Арт-пространство как доходное место

Однажды Чарли Чаплин, получая очередной «Оскар», признался: «Я пришёл в кино ради денег, и потом из этого выросло искусство…»

Автор статьи: Инга НЕПОМНЯЩИХ

Фото: smartik.ru

 

 

Однажды Чарли Чаплин, получая очередной «Оскар», признался: «Я пришёл в кино ради денег, и потом из этого выросло искусство…» Таким образом великий артист, сам того не ведая, предвосхитил явление, получившее позже название креативной, или творческой, индустрии.

 

Фишкой креативных индустрий является сочетание творческого компонента, высоких технологий и предпринимательства. К сожалению, более точного определения в российском законодательстве не существует, пока оно только разрабатывается, но само это явление живёт и развивается, играя всё более заметную роль в экономике и культуре современных городов.

Иногда креативные индустрии называют коммуникационным подвижничеством, потому что в 99 случаях из ста подобные инициативы исходят «снизу», то есть как следствие творческой активности самих граждан. И если предложенная идея действительно отвечает духу времени, то единомышленники сами собой находятся и объединяют свои усилия в самых разных сферах творчества.

К креативным индустриям традиционно относят отрасли, которые ориентированы на создание интеллектуальной собственности: кино, ТВ, все виды дизайна, архитектура, мода, фотография, разработка компьютерных приложений, реклама, издательское дело. И это далеко не полный перечень. Причём Татар­стан входит в число регионов – лидеров по количеству и темпам развития креативных индустрий. На прошедшем недавно Петербургском экономическом форуме на этот факт ещё раз обратила внимание заместитель министра культуры России Ольга Ярилова.

Также она напомнила, что «очень важно, чтобы государство, бизнес и творческие граждане в этой сфере не мешали друг другу, а поддерживали».

К слову, первый в респуб­лике опыт создания творческой индустрии – арт-парка (по аналогии с уже появившимися технопарками) относится к 2007 году. Целью проекта было собрать под одной крышей талантливых художников, дизайнеров, модельеров, которые хотели бы реализоваться не только в творчестве, но и в бизнесе.


Именно в заброшенных промзонах, которых в конце девяностых всюду было пруд пруди, в своё время возникли «Гараж» и «Винзавод» в Москве, «Севкабель» в Питере и ряд других известных ныне арт-пространств, ставших драйверами развития современного искусства и самих территорий


Предполагалось, что первый казанский арт-парк размес­тится в одной из промышленных зон города и станет стартовой площадкой для активных молодых людей, чьи идеи не всегда укладывались в рамки привычного представления о границах художественного творчества. Именно в заброшенных промзонах, которых в конце девяностых всюду было пруд пруди, в своё время возникли «Гараж» и «Винзавод» в Москве, «Севкабель» в Питере и ряд других известных ныне арт-пространств, ставших драйверами развития современного искусства и самих территорий.

А вот идея казанского арт-парка, к сожалению, так и не была реализована полностью. Возможно, одна из причин этого как раз в том, что инициатива в данном случае исходила «сверху», от Министерства культуры. Сами же художники, по всей видимости, оказались ещё не готовы трансформировать свой творческий потенциал в успешные бизнес-проекты. Но сама эта идея не растворилась в воздухе и со временем уже самостийно воплотилась под другими брендами: ЦСК «Смена», «Фабрика Алафузова», «Штаб», «Угол» и другие. Тем более, что в республике и тогда, и сейчас на самом высоком уровне есть понимание важности поддержки креативных индустрий.

Свидетельством такой же заинтересованности на федеральном уровне стало создание год назад Президентского фонда культурных инициатив. Иными словами, это реальные деньги, которые выделяются государством в том числе на поддерж­ку и развитие креативных индустрий. По информации фонда, уже в первую заявочную кампанию Татарстан вошёл в число лидеров по количеству поддержанных грантами проектов, многие из которых прямо или опо­средованно связаны с креативными индустриями.

Кстати, уже в сентябре этого года на базе Казанского художественного училища имени Н.И.Фешина откроется Школа креативных индустрий (на грант Президентского фонда культурных инициатив). Это новое пространство предназначено для подростков от 12 до 17 лет, которые смогут получить здесь творческие навыки по четырём направлениям: дополненная и виртуальная реальность, дизайн, анимация и мультипликация, фото- и видеомонтаж. Обу­чение будет проходить бесплатно, творческие испытания тоже не предусмотрены.


А в Москве буквально на днях состоялось ещё одно знаковое событие – третья Российская креативная неделя


«Принцип отбора простой: кто первый подал заявление, тот и попадёт», – пояснила директор КХУ Ольга Гильмутдинова.

По её словам, со временем в рамках этого проекта в училище также появятся студии фешен-дизайна и декоративно-прикладного искусства.

А в Москве буквально на днях состоялось ещё одно знаковое событие – третья Российская креативная неделя (7–10 июля), посвящённая развитию творческих индустрий в условиях экономических и технологических ограничений.

Форум собрал представителей 62 регионов страны и сработал, по выражению организаторов, «как своеобразный креативный коллайдер»: в жарких творческих дискуссиях, в столкн­овении идей рождалась новая энергия для личностного роста, развития индустрий и страны в целом.

От Татарстана в обсуж­дении ключевых тем Российской креативной недели приняла участие министр культуры Ирада Аюпова. По её мнению, вызовы, с которыми сегодня столкнулась страна, стимулируют внут­реннее потребление культурного продукта.

«Это время больших возможностей, – отметила министр культуры. – У нас есть национальные бренды, но раньше многие ниши были закрыты, а сегодня это очень большой потенциал для креативных индустрий».

Председатель оргкомитета Российской креативной недели – начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков подчеркнул, что творческие индустрии могут эффективно работать на экономику каждого региона, но для этого нужно создавать условия и соответствующий инструментарий. А одним из главных итогов форума может стать создание межведомственной структуры – проектного офиса или агентства по координации работы всех креативных индустрий. Дело в том, что сейчас они относятся к разным ведомствам, в числе которых Минкультуры, Минпромторг и другие, и нередко именно это становится камнем преткновения.

Кроме того, в сентябре в Госдуме заработает специальная площадка, объединяющая разные комитеты, для продвижения законодательных инициатив в этой сфере. Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков поддержал также идею практики обмена студентов творческих и технических вузов для подготовки специалистов, наиболее востребованных сегодня креативными индустриями. 

А еще в рамках форума состоялось подведение итогов конкурса “Лучшие молодежные проекты в сфере креативных индустрий”. В конкурсе участвовали более 500 творческих команд из 67 регионов страны. И в десятку победителей, причем под номером один, вошел татарстанский проект “Международный фестиваль медиаискусства “Нур”, представленный концепт-студией FORMATE (Казань).

 С этой студией работают как вчерашние студенты, так и опытные специалисты в области визуальных искусств, на ее счету немало успешных коммерческих проектов, а фестиваль “Нур” – это, что называется, дело для души. В этом году он пройдет в Казани во второй раз (9-11 сентября) и объединит медиахудожников, музыкантов, хореографов, специалистов в области проекционных и цифровых технологий. Более ста участников создадут арт-работы с помощью света, звука, компьютерных технологий и дополненной реальности. 

Кроме инсталляций, выставок цифрового искусства и перформансов, в программе фестиваля – открытые лекции, воркшопы, медиалаборатории и другие образовательные мероприятия. К слову, в прошлом году казанский медиафестиваль собрал участников из 15 стран.

В студии FORMATE говорят: “Мы не создаем искусство ради денег, а используем деньги, чтобы развивать искусство”. Ну и как тут опять не вспомнить мудрого Чарли Чаплина…

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
Еще