С этого года жизнь у татарстанского бизнес-сообщества, равно как и у предпринимателей всей страны, станет легче
5 января 2016 года вступил в силу так называемый «четвертый антимонопольный пакет» – очередные поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ».
Основанием для разработки закона стала Дорожная карта по развитию конкуренции и совершенствование антимонопольной политики, а также рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Поправки инициированы антимонопольной службой, обсуждались более двух лет с законодателями, научным и бизнес-сообществом и, как ожидается, внесут позитивные преобразования в сфере антимонопольного регулирования, так как уменьшают нагрузку на бизнес и одновременно снижают вмешательство государства в экономику. Об этом сообщил на пресс-конференции в «Татар-информе» заместитель руководителя Татарстанского УФАС России Павел Козел.
По словам спикера, поправки существенно сокращают административные ограничения для бизнеса. Раньше, выявляя нарушения, антимонопольные органы в обязательном порядке возбуждали дело о нарушении законодательства, а с этого года они обязаны сначала выдать предупреждение. Если предприниматели, получив это предупреждение, оперативно, не доводя дела до суда, устранят нарушения, то штрафы на них накладываться не будут. Такой же механизм оперативного досудебного решения вопросов действует и в отношении чиновников, с тем лишь исключением, что в случае неоднократного нарушения антимонопольного законодательства должностные лица органов власти по требованию ФАС могут быть дисквалифицированы в судебном порядке. По словам заместителя руководителя управления ФАС Татарстана, расширение института предупреждения приведет к значительному сокращению количества дел, возбужденных ФАС в отношении предпринимателей, и снизит нагрузку на суды.
5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 275-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, который содержит комплекс мер, направленных на либерализацию и совершенствование антимонопольного законодательства в России
Из сферы деятельности ФАС выведены хозяйствующие субъекты, доля которых на рынке не превышает 35 процентов. Такие предприятия теперь не считаются доминирующими (кроме случаев коллективного доминирования).
Позитивной новеллой является упразднение с нового года реестра «монополистов», а антимонопольным органом в случае поступления заявления на злоупотребление компанией своим доминирующим положением необходимо будет каждый раз проводить исследование рынка. Это нововведение не распространяется на естественные монополии, которые в силу закона занимают доминирующее положение.
Также Павел Козел обратил внимание на то, что после вступления в силу четвертого антимонопольного пакета жаловаться на действие или бездействие крупных компаний в антимонопольные органы смогут только хозяйствующие субъекты, а простые граждане могут обратиться в Роспотребназор.
Павел КОЗЕЛ, | |
После вступления в силу четвертого антимонопольного пакета жаловаться на действие или бездействие крупных компаний в антимонопольные органы смогут только хозяйствующие субъекты, а простые граждане могут обратиться в Роспотребназор. |
Ранее картельными признавались действия производителей, а в новой редакции закона впервые введено понятие «картель покупателей», то есть конкурентов в сфере потребления. Например, если самые крупные покупатели в каком-то узком сегменте рынка договорятся между собой и станут диктовать продавцу цену закупки на какой-то товар, то эти действия теперь трактуются как антиконкурентные и попадают в зону внимания ФАС. Антимонопольщики будут рассматривать также дела, связанные с ограничением конкуренции на товарном рынке, ущемлением интересов хозяйствующих субъектов, а также неопределенного круга лиц. Например, таким делом может стать установление монопольно высокой цены на нефтепродукты и т.д.
Еще одной существенной новацией четвертого антимонопольного пакета являются нормы, предусматривающие заключение соглашения хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности с предварительного согласия ФАС РФ по правилам контроля экономической концентрации. То есть теперь компании должны будут проверять проекты всех соглашений о совместной деятельности на предмет необходимости их согласования с ФАС России.
Новый закон наделяет Правительство России правом устанавливать правила недискриминационного доступа к товарам, если антимонопольщики установят, что какая-либо компания, занимающая на рынке долю свыше 70 процентов, злоупотребит своим доминирующим положением. Правила недискриминационного доступа к услугам финансовых организаций утверждаются ФАС по согласованию с Центральным банком РФ.