На минувшей неделе в национальной галерее «Хазинэ» одна за другой открылись три выставки, и каждая из них стала по-своему знаковой для культурной жизни республики.
Первый из трех вернисажей собрал в «Хазинэ» друзей и поклонников творчества народного художника Татарстана Софьи Кузьминых, которая внесла большой вклад в возрождение художественных традиций татарской кожаной мозаики. Причем русская художница не просто вернула татарскому народу древнее искусство, но и обогатила его новыми мотивами и сюжетами. Кроме того, она была в числе пионеров разработки современного национального костюма и аксессуаров, а также декоративной росписи тонких тканей. К слову, именно Софья Даниловна расписала в свое время знаменитую «голубую шаль» для одноименного спектакля театра им. Г.Камала.
На выставке, посвященной 90-летию Софьи Кузьминых, представлены как уже известные ее произведения, давно вошедшие в золотой фонд Музея изобразительных искусств РТ (например, триптих «Посвящение памяти Габдуллы Тукая»), так и совершенно новые, созданные в 2017 году, такие как «Золотая осень» (кожаная мозаика), «Иван да Марья» (вышивка, владимирский шов), «Шелковый путь» (батик). Искусство Софьи Даниловны несет в себе светлую праздничность, а соприкосновение с ним становится настоящей радостью.
По словам известного кинорежиссера Марины Разбежкиной, картины А.Шаймарданова – «это не столько высокое искусство, сколько способность сказать нечто, что забыто огромным количеством людей, это редчайший дар, невероятно ценный тем, что помогает нам вспомнить забытое – свое историческое детство»
Как известно, 2018 год объявлен перекрестным годом России и Японии, а выставка «Куклы Японии», открывшаяся в галерее «Хазинэ», стала одним из первых мероприятий в Казани, посвященных этому событию… В числе организаторов выставки – посольство Японии в России и Японский фонд (Москва). Наряду с куклами, выполненными в традиционных японских техниках (ояма, хакато и др.), в экспозиции представлены авторские куклы современных художников – Мицухара Катаока, Иппо Охаси, Хидзе Танака.
Но даже на таком экзотическом фоне, думается, не потеряется и не останется без внимания первая персональная выставка в «Хазинэ» казанского художника Альфрида Шаймарданова. Одним из своих учителей он называет Николо Пиросмани и тоже пишет картины в жанре наив. Однако, восприняв детскую непосредственность Пиросмани, Шаймарданов творит собственную мифологию, которая весьма специфична, поскольку ее создает сугубо городской человек. Его мир яркий, пестрый, открытый и одновременно зашифрованный в необычные образы, сквозь которые проглядывают ирония и даже сарказм автора. По словам известного кинорежиссера Марины Разбежкиной, картины А.Шаймарданова – «это не столько высокое искусство, сколько способность сказать нечто, что забыто огромным количеством людей, это редчайший дар, невероятно ценный тем, что помогает нам вспомнить забытое – свое историческое детство».