Живопись и судьба Павла Филонова

print

 

П.Филонов.-Автопортрет

П.Филонов. Автопортрет. 1921 г.


27 ноября в Галерее современного искусства ГМИИ РТ состоится открытие новой выставки из собрания Русского музея. Из Петербурга в Казань прибыли картины гениального Павла Филонова, среди них – его знаменитую «Формулу весны».

 

Всего на выставке под названием «Глаз видящий, глаз знающий» будет представлено более 20 живописных и 40 графических работ мастера, творчество которого повлияло на развитие отечественного и мирового искусства, но долгие годы было сокрыто от широкой публики.

Павел Филонов (1882–1941) – одна из ключевых фигур русского авангарда, но даже на фоне этого мощного и чрезвычайно разнообразного явления он сумел выделиться и занять совершенно особое место. Филонов, например, не разделял один из основных авангардистских принципов – он никогда не отрицал классическое искусство и не воевал с ним. Вместе с этим художник не принимал идеологии Российской академии художеств и, пробыв два года вольнослушателем, ушёл оттуда. Филонов разработал свой метод, который можно назвать интеллектуальным принципом живописи. Суть его состоит в том, что картина развивается как живой организм – от частного к общему, словно растёт за счёт деления клеток, каждая из которых обладает своей сложной организацией. «Упорно и точно рисуй каждый атом», – наставлял художник своих учеников. Согласно его теории, человек обладает двумя формами зрения: «глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий» наполняет её внутренним движением атомов.

 

С-женой-Екатериной-Александровной

Павел Филонов с женой Екатериной Александровной.

На практике принципы Филонова нашли выражение в монументальной работе «Формула весны» (1922 г.), которую увидят казанские зрители. Полотно размером 250 на 285 см написано тонкой кистью, мазки которой с удивительной точностью и экспрессией передали процесс обновления картины мира. Ощущение пробуждения природы от зимнего сна создаётся благодаря сочетанию чистых цветов, точечно расположенных по всей огромной поверхности холста.

По словам одного из современников, Филонов как будто смотрит на мир одно-временно через телескоп и микроскоп. У него была удивительная способность охватывать взглядом сразу всю Вселенную, но в то же время видеть, самую мельчайшую её составляющую.

В Ленинграде у Филонова была своя школа – «Мастерская аналитического искусства», и вторая часть открывающейся завтра выставки знакомит с творчеством его учеников, которые самоотверженно шли за мастером. Такой многочисленной школы не было ни у одного из представителей авангарда. Однако ни новое философское ощущение действительности, ни оригинальный художественный метод так и не получили официального признания. Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству. Его выставки запрещали, а мастерская в 1930-е годы была разгромлена. Филонов бедствовал, но продолжал творить.

В русском авангарде он занял уникальную позицию, став пророком, изгоем и мучеником в одном лице. Павел Филонов умер в самом начале ленинградской блокады – 3 декабря 1941 года. Голодная смерть забрала и без того истощённого художника одним из первых в осаждённом городе. Его сестра, Евдокия Николаевна Глебова, спасла картины, хранила их все годы забвения, а затем, согласно воле брата, подарила Русскому музею. Первая выставка Павла Филонова в России состоялась в 1988 году.