Делегация Набережных Челнов посетила с дружеским визитом провинцию Шаньдун Китайской Народной Республики, в частности город Ляочен, с которым автоград связывает договор о сотрудничестве. По возвращении из поездки мэр Челнов Ильдар Халиков устроил импровизированную пресс-конференцию.
– Обычно едешь туда, где надеешься почерпнуть полезный опыт, – заметил руководитель в начале беседы с журналистами, которая происходила в жанре “подхода к прессе”, но в итоге заняла добрые полчаса. – Когда во всем мире экономика переживает спад, и эксперты спорят лишь о том, насколько глубоким он окажется, у Китая по-прежнему положительная динамика. 2009 год страна рассчитывает завершить с ростом объема ВВП около семи процентов. На официальном ужине хозяева даже пошутили: “Очень трудный год, поэтому будет “всего” 7 процентов”. Для любой мировой державы это был бы рекордный показатель, но не для Поднебесной…
Узнать истоки “китайского экономического чуда” было одной из основных целей визита челнинской делегации. Узнать и понять. Как нередко случается, оказалось, что секреты лежат на поверхности.
– Купировать мировой кризис китайцам помогает проект, аналогичный нашему городскому “Покупай челнинское”, только у них он осуществляется в общегосударственном масштабе, – продолжил Ильдар Халиков. – При резком падении спроса на китайские товары на внешних рынках соседи стали стимулировать его рост внутри страны.
Другая составляющая их успехов – разбюрократизация экономики. Нельзя было не восхититься в Ляочене специализированным Административным центром, где собраны все службы, работающие с предпринимателями. Мы же больше лишь говорим о системе “одного окна”…
Один этаж комплекса площадью около 10 тысяч квадратных метров предназначен для юридических лиц, другой этаж – для граждан. И ни одной перегородки в огромных залах. Сюда можно прийти с любой проблемой, будь то земля, недвижимость, оформление какой-либо сделки. Этот опыт пока непросто позаимствовать, поскольку он базируется на единой государственной политике. Подобные центры создаются по всей стране по единому стандарту. Это один из кирпичиков китайского “чуда”.
– Чтоб вообще без перегородок… У нас такое невозможно, – подал реплику один из журналистов-скептиков.
– Ну почему же, – не согласился мэр. – Перегородки в офисах – частность. Позаимствовать можно очень многое. Возьмем такую простую вещь, как экран в Административном центре. Человек находит свою фамилию и узнает, что сданные им документы, скажем, на приватизацию квартиры, в данный момент находятся в кабинете №328, у Петрова, и будут готовы в такой-то день и час. Все мы прекрасно понимаем, что есть технологические сроки: нельзя оформить бумаги за пять минут, если на то требуется пять дней. Но если процесс прохождения документов по инстанциям прозрачен, это становится препятствием для коррупции.
Другой важный проект, который может быть у нас реализован, – непосредственное стимулирование покупателя отечественных товаров. Правительство РФ, насколько я знаю, уже изучает способы частичного финансирования – прямого, а не через банки, как сейчас, – покупки гражданами легковых автомобилей российского производства.
В состав делегации входили представители челнинского бизнеса. Руководство ОАО “Татэлектромаш” заинтересовали китайские электромобили – недорогие и очень экономичные, производство которых можно было бы попытаться освоить у себя. А генеральный директор треста “Подряд” Мунавир Гимазетдинов сожалел о том, что прежде не знал, что коттеджи, оказывается, можно строить на… плоских крышах многоэтажек. Китайцы так поступают не столько по причине нехватки земли, сколько для придания новостройкам большей архитектурной выразительности.
Впрочем, и наши предприятия показались китайским друзьям перспективными партнерами. Например, корпорация “Расстал”. Без алюминиевых профилей в современном строительстве не обойтись в любой точке планеты.
Серьезным полигоном для сотрудничества бизнеса двух городов может стать окраина Набережных Челнов, примыкающая к Нижнекамскому водохранилищу.
– Во время поездки мы присмотрели любопытный проект для коттеджного поселка на территории бывшего грузового порта КамАЗа, – рассказывал Ильдар Халиков. –
Внимательно изучили, как устроена набережная в Ляочене. В китайской культуре с древних времен к использованию воды как элемента городского ландшафта подходили очень глубоко. А мы достаточно поздно задумались над тем, как сделать Челны городом у реки.
Рабочий визит челнинской делегации в провинцию Шаньдун преследовал и гуманитарные цели. Так, достигнута договоренность об обмене выставками между уникальным в своем роде музеем каналов в Ляочене и музеем истории Набережных Челнов.
Тема экологии при составлении маршрута поездки тоже не была обойдена стороной.
Оригинально устроена в Ляочене городская свалка. Вокруг нее отрыт канал, в который стекает вода, образующаяся после атмосферных осадков. Здесь же смонтирована установка по ее очистке, после чего вода вновь подается на орошение свалки, чтобы исключить самовозгорание отходов. У нас же они периодически засыпаются слоем грунта, песка – дорого и неэффективно. Сокращаются сроки эксплуатации полигонов, которые заполняются быстрее, чем в случае, если бы мусор поливали водой, а свалки все равно дымятся.
Эта идея уже взята коммунальными службами Челнов в разработку.
– Нынешняя поездка в Китай, – уточнил мэр автограда, – больше – разведка.
Статистические отчеты, статьи в СМИ не дают полного представления о технологических возможностях друг друга. Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Сейчас готовится письмо в адрес моего коллеги мэра Ляоченя С. Юаньфана с нашими предложениями. Следующая челнинская делегация будет комплектоваться для конкретных переговоров.