А нам нужна одна Победа, одна на всех…

О вкладе православных верующих в разгром нацизма

В исторической хронике «РТ» можно ознакомиться с событиями, происходившими на главных направлениях Великой Отечественной войны в эти дни ровно 75 лет тому назад.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фото: hrono.ru

О вкладе православных верующих в разгром нацизма

 

POBEDA1В исторической хронике «РТ»
можно ознакомиться с событиями, происходившими на главных направлениях Великой Отечественной войны в эти дни ровно 75 лет тому назад. В наших публикациях используются сводки Совинформбюро, материалы «Красной Татарии», воспоминания современников.

 

На страницах газеты появились, хоть и редкие, публикации о духовной жизни татарстанцев, в частности православных.

Напомним: в конце января 1945 года Поместный собор Русской православной церкви избрал митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Патриархом Московским и всея Руси. С мая 1944­го он уже был местоблюстителем престола – после кончины своего предшественника Сергия. Сам Алексий весь период блокады безотлучно находился в городе на Неве и даже был награждён медалью «За оборону Ленинграда».

…Война, по сути, явилась новым этапом в жизни церк­ви. РПЦ объединилась со светской властью в борьбе с нацизмом. Православные иерархи объявили войну священной, освободительной, благословив воинов на битвы. Символично, что в 1941 году Сергий выступил с посланием к пастве в первый же день войны – на 12 дней раньше, чем Сталин. Да и сам вождь обратился к согражданам по православному обычаю: «Братья и сёстры».

Неслучайно впоследствии по Москве разошлась молва, что именно по указанию Сталина самолёт со святыней – иконой Божией Матери – трижды облетел советскую столицу, чем спас город от фашистской оккупации. Подобное же было и в Ленинграде, когда в 1941 году крестным ходом по городу пронесли Казанскую икону Божией Матери. В народе много говорили о том, что советская власть искала себе новых союзников. И почему было не обратиться к церкви, чей авторитет оставался колоссальным?

 

на-войне

 

В ноябре, уже находясь в эвакуации в Ульяновске, патриарх вновь выступил с важным посланием – вселяя уверенность в близком часе победы. Особое внимание Сергий уделил верующим на временно оккупированных территориях: «Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к вашему собственному освобождению от фашистского плена».

Послания патриарха ни много ни мало нарушали советские законы, поскольку те запрещали любую деятельность церкви за пределами стен храма и любое вмешательство в дела государства. И тем не менее все послания были таким необходимым, чётким и недву­смысленным сигналом обществу, всей сражавшейся стране.

Патриотическая позиция РПЦ была замечена руководством страны. Светская пресса начала публиковать положительные материалы о верующих. В «Правде» были впервые опубликованы сведения о патриотической деятельности духовенства. По подсчётам специалистов, всего по июль 1945 года в газетах «Правда» и «Известия» было опубликовано свыше ста статей и сообщений, где затрагивались религиозные проблемы и тема патриотического участия верующих в войне.

Важно отметить, что немало священнослужителей с оружием в руках воевали во время Второй мировой войны. Многих не раз награждали за военные подвиги.

 


Всего в годы войны православная церковь пожертвовала на оборону страны более 200 млн рублей. 8 млн рублей были использованы на покупку 40 танков Т-34, построенных на танковом заводе Челябинска. Они и составили колонну с надписями на башнях боевых машин: «Дмитрий Донской»


 

Руководствуясь гражданскими чувствами, и иерархи в тылу не ограничивались лишь молебнами о даровании победы Красной Армии, а с первых дней войны участвовали в оказании материальной помощи фронту и тылу. Духовенство по всей стране организовывало сбор тёплых вещей и подарков бойцам. В фонд обороны поступали деньги, золотые и серебряные вещи, облигации государственных займов.

Легализовать сбор денег и вещей верующих (незаконные по постановлению «О религиозных объ­единениях» от 8 апреля 1929 года) митрополиту Сергию удалось лишь в 1943­м, после телеграммы Сталину от 5 января. В ней говорилось: «Сердечно приветствую Вас от имени Русской православной церкви. Молитвенно желаю в новом году Вам здоровья и успехов во всех начинаниях на благо вверенной Вам родной страны. Нашим особым посланием приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского… Просим в Госбанке открытие специального счёта».

В ответной телеграмме соответствующая санкция была дана. Там же были и слова благодарности церкви за её деятельность.

 


В годы войны были учреждены почётные воинские награды – ордена дореволюционных военачальников, в том числе почитаемых церковью в качестве святых Александра Невского и Федора Ушакова. Была введена Георгиевская лента, возвращена дореволюционная форма русской армии. В тылу восстанавливались разрушенные храмы, возобновлялось церковное издательское дело, открывались духовные школы


 

Всего в период с 1941 по 1944 год православная церковь пожертвовала на оборону страны более 200 млн рублей. Восемь млн рублей были использованы на покупку 40 танков Т­34, построенных на танковом заводе Челябинска. Они и составили колонну с надписями «Дмитрий Донской» на башнях боевых машин. Передача колонны бойцам Красной Армии состоялась 7 марта 1944 года в деревне Горенки, что в пяти километрах северо­западнее Тулы, по месту расположения комплектующихся военных частей.

В годы войны по инициативе Ставки был выпущен орден Александра Невского, который для церкви являлся высокочтимым святым.

…В этой связи поразительно быстро было оговорено избрание нового патриарха. Сталин на встрече с иерархами (небывалый случай в довоенной истории!) со свойственным ему мрачноватым юмором предложил в этом проявить «большевистские темпы».

10 апреля 1945 года состоялась историческая встреча председателя Совнаркома СССР Сталина с патриархом Алексием. Вскоре советское правительство приняло постановление о предоставлении церковным органам юридических прав. Тем же документом советским органам на местах предлагалось не препятствовать церковным общинам звонить в колокола.

 

между тем

Помогали фронту силой духа

В довоенный период Казанская епархия переживала тяжёлые времена. Десятки священников были репрессированы, мученическую кончину приняли почти все архиереи, управлявшие епархией до 1937 года. Тогда же перестало существовать епархиальное управление, и к 1939 году в Татарской АССР осталось лишь два действующих храма – в Казани и Мензелинске.

В годы войны гонения прекратились. Верующие епархии стали жертвовать значительные суммы на нужды армии. С 1944 года началось возрождение церковной жизни, к 1948 году на территории Татарстана уже действовало более 40 приходов, было восстановлено епархиальное управление.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще