30 сентября 2020  20:53
Распечатать

Живопись и судьба Павла Филонова

Опубликовано: 25.11.2019 13:48

 

П.Филонов.-Автопортрет

П.Филонов. Автопортрет. 1921 г.


27 ноября в Галерее современного искусства ГМИИ РТ состоится открытие новой выставки из собрания Русского музея. Из Петербурга в Казань прибыли картины гениального Павла Филонова, среди них – его знаменитую «Формулу весны».

 

Всего на выставке под названием «Глаз видящий, глаз знающий» будет представлено более 20 живописных и 40 графических работ мастера, творчество которого повлияло на развитие отечественного и мирового искусства, но долгие годы было сокрыто от широкой публики.

Павел Филонов (1882–1941) – одна из ключевых фигур русского авангарда, но даже на фоне этого мощного и чрезвычайно разнообразного явления он сумел выделиться и занять совершенно особое место. Филонов, например, не разделял один из основных авангардистских принципов – он никогда не отрицал классическое искусство и не воевал с ним. Вместе с этим художник не принимал идеологии Российской академии художеств и, пробыв два года вольнослушателем, ушёл оттуда. Филонов разработал свой метод, который можно назвать интеллектуальным принципом живописи. Суть его состоит в том, что картина развивается как живой организм – от частного к общему, словно растёт за счёт деления клеток, каждая из которых обладает своей сложной организацией. «Упорно и точно рисуй каждый атом», – наставлял художник своих учеников. Согласно его теории, человек обладает двумя формами зрения: «глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий» наполняет её внутренним движением атомов.

 

С-женой-Екатериной-Александровной

Павел Филонов с женой Екатериной Александровной.

На практике принципы Филонова нашли выражение в монументальной работе «Формула весны» (1922 г.), которую увидят казанские зрители. Полотно размером 250 на 285 см написано тонкой кистью, мазки которой с удивительной точностью и экспрессией передали процесс обновления картины мира. Ощущение пробуждения природы от зимнего сна создаётся благодаря сочетанию чистых цветов, точечно расположенных по всей огромной поверхности холста.

По словам одного из современников, Филонов как будто смотрит на мир одно-временно через телескоп и микроскоп. У него была удивительная способность охватывать взглядом сразу всю Вселенную, но в то же время видеть, самую мельчайшую её составляющую.

В Ленинграде у Филонова была своя школа – «Мастерская аналитического искусства», и вторая часть открывающейся завтра выставки знакомит с творчеством его учеников, которые самоотверженно шли за мастером. Такой многочисленной школы не было ни у одного из представителей авангарда. Однако ни новое философское ощущение действительности, ни оригинальный художественный метод так и не получили официального признания. Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству. Его выставки запрещали, а мастерская в 1930-е годы была разгромлена. Филонов бедствовал, но продолжал творить.

В русском авангарде он занял уникальную позицию, став пророком, изгоем и мучеником в одном лице. Павел Филонов умер в самом начале ленинградской блокады – 3 декабря 1941 года. Голодная смерть забрала и без того истощённого художника одним из первых в осаждённом городе. Его сестра, Евдокия Николаевна Глебова, спасла картины, хранила их все годы забвения, а затем, согласно воле брата, подарила Русскому музею. Первая выставка Павла Филонова в России состоялась в 1988 году.

 


Фото: aif.ru; geni.com
Автор статьи: СТРЕЛЬЦОВА Олеся
Выпуск: №175 (28749)


Добавить комментарий

памятники 30.09.2020

Культурное наследие в надёжных руках

В Казани начал работу XIX ежегодный Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры....
230
золотая-маска 30.09.2020

«В Казани не может быть плохой публики»

Первым крупным после карантина театральным событием в Казани стал фестиваль «Золотая маска». Напомним, что его открыл московский театр «Мастерская Петра Фоменко»....
1010
школа 30.09.2020

Не «скидывайте» ребёнка на гаджет

Республиканская специальная общеобразовательная школа имени Н.А.Галлямова, что в казанском посёлке Левченко, – это учебное заведение закрытого типа, где учатся дети от 11 до 18 лет....
1270
родник-в-салманах1 29.09.2020

Вдоль да по речке, вдоль да по Салманке…

Если говорить о сёлах, в названиях которых присутствует слово «Салманы», их в Алькеевском районе целых шесть....
3570
Руководители-татарской-общины 29.09.2020

Остров солнечных камней

Калининградская область, своеобразный географический «остров» на карте нашей огромной страны. И как бы странно ни прозвучало, но именно здесь мы нашли один из самых неожиданных следов татарского народа/...
3200
  • Мнение

    Дарья САННИКОВА, директор комитета по развитию туризма исполкома Казани:

    санникова

    Пандемия изменила облик туристической отрасли. Туризм стал более индивидуальным. Гости предпочитают приезжать с семьёй или небольшими компаниями. Наблюдается рост популярности лесных походов и других экологических видов отдыха. Увеличился спрос на аренду квартир, где можно самостоятельно готовить, при этом уменьшить затраты на кафе и рестораны.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    30 сентября

    Аида Эмилевна Гарифуллина, оперная певица (сопрано), заслуженная артистка России и Татарстана, солистка Венской оперы. Родилась и выросла в Казани.

    Алия Фаргатовна Мустафина, гимнастка, олимпийская чемпионка 2012 года в упражнении на брусьях, трехкратная чемпионка Универсиады–2013.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров