Этот материал родился в связи с вопросом редактора одного из центральных искусствоведческих изданий: «Влияние Москвы как столицы на культурное развитие Казани очевидно. А какое воздействие оказала Казань на облик Москвы и оказала ли?» Постараюсь ответить.
ОКУНЕМСЯ В ИСТОРИЮ
Взаимоотношения Москвы и Казани как равновеликих центров молодых государственных образований начинаются с противостояния в XV веке. После крупных военных поражений и разорений в 1430-х годах древний Булгар утрачивает свою значимость, а его преемница Казань объединяет вокруг себя земли в регионе слияния Волги и Камы. Судя по сохранившемуся в окрестностях города надгробию, еще в конце XIII века его правитель Хасанбек, сын Мир-Махмуда, имел пышный титул «султан великий… гордость рода и веры, тень Господа мира». Известно, что в 1426 году Казань является местом сбора налогов и даней, чеканит монеты от имени улуса Джучи, в 1430–1440-х годах вступает в военные, часто успешные, столкновения с русскими войсками, а в 1445 году, после распада Золотой Орды, становится столицей Казанского ханства.
Это были времена небывалого пассионарного подъема мусульманского мира. В 1453 году под ударами войск Мехмеда II пал Константинополь, вскоре над Святой Софией, а далее над минаретами Крымского, Астраханского и Казанского ханств засияли полумесяцы. Во второй половине XV столетия силу начинает набирать и Москва. В период княжения Ивана III, собирателя земель, Московское княжество превращается в Московскую Русь. Начинается развитие каменного строительства: от колоссального по тем временам Успенского собора в Кремле до скромных приходских и монастырских храмов, от Грановитой палаты до белокаменных боярских палат на Варварке.
Главным памятником в честь взятия Казани является храм Покрова на Рву на Красной площади, широко известный как собор Василия Блаженного. Сложно найти в российской истории еще какое-либо событие, в честь которого в самом сердце столицы был бы воздвигнут подобный шедевр архитектуры
В первой половине XVI века и Китай-город был обнесен кирпичной стеной, а близ Москвы были построены церковь Вознесения в Коломенском и церковь Иоанна Предтечи в Дьякове – шедевры мировой архитектуры. Естественно, до середины XVI века ни о каком другом влиянии на архитектуру Москвы, кроме наследия зодчих позднего итальянского Возрождения, мотивов владимирских и суздальских памятников, уцелевших после монгольских набегов, говорить не приходится.
ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ
Постепенно двум растущим государствам с разными официальными религиями становится тесно на Восточно-Европейской равнине, и начинаются утомительные походы на Казань. Впечатление, которое произвело на современников и мировую политику взятие Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, сопоставимо с падением Константинополя. Впервые русское православие перестало пятиться и раздвинуло пределы христианского мира. И это в период, когда южная и центральная Европа гнулась под напором мусульманской Турции, когда Болгария и Греция были превращены в турецкие провинции, а войска султанов то и дело угрожали Вене.
Безусловно, главным памятником в честь взятия Казани является храм Покрова на Рву на Красной площади, широко известный как собор Василия Блаженного. Сложно найти в российской истории еще какое-либо событие, в честь которого в самом сердце столицы был бы воздвигнут подобный шедевр архитектуры, образец композиционного совершенства, строительного мастерства, колористической тонкости. Все церкви, скомпонованные в общий объем вокруг центральной – Покрова Богородицы, названы в честь святых, в дни памяти которых происходили значимые события похода на Казань. Например, в день памяти Григория Армянского был произведен взрыв Арской башни Казанского Кремля, а в день Патриархов Александрийских – разгромлен конный отряд, шедший из Крыма на поддержку защитников Казани. Центральная шатровая церковь освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы, так как именно в этот день, 2 октября 1552 года, штурм Казани был завершен.
Сведения об архитектуре Казани до 1552 года крайне скудны. | |
Известно лишь, что в Казанской крепости существовало несколько каменных строений: ханский дворец и мавзолеи, мечеть Нур-Али и мечеть Кул Шариф. |
В среде некоторых историков время от времени возникают предположения и даже утверждения, что собор Василия Блаженного является чуть ли не копией одной из мечетей ханской Казани. На просторах Интернета можно прочитать такое: «Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей, он велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул Шарифа, а девятый, как символ победы, господствует над ними».
Автора этих строк называть не буду, чтобы не углубляться в дискуссию. Тем более что утверждения о влиянии архитектуры ханской Казани на облик собора Василия Блаженного, даже ассоциативном, очень родственны легендам о царице Сююмбике, бросившейся с башни, и об ослеплении Бармы и Постника, чтобы они не могли построить подобия Покрова на Рву. Дело в том, что сведения об архитектуре Казани до 1552 года крайне скудны. Известно лишь, что в Казанской крепости существовало несколько каменных строений: ханский дворец и мавзолеи, мечеть Нур-Али и мечеть Кул Шариф. Даже точное их расположение на плане до сих пор является предметом споров, а о внешнем виде остается догадываться.
В Третьяковской галерее в отделе древнерусской живописи экспонируется уникальная икона «Церковь Воинствующая». На этой иконе изображено возвращение армии Ивана Грозного из похода 1552 года. Воинство встречает в условном небесном городе Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. А вот за спиной воинства остается символическое изображение Казани. Вглядимся в него внимательно.
С поправкой на условности иконописного жанра нужно признать, что Казань написана очень старательно. Ясно видна стена с тремя уровнями бойниц, крепостные башни, одна из которых с проездом. Внутри крепости показаны строения, вероятно каменные, несколько шатровых завершений – это минареты. Минимум четыре здания имеют барабаны либо восьмерики с вытянутыми вертикально арочными окнами. В упрощенном виде это схоже с обликом Святой Софии в Константинополе, которая в период написания иконы была уже мечетью. Даже не самой Софии, а совокупности пристроек к ней – барабаны или восьмерики с арочными окнами и приплюснутые купола на них.
Если опираться на это изображение и на логику, ханская Казань была схожа с родственными городами того времени. Вспомним комплекс мечети и ханского дворца в Бахчисарае. Да, он претерпел множество поздних изменений, но характер и масштаб архитектуры резиденции хана (а крымский хан по значимости был точно не ниже хана казанского) вполне читаемы. Довольно скромные строения с ясной планировкой и сдержанным декором, те же приплюснутые купола и стройные минареты. Никакого многоцветья Регистана, Альгамбры и Кордовы тут нет, а вот с изображением Казани на иконе очень схоже.
Более того, собор Василия Блаженного по своей архитектуре настолько русский и православный, что можно с легкостью назвать памятники русского зодчества, откуда процитированы каждый ромбик, бочонок, поребрик и так далее. И только купола, особенно спиралевидные луковицы, отчетливо напоминают исламский Восток. Любой ребенок, впервые увидевший собор, скажет, что это похоже на чалму или тюрбан. Авторы проекта смело и откровенно указали нам, потомкам, что царь и его сподвижники мыслили не в масштабах отдельной мечети (как бы ее скопировать и в Москве повторить), а воспринимали Казань как ворота на Восток, как начало неудержимого продвижения на земли бывшей Золотой Орды и еще дальше. И в этом смысле Казань, безусловно, повлияла на облик центрального ансамбля Москвы.
МАТЕРЬ БОЖИЯ
С 1552 года Казань развивается в орбите Московского государства. На кремлевском холме усилиями Постника Яковлева и псковских каменщиков возводятся Благовещенский собор и новые белокаменные стены и башни. А казанский посад обживают боярские дети и стрельцы. Царь Иван Грозный стареет, и в России творится беспредел опричников. В момент, когда стране больше всего была нужна правильная, оптимистичная идеология, произошло обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
Напомним: ее обретение в 1579 году и первые чудесные исцеления от иконы описал священник Гостиннодворской церкви Ермолай, ставший впоследствии российским Патриархом Гермогеном. Первый список с этой иконы был отправлен Ивану Грозному, по указу которого был основан Казанский Богородицкий монастырь, где и хранилась сама икона, продолжая творить повседневные чудеса.
По официальной версии, в 1904 году чудотворный лик был украден, дорогой оклад продан, а сама икона сожжена. Но по другой, хранимой народом версии, последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря вывешивала оригинал иконы только в праздники, а в остальные дни в храме висела освященная копия. И хранится этот самый оригинал по сей день в церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище в центре Казани. Учитывая, что игуменья Богородицкого монастыря была крестной моей бабушки, у меня нет оснований не верить духовной прабабушке, тем более что ее топазовые четки были моей игрушкой в самом раннем детстве. Да и как бы могла выстоять Россия все эти десятилетия без такой заступницы?
Воссозданный в 1993 году в Москве собор Казанской иконы Божией Матери достоин уважения в своей камерности и скромности. Таким он был когда-то выстроен на средства освободителя Москвы князя Пожарского. Но это не единственный храм в Москве, освященный в честь Казанской иконы. Великолепен одноименный храм в Коломенском. Списки с чудотворной иконы хранятся в приделе храма Христа Спасителя, в Елоховском Богоявленском соборе и множестве церквей. Это ли не влияние Казани на облик столицы?
ДОРОГА НА ВОСТОК
12 ноября 1911 года было постановлено строить в Москве новый Казанский вокзал по проекту архитектора А.В.Щусева. В 1913 году строительство было развернуто полным ходом и в той или иной мере продолжалось до 1940 года. Но первая очередь Казанского вокзала была запущена в 1926 году. Удивительный, даже сказочный главный фасад вокзала, обращенный на Каланчевскую площадь (ныне Комсомольская), был сформирован именно тогда под авторским надзором Щусева.
С 1552 года Казань развивается в орбите Московского государства. На кремлевском холме усилиями Постника Яковлева и псковских каменщиков возводятся Благовещенский собор и новые белокаменные стены и башни
Главной доминантой этого сложного эклектичного здания является башня – прямая цитата башни Сююмбике, одного из символов Казани. Пропорции, конечно, Щусев со-блюдать не стал, башня Казанского вокзала более приземистая с тяжелым первым ярусом. Визуально башня Сююмбике выглядит выше, хотя ее высота всего 58 метров, а башни вокзала – 73 метра. Щусевым соблюдены основные составляющие формы, что придает зримую узнаваемость: мощный нижний четверик с аркой (главный вход в здание вокзала), выше один на другом еще два четверика, окна которых по форме проемов и наличников схожи с казанскими аналогами. Выше идут два восьмерика, не такие суровые, как у казанской башни, но схожие, далее шатер, восьмерик (у башни вокзала он глухой, у Сююмбике – с окнами), остроконечное завершие и Зилант – символ Казани. Это, наверное, единственный пример прямого влияния архитектуры Казани на облик Москвы.
Но как возникла сама башня-прототип?
Документальные свидетельства о строительстве этой башни отсутствуют, что позволяет некоторым исследователям относить ее появление к ханскому периоду. По разным версиям, нижние ярусы башни принадлежат полуразрушенной ханской мечети Нур-Али, а верхние достроены позднее. На мой взгляд, стремление доказать древнее происхождение башни Сююмбике продиктовано прежде всего трудностью осознания того факта, что ни одна из построек Казанского Кремля не пережила штурм 1552 года.
Казань всегда находилась под влиянием столичных решений. Царскими указами регламентировалось строительство любого крупного здания или комплекса: монастыря, университета, храма
Башня Сююмбике не была представлена на планах и изображениях Казани вплоть до конца XVII века. На плане города это сооружение появляется только в 1717–1718 годах, то есть в петровское время. Археологические исследования фундамента также подтверждают, что строительство велось не ранее середины XVII – начала XVIII века. Это была эпоха узорчатой архитектуры, и в облике башни есть элементы русского барокко. Она не стоит на линии оборонительных сооружений, как башни Московского Кремля, и не принадлежит церкви в качестве колокольни. Известно, что башня с 1730 года была увенчана двуглавым императорским орлом и являлась дозорной. И по сей день с нее открывается потрясающий вид на разливы Волги, Казанку, районы Заречья.
Казань широко представлена в московской топонимике. Существует Казанский переулок, параллельный ул. Большая Якиманка, рядом расположена часовня Казанской иконы Божьей Матери. Есть Московско-Казанский переулок в районе Русаковской эстакады. Есть улица Красный Казанец, которая идет вдоль железной дороги казанского направления от платформы Вешняки до Выхино. Ранее на этой улицы жили рабочие Казанской железной дороги, отсюда и название. Примерно в том же районе параллельно Рязанскому проспекту расположены 1-й и 2-й Казанский просек. Большую территорию парка «Коломенское» занимает Казанский сад, несомненно, по названию церкви, о которой уже говорилось выше.
Итак, что же можно сказать о влиянии Казани на Москву? Как один из губернских центров, а позже как столица Татарии, Казань всегда находилась под влиянием столичных решений. Царскими указами регламентировалось строительство любого крупного здания или комплекса: монастыря, университета, храма. Из Санкт-Петербурга присылались проекты образцовых домов, там же утверждался регулярный генеральный план. Эти же традиции продолжались и во времена советской плановой экономики. Обратное влияние Казани на облик столицы состоит в основном в отражении тех важнейших для истории страны событий, которые происходили в Казани. Повлияют ли выходцы из Казани, которые сейчас трудятся в строительном комплексе Москвы, на облик российской столицы и оставит ли это влияние узнаваемые «казанские» черты, покажет время.
Сергей СОКОЛОВ,
начальник департамента ГКУ «Мосреставрация»,
специально для «РТ»