2021-й: максимально контрастный, но тёплый

Ноябрь для татарстанцев оказался мокрым и тёмным, декабрь рискует подхватить эстафету…

Аномально холодные февраль и сентябрь, лето на один месяц длиннее, засушливый вегетативный период, но крайне переувлажнённый и тёплый ноябрь с беспрецедентным дефицитом солнечного света. Таков неполный перечень катаклизмов завершающегося года.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фото: eg.ru

Ноябрь для татарстанцев оказался мокрым и тёмным, декабрь рискует подхватить эстафету…

 

 

Аномально холодные февраль и сентябрь, лето на один месяц длиннее, засушливый вегетативный период, но крайне переувлажнённый и тёплый ноябрь с беспрецедентным дефицитом солнечного света. Таков неполный перечень катаклизмов завершающегося года. К этому списку декабрь может добавить собственные «изыски».

 

Обо всем этом на традиционном ежемесячном брифинге в «Татар-информе» рассказал профессор кафедры метеорологии, климатологии и экологии атмосферы КФУ Юрий Переведенцев. Разговор об отклонениях в погоде в Татарстане он начал с глобальной повестки дня.

 

У НАС ТЕПЛЕЕТ ЕЩЁ БЫСТРЕЕ

В частности, профессор напомнил: не так давно в крупнейшем городе Шотландии Глазго состоялась двухнедельная Конференция ООН по изменению климата. Этот международный форум был весьма представительным и знаковым с политической и экономической точек зрения, но каких-то ярких решений на нём принято не было. Участники саммита в Великобритании подписали рамочное соглашение, которое, по словам Юрия Переведенцева, России выполнять крайне невыгодно.

Так, в соответствии с резолюцией саммита к 2030 году наша страна должна резко ограничить использование угля в качестве топлива. Или, например, почти на треть сократить выбросы метана. «Между тем, 60 процентов территории России – это районы вечной мерзлоты, там много болот, а они самопроизвольно выделяют природный газ, тот самый метан. При таянии мерзлоты высвобождение газа существенно возрастает. Контролировать или тем более ограничивать этот процесс просто невозможно», – пояснил профессор.

Гораздо больше его волнует другое. В последние десятилетия поверхность нашей планеты постепенно нагревается. Среднегодовая температура составляет 15 градусов по Цельсию, а Парижскими соглашениями, которые ратифицировала и Россия, предусмотрено, что температура не может подняться выше, чем на полтора градуса, сообщил докладчик.

Напомним, Парижское соглашение по климату было подписано в 2015 году, одна из его целей – удержать потепление в пределах полутора градусов и не допустить ещё большего превышения среднегодовой температуры к 2100-му. Точка отсчёта общая – 1900 год. Для сравнения: за последние 120 лет глобальная температура уже поднялась на 1,1 градуса. И, по словам Юрия Переведенцева, есть риск, что потепление на полтора градуса наступит уже через двадцать лет.

При этом в Татарстане скорость повышения температуры даже выше среднероссийской – плюс 0,6 градуса за каждые десять лет. «А если взять Казань, то у нас теплеет почти на один градус каждое десятилетие», – посетовал метеоролог. И предупредил: если темпы потепления сохранятся, мир изменится очень сильно. Это чревато опасными явлениями – ливнями, аномальной жарой, засухами. В Татарстане климат уже и так стал экстремальнее, чем ещё каких-то тридцать лет назад.

В первую очередь в изменении климата повинны антропогенные факторы (то есть связанные с деятельностью человека), а не естественные, такие как рост солнечной радиации и вулканическая деятельность. При этом сами изменения стали беспрецедентно быстрыми. Такого в прошлом планеты Земля ещё не было.

«Уровень Мирового океана в конечном счёте постепенно поднимается, но для Татарстана это, слава богу, угрозой не является», – успокоил журналистов учёный.

 

ДЕПРЕССИВНЫЙ НОЯБРЬ

«Текущий год можно охарактеризовать как максимально контрастный», – констатировал далее доцент КФУ Тимур Аухадеев. Он напомнил, что февраль 2021-го был экстремально холодным и вообще прошлая зима попала в десятку наиболее холодных за всю историю метеонаблюдений.

Напротив, с мая по август случился марафон аномально тёплых месяцев, которые, помимо избыточного тепла, ещё и недобирали по осадкам. Это повлекло за собой ряд негативных последствий. Май оказался по-настоящему летним месяцем. Он имел среднюю температуру, которая превышала нормальную температуру в июне. Таким образом, жители Татарстана в этом году фактически получили сразу четыре летних месяца. «Мы подсчитали, лето длилось на 21 день дольше», – отчитался спикер.

«При этом, если не брать во внимание ноябрь, то за десять месяцев мы недобрали 100 мм осадков. При многолетней годовой норме в 550 миллиметров это очень много», – проиллюстрировал масштабы аномалии Тимур Аухадеев и оговорился, что ноябрьские ливни, конечно же, уже не смогли исправить негативные последствия от летней засухи для сельского хозяйства.

 


В Среднем Поволжье скорость повышения среднегодовой температуры выше среднероссийской – плюс 0,6 градуса за каждые десять лет. «А если взять Казань, то у нас теплеет почти на один градус каждое десятилетие», – посетовал Юрий Переведенцев. Это чревато опасными явлениями – ливнями, аномальной жарой, засухами. В Татарстане погода уже и так стала экстремальнее, чем ещё каких-то 30 лет назад


 

Другой пример погодных отклонений: постоянный снежный покров в нынешнем году сформировался раньше обычного – уже 12 ноября вместо привычных 17–19 ноября. Однако к 5 декабря снег практически полностью растаял – на контрольных метеопунктах осталось всего 3 см снега, хотя в норме должно быть около 12 см.

Причиной стал средиземноморский циклон «Бенедикт», обрушившийся на Татарстан 29 ноября и «укравший» в итоге сразу 15 см осадков (тех самых успевших укутать землю), а ведь ещё 26 ноября высота снежного покрова составляла 18 см. Вообще, первоначально месячная норма осадков выпала ещё в первой декаде ноября, а 29-го числа был установлен абсолютный рекорд для ноября за всю историю метеонаблюдений – 33 мм осадков за сутки!

Но этого мало. По словам Тимура Аухадеева, ноябрь оказался ещё и «депрессивным во всех отношениях»: «Метеозависимые люди ощущали на себе резкие перепады атмосферного давления. Наверное, многие отметили, что ноябрь пугал «барической пилой» – несколько раз давление стремительно понижалось, а потом сразу повышалось».

Так, 21 ноября произошло резкое падение давления. «Это была так называемая барическая пропасть, когда давление достигло своего минимума за весь год и составило лишь 722 мм ртутного столба, а затем так же резко повысилось. Специалист напомнил, что подобные значения низкого давления в последний раз наблюдались аж четыре года назад.

Кроме того, ноябрь в этом году «недодал» татарстанцам солнечных часов. Только в феврале, марте и октябре продолжительность солнечного дня соответствовала среднегодовым значениям. «А в последний месяц осени мы получили лишь треть месячной нормы, или пять процентов от максимально возможного количества солнечного сияния», – резюмировал Тимур Аухадеев.

 

БУДУТ И МОРОЗ, И ОТЕПЕЛЬ

Что касается предстоящей зимы, то Юрий Переведенцев предложил обратиться к долгосрочному прогнозу Росгидромета – только там проводятся подобные исследования.

Так вот, согласно долгосрочному прогнозу, в декабре средняя температура составит минус 8 градусов – на один градус выше нормы. Осадков ожидается выше нормы – приблизительно на 20 процентов. Иными словами, как и в ноябре, будет очень мокро.

При этом в январе среднесуточная температура останется в пределах нормы, около 12 градусов ниже нуля. То же самое в феврале – около 10 градусов мороза. В марте будет уже минус 4 градуса. Профессор оговорился, что такие прогнозы оправдываются на 70 процентов и полностью доверять им не стоит: «Уверен, у нас обязательно будет и сильные морозы, и оттепели».

Учёные также сделали прогноз на предстоящий Новый год. «Мы посмотрели, как часто и какие температуры обычно бывают в ночь на 31 декабря. В преобладающем числе случаев это около 2–4 градусов мороза», – сообщил Тимур Аухадеев, подчеркнув, что это не прогноз, а лишь «забавная статистика». Между прочим, в 1978 году в Татарстане в этот период были зафиксированы 44-градусные морозы.

И подобное тоже случается…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще