная экономическая модель, то сейчас волей-неволей экономисты взоры обращают на исламские принципы ведения бизнеса. Они вызывают большой интерес со стороны деловых кругов всего мира, которые уверены, что сотрудничество с исламским банкингом имеет огромный потенциал.

    Международный саммит исламского бизнеса и финансов открылся вчера в Казани. Он продлится два дня, церемония закрытия саммита состоится сегодня вечером.
    Подобная встреча проходит впервые не только в Татарстане, но и в России. По задумке организаторов, она должна стать ежегодной.

    В Казани собрались представители двадцати стран. Как заметил во вступительном слове председатель оргкомитета саммита Линар Якупов, удалось собрать на встречу инвесторов, бизнесменов и ученых в области исламской экономики и финансов со всего мира. Это должно положительно повлиять на развитие исламского бизнеса.
    “Уверен, что Татарстан как нельзя лучше соответствует главной цели саммита – развивать инновационные экономические отношения на основе международных деловых связей и привлекать инвестиции, базирующиеся на исламских принципах ведения бизнеса”, – отметил в своем приветствии участникам форума Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов. Он подчеркнул, что республика располагает уникальным сырьевым, промышленным и научным потенциалом, и рассказал о наиболее серьезных инвестиционных проектах, которые реализуются на территории Татарстана. “Мы организовали саммит таким образом, чтобы его участники смогли успешно презентовать свой бизнес”, – заключил Премьер-министр.

    Сегодня во всем мире отмечается рост популярности и прибыльности исламского банкинга. Это относится и к странам СНГ. Не так давно в Казахстане и Киргизстане были внесены изменения в законодательство, что позволило исламским институтам успешно функционировать на их территории. Об этом рассказал официальный представитель Российской Федерации в Организации Исламская конференция Камиль Исхаков.

    Интерес к исламским финансовым институтам объективен. Великобритания, например, уже давно работает в этом направлении, а французы и вовсе заявили, что их страна станет “европейским центром исламских финансов”.

    Напомним: Россия в 2005 году получила статус страны-наблюдателя в ОИК.
    Во время проведения саммита был подписан протокол о намерении создания в Татарстане совместной Исламской инвестиционной компании. “Все говорит о том, что пора начинать сотрудничать с исламским миром. Данная акция позволит нам начать разрабатывать первые проекты в этом направлении”, – подчеркнул Линар Якупов.

     

  • Сирия заинтересована в “КамАЗах”

    Перспективы дальнейшего сотрудничества обсудили вчера в Кабинете Министров глава Правительства Рустам Минниханов и министр нефти и минеральных ресурсов Сирийской Арабской Республики Суфьян Аль-Алао.

    На встрече присутствовали генеральный директор ОАО “Татнефть” Шафагат Тахаутдинов, генеральный директор КАПО им. Горбунова Васил Каюмов и другие.
    В рамках встречи Суфьян Аль-Алао назвал три наиболее интересных для Сирии направления сотрудничества. Это дальнейшее углубление отношений с ОАО “Татнефть” по разработке нефтяных месторождений, заинтересованность в приобретении самолетов Ту-214, сотрудничество с ОАО
    “КамАЗ”.

    В частности, Суфьян Аль-Алао сообщил, что большегрузы “КамАЗ” получили широкое распространение и использование в разных отраслях экономики Сирии. По его словам, Сирия заинтересована в том, чтобы стать центром реализации автомобилей ОАО “КамАЗ” и комплектующих к ним в странах Ближнего Востока.

    Рустам Минниханов заявил, что со своей стороны Правительство Татарстана готово оказать всяческое содействие проектам в рамках сотрудничества Татарстана и Сирии.

  • Сердитые фермеры заблокировали центр Европы

    Европейские фермеры, как и их российские коллеги, работают себе в убыток. Закупочные цены на молоко в Европе за последний год упали почти на 50 процентов. Теперь за литр этого продукта они получают от закупщика (в переводе на наши деньги) около 8 рублей, в то время как себестоимость достигает 13 рублей. Для сравнения: в Татарстане при себестоимости литра молока 8,3 рубля переработчики платят за него около 5 рублей).

    В Европе фермеры пытаются привлечь внимание к проблеме дешевого молока манифестациями и различными акциями. В конце прошлой недели Бельгию лихорадило: скоростные трассы заполонила медленно движущаяся сельскохозяйственная техника. Труженики сельской глубинки на своих тракторах двинулись к центральному офису Евросоюза в Брюсселе. В акции протеста приняли участие все три объединения Бельгии – Союз фермеров, Обычный профсоюз фермеров (ABS) и Федерация сельского хозяйства Валлонии (FWA).

    Сердитые фермеры осложнили жизнь многим бельгийцам. Пробки на автострадах близ столицы не рассасывались часами, кое-где они тянулись на десятки километров. Внешняя кольцевая дорога Брюсселя связана с выездом к международному аэропорту “Завентем”, и мне довелось наблюдать, как торопившиеся на самолеты люди выволакивали из багажников своих авто чемоданы, пешком устремляясь к аэропорту.

    Местная полиция призвала на помощь коллег из федеральных служб, всего в “охране” тысячи взбунтовавшихся владельцев тракторов участвовали 12 тысяч стражей правопорядка. Они сопровождали колонны техники, нарушавшей скоростной режим на автостраде, по частям впускали тракторную цепочку в столицу, небольшими партиями пропускали технику к зданиям еврокомиссий. Серьезных инцидентов не наблюдалось. Приехавшие издалека манифестанты, получив разрешение городских властей, разбили палаточный лагерь в одном из парков бельгийской столицы. Их сон и дневную активность также охраняли полицейские.

    Объединения фермеров, обнажив проблему самых низких в истории отрасли цен на сельхозпродукцию и возросших расходов по ее производству, ставят вполне конкретные вопросы. В частности, просят снизить ставку НДС на все виды топлива. На это федеральное правительство отвечает, что не оно диктует мировые цены на нефть. “Еврокомиссии должны немедленно выправить ситуацию”, – говорит лидер профсоюза бельгийских фермеров Генрих Вандамме. По его мнению, эти вопросы должны поступить на повестку дня Совета европейских глав государств и правительств. В противном случае подобная акция повторится через десять дней. И в ходе ее будут перекрыты не просто улицы и окрестности Брюсселя, но и международные ворота в страну – аэропорты, гавани, железнодорожные узлы.

    Обеспокоенные низкими закупочными ценами бельгийские фермеры еще пару месяцев назад заявились на 87 молочных комбинатов страны с целью выяснить, что вытворяет перекупщик с их продукцией, где оседает “навар”? Профсоюзы в начале июня организовали в двух-трех провинциях страны специальную распродажу сельхозпродукции за те небольшие деньги, которые фермер получает за свой труд.

    Тем самым они пытались разъяснить обычным людям тревожную ситуацию, чтобы всем стало ясно, как огромна разница между закупочными и магазинными ценами. Положение дел с тех пор не изменилось. В падении цен фермеры винят апрельское решение ЕС увеличить национальные квоты на производство молочных продуктов на 2 процента.

    Сегодня европейские фермеры не могут расплачиваться с поставщиками, счета-фактуры лежат неоплаченными. “Мы все вот-вот обанкротимся. Откуда тогда польется молоко? – вопрошают они. – В Соединенных Штатах и ряде других стран сельхозпроизводителей защищает государство, у нас же ситуация катится к тому, что вскоре вся Европа останется без ценного для жизни продукта”.

    Участники акции в Брюсселе старались обратить на себя внимание не только лозунгами и транспарантами, но и весьма колоритными национальными одеждами. На этом фоне чучела фермеров, висевшие на веревках, смотрелись весьма зловеще.


    Лилия ВАЛЕЕВА,

    специально для “РТ” из Брюсселя.

     

  • Отступили на заранее подготовленные позиции

    На КамАЗе главный сборочный конвейер автомобильного завода сделал очередную запланированную паузу в работе, которая продлится до 6 июля.

    Это не означает полной остановки производства, уточнил на брифинге первый заместитель генерального директора компании Юрий Клочков. Не ушли в административные отпуска металлурги, персонал, занимающийся продажами.

    Когда кризис только начался, КамАЗ, выполнив имеющиеся заказы, всем составом отправлялся на “каникулы” через определенные промежутки времени. Но потом, с учетом требований рынка, перешел на работу по циклам. Помогает еще то, что в 90-е годы прошлого века менеджерами автогиганта накоплен богатый опыт работы в условиях разбалансировки экономических связей. Принятая антикризисная программа – вторая за последние девять месяцев – позволила сохранить мощности по производству 50 тысяч грузовиков в год, не прибегая, в отличие от коллег на ГАЗе и ВАЗе, к значительному сокращению численности персонала.

    После двукратной корректировки бизнес-план 2009 года предусматривает сборку 28 тысяч автомобилей. Динамика его выполнения такова: в январе было выпущено 1100 машин, продано 1200, в июне уже собрано 1720, а реализация достигнет почти 2000 автомобилей. Она продолжит расти в июле-августе на 300 “КамАЗов” в месяц. Таким образом, накопившаяся на складах готовая продукция найдет своего потребителя.

    Другой положительный момент: Камский автозавод существенно увеличил свою долю на внутреннем рынке. Если в прошлом году каждый третий проданный в стране грузовик был изготовлен в Набережных Челнах, то в нынешнем – каждый второй! При этом без снижения темпов идет освоение новой техники. По окончании кризиса конкуренция на рынке только возрастет. И КамАЗ, подчеркнул Юрий Клочков, обязан выйти из него окрепшим.

    Конечно, на показателях компании благоприятно сказалась поддержка государства. Половина сошедших с конвейера “КамАЗов” – это госзаказ силовых структур и других российских ведомств.

  • Проезд нынче не подорожает

    Председатель Комитета Республики Татарстан по тарифам Марина Файрушина на встрече с журналистами заявила, что деятельность этой структуры направлена на оптимизацию расценок на различные услуги. К примеру, комитет отклонил предложение Казанского речного пассажирского агентства о повышении в этом году на 15 процентов стоимости перевозок речным транспортом.

    По словам Марины Файрушиной, оснований для увеличения этих тарифов нет. Во-первых, цены на горюче-смазочные материалы, которые занимают значительную долю в статье расходов речников, в текущем году снизились. Во-вторых, агентство заключило договоры с соответствующими организациями нескольких регионов о перевозках татарстанскими судами за пределами республики. То есть объем работ у него увеличился, значит, выросли и доходы. В-третьих, агентство получает бюджетные дотации на перевозку пассажиров. Так что оно имеет достаточную прибыль, чтобы покрыть свои расходы. Поэтому руководством комитета принято решение не пересматривать в этом году тарифы на услуги речного транспорта.

    Не повезло и Комитету по транспорту Казани, которому также было отказано в повышении цен на автобусные перевозки в столице республики. И в данном случае стоимость проезда осталась на уровне прошлого года.

     

  • Импортозамещение как антикризисная мера

    Содействие развитию малого и среднего бизнеса, изменение условий сертификации, коммерциализация научных разработок – вот несколько составляющих для импортозамещения и роста конкурентоспособности российских товаров.

    Об этом говорил во вторник на пленарном заседании форума “Импортозамещение – новый курс развития малого и среднего предпринимательства в России” президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА России” Сергей Борисов. Форум прошел в Доме Правительства РТ и собрал более тысячи татарстанских предпринимателей – по видеоконференц-связи он транслировался во всех муниципальных районах Татарстана.

    Открывая пленарное заседание, Премьер-министр РТ Рустам Минниханов заявил, что тема импортозамещения стала особенно актуальной во время экономического кризиса. Сегодня, когда экспортные рынки сузились, мы обратили взор на внутренний рынок, сказал Рустам Минниханов, и малый бизнес может справиться с этой задачей лучше других. Дело властей в нынешних условиях – оказать малому и среднему предпринимательству поддержку.

    В свою очередь Сергей Борисов заявил, что сегодня импортозамещение можно рассматривать как антикризисную меру. Да, мы зависим от импорта, сказал он, и для поддержания внутреннего рынка необходимо создавать условия для импортозамещения. Это не означает, что мы закроем границы для зарубежных товаров и технологий. Гораздо продуктивнее обратить внимание на своего производителя, дать ему возможность выпускать конкурентоспособные товары.

    Назвав Татарстан одним из флагманов в этой сфере, Сергей Борисов подчеркнул: сегодня малый и средний бизнес необходимо обеспечить инфраструктурой, важно исправить “нецивилизованную систему сертификации”, а также обеспечить доступ к рынкам. Кроме того, уверен глава общественной организации “ОПОРА России”, необходимо ускорить процесс коммерциализации научных разработок и изобретений.

    С докладами на форуме выступили председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ Тимур Шагивалеев, рассказавший, в частности, об уникальной программе “Лизинг-Гарант”, которая реализуется в Татарстане для развития малого бизнеса на селе, президент Центра микрофинан-сирования – вице-президент “ОПОРЫ России” Павел Сигал, генеральный директор ОАО “Татнефтехиминвест-холдинг” Рафинат Яруллин и другие.