Самый большой пассажирский пароход на Волге построили в 1882 году на заводе в Камско-Устьинском районе, который сейчас носит название «Ремонтная база флота им. Куйбышева». В разное время здесь строили и ремонтировали пассажирские суда, сухогрузные баржи, плавучие краны, буксиры… На этом предприятии работали практически все жители поселка Куйбышевский Затон. В 1990-е судоремонтный завод пришел в упадок, как и многие тогда, но не погиб. Корреспондент «РТ» узнала, есть ли у него шансы вернуть себе былые величие и мощь.
ИДУТ НА РЕМОНТ ИЗ 28 ГОРОДОВ
В месте слияния Волги и Камы, там, где ширина Куйбышевского водохранилища составляет 16 километров, расположена судоремонтная база, история которой началась в 1852 году, когда пароходное общество «Кавказ и Меркурий» решило создать в Спасском затоне механический завод, который вскоре начал выпускать речные суда и комплектующие для них. Уже в 1858 году на заводе трудились свыше тысячи рабочих. А в 1882 году здесь был построен самый большой на то время пассажирский пароход на Волге – «Фельдмаршал Суворов»: двухпалубный, более 87 м в длину, 25 – в ширину, 4,3 – в высоту. Пароход мог одновременно взять на борт 1138 пассажиров. А четыре паровых котла делали его к тому же самым мощным речным судном того времени…
Когда я приехала в Куйбышевский Затон, генеральный директор РБФ им. Куйбышева Олег Тюшевский не стал долго держать меня в теплом кабинете и предложил осмотреть территорию, которая занимает 16 гектаров.
Как оказалось, гендиректор базы – «варяг», житель Самарской области (возрождать судоремонтную базу в Куйбышевском Затоне взялись инвесторы из Самары), на выходные он уезжает к семье в Тольятти, а в понедельник возвращается на работу. И так уже 13 лет. На судоремонтной базе Тюшевский с 2011-го года, сначала его, юриста и бывшего сотрудника областного МВД, пригласили сюда на должность заместителя генерального по экономической безопасности, а в последние пять лет он возглавляет предприятие. До этого судоремонтным заводом 14 лет командовал нынешний глава Камско-Устьинского района Наиль Вазыхов.
Во время экскурсии по территории отмечаю, что процесс восстановления РБФ потихоньку идет: разобраны старые полуразрушенные корпуса, проложены подъездные пути, возведены здание заводоуправления и небольшая гостиница для командированных.
– К моменту распада Советского Союза завод уже давно перестал строить суда. И сейчас занимается только их ремонтом и модернизацией. Суда к нам приходят из Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Питера, Москвы, всего из 28 городов России. В порту стоят сухогрузы, нефтеналивные танкеры, в осенний сезон к нам идут на ремонт трех-, четырехпалубные пассажирские теплоходы, – рассказал гендиректор.
ЗАМАХНУТСЯ НА СУДОСТРОЕНИЕ
По словам Тюшевского, в 2022 году РБФ им. Куйбышева получил признание (право) на строительство судов длиной до 65 метров от Российского морского регистра судоходства и Российского классификационного общества. Понятно, что с кондачка судостроением не займешься – нужна длительная и дорогостоящая подготовка. Для начала необходимо соорудить слип – наклонную береговую площадку для спуска судов со стапеля на воду и подъема из воды.
– Видите место, где стоят краны? – показывает мой «экскурсовод». – Это единственные объекты, сохранившиеся с советских времен. С помощью этих кранов раньше строились баржи. Они в хорошем состоянии, прошли экспертизу, она показала, что краны подлежат восстановлению. В этом месте и будем ставить слип. Пока ведутся проектные работы, которые планируется завершить к концу этого года. Затем будем искать соинвесторов, потому что своими средствами мы такой дорогой проект не осилим. Как только справимся со всеми этими делами, начнем, надеюсь, строить новые корабли.
Гендиректор РБФ им. Куйбышева отметил, что они не планируют создать конкуренцию такому судостроительному «монстру», как Зеленодольский завод им. Горького.
– Мы хотим занять свою нишу на рынке. Выпускать гражданские суда небольшого размера – тягачи, баржи, катера, маленькие пассажирские теплоходы. Есть аналогичное предприятие, к примеру, в Нижнем Новгороде. Почему бы и в Татарстане не развить это направление судостроения? К тому же появятся новые рабочие места, дополнительные налоги в местный и республиканский бюджеты.
«ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ? НЕРЕАЛЬНО»
Как выяснилось, при наличии большого количества федеральных и республиканских программ по поддержке малого и среднего бизнеса, среди них нет ни одной, подходящей для судоремонтников.
– Льготные кредиты рассчитаны на что? Сегодня вам дают деньги, завтра вы должны выпустить продукцию, а послезавтра отчитаться об использовании средств. Для нас это нереально, поскольку наши проекты – долгосрочные, – объясняет Олег Тюшевский. – Есть также федеральные программы по развитию судостроения, но условия участия в них таковы, что из 1400 судоремонтных заводов России в них сумели войти лишь четыре. Так что все существующие программы поддержки нам, к сожалению, не подходят, хотя мы бы, конечно, не отказались от помощи государства.
ЗИМОЙ – СТРАДА
В отсутствие слипа заводчан выручает один из самых мощных плавучих доков на Волге грузоподъемностью 4,5 тыс. тонн. Это спускоподъемное сооружение принимает на ремонт суда длиной до 140 метров, шириной 20 метров, водоизмещением до 7,5 тыс. тонн.
Мы спустились в плавдок, в котором на тот момент ремонтировали трехпалубный теплоход с надписью Mosturflot на передней части корпуса.
– Вы уже говорили, что к вам на ремонт приходят суда из Москвы. Разве там нет своей ремонтной базы? – спрашиваю Тюшевского.
– Есть, конечно. Но москвичам удобно ремонтироваться у нас. Они идут по Волге с туристами, высаживают их в Казани, оттуда загоняют судно к нам на ремонт. Немаловажную роль играет и цена вопроса. У нас ремонт дешевле, а работы выполняются качественно.
В доке вовсю кипит работа: одни рабочие подваривают якорную цепь, другие снимают винты, третьи красят корпус… По словам гендиректора, если в целом по заводу средняя зарплата составляет 40 тыс. рублей, то работники плавдока зарабатывают более 100 тыс. рублей в месяц. Зимой работы у них прибавляется, ведь это самое время для ремонта судов.
БУДЕТ ЖИЛЬЕ – БУДУТ И КАДРЫ
Как и многие другие предприятия сегодня, РБФ им. Куйбышева страдает от нехватки кадров – не хватает и рабочих, и инженеров.
– Всегда от нашего предприятия зависело, как будет жить и развиваться поселок Куйбышевский Затон, – констатировал Олег Тюшевский. – И детский сад, и клуб в свое время построил судоремонтный завод. Жилые дома, существующие сейчас в поселке, тоже были возведены заводом, который даже и кирпич для их строительства сам выпускал. На предприятии трудились свыше тысячи работников (сегодняшняя численность персонала – около 130 человек). После развала Советского Союза, когда завод пришел в упадок, его территорию передали муниципалитету. Одни заводчане уехали в другие края, другие попросту постарели. Сегодня из молодых людей мало кто остается в поселке. Поэтому нам остро не хватает слесарей, сварщиков, водителей, трактористов, даже обычных такелажников. Заказов много, а выполнять их некому. Приходится нанимать подрядчиков из других регионов.
Но энергичный гендиректор не намерен мириться с этой проблемой. В ближайших планах предприятия – открыть общежитие на сто мест. Для этого уже и здание в поселке выкуплено.
– Будем приглашать молодых специалистов, заселять их, чтобы они бесплатно жили. Проработают на заводе года три, наберутся опыта, а там, может, и надольше останутся, – надеется Олег Тюшевский. – Для семей инженерно-технических работников у нас пока есть пять квартир со всеми удобствами, но мы работаем над тем, чтобы их было больше. Жилищный вопрос надо решать, потому что кадровый от него зависит в первую очередь.