Становление и совершенствование контрольно-ревизионной деятельности в Российской Федерации: история и современность
У ИСТОКОВ
Эффективное функционирование современной системы государственного финансового контроля в стране невозможно представить без учёта истории её развития. Сам процесс формирования контрольной системы в России был длительным и трудоёмким – он осуществлялся путём экспериментальных проверок, методом проб и ошибок. Используя европейский опыт и изучая реальную практику нововведений, реформаторы отечественного финансового контроля создавали механизм, который не должен был давать сбоя и надёжно защитил бы государственную казну от любых посягательств.
В процессе своего становления и развития государственный финансовый конт-
роль претерпел существенные изменения и прошёл через ряд значимых событий. Главной точкой отсчёта истории контрольно-ревизионной деятельности страны признано считать 23 октября 1923 года, когда постановлением ВЦИК и СНК в составе Народного комиссариата финансов СССР было образовано Финансово-контрольное управление (ФКУ). В положении о ФКУ, утверждённом Наркомфином СССР и НК РКИ от 23 декабря 1923 года, была закреплена структура органов финансового контроля Союза ССР.
16 ноября 1926 года постановлением Совнаркома СССР вместо ФКУ образуется Главное управление Госфинконтроля. Территориально в его составе создаются управления и отделы при наркомфинах союзных республик и местных финансовых органах Однако самостоятельно Госфинконтроль просуществовал недолго, в 1930 году решением ЦИК и СНК СССР он был реорганизован, а его функции перешли органам рабоче-крестьянской инспекции.
Но опыт показал, что установленная система контроля значительно ослабила финансовый контроль. Требовалось восстановление специальных органов контроля, которые были созданы в конце 1932 – начале 1933 года в форме финансово-бюджетных инспекций (ФБИ) как органов последующего финансового контроля в составе
Наркомфина СССР, наркомфинов союзных и автономных республик и краевых, областных и городских финансовых отделов. В последующие годы система финансово-бюджетного контроля неоднократно претерпевала существенные преобразования и переименовывалась.
В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
В августе 1998 года постановлением Правительства РФ было утверждено положение о контрольно-ревизионных управлениях Министерства финансов Российской Федерации в субъектах страны. Эти управления просуществовали вплоть до административной реформы 2004 года, когда на основании указа Президента РФ была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора на базе Департамента государственного финансового контроля и аудита и Департамента валютного контроля, существовавших в рамках Министерства финансов РФ.
2 февраля 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ об упразднении Росфиннадзора и передаче его полномочий в части государственного финансового контроля Федеральному казначейству. Так Федеральная служба финансово-бюджетного надзора присоединилась к Федеральному казначейству, передав при этом свои функции валютного контроля Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе.
НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ ТАТАРСТАНА
История государственного финансового контроля в Республике Татарстан насчитывает более двухсот лет. На протяжении этого времени вместе со сменой государственного устройства страны менялось и название контрольных органов: Казённая палата, Контрольно-бухгалтерское управление, Контрольное управление, Финансово-контрольное управление НКФ ТССР, Финансово-бюджетная инспекция ТНКФ, Контрольно-ревизионное управление НКФ СССР по ТАССР, Контрольно-ревизионное управление МФ РФССР по ТАССР, Контрольно-ревизионное управление РФ в РТ, Территориальное управление Росфиннадзора в РТ. Но смысл их деятельности оставался неизменным – стоять на страже интересов государства в финансово-бюджетной сфере, выявлять и пресекать злоупотребления, связанные с расходованием государственных средств.
ПРОФЕССИЯ РЕВИЗОР СЕГОДНЯ
В настоящее время в Федеральном казначействе уделяется особое внимание построению эффективной, отвечающей современным требованиям и вызовам системы внутреннего государственного финансового контроля. В отличие от Росфиннадзора, в функции которого входил последующий государственный финансовый контроль, Казначейство России всегда осуществляло и осуществляет предварительный контроль.
После передачи полномочий от Росфиннадзора в Федеральное казначейство успешно реализуется функция непрерывности государственного финансового контроля – от санкционирования платёжных операций до последующих проверок и обследований. Уже приняты стандарты, которые регламентируют основные циклы контрольной деятельности, – вопросы планирования контрольных мероприятий, их осуществления, оформления, рассмотрения результатов, подготовки отчётности, утверждены формы основных документов. Дальнейшее развитие системы государственного финансового контроля ориентировано на минимизацию рисков по направлениям деятельности и основано на разработке стандартов контрольной деятельности, технологий предварительного и последующего контроля.