Алан попал в кино за красоту. Здесь не увидишь покосившихся заборов и сараев, а люди от мала до велика заняты делом

В Татарстане чуть более трех тысяч сел и деревень, 49 из них заброшены, то есть фактически остались лишь на картах. Кто-то говорит, что деревня умирает, кто-то – напротив, верит в ее возрождение. Жители села Алан Тюлячинского района относятся к последним.

Автор статьи: ЯКУШЕВА Фарида

Фото: Фарида Якушева

 

 

В Татарстане чуть более трех тысяч сел и деревень, 49 из них заброшены, то есть фактически остались лишь на картах. Кто-то говорит, что деревня умирает, кто-то – напротив, верит в ее возрождение. Жители села Алан Тюлячинского района относятся к последним. Они считают, что живут в самой красивой местности Татарстана, у которой большое будущее.

 

В том, что они недалеки от истины, убеждаешься еще на въезде в село. Мало того что Алан находится в очень красивых местах, так и сам выглядит изумительно: крепкие избы, разноцветные ставни, ухоженные палисадники, улыбчивые жители…

Мы любовались одним из наиболее ярких домов, когда его хозяйка выглянула в калитку, чтобы узнать, кто мы такие и что делаем в их краях. Так мы познакомились с семьей Гариповых. Глава семейства Мавлетгали Гарипов всю жизнь отдал сельскому хозяйству, а выйдя на пенсию, увлекся лозоплетением. Он изготавливает корзины – простые, неприхотливые, но довольно вместительные, в некоторых из них можно переносить до 50 килограммов. Приглянется какая-нибудь односельчанину – Мавлетгали-бабай говорит земляку: «Забирай, я новую сплету». Так что запаса изделий у него нет.

 

 

Как и все аланцы, Мавлетгали Гарипов гордится своим селом и крепко держится за традиции. Он рассказал, как в свое время сельчане отстояли школу-одиннадцатилетку, которую местные власти из-за небольшого числа учеников планировали сделать девятилетней. До сих пор школа – одна из лучших в районе. Может быть, потому что половина учителей – мужчины? Они преподают не только традиционные для сильного пола технологию и физкультуру, но также физику, русский язык, математику. 

Но, несмотря на достаточно высокий уровень подготовки, страх перед ЕГЭ гонит учащихся из школы – после 9-го класса они идут в колледжи и техникумы. Сегодня здесь обу­чаются полсотни учеников, а последний звонок в этом году прозвучал лишь для одного выпускника – одиннадцатиклассника Раиля Давлетшина. В новом учебном году в выпускном классе тоже один ученик. В ближайшее время ситуация вряд ли изменится: в детском саду подрастают лишь 24 будущих школьника.

 

ЗНАТЬ ПРЕДКОВ ДО СЕДЬМОГО КОЛЕНА

 

 

Что удивительно, здесь каж­дая семья знает свою родословную, зачастую вплоть до основателей рода.

«Ничего удивительного в этом нет», – объясняет учитель татарского языка и литературы Гульсина Киямова. Еще будучи студенткой Казанского государственного университета, она стала изучать историю родного края и села. Факты об истории Алана собирала из первоисточников – дневников имамов, старожилов, родословных односельчан. «После того как взяли Казанское ханство, чтобы избежать принудительной христианизации, в наши мес­та пришел Габдельмамажар.  Он нашел открытую поляну («алан» по-татарски) и на возвышенности построил дом, сейчас там стоит мечеть. Когда умерла его жена, а детей у них не было, вернулся в Касимовское ханство и привез оттуда новую супругу, у которой уже был сын Котлу. Вскоре в Алан переселились жители деревни Балыклы – Мурад и Заля, ставшие основателями еще двух родов. Сейчас в селе проживают пятнадцать поколений этих трех родов», – рассказывает Гульсина.

Алан процветал, к началу XX века здесь проживали около тысячи человек. Жители исправно ходили в мечети, медресе, вели натуральное хозяйство. Нынче здесь 169 домовладений и 444 жителя. И они все так же ведут натуральное хозяйство. В то время как коровы в личных хозяйствах становятся редкостью, аланцы продолжают содержать скотину. Деревенское стадо насчитывает 88 буренок, и хозяева пасут их по-старинке: составляют график, кто когда будет пасти, и строго его соблюдают.

По программе самообложения жители сдают по 700 рублей в год. Проблем со сбором, по словам главы Аланского сельского поселения  Булата Хасанова, никогда не бывает: «Все уже понимают, что это необходимость. К тому же люди своими глазами видят, куда идут их деньги. В этом году, например, отремонтировали асфальтовое покрытие, проведем освещение на футбольную площадку, о чем просила молодежь, и на территорию детского сада».

 


Алан процветал, к началу XX века здесь проживали около тысячи человек. Жители исправно ходили в мечети, медресе, вели натуральное хозяйство. Нынче здесь 169 домовладений и 444 жителя. И они все так же ведут натуральное хозяйство


 

Булат Хасанов не скрывает: судьба села и его жителей неразрывно связана с хозяйством «Алан», которое сельчане по старинке называют колхозом. И взаимоотношения с ним у сельского сообщества сохранились «советские»: чуть что, например, дорогу нужно от снега расчистить или Сабантуй профинансировать – идут за помощью к директору Алмазу Фасхетдинову. «Алан» занимается животноводством и земледелием: на 5598 гектарах выращивает зерновые, зернобобовые и кормовые культуры, содержит двухтысячное стадо КРС,  в том числе 620 дойных коров. В 2021 году начали строительство молочно-товарной фермы на тысячу голов.

На строительной площадке нас встретил инженер по охране труда и технике безопасности Гаяз Кашапов. Он временно совмещает свои основные обязанности с заботами о стройке и с удовольствием рассказывает о проделанном: «В настоящее время возведены металлоконструкции, часть доильно-молочного блока, навозохранилище, лагуна. Проведены подземные коммуникации – газоснабжение, электросеть, пробурены две водозаборные скважины, поставлена водонапорная башня. Комплекс будет состоять из двух коровников на 500 голов КРС каждый, доильно-молочного блока, санпропускника с дезбарьером и навозосборника с хранилищами.  С его запуском мы обеспечим работой еще 19 местных жителей».

По всей стране села и деревни сохраняются во многом благодаря таким «колхозам», как «Алан».

 

ХОККЕЙ В ВАЛЕНКАХ

 

 

Молодой, энергичный глава поселения Булат Хасанов и сам прилагает все силы для того, чтобы край его детства и юности процветал.

Благодаря ему у жителей Алана появилась хорошая «городская» привычка – по вечерам они катаются на катамаране либо гуляют по парку около озера. В водоем запустили мальков, а бывший глава Аланского сельского поселения Ахмат Хазиев, ныне пенсионер, каждый день подкармливает их фуражом. Подрастет рыба – тогда и рыбакам раздолье будет. А пока рыбная ловля запрещена.

Глава поселения ведет нас к водоему, где ребятня и взрос­лые испокон веков проводили время. Озера, как люди, стареют. Аланскому повезло – оно не превратилось в болото, а попало вместе с прилегающими землями в программу Минсельхоза России «Комплексное развитие территорий». На восстановление природного ландшафта из бюджета было получено два миллиона рублей, и на эти средства в 2021 году восстановили озеро, выровняли прилегающую площадку, построили мостик. В 2022 году занялись благо­устройством берега: смонтировали оборудование спортивной площадки, построили пешеходные дорожки, провели освещение, озеленили парковую зону. 

 


Булат Хасанов не скрывает: судьба села и его жителей неразрывно связана с хозяйством «Алан», которое сельчане по старинке называют колхозом. И взаимоотношения с ним у сельского сообщества сохранились «советские»…


 

В этом году зимой на озере состоялся турнир по хоккею в валенках. Состязались не только молодые люди, но и взрослые: создали свои хоккейные команды, смастерили самодельные клюшки – и вперед, покорять олимп. Для игры не требовалась дорогостоящая экипировка – достаточно валенок, клюшки, мягкой шайбы и большого желания победить в хоккейном поединке. Даже пенсионеры организовали свои команды. И только глубоко пожилые старики наб­людали за игрой со стороны: они со слезами на глазах вспоминали, как сами детьми рассекали в валенках ледяные просторы озера.

На майдане неподалеку от водоема по праздникам проходят концерты, а в другие дни собирается молодежь.

«В нашем селе нет ни кафе, ни ресторанов, а сельским парням и девчатам, как и городским, тоже хочется и дни рождения вместе проводить, и какие-то праздники отмечать. Поэтому на майдане построили небольшой домик, который при необходимости можно задействовать и как сцену, и как подиум для столиков. Еще хочу здесь же обустроить зону барбекю, – делится планами Булат Хасанов. – Пусть и у наших жителей будут хорошие условия для отдыха».

 

ПОПАЛИ В ИСТОРИЮ

Сердцем села, бесспорно, является Дом культуры на 120 мест, построенный в 1967 году и помолодевший после капитального ремонта в 2014-м. Здесь проходят конкурсы, дискотеки, викторины, лекции, диспуты и вечера отдыха. В ДК даже есть свой народный театр. К радости его заведующей Гузалии Замалиевой, «народным» артистам повезло – они смог­ли проверить и отточить свое мастерство в двадцатисерийном сериале «Алмаш» («Обмен»), который телекомпания ТНВ снимала в селе все прошлое лето.

Главная идея сериала «Алмаш» – любовь к малой родине воплощается через историю братьев-близнецов, один из которых, Амир, живет в городе, другой, Самир, в деревне работает на ферме зоотехником. Из-за аварии «деревенский» брат оказывается в больнице, а «городской» решает подменить его. В съемках так или иначе, хотя бы в качестве массовки или реквизиторов, принимали участие все аланцы. Педагог-организатор школы Алсу Фаттахова, например, играла роль местной сплетницы, которая с подругами обсуждала приехавшую в село главную героиню. Она с подругами наблюдала за ней, обсуждала и осуждала, как это в деревне обычно бывает. В фильме можно увидеть буквально каждый уголок села, и его жители очень рады, что теперь останутся в истории.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x