Анна Гацулина. Свет далёкой звезды

Однажды в середине 90-х годов меня познакомили с легендарной казанской балериной Анной Фёдоровной Гацулиной. Ей было уже далеко за 80…

Фото: vk.com

 

гацулинаОднажды в середине 90-х годов меня познакомили с легендарной казанской балериной Анной Фёдоровной Гацулиной. Ей было уже далеко за 80…

 

Меня поразили её огромные и очень умные глаза, она не пользовалась очками. Сейчас даже трудно вспомнить, кто нас свёл вместе на Нуриевском фестивале. Анна Фёдоровна дала свой домашний адрес и пригласила в гости. Я предварительно звонил и несколько раз приезжал к ней с неизменными цветами и тортиком в маленькую и очень уютную квартиру на улице Аделя Кутуя. Она очень обстоятельно и неспешно рассказывала об истории мирового, русского и особенно татарского балета. Мягкий голос, сердечная улыбка и великолепный дар рассказчицы завораживали.

У Анны Фёдоровны оказалась прекрасная подборка книг по истории балета, предметом её особой гордости были альбомы о творчестве Мориса Бежара и Михаила Барышникова, которых просто обожала. Она была бесконечно одинока, пережив мужа и сына. Её навещали подруги и соседи до самой смерти. Столетие со дня рождения Анны Гацулиной в 2010 году прошло в театре тихо и незаметно, не было пафоса, пышных речей, которых она и в жизни не любила. Остались память, фотография с её автографом 1994 года, её нежный голос на плёнке и небольшая книжка о ней, написанная давным-давно коллегой по сцене Бари Ахтямовым…

Анну Гацулину очень любила театральная молодёжь за полезные советы и ценные замечания, за искренность и невероятную доброту. К ней тянулись коллеги. Она была настоящей живой легендой татарского балета. След этой удивительной кометы постепенно тает и безвозвратно уходит в бесконечность, а мемориальной доски на доме, где она жила долгие годы, так до сих пор и нет…

О таланте и творческом пути заслуженной артистки Татарстана Анны Фёдоровны Гацулиной сегодня хочется говорить вне времени, без суеты, ибо она давно и незримо принадлежит Истории.

Балерина родилась в 1910 году в Царицыне. Будучи тринадцатым (!) ребёнком в семье, она стала единственной из детей, кто выжил. В 1918 году во время Гражданской войны при налёте авиации погиб её отец Фёдор Николаевич. Маленькая девочка с матерью уехали из Царицына, и впереди их ждали нелёгкие испытания. Так случилось, что на одной из станций мать вышла из поезда за водой, а состав тронулся. Судьба разлучила их на целый год. Встретились они в Ставрополе, где маленькую Аню определили в детский дом.

 

Анна_Гацулина_в_роли_Сююмбике2Воспитатели, как вспоминала Анна Фёдоровна, обращались с ними заботливо, учили грамоте, ремеслу. Дети часто выступали на вечерах, читали стихи, пели, танцевали, ставили маленькие драматические спектакли. В одном из них (это было под Новый год) участвовала и маленькая Аня Гацулина. Танцевала с группой девочек, но зрители сразу увидели, что Аня танцует с каким-то особенным изяществом. Позднее Гацулина занималась в самодеятельном хореографическом кружке, окончила (по настоянию мамы) Ставропольское педагогическое училище и даже поработала учительницей. Но любовь к танцу всё-таки победила. Педагоги-хореографы уехали в Казань и звали к себе любимую воспитанницу. В 1931 году Анна Фёдоровна с мужем приехали в Казань. В это время при Казанском льнокомбинате образовался театр рабочей молодёжи (ТРАМ), в котором были две группы – татарская и русская. Здесь и начиналась творческая жизнь Гацулиных. Позже, по конкурсу, супруги были приняты в театр им. Г.Камала, где познакомились с выдающимся хореографом Гаем Тагировым. В 1932 году Гай Хаджиевич поставил танец татарской девушки, образ которой с блеском воплотила на сцене молодая Анна Гацулина. Актрисе везло на встречи с талантливыми людьми. Салих Сайдашев специально для неё написал роль в музыкальной драме «Наёмщик». Он собрал в этом образе лучшие черты татарской девушки: скромность, обаяние, доброту, нежность.

С этого времени начинается упорная работа танцовщицы над совершенствованием своего профессионального мастерства. Анна Фёдоровна мечтала стать настоящей балериной. При этом она уже не могла отделить себя от татарского танца. 

Возвращение в 1939 году из Москвы выпускников татарской оперной студии и открытие в Казани театра оперы и балета были восприняты ею как доброе предзнаменование, а зачисление её самой в состав балетной труппы – как счастье. Здесь начинаются её регулярные занятия классическим танцем. Впервые встав на пуанты в 29 лет, Гацулина постепенно становится прима-балериной театра.

В предвоенные годы молодой композитор Фарид Яруллин приступил к сочинению первого татарского балета на сюжет знаменитой сказки Тукая «Шурале». В театре начинается подготовительная работа по его воплощению на сцене. Но эти планы перечеркнула война. В годы Великой Отечественной балерина выезжает с концертными бригадами на фронт, выступает в госпиталях. Лишь в конце 44-го театр возобновляет работу над «Шурале». Премьера состоялась 12 марта 1945 года. Анна Фёдоровна танцевала главную женскую партию – Сююмбике.  Позднее Назиб Жиганов специально для Гацулиной напишет замечательный национальный балет «Зюгра». За долгие годы работы в театре балерина станцевала более двадцати ведущих партий классического и национального репертуара, а также воспитала немало талантливых учеников. Среди них Виталий Бортяков, Борис Чирков, Роза Хусаинова и другие. Прославленная танцовщица была отмечена высокими государственными наградами. Но главным свидетельством признания таланта и творческих достижений Анны Фёдоровны Гацулиной была и остаётся благодарная память зрителей.

Марат ШАКИРЗЯНОВ

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще