В Казани после двухлетнего перерыва в 14-й раз прошёл литературно-музыкальный «Аксёнов-фест».
В этом году у фестиваля были две основные площадки – Дом-музей Василия Аксёнова и Национальная библиотека РТ. Здесь проходили творческие встречи с известными литераторами, презентации книг, дискуссии и круглые столы, на которых, в частности, обсуждался вопрос, выживет ли литература в цифровой век. В рамках фестиваля состоялась также презентация антологии современной татарской прозы на французском языке, которая увидела свет в парижском издательстве «Арматтан». Книга иллюстрирована работами народного художника Татарстана Ильяса Айдарова.
Разумеется, в центре внимания были «отцы-основатели» фестиваля – президент русского ПЕН-центра Евгений Попов и музыкант Андрей Макаревич, который порадовал казанцев не только старыми хитами «Машины времени», но и авторским чтением своих новых рассказов. Евгений Попов презентовал в Казани новую книгу «Мои шестидесятники», причём на фоне фотовыставки с таким же названием. «С каждым годом я люблю Казань всё больше, – сказал он. – Родина признала Аксёнова. Одна из лучших его книг – «Дети ленд-лиза» – переведена на татарский язык. И это огромное достижение».
Повестку нынешнего фестиваля также задавали писатели Гузель Яхина, Денис Осокин, Евгения Некрасова, Булат Ханов, удмуртская поэтесса Анастасия Шумилова, известный переводчик Максим Амелин и другие гости.
По традиции кульминацией «Аксёнов-феста» стала церемония награждения лауреатов премии «Звёздный билет», проходившая на этот раз в «Пирамиде». Победителем в номинации «Проза» стала московская писательница Евгения Некрасова, автор бестселлера «Калечина-Малечина». В номинации «Музыка» победу одержала группа «Необарды» – уникальная коллаборация четырёх авторов-исполнителей. Награду музыканты получили из рук Андрея Макаревича. «Четыре самостоятельных и хорошо известных для своего возраста ребят объединились в группу. Сначала они «взорвали» Москву, а сейчас становятся популярными по всей России», – представил он новоиспечённых лауреатов.
«Аксёнов уповал на совершенствование личности, на эволюцию человека. Он верил не в революцию, а эволюцию. И этому посвятил всю свою творческую жизнь», – отметила на церемонии координатор фестиваля, член попечительского совета Ирина Барметова. По её словам, Василий Аксёнов считал язык своим самым надёжным пристанищем, но обращался с ним свободно, с фантазией. «Мы, наш фестиваль, любим тех, кто рискует и экспериментирует», – подчеркнула Барметова.