1

100-летие Татарской АССР: история и современность

Доклад Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, доктора политических наук Ф.Х.Мухаметшина на торжественном заседании Государственного Совета РТ, приуроченном к 100-летию со дня подписания декрета об образовании АТССР 27 мая 1920 года

 

farid-muhametshin-1

 

Хормэтле Татарстан Республикасы Президенты!

Хормэтле Дэулэт Кинэшчесе!

Хормэтле Республика Премьер-министры!

Хормэтле хезмэттэшлэр – парламент депутатлары!

Мохтэрэм Тантаналы утырышта катнашучылар хэм чакырылган затлар!

Уважаемые Рустам Нургалиевич! Минтимер Шарипович! Алексей Валерьевич! Уважаемые коллеги – депутаты Государственного Совета и приглашённые!

Сегодня мы отмечаем 100-летие со дня подписания декрета ВЦИК и Совнаркома РСФСР об образовании Татарской автономии – этого судьбоносного политико-правового акта, определившего вектор становления республики в ХХ столетии.

От имени депутатов Государственного Совета и от себя лично искренне рад приветствовать участников торжественного заседания и всех жителей нашей республики.

Выражаю признательность отечественным и зарубежным государственным деятелям, политикам, учёным – всем, направившим тёплые поздравления в адрес республики. Безусловно, повод для всех нас – исключительный.

Кроме того, это ещё и рубежный этап в развитии татарского народа, имеющего собственные тысячелетние традиции и опыт государственности, часть из которых были позднее восприняты при построении Российского государства.

Особенно ярко новаторство и ответственные политическое устремления Татарстана проявились в бурные 90-е годы – на стыке времён и общественных формаций.

Потенциал, накопленный ТАССР, сыграл серьёзную роль в повышении самостоятельности республики, сохранении межнационального согласия, реализации политики «мягкого вхождения в рынок», активном участии в переустройстве России на началах реального федерализма.

Начиная с 2016 года проведена масштабная работа по подготовке к вековому юбилею Татарстана. Созданные указами президентов Российской Федерации и нашей республики организационные комитеты, актив на местах, общественные и партийные организации, предприятия приняли в ней самое деятельное участие.

Актуализированы архивы и неизвестные страницы истории, обновлены мемориальные доски, увековечена память лиц, внёсших значительный вклад в развитие РТ. Установлены и благоустроены места захоронений известных политиков тех лет и бывших руководителей парламента Татарстана.

Опираясь на документальные свидетельства, труды российских и татарстанских учёных, сегодня мы отдаём дань особой признательности выдающимся деятелям науки и искусства, руководителям и всем труженикам тех исторических лет.

Реализован ряд просветительских проектов в СМИ и Интернете. Большой интерес вызвало проведение в школах тематических уроков по становлению татарстанского парламентаризма и изучению своей истории.

Сегодня трудно переоценить вклад системы власти, партийных органов в развитие республики, государственности России на всех этапах векового пути. За это время институты народовластия Татарстана вместе со страной прошли сложнейшие годы первых пятилеток, репрессии конца 1930-х годов, Великую Отечественную войну, перестройку и распад СССР.

Так сложилось, что нашему народу не раз выпадало жить и трудиться на переломных рубежах глобального развития. Быть свидетелем смены общественно-экономических формаций, процессов демократизации общества, перехода к многопартийной системе, участвовать в формировании новой России.

Уважаемые депутаты и приглашённые!

Вековое развитие нашей республики – процесс тесно увязанный, а в каких-то моментах и сонаправленный с политической историей русских земель. Начиная с полиэтничной Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и далее.

В докладе не ставлю целью охватить всю совокупность не самых простых взаимоотношений в нашей совместной истории Отечества, оставив суждения о временах минувших профессиональным исследователям.

Оформление запроса на большую самостоятельность татар-мусульман в рамках Российской империи учёными традиционно относится к концу XIX века и связывается с расцветом буржуазно-капиталистических отношений в стране. Появление в тот период реформистской идеологии религиозного просветительства – джадидизма – способствовало небывалому росту уровня образованности и подъёму национального самосознания.

Габдулла Тукай, Дэрдмэнд, Фатых Эмирхан, Гаяз Исхакый, Галимжан Ибрахимов, Шэриф Камал уз эсэрлэре белэн халыкнын сэнгати, сэяси тормышына утеп кереп, хэзерге татар теленен хэм, гомумэн алганда, татар миллэтенен формалашуына зур йогынты ясадылар.

Новые формы партийной самоорганизации (партия «Союз мусульман»), активность мусульманской фракции во всех четырёх созывах Государственной Думы Российской империи вылились в требования о предоставлении мусульманам национально-культурной автономии.

Серьёзно обсуждался проект оформления государственности татар и башкир в виде Урало-Волжского Штата, а также его идейно-политическая альтернатива – Татаро-Башкирская Советская Республика…

Ожесточённые сражения Гражданской войны отодвинули вопросы национально-территориального устройства Казанской губернии в тот период на второй план. Вместе с тем после завершения военных действий, долгого поиска конкретных форм был предложен новый взгляд на создание теперь уже Татарской республики.

27 мая 1920 г. ВЦИК и Совнарком РСФСР принимают совместный декрет «Об образовании Автономной Татарской Социалистической Советской Республики», подписанный М.И.Калининым, В.И.Лениным и А.С.Енукидзе. Первым его параграфом провозглашается: «Образовать Автономную Татарскую Социалистическую Советскую Республику как часть РСФСР…»

В документе в общем виде регулировались вопросы государственно-правового статуса, территорий, организации власти, взаимоотношений между РСФСР и АТССР. Среди прочего декларировалась прямая обязанность Федерации содействовать Татреспублике в достижении фактического равенства с другими автономиями, снабжать её из общих средств необходимыми для этого финансовыми и техническими средствами.

25 июня 1920 года в торжественной обстановке состоялась передача власти от Казанского губисполкома Временному Революционному Комитету во главе с Сахибгареем Саид-Галиевым. Эта дата и стала днём образования ТАССР.

Известно, что идеологически и практически пролетарская государственность развивалась в форме Советов – представительных органов, действовавших под руководством партии большевиков вне логики классического разделения властей. Тем не менее именно системе Советов, ТатЦИКу, Совнаркому, образованным на I Учредительном съезде в сентябре 1920 года, предстояло принять на себя всю полноту государственной власти и ответственности на территории молодой автономии.

Российской коммунистической партии (большевиков) и Советам удалось мобилизовать энергию и энтузиазм масс, что дало результат в виде довольно быстрого преодоления послевоенной разрухи, голода и социальных экспериментов.

Пользуясь статусом автономии, руководство республики тех лет успешно реализовало ряд мер, направленных на укомплектование госаппарата национальными кадрами, развитие национального образования, культуры и искусства.

Социаль олкэдэ мен тугыз йоз егерме беренче елнын егерме бишенче июнендэге Декрет нигезендэ татар телен рус теле белэн беррэттэн дэулэт статусы белэн тээмин итугэ бэйле процесслар усеш ала…

Республика в лице своих лидеров уже в те годы поднимала перед центром вопрос о повышении статуса автономий, уравнивании их с союзными республиками (к примеру, в выступлениях Мирсаида Султан-Галиева в Наркомнаце РСФСР в начале 1920-х годов). К сожалению, после разгрома в 1923–1924 годах сторонников большего учёта национального фактора в политике, выразителем идей которых выступал М.Султан-Галиев, даже те немногие завоевания, которые в этой сфере были, оказались фактически свёрнуты. Маятник «стихийного федерализма» качнулся в обратную сторону: обещая на словах развитие культуры, языков, государственности народов России на основе самоопределения, большевики на деле не признавали политической субъектности национальных меньшинств. А в годы большого террора государственные и партийные органы республики, как и всей страны в целом, и вовсе были подвергнуты тотальной чистке.

К высшей мере наказания были приговорены 4 из 7 председателей Президиума ТатЦИКа: Рауф Сабиров (1921–1924), Шайгардан Шаймарданов (1924–1927), Миннегарей Ахметшин (1927–1929), Гумер Байчурин (1934–1937). Ещё один, Харис Мратхузин (1929–1933) отбыл срок в лагерях, затем воевал в штрафбате.

Все они были реабилитированы позже, многие, к сожалению, посмертно…

Казалось бы, парадоксально, но именно на пике репрессий эволюция конституционно-правовой системы СССР выразилась в закреплении едино­образной парламентской формы правления. В рес-публиках были избраны верховные советы, сыгравшие значимую роль в накоплении практики советского государственного строительства. И хотя наши законодательные органы отличались от западных аналогов по степени самостоятельности, формированию повестки, с точки зрения реального представительства, содержания полномочий они ни в чём не уступали передовым демократическим образцам тех лет. На долгие годы они стали кузницей профессиональных управленческих кадров, где приобретались навыки государственного администрирования, отрабатывались основные парламентские практики и процедуры, формировалась правовая культура общества.

Надо понимать, что, несмотря на «террор» и перегибы коллективизации, формирование новых институтов государственности проходило на волне общественного энтузиазма, подкреплённого успехами «большого рывка» в экономике, ростом авторитета СССР на международной арене. Во многом благодаря этой системе в годы предвоенных пятилеток была реализована политика ускоренной индустриализации и технического переоснащения села. Республика за короткий срок превратилась в регион развитой обрабатывающей промышленности (86% в ВРП к 1941 г.).

К началу 1940-х годов стабилизировалось сельхозпроизводство. Было образовано около 4 тысяч колхозов. Обратите внимание, мы были в то время на третьем месте в СССР. Была ликвидирована массовая безграмотность. Татарстан стал одним из ведущих научных центров страны.

Пройдя путь, полный свершений и трагических страниц, за 20 лет с момента образования ТАССР выросла в полноценную советскую автономию со своей Конституцией, органами власти, в том числе и на местах.

Дорогие друзья!

В год 75-летнего юбилея ещё раз с особым чувством и гордостью мы говорим о месте и роли Татар­стана в нашей общей Победе в Великой Отечественной войне.

В ряды действующей армии из республики отправились около 700 тысяч человек, было сформировано 7 только стрелковых дивизий, а ещё танковая бригада, зенитно-артиллерийский полк и прочие войсковые соединения. Только вдумайтесь: из тех, кто убыл на фронт, погиб почти каждый второй, 50 тысяч наших земляков вернулись инвалидами!

Мы по праву гордимся подвигами и воинской доблестью татарстанцев: 225 из них удостоены звания Героя Советского Союза, 48 стали полными кавалерами орденов Славы, более 200 тысяч награждены орденами и медалями.

И пусть (в силу понятных обстоятельств) в этом году не удалось отметить 9 Мая, как рассчитывали, мы нашли форму почтить память отцов и дедов, отстоявших независимость нашей Родины, само её право на существование. Провели уроки Победы, возложили венки к монументам и обелискам, пообщались с ветеранами, прошли в «Бессмертном полку» в режиме онлайн.

Особой вехой, примером беззаветного служения Отчизне стала работа в эти годы государственного аппарата ТАССР. Из 143 депутатов Верховного Совета 44 добровольцами ушли на фронт, 12 погибли на полях сражений. За время войны в действующую армию были призваны 12 тысяч из 27 тысяч депутатов Советов республики всех уровней…

В тяжелейшие 1941–1945 годы под руководством Татарского обкома ВКП(б) Верховный Совет и Совнарком активно включились в решение задач по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизации, приёму эвакуированных граждан, целых организаций и предприятий. Хозяйственная мощь ТАССР, накопленная ударными пятилетками, сыграла важную роль в превращении республики в одну из основных тыловых баз страны. Военная Татария приняла свыше 70 заводов и фабрик, 33 института Академии наук СССР, Наркомат финансов, Госбанк СССР и ряд других ведомств (в общей сложности свыше 266 тысяч человек). Наши госпитали вернули на фронт более 200 тысяч воинов.

Промышленность республики в кратчайшие сроки приступила к производству оружия, боеприпасов и снаряжения. Каждый шестой боевой самолёт в годы войны был выпущен в Казани.

Ценой неимоверных усилий, лёгшей в основном на пожилых людей, на женские и детские плечи, сельские труженики республики стабильно снабжали войска продовольствием.

Без преувеличения скажу: в ходе Великой Отечественной наша республика закалилась, окрепла, стала прочной системной основой государства Победителей.

Вопреки попыткам пересмотра итогов II Мировой войны именно советский народ внёс определяющий вклад в победу над фашизмом.

Неслучайно этот непреложный факт получил дополнительную конституционную защиту в поправке к Основному Закону страны, в рамках реформы, инициированной Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.

Коллеги!

Несмотря на тяжелейшие условия, послевоенные десятилетия стали периодом опережающего социально-экономического развития советского Татар-стана.

В первую очередь это касалось промышленности (рост к довоенному уровню в 3,5 раза), в которой произошёл переход к развитию тяжёлых отраслей, машиностроения, нефтедобывающего сектора.

Справедливо это и для сельского хозяйства, где укрепилась база машинно-тракторных станций, усилилась механизация, расширилось строительство жилья и объектов соцкультбыта.

Безусловно, ТАССР в полной мере испытала на себе негативные последствия волюнтаристских решений тех лет – перезонирования, увлечения коллективными формами хозяйствования, интернационализации культуры… О насущных проблемах этого периода открыто говорили Гази Кашшаф, Гумер Баширов, Нурихан Фаттах, Амирхан Еники, Сибгат Хаким, Салих Баттал, Наки Исанбет. Заслугой творческой интеллигенции стало учреждение в 1958 году ежегодной премии им. Г.Тукая.

В то же время мощная научно-инженерная школа, энтузиазм населения, личное участие «генералов» производств позволили в ударные сроки освоить большую нефть Татарии, возвести на Каме нефтехимкомбинат и шинный завод, построить КАМАЗ, превратить Казань в значимый центр самолёто-, приборо-, машиностроения, отечественного ОПК, развить столицу и крупные промышленные узлы юго-востока республики – города Альметьевск, Нижнекамск и Набережные Челны.

Восстановление народного хозяйства, всесоюзные стройки, появление новых производств, реализация их, порой казавшихся несбыточными, «приземление» на места выпали на долю органов республиканской власти, партийных и советских структур в городах и районах нашей автономии.

Интересным феноменом тех лет стали меры по так называемому «развитию социалистической демократии» – привлечению широкой общественности к управлению государством путём расширения прав Советов, профсоюзов и другое. Старшее поколение наверняка ещё помнит то разнообразие форм коллективной самоорганизации по месту жительства, на предприятиях: домкомы, уличкомы, ТОСы, женсоветы, ДНД и прочие формирования.

Большое значение для организации молодёжи имели пионерия и комсомол. Они сыграли важную роль в воспитании и объединении усилий не одного поколения молодых людей.

К 1980-м годам объём промышленной и сельхозпродукции, произведённой в расчёте на одного татарстанца, на треть превышал аналогичный показатель по СССР.

Однако, производя столько же, сколько три прибалтийские республики вместе, Татарстан имел бюджет меньший, чем каждая из них в отдельности.

Было очевидно, что усечённая автономия существенно сдерживала возможности дальнейшего социально-экономического развития республики.

Поэтому в общественном сознании всё большую популярность приобретала идея повышения государственного статуса Татарстана…

Уважаемые участники торжественного заседания!

Новый политический курс второй половины

1980-х – начала 90-х годов послужил мощным катализатором гражданской активности, роста национального самосознания народов СССР и РСФСР. В таких условиях, оставаясь эффективно работающим органом власти, парламент одновременно смог стать локомотивом и гарантом цивилизованного построения новой татарстанской и российской государственности.

Вслед за Россией 30 августа 1990 года Верховный Совет ТССР под председательством М.Ш. Шаймиева единогласно принимает Декларацию о государственном суверенитете.

Думаю, здесь будет уместным сказать, что Минтимер Шарипович сыграл огромную роль в возрождении государственности Татарстана на всех этапах своей политической биографии. Авторитетный и ответственный политик, в те годы он проявил исключительную смелость и дальновидность. Внёс весомый личный вклад в формирование новой политической и правовой системы республики, укрепление федеративных основ страны. Наряду со «сбережением единства многонационального народа» эти и многие другие его заслуги по достоинству оценены званием Героя Труда РФ (2017 г.). К слову, он единственный из руководителей республики, кто был удостоен такой высочайшей награды за всю её 100-летнюю историю.

Давайте аплодисментами поблагодарим первого Президента за его деятельность во благо развития Татарстана!

Коллеги, в этом году важнейшему документу, задавшему вектор политико-правового реформирования национально-государственного устройства Республики Татарстан, – я говорю о Декларации – исполняется 30 лет. «Реализуя неотъемлемое право татарской нации, всего народа на самоопределение» (как сказано в преамбуле), Республика стала первопроходцем в освоении конституционно-договорной практики, отстаивании федерализма и толерантности в стране.

Был принят ряд основополагающих документов, определивших архитектуру государственного устройства современного Татарстана, в значительной мере повлиявших на формирование политической системы страны. Впервые в нашей истории была самостоятельно разработана и утверждена новая Конституция, в основу которой легли Декларация о государственном суверенитете Татарстана и итоги впервые же проведённого референдума по государственному статусу Республики.

В 1991 году был учреждён институт президентства.

Конституция республики, принятая на год ранее федеральной, выступила одной из базовых опор конфигурации наших взаимоотношений с Федеральным центром.

Дух новаторства, нашедший выражение в опережающем нормотворчестве по многим сферам, зачастую вёл к расхождениям в выстраивании экономической политики, распоряжении собственностью, доходами и прочим. Тем не менее руководители республики всегда искали и находили политические компромиссы с Федеральным центром, который, кстати, разделял заинтересованность в развитии такого региона, как Татарстан. Опирались при этом на поддержку народа при защите наших позиций в самых разных инстанциях.

Универсальным инструментом согласования интересов сторон и учёта национально-исторической специфики того периода стали договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и Татарстана 1994 и 2007 годов. В соответствии с ними республика взяла на себя ответственность за осуществление важнейших федеральных программ, разгрузив при этом Центр от функций, исполнение которых на местах носит более эффективный характер. Речь прежде всего о программах газификации, переработки нефти, адресной социальной защиты, ликвидации ветхого жилья. Всё это повлекло за собой рост занятости, стабилизацию экономики, повышение уровня жизни населения. В дальнейшем этот опыт сыграл свою роль в более точном и выверенном распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями власти, оказал влияние на становление местного самоуправления.

Оглядываясь на новейшую историю нашей республики, мы с гордостью отмечаем, что избранный путь оказался принципиально верным. В начале 1990-х годов были заложены прочные основы современного татарстанского общества, главными ценностями которого стали гражданский мир и межнациональное согласие.

Атрибуты политической практики тех лет – согласованное и конструктивное взаимодействие всех ветвей и органов власти – и сегодня составляют прочный фундамент действующей модели государственности Республики Татарстан.

Наш подход, известный ныне как «мягкое вхождение в рынок», позволил в значительной мере сохранить экономический потенциал в условиях переходного периода, избежать обвального падения уровня жизни населения.

Формирование многоукладного сельского хозяйства, с пониманием того, что село – источник национальной идентичности, способствовало сбережению и укреплению агропромышленного комплекса. Сегодня здесь успешно работают вертикально интегрированные агрохолдинги. До половины валовой продукции производят фермерские и личные подсобные хозяйства.

Значимой составляющей «модели Татарстана» выступает государственная национальная политика, направленная на утверждение атмосферы взаимного уважения между представителями 173 этносов, проживающих в нашей республике. Методическим и ресурсным центром этой работы являются Ассамблея народов Татарстана и Дома дружбы, национально-культурные объединения, многонациональная воскресная школа.

Шул ук вакытта, республика, Россия Федерациясе тобэклэрендэге хэм чит иллэрдэге барлык татарларны узенэ тартып торучы узэк буларак, халкыбызнын мэдэниятен саклап калу, ватандашларга ярдэм иту буенча узенен бурычларын даими утэп килэ.

Милли мэгарифкэ уз карашын эзлекле яклый.

Под патронажем Государственного Советника Татарстана М.Ш.Шаймиева и при поддержке Президента РТ Р.Н. Минниханова республика приступила к реализации программы «Адымнар» – «Путь к согласию» по созданию в системе образования сети полилингвальных учреждений…

Уважаемые участники заседания!

В середине 90-х годов с принятием новых конституций России и Татарстана был уточнён правовой статус, сменились названия и механизм формирования органов представительной власти. В 1995 году парламент республики был преобразован в Государственный Совет. Практическое воплощение получил базовый принцип правового государства – разделение и баланс властей. Впервые из системы государственной власти выводились органы местного самоуправления, получившие большую конституционную самостоятельность.

За прошедшие годы депутатский корпус республики внёс весомый вклад в становление татарстанской государственности, а если смотреть глубже, то и российского федерализма в целом. Наработан уникальный правовой массив. Практикой стали парламентские слушания, кодификация и мониторинг, общественная экспертиза законопроектов, в том числе антикоррупционная, «публичное» законотворчество.

В соответствии с конституционным положением об идеологическом многообразии (ст. 12) Госсовет и местные Советы действуют в условиях реальной многопартийности. Созданы правовые основы для появления целого ряда публичных институтов, присущих развитым демократическим государствам. Среди них – контрольный орган – Счётная палата республики, Конституционный суд, Уполномоченные по правам человека и по правам ребёнка, омбудсмен по делам предпринимателей, институт мировых судей, Общественная палата и Молодёжный парламент при Государственном Совете РТ.

Главной задачей органов государственной власти Татарстана всегда была и есть совместная работа по достижению единой цели – роста благосостояния жителей и защиты интересов республики.

Залог наших успехов – в выверенном балансе и взаимодействии всех ветвей и уровней власти на основе формулы «Авторитетный Президент – сильный парламент – эффективное Правительство». И, я бы к этому добавил, «ответственное местное самоуправление».

Программно-целевыми ориентирами в нашей работе выступают ежегодные послания Президента республики Государственному Совету, Стратегия-2030.

При поддержке федерального руководства наработана солидная база взаимодействия с парламентариями, муниципальными депутатами российских регионов, ближнего и дальнего зарубежья, с соотечественниками. Осуществляем анализ мирового опыта парламентской работы, в том числе на площадках Совета Европы (КМРВСЕ).

Значительный вклад в международное сотрудничество, привлечение инвестиций в экономику, повышение узнаваемости республики вносит действующий Президент РТ Р.Н.Минниханов.

Как мне кажется, удалось выйти на оптимальные формы взаимодействия с Федеральным центром и институтами гражданского общества.

Уважаемые участники заседания!

Убеждён: действующая модель государственности Татарстана вправе считаться жизнеспособной, адекватной потребностям времени и интересам общественного развития. Это касается подходов к реализации инновационного, инвестиционного, промышленного и человеческого потенциалов, инфраструктурных преобразований, межнационального согласия и многого другого. Без напряжённой, системной и взаимосогласованной работы всех властных структур республики подобные достижения вряд ли были бы возможны.

23 апреля текущего года на заседании Госсовета был заслушан отчёт о деятельности органов исполнительной власти в 2019 году. Четвёртый раз он проходил в формате соответствия Стратегии-2030. Докладчиком – Премьер-министром РТ Алексеем Валерьевичем Песошиным было отмечено успешное выполнение базовых целевых индикаторов. По основным макроэкономическим показателям республика входит в число регионов-лидеров РФ. Татарстан на 4-м месте по сельскому хозяйству, на

5-м – по промышленности, строительству и вводу жилья, 6-м – по объёму ВРП и инвестициям, 7-м – в розничной торговле.

По итогам 2019 года с территории республики мобилизовано более 1 трлн рублей доходов в бюджеты всех уровней, из них около 73 процентов направлено в федеральный бюджет.

Республика активно включилась в реализацию стратегии прорывного развития страны, объявленной майским указом Президента РФ В.В.Путина. В прошлом году в рамках нацпроектов был построен и реконструирован 341 объект. Локомотивом социального и инфраструктурного развития республики выступают 50 «президентских» программ, в том числе инициированная «единороссами» программа «Наш двор».

Оглядываясь на пройденное за вековую историю, нужно признать: это были поистине героические этапы в жизни многонационального Татарстана, время завоевания уважения к республике и её трудолюбивому народу, годы становления и укрепления нашего общего Отечества. Считаю, республика прошла этот путь достойно.

Важно, что на этом пути органы государственной власти всегда опирались на понимание и поддержку жителей Татарстана.

Отдавая должное уважение всем этапам созидательного развития республики за прошедшие 100 лет, с особой признательностью вспомним тех лидеров, с именами которых связаны последние десятилетия успешного роста экономики, социальной и духовно-культурной сферы РТ. Это Зиннат Муратов, Семён Игнатьев, Салях Низамов, Камиль Фасеев, Фикрят Табеев, Рашид Мусин, Салих Батыев, Гумер Усманов, Анвар Багаутдинов, Шамиль Мустаев, Василий Лихачёв, Мухаммат Сабиров, первый Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев и действующий Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов. Их титаническим трудом были заложены и сегодня реализуются самые судьбоносные решения в жизни Татарстана.

С искренней благодарностью отмечаем и созидательный вклад многих поколений инженерно-технических работников, рабочих и специалистов самых разных отраслей народного хозяйства, деятелей науки и культуры в достижения родной республики на всех этапах её столетней истории.

В наши дни Татарстан, располагающий мощным научно-техническим, промышленно-аграрным и человеческим потенциалом, является одним из опорных регионов, надёжным системным основанием Российской Федерации.

Учитывая, что треть временного горизонта Стратегии-2030 позади, впору задуматься о следующем этапе развития и приоритетах, которые мы ставим перед собой. Стратегическая цель обозначена – глобальный конкурентоспособный устойчивый субъект Федерации, полюс роста макрорегиона «Волга – Кама».

Залогом успешной реализации этих задуманных планов выступают выборы Президента Татарстана и депутатов представительных органов власти муниципальных образований в сентябре текущего года; преемственность ответственной политики Рустама Нургалиевича Минниханова, получившей высокую оценку Президента страны В.В.Путина (20 мая), поддерживаемой населением Татарстана, партийным большинством «Единой России» и в целом депутатским корпусом; деятельность профессионального Правительства Республики.

Контуры политической эволюции видятся в дальнейшем укреплении парламентаризма, субсидиарности, местных сообществ, институтов «цифровой демократии». Тем более, это заложено и логикой инициированной в нынешнем году конституционной реформы страны.

Уважаемые коллеги! Дорогие жители республики!

На настоящем этапе перед нами стоят сложные задачи, которые отчасти созвучны тем, что решались предыдущими поколениями. Однако в современных условиях они требуют инновационных подходов в решении, усилий всех и каждого на своём месте.

Каким будет Татарстан, перешагнувший 100-летний рубеж, какое место займёт в обновляющейся Федерации, в сетевом глобальном сообществе, – во многом это зависит от нас с вами. Мы должны продемонстрировать, что у нас достаточно сил, прозорливости и достоинства не свернуть с избранного пути.

Позвольте ещё раз поздравить всех вас со 100-летним юбилеем Татарской АССР, пожелать благополучия, успехов в работе. Всем нам мира и согласия!

Игътибарыгыз очен рэхмэт. Благодарю за внимание.