О вкладе православных верующих в разгром нацизма
В исторической хронике «РТ» |
На страницах газеты появились, хоть и редкие, публикации о духовной жизни татарстанцев, в частности православных.
Напомним: в конце января 1945 года Поместный собор Русской православной церкви избрал митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Патриархом Московским и всея Руси. С мая 1944го он уже был местоблюстителем престола – после кончины своего предшественника Сергия. Сам Алексий весь период блокады безотлучно находился в городе на Неве и даже был награждён медалью «За оборону Ленинграда».
…Война, по сути, явилась новым этапом в жизни церкви. РПЦ объединилась со светской властью в борьбе с нацизмом. Православные иерархи объявили войну священной, освободительной, благословив воинов на битвы. Символично, что в 1941 году Сергий выступил с посланием к пастве в первый же день войны – на 12 дней раньше, чем Сталин. Да и сам вождь обратился к согражданам по православному обычаю: «Братья и сёстры».
Неслучайно впоследствии по Москве разошлась молва, что именно по указанию Сталина самолёт со святыней – иконой Божией Матери – трижды облетел советскую столицу, чем спас город от фашистской оккупации. Подобное же было и в Ленинграде, когда в 1941 году крестным ходом по городу пронесли Казанскую икону Божией Матери. В народе много говорили о том, что советская власть искала себе новых союзников. И почему было не обратиться к церкви, чей авторитет оставался колоссальным?
В ноябре, уже находясь в эвакуации в Ульяновске, патриарх вновь выступил с важным посланием – вселяя уверенность в близком часе победы. Особое внимание Сергий уделил верующим на временно оккупированных территориях: «Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к вашему собственному освобождению от фашистского плена».
Послания патриарха ни много ни мало нарушали советские законы, поскольку те запрещали любую деятельность церкви за пределами стен храма и любое вмешательство в дела государства. И тем не менее все послания были таким необходимым, чётким и недвусмысленным сигналом обществу, всей сражавшейся стране.
Патриотическая позиция РПЦ была замечена руководством страны. Светская пресса начала публиковать положительные материалы о верующих. В «Правде» были впервые опубликованы сведения о патриотической деятельности духовенства. По подсчётам специалистов, всего по июль 1945 года в газетах «Правда» и «Известия» было опубликовано свыше ста статей и сообщений, где затрагивались религиозные проблемы и тема патриотического участия верующих в войне.
Важно отметить, что немало священнослужителей с оружием в руках воевали во время Второй мировой войны. Многих не раз награждали за военные подвиги.
Всего в годы войны православная церковь пожертвовала на оборону страны более 200 млн рублей. 8 млн рублей были использованы на покупку 40 танков Т-34, построенных на танковом заводе Челябинска. Они и составили колонну с надписями на башнях боевых машин: «Дмитрий Донской»
Руководствуясь гражданскими чувствами, и иерархи в тылу не ограничивались лишь молебнами о даровании победы Красной Армии, а с первых дней войны участвовали в оказании материальной помощи фронту и тылу. Духовенство по всей стране организовывало сбор тёплых вещей и подарков бойцам. В фонд обороны поступали деньги, золотые и серебряные вещи, облигации государственных займов.
Легализовать сбор денег и вещей верующих (незаконные по постановлению «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года) митрополиту Сергию удалось лишь в 1943м, после телеграммы Сталину от 5 января. В ней говорилось: «Сердечно приветствую Вас от имени Русской православной церкви. Молитвенно желаю в новом году Вам здоровья и успехов во всех начинаниях на благо вверенной Вам родной страны. Нашим особым посланием приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского… Просим в Госбанке открытие специального счёта».
В ответной телеграмме соответствующая санкция была дана. Там же были и слова благодарности церкви за её деятельность.
В годы войны были учреждены почётные воинские награды – ордена дореволюционных военачальников, в том числе почитаемых церковью в качестве святых Александра Невского и Федора Ушакова. Была введена Георгиевская лента, возвращена дореволюционная форма русской армии. В тылу восстанавливались разрушенные храмы, возобновлялось церковное издательское дело, открывались духовные школы
Всего в период с 1941 по 1944 год православная церковь пожертвовала на оборону страны более 200 млн рублей. Восемь млн рублей были использованы на покупку 40 танков Т34, построенных на танковом заводе Челябинска. Они и составили колонну с надписями «Дмитрий Донской» на башнях боевых машин. Передача колонны бойцам Красной Армии состоялась 7 марта 1944 года в деревне Горенки, что в пяти километрах северозападнее Тулы, по месту расположения комплектующихся военных частей.
В годы войны по инициативе Ставки был выпущен орден Александра Невского, который для церкви являлся высокочтимым святым.
…В этой связи поразительно быстро было оговорено избрание нового патриарха. Сталин на встрече с иерархами (небывалый случай в довоенной истории!) со свойственным ему мрачноватым юмором предложил в этом проявить «большевистские темпы».
10 апреля 1945 года состоялась историческая встреча председателя Совнаркома СССР Сталина с патриархом Алексием. Вскоре советское правительство приняло постановление о предоставлении церковным органам юридических прав. Тем же документом советским органам на местах предлагалось не препятствовать церковным общинам звонить в колокола.
между темПомогали фронту силой духаВ довоенный период Казанская епархия переживала тяжёлые времена. Десятки священников были репрессированы, мученическую кончину приняли почти все архиереи, управлявшие епархией до 1937 года. Тогда же перестало существовать епархиальное управление, и к 1939 году в Татарской АССР осталось лишь два действующих храма – в Казани и Мензелинске.В годы войны гонения прекратились. Верующие епархии стали жертвовать значительные суммы на нужды армии. С 1944 года началось возрождение церковной жизни, к 1948 году на территории Татарстана уже действовало более 40 приходов, было восстановлено епархиальное управление. |