23 февраля 2020  12:54
Распечатать

Живопись и судьба Павла Филонова

Опубликовано: 25.11.2019 13:48

 

П.Филонов.-Автопортрет

П.Филонов. Автопортрет. 1921 г.


27 ноября в Галерее современного искусства ГМИИ РТ состоится открытие новой выставки из собрания Русского музея. Из Петербурга в Казань прибыли картины гениального Павла Филонова, среди них – его знаменитую «Формулу весны».

 

Всего на выставке под названием «Глаз видящий, глаз знающий» будет представлено более 20 живописных и 40 графических работ мастера, творчество которого повлияло на развитие отечественного и мирового искусства, но долгие годы было сокрыто от широкой публики.

Павел Филонов (1882–1941) – одна из ключевых фигур русского авангарда, но даже на фоне этого мощного и чрезвычайно разнообразного явления он сумел выделиться и занять совершенно особое место. Филонов, например, не разделял один из основных авангардистских принципов – он никогда не отрицал классическое искусство и не воевал с ним. Вместе с этим художник не принимал идеологии Российской академии художеств и, пробыв два года вольнослушателем, ушёл оттуда. Филонов разработал свой метод, который можно назвать интеллектуальным принципом живописи. Суть его состоит в том, что картина развивается как живой организм – от частного к общему, словно растёт за счёт деления клеток, каждая из которых обладает своей сложной организацией. «Упорно и точно рисуй каждый атом», – наставлял художник своих учеников. Согласно его теории, человек обладает двумя формами зрения: «глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий» наполняет её внутренним движением атомов.

 

С-женой-Екатериной-Александровной

Павел Филонов с женой Екатериной Александровной.

На практике принципы Филонова нашли выражение в монументальной работе «Формула весны» (1922 г.), которую увидят казанские зрители. Полотно размером 250 на 285 см написано тонкой кистью, мазки которой с удивительной точностью и экспрессией передали процесс обновления картины мира. Ощущение пробуждения природы от зимнего сна создаётся благодаря сочетанию чистых цветов, точечно расположенных по всей огромной поверхности холста.

По словам одного из современников, Филонов как будто смотрит на мир одно-временно через телескоп и микроскоп. У него была удивительная способность охватывать взглядом сразу всю Вселенную, но в то же время видеть, самую мельчайшую её составляющую.

В Ленинграде у Филонова была своя школа – «Мастерская аналитического искусства», и вторая часть открывающейся завтра выставки знакомит с творчеством его учеников, которые самоотверженно шли за мастером. Такой многочисленной школы не было ни у одного из представителей авангарда. Однако ни новое философское ощущение действительности, ни оригинальный художественный метод так и не получили официального признания. Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству. Его выставки запрещали, а мастерская в 1930-е годы была разгромлена. Филонов бедствовал, но продолжал творить.

В русском авангарде он занял уникальную позицию, став пророком, изгоем и мучеником в одном лице. Павел Филонов умер в самом начале ленинградской блокады – 3 декабря 1941 года. Голодная смерть забрала и без того истощённого художника одним из первых в осаждённом городе. Его сестра, Евдокия Николаевна Глебова, спасла картины, хранила их все годы забвения, а затем, согласно воле брата, подарила Русскому музею. Первая выставка Павла Филонова в России состоялась в 1988 году.

 


Фото: aif.ru; geni.com
Автор статьи: СТРЕЛЬЦОВА Олеся
Выпуск: №175 (28749)


Добавить комментарий

75-лет-Победы 21.02.2020

Низкий поклон вам, ветераны!

Заседание республиканского организационного комитета «Победа» в Доме Правительства провёл 20 февраля Президент Рустам Минниханов....
2900
Строительство-Нижнекамска 21.02.2020

Поколение, достойное памятника

В декабре нынешнего года исполняется 60 лет с начала строительства Нижнекамска – третьего по величине города в Татарстане....
3010
мастера-сцены 20.02.2020

Ведущие мастера сцены дадут уроки молодёжи

Второй слёт работающей молодёжи откроется 21 февраля в лагере «Волга» под Казанью. На нём в течение трёх дней будет проходить подготовка к ежегодному открытому республиканскому телевизионному фестивалю творчества работающей молодёжи «Наше время – Безнен заман»....
2550
беспилотники 20.02.2020

Беспилотники: законопроект на аутсорсинге

Татарстан – территория инноваций. Неслучайно именно наша республика наряду со столичным регионом стала участником эксперимента по выводу беспилотных автомобилей на дороги общего пользования....
5280
фасад-здания 20.02.2020

Что скрывает фасад?

Долговечность вентилируемых фронтонов зависит от качественных материалов и правильных монтажа и эксплуатации....
3480
  • Мнение

    Радик ГАФУРОВ, ответственный секретарь оргкомитета Всероссийского мужского фестиваля «Камский клинок»:

    радик-гафуров

    «Камский клинок», который пройдёт с 22 по 24 февраля, станет традиционным для Нижнекамска, ежегодным. Он выявит то, что сейчас интересно современному мужчине. Основная задача – показать, что Россия сильно опирается на регионы. На фестивале будет работать уникальная выставка оружия от Великой Отечественной войны до современности.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    23 февраля

    Тимур Дмитриевич Нагуманов (1983), глава Альметьтевского муниципального района.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров