Как уже сообщалось, в Казани прошёл двухдневный установочный семинар для финалистов международного конкурса на разработку архитектурной концепции нового здания Татарского академического театра им. Г.Камала, старт которому был дан в июле этого года.
Одним из ключевых моментов этих двух дней стало знакомство с территорией будущего строительства. Архитекторы из Австрии, Великобритании, Испании, России и Японии, представляющие восемь отобранных жюри международных консорциумов, впервые смогли, что называется, осмотреться на местности (в районе улицы Хади Такташа и озера Нижний Кабан). Сопровождавшие гостей эксперты рассказали о визуальных доминантах, градостроительном видении развития территории и о транспортной инфраструктуре. Последняя не менее важна, чем «вписанность» будущего здания в природный и исторический ландшафт, так как один из самых сложных «ребусов», которые предстоит решить архитекторам, – как обеспечить комфортную транспортную доступность нового театра для всех жителей города?
В тот же день состоялась рабочая встреча, в ходе которой финалисты смогли задать вопросы экспертам и представителям ведомств, ответственных за будущее строительство. В свою очередь главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина обратилась к участникам конкурса с просьбой, чтобы «их решения помогли связать всю территорию, так как сейчас она выглядит дисгармонично». Своё пожелание высказала и помощник Президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова: «Самое главное – это поймать дух места, понять содержательную культуру жителей и предложить им такое здание, в котором они узнают себя. Иначе этот проект не будет принят сообществом».
В обсуждении также приняла участие министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. Своё видеоприветствие финалистам направил мэр Казани Ильсур Метшин.
Думается, не стоит и браться за новую концепцию, не побывав там, где театр обитает сегодня. Экскурсия по «паруснику» – это тоже своего рода экспертиза, а не просто приятное времяпровождение. Участники конкурса вникали в детали работы театральных цехов, заглянули в актёрские гримёрки, по размеру напоминающие каюты, спустились под сцену и поднялись под самую крышу – туда, где вынуждены сейчас делить «жилплощадь» бутафорский цех и свыше 1000 театральных костюмов, многие из которых – настоящие раритеты, в них выходили на сцену легендарные татарские актёры.
Ну и, разумеется, здесь же, в театре, состоялся разговор о том, что хотят от архитекторов сами камаловцы. «Вы видели место, где он разместится: это вода, парк, это небо… Поэтому хочется, чтобы и в театре всем было светло и просторно», – в очередной раз обрисовал свою «концепцию» главный режиссёр ТГАТ Фарид Бикчантаев. Также он коротко и доходчиво объяснил, почему лично ему так дорог этот проект: «Я родился в Казани, я – дитя этого театра. Для меня он как воздух, как мама и папа…»
Думается, не стоит и браться за новую концепцию, не побывав там, где театр обитает сегодня. Экскурсия по «паруснику» – это тоже своего рода экспертиза, а не просто приятное времяпровождение
А в завершение гостям показали экспериментальную постановку в модном нынче формате «театр горожан». Горожане в данном случае – это двенадцать постоянных зрителей Камаловского театра. Как могли, они постарались донести до приезжих архитекторов, что такое национальный дух, зачем он нужен в театре, и даже отважились показать, как этот загадочный дух может выглядеть. Это было наивно и трогательно одновременно, а главное – в точку. «Что есть татарский дух? Как вы себя ощущаете?» – эти вопросы конкурсанты задавали в Казани чаще других. В итоге и без того смущённым, переволновавшимся из-за премьеры горожанам предложили войти в экспертный совет конкурса.
На следующий день финалисты продолжили увлекательную погоню за «духом места» и прогулялись по Старо-Татарской слободе, а также с подачи краеведов прониклись атмосферой и укладом жизни других исторических слобод Казани – Суконной, Архангельской и прочих. Завершилась экскурсия в Национальной библиотеке РТ, где гостей впечатлило инсталляция, посвящённая истории татарской письменности, и выставка «Глобальный мир татарской книжности». А вечером все снова собрались в Камаловском и много спорили, в том числе о природе татарского театра, его традициях и современных возможностях. На этой дискуссионной ноте установочный семинар завершил свою работу. Ждать развязки главной интриги осталось недолго. Победителя конкурса назовут уже в феврале.