В понедельник 27 ноября отметил свой юбилей художественный руководитель и директор Государственного академического большого драматического театра имени Василия Качалова, депутат Госсовета Татарстана, народный артист России и Татарстана, лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая, лауреат Премии Правительства России им.Ф.Волкова Александр Яковлевич Славутский.
Его имя на слуху не только у завзятых театралов. Кто побывал хотя бы на одной из многочисленных постановок «качаловцев», обязательно заинтересуется их репертуаром. Если окажется рядом со зданием театра непременно осмотрит театральные афиши с фрагментами спектаклей. Поинтересуется стоимостью билетов. Так, шаг за шагом новый зритель подтягивается к театральным подмосткам. Не факт, что он становится ярым поклонником Качаловского – как всякое творческое сообщество, этот театр имеет друзей и недругов, почитателей и «отрицателей» предлагаемого сценического формата. Александр Яковлевич Славутский не скрывает, что в целом пока доволен, как идут дела в театре. Конечно, прежде всего, как руководитель этого сложного, многообразного, живого «производства». То, что практически каждый вечер «театр полон, ложи блещут» – во многом и его заслуга, и отрицать очевидный факт вряд ли кто возьмется.
Однако каждый день приносит новые заботы и хлопоты, каждый театральный цех требует внимания и насыщения. Неудивительно, что Александр Славутский, разговаривая с нами в своем кабинете на темы личные и профессиональные, успевал наблюдать за репетицией вечернего спектакля и, кажется, даже иногда «оказывался» на сцене вместе с артистами.
Редчайший случай, если директор театра не присутствует на спектакле, или не смотрит его прямую трансляцию со своего рабочего места. И это не от недоверия к коллективу. Как говорит сам Александр Яковлевич, это его личное беспокойство, привычка все доводить до совершенства. Хотя не всегда получается, конечно.
Критиковать зрителей бессмысленно. Если они встают и уходят во время спектакля, значит, это наша недоработка. Режиссер должен знать своих зрителей и уметь говорить с ними о том, что их волнует, быть с ними искренним
И он всегда был таким – с юности. И потом, когда понял, что тяга к театральному действу перевешивает все остальное. Полвека понадобилось Александру Славутскому, чтобы убедиться в правильности выбора дела всей жизни.
Мы же понимаем, что стать успешным деятелем в любой сфере, мало только опыта и профессионального образования. Стереотип, но, как сейчас говорят – актуален: лидер должен быть немножко с «сумасшедшинкой», с неким особым обаянием, присущим только ему одному, способностью иметь жесткую хватку и мало кого бояться. На мой взгляд, художественный руководитель известного в стране театрального коллектива этими «фишками» обладает. Мы решили использовать для юбилейного интервью с Александром Славутским, немного необычный формат, и соединили конкретные вопросы и ответы в режиме «нон-стоп». Это немного напомнило мне – поклоннице репертуара театра имени Качалова – один из любимых жанров «главного».
Похожее на ритм чечетки – динамичное театральное действо с изрядной долей странной мечты-фантазии.
– Александр Яковлевич, Вам как художественному руководителю больше по душе только положительные отзывы о работах коллектива, или «разношерстные» мнения тоже имеют право на существование и воспринимаются вами с интересом?
– Практически каждый вечер на наших спектаклях полный зал, и далеко не только на премьерах аншлаг: все пятьсот пять билетов куплены. Но есть люди, которые не считают это критерием успеха. Конечно, существуют разные точки зрения: я-то уверен, что если зритель уходит со спектакля, то это плохо, и ответственность за это лежит, в первую очередь, на художнике. Театр должен учитывать зрителя, не идти у него на поводу, но учитывать, думать о нем. Работать же исключительно на мнения одного или двух критиков, считаю пошлостью.
– Но Вы ведь учитываете их мнение?
– Мне важно, чтобы мнение критика открыло что-то новое в сделанном мною, и в результате помогло. Сейчас, к сожалению, в журналистике немало агрессивных и наглых дилетантов, много высказываний анонимных, что дает возможность элементарно оскорблять людей. Бессмысленно прислушиваться к подобным, а вот умные отзывы, конечно же, приму во внимание. Важно понимать, что даже самый одаренный критик – это всего лишь делающий свою работу человек. Он приходит и смотрит наш спектакль один – два вечера, а мы коллективом в двести человек работаем над ним по полгода. Мне кажется, журналисты и критики должны осознавать, что мы все плывем в одной лодке, не быть высокомерным по отношению к нашему общему делу. Для меня авторитетами являются только мое сердце и автор произведения, по которому я ставлю спектакль. Критиковать зрителей бессмысленно. Если они встают и уходят во время спектакля, значит, это наша недоработка. Режиссер должен знать своих зрителей, и уметь говорить с ними о том, что их волнует, а главное – быть искренним. В наш театр приходят педагоги, врачи, учителя, студенты. Это все небогатые люди. Но эти зрители мне важны и дороги, поэтому мы не поднимаем цены на билеты.
– На гастролях вы обычно держите не самую высокую ценовую планку?
– В городах, где мы гастролируем, тоже нет большого количества миллионеров. Например, в этом году были в Кирове, две недели прошли при аншлаге, для нас это определяющий момент, а не цены на билеты.
– Все, кто видели вашу новую остановку – пьесу Михаила Булгакова «Бег», задаются вопросом: почему именно это произведение?
– Я искал пьесу, которая мне бы понравилась правдой оценки социально-политических процессов, происходивших в нашей стране в начале 20 века. Булгакова я вообще люблю, и желания отметить дату – столетие Октябрьской революции у нас не было. О «Беге» я думал еще в молодости. Всех персонажей этого произведения считаю заслуживающими сострадания, и мне хотелось отдать дань памяти людям, чья жизнь был загублена обстоятельствами социальных преобразований.
– Есть ли в семье, где вы родились, люди, причастные к миру театра?
– Моя старшая сестра много лет была главным режиссером хабаровской студии телевидения.
Считаю, что в любом вопросе важно уметь находить точки соприкосновения. Главное, чтобы никто не пострадал ни морально, ни материально. Например, при решении каких-то вопросов, я понимаю, что за мной стоит коллектив театра. Хочу, чтобы мои люди жили лучше, зарплата у них была больше
– Чем притягательным оказался театр именно для вас?
– Еще в школе ходил в театральный кружок, в 16 лет поступил в театральную студию в Челябинске. Мне нравился театр, помню запах грима, театральные чудеса на сцене. И вот уже 50 лет театр – моя жизнь.
– За что можете уволить актера?
– За бездарность, лень и равнодушие, к сожалению, уволить нельзя. Поэтому остаются только нарушения трудовой дисциплины, в кодексе все написано.
– Бывает ли такое, что личные взаимоотношения артистов переносятся на сцену?
– Артист, выходя на сцену, должен забыть о личной любви или ненависти. Иначе он не артист. Он должен присвоить себе обстоятельства персонажа и жить ими.
– Вы избраны депутатом Госсовета Татарстана, на недавнем заседании татарстанского парламента поднимался вопрос об обязательном изучении татарского языка. Как Вы оцениваете эту ситуацию?
– Считаю, что каждый человек должен знать родной язык, владеть им. У нас два государственных языка. Хорошо было бы, если бы все могли друг с другом объясниться. Считаю, что в любом вопросе важно уметь находить точки соприкосновения. Когда решаются сложные задачи, я всегда помню, что за мной стоит коллектив театра, и обращаясь к власти, стараюсь быть убедительным, чтобы меня поняли, услышали и помогли. Президент Татарстана Рустам Минниханов всегда идет навстречу нашему театру, за что мы ему искренне благодарны. Огромным достижением последних нескольких лет считаю успешно проведенную дорогостоящую реконструкцию здания нашего театра…
– Оправдал ли ваши ожидания, как депутата, принятый в прошлом году Госсоветом Татарстана закон «О театре»?
– Хотелось видеть в этом документе, законодательно закрепленную статью о полномасштабной контрактной системе, но, к сожалению, это вступает в противоречие с трудовым кодексом. В такой ситуации неталантливый человек становится неким «балластом» для коллектива. Контрактная система позволила бы без больших обид с обеих сторон расстаться, что называется, по-хорошему.
-Вам не хотелось самому выйти на сцену в качестве артиста?
– Я в юности уже был актером, но быстро понял, что это не моя профессия. Слишком зависимая, а мой свободолюбивый характер этому сопротивляется.
– Было ли у вас желание попробовать себя в кинорежиссуре?
– Всегда хотелось. В юности не получилось Если бы сейчас представилась возможность снять фильм, то хотелось бы экранизировать что-нибудь из хорошей современной литературы.
Профессия обязывает актера исполнять свою роль, как говорится, на все сто процентов. Если на сцене человек не может до конца сосредоточиться на своей роли, ему мешают какие-то личные разногласия со сценическим партнером, то он просто не артист. Но у нас в театре благоприятная атмосфера, поэтому подобных внутренних конфликтов не наблюдаем
– Александр Яковлевич, Вам не кажется, что сейчас люди ходят в театр, чтобы послушать хорошую, грамотную речь, дефицит которой явно ощущается в современном обществе?
– Люди приходят в театр, чтобы получить радость, надежду, что жизнь не бессмыленна.
-Расскажите о малой сцене вашего театра. Нет ли ощущения, что это площадка для второстепенных постановок?
– Ни в коем случае. Некоторые спектакли здесь сыграть труднее, чем из репертуара Основной сцены. Малая – это всего лишь обозначение размера зала. Сейчас у нас в репертуаре Малой сцене «Вишневый сад», «Женитьба», «Мышеловка». «Последний день» по произведениям Марины Цветаевой, «Последний коммунист» по повести Залотухи. Экономически эта сцена дает нам меньше денег, потому что зал вмещает меньше зрителей, но популярность его очень высока. Здесь камерная атмосфера. Многим нравится.
-Большая часть жизнь занята театром. Есть ли какие-то сожаления, мечты?
– Сожаление только одно – жизнь быстротечна. Мы знаем, чем она закончится. Если бы сейчас начал с моим нынешним опытом, то меньше бы совершал ошибок. Мечты? Хотел бы завести кота, но, к сожалению, пока не могу себе этого позволить, потому что мы с супругой (актриса Светлана Романова) практически не бываем дома. Сын Илья (Илья Славутский – актер и режиссер театра имени В.Качалова) живет отдельно.
-Если делить людей на «кошачьих» и «собачьих», то к каким бы вы себя отнесли?
– Скорее, к собачьим. Мне нравятся собаки с хорошими челюстями, которые могут ухватить и держать добычу.
-Как вы проводите свободное время, если оно есть?
– Все свободное время я, так или иначе, посвящаю театру. Если предоставляется возможность, люблю поездить за рулем на машине. Если куда-то выезжаем, с удовольствием похожу по магазинам: у меня нестандартная фигура, и я предпочитаю сам покупать себе вещи. А вообще я в свое время много чем увлекался: делал скульптуры, выращивал цитрусы, цветы, иногда столярничал, у меня есть для этого все инструменты. Я по натуре созидатель. И свою жизнь в театре всегда строил исходя из этого.
Ирина МУШКИНА, “РТ”,
Ксения ЛЕЗИНА