А давайте в космос полетим!

Основатель одной из первых частных российских космических компаний рассказал о себе и своём бизнесе

«Если вы создаёте бизнес или стартап в космической отрасли, то у вас два пути: или вы всё потеряете, или станете очень богатым. Потому что в этой сфере нельзя быть кем-то «средним». Здесь за маленькие деньги сделать что-то толковое невозможно».

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фото: media.kpfu.ru

Основатель одной из первых частных российских космических компаний рассказал о себе и своём бизнесе

 

 

«Если вы создаёте бизнес или стартап в космической отрасли, то у вас два пути: или вы всё потеряете, или станете очень богатым. Потому что в этой сфере нельзя быть кем-то «средним». Здесь за маленькие деньги сделать что-то толковое невозможно».

 

Так специфику космического бизнеса студентам Казанского федерального университете объяснил Олег Мансуров – основатель и генеральный директор частной российской аэрокосмической компании Success Rockets («Успешные ракеты», или сокращённо SR Space), основатель it-компании «Актум». По его словам, у космической отрасли сегодня есть два важных критерия.

«Это длинные сроки (нужны годы и даже десятки лет, чтобы сделать что-то значимое) и большая капиталоёмкость. Нужны большие ресурсы, чтобы сделать что-то существенное. Без большого инвестирования вы ничего не сделаете. Это тот барьер, который в итоге многих останавливает», – рассказал глава SR Space. Тем не менее, во всем мире сегодня наблюдается рост инвестиций в космическую отрасль. Сама она переживает, как минимум, настоящий бум интереса к себе.

Тема лекции Олега Мансурова звучала как «Тренды мировой космонавтики. Как построить космический бизнес в России». Встреча прошла в шоуруме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций. Лекция состоялась в рамках вузовского цикла «Открытое общество».

Поблагодарив КФУ за приглашение, Олег Мансуров отметил, что впервые выступает перед студенческой аудиторией в подобном формате.

«Мы в своём технологическом развитии дошли до такого этапа, когда космос становится ближе и всё больше входит в нашу жизнь, – отметил он. – Каждый из вас, у кого есть смартфоны, кто пользуется интернетом, смотрит телевидение, пользуется геосервисами, различными приложениями – доставки, такси, картами. И тем самым мы все вольно или невольно ежедневно связываем свою жизнь с космосом и космическими технологиями. Не всегда это осознаём, но космос уже прочно вошёл в нашу жизнь, и нам было бы жить намного сложнее и менее комфортно, если бы космических технологий не существовало».

Олег Мансуров напомнил: началом космической эры считается 1957 год, именно тогда Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли. Он перечислил наиболее важные достижения нашей страны в сфере покорения космического пространства.

Далее глава SR Space акцентировал внимание на том, что в 2008 году был осуществлен первый успешный запуск ракеты-носителя, созданной частной космической корпорацией – американской SpaceX легендарного Илона Маска.

«Это было не столько технологическим прорывом, сколько организационным, психологическим. До этого считалось, что космос – прерогатива государства, он требует колоссального бюджета, колоссальных ресурсов, и частный бизнес (не важно, крупный он или средний) не может заниматься космической отраслью», – сказал Олег Мансуров.

А уже в 2021 году люди отправились в космос на космическом корабле, созданном частной компанией. Это событие лектор назвал поистине революционным для космического бизнеса. Он проинформировал, что в настоящее время уже 75 процентов мировой космической индустрии ныне принадлежит частным компаниям.

 

 
Олег Мансуров окончил Национальный исследовательский технологический университет МИСиС (бывший Московский институт стали и сплавов). Стажировался в США и Швейцарии. В 2017 году основал собственную компанию «Актум». С января 2020-го начал работать над космическим проектом Success Rockets. Одна из целей миссии Nebo 25 — установить новый национальный рекорд по высоте полета среди частных компаний.

Слушатели поинтересовались у лектора в этой связи, в чём именно состоит миссия компании SR Space. «Сделать космос доступным и полезным, ведь до недавнего времени эта сфера являлась прерогативой избранных, преимущественно крупных игроков», – был ответ Олега Мансурова.

Он повторился, что ситуация в космосе сегодня принципиально другая, чем ещё четверть века назад. «То, что мы хотим сделать в Success Rockets, сравнимо с революционным скачком от больших мейнфреймов к персональным компьютерам», – проиллюстрировал свою мысль Олег Мансуров.

Напомним: мейнфрейм – это большая электронно-вычислительная машина, предназначенная для решения задач, связанных с интенсивными вычислениями и обработкой больших объёмов информации. Мейнфреймы занимали господствующее положение на информационном рынке до начала 1980-х годов.

«Мы удешевляем доступ в космос. Конечно, на данном этапе не ставим перед собой миссию освоения других планет или ресурсов на них», – заявил гость КФУ.

Как оказалась, личная его мечта – «сделать свой народ счастливым». «Людей вокруг меня, которые заслуживают большего. Служение людям и способствование их духовному, физическому, интеллектуальному и нравственному развитию – это то, что меня мотивирует и наполняет энергией. Ещё в школьные годы, когда я начал тренировать детей, понял, что их физическое развитие приносит мне счастье. И дальше, когда занимался репетиторством, организовывал различные образовательные мероприятия, видел, что люди растут, развиваются – это меня вдохновляло, дарило мне энергию делать ещё более масштабные проекты», – рассказал о себе и о своих планах Олег Мансуров.

Отдельно он объяснил, что сегодня представляет собой космический бизнес, который, по его словам, делится на три сферы: навигационные системы, системы связи и средства дистанционного зондирования Земли. Нынешний бум аэрокосмической отрасли, в частности, обусловлен растущим спросом на спутники связи, которые обеспечивают работу интернета и технологий, с ним связанных.

Рассказывая о деятельности своей компании, основная задача которой – сделать космос полезным и прибыльным, он сообщил, что она занимается всем, что связано с работой с данными.

«Данные можно генерировать, передавать, анализировать. Мы в своей компании как раз и занимаемся всей этой цепочкой. Для того чтобы генерировать данные, нужны космические аппараты. А для того чтобы спутники летали, нужны ракеты-носители, а для того чтобы работать с данными, нужны программно-вычислительные комплексы, своё программное обеспечение. Вот на этом мы и специализируемся», – подытожил он.

Во время лекции слушатели имели возможность задать спикеру вопросы. Их интересовало, как взаимодействуют частные космические компании с государством, как директор SR Space относится к проблеме космического мусора, насколько безопасен спутниковый Wi-Fi и многое другое.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще