18 ноября 2018  19:14
Распечатать

За вдохновением к кукле-оберегу

 

Фото автора ЛЕБЕДЕВНаши прабабушки и прадеды играли в безликие куклы – существовало поверье,  что через глаза и другие черты лица в игрушку могли вселиться злые силы и всяческая нечисть.

 

Об этом 12 июля в пресс-центре чемпионата мира по футболу в Казани рассказала мастер прикладного творчества Вера Белоногова, которая дала для журналистов мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-оберега и посвятила в секреты ремесла, а также суеверий, связанных с детскими игрушками. Презентацию провел комитет развития туризма столичной мэрии.

Вера Васильевна родом из Марий Эл, в прошлом – педагог центра детского творчества. Сначала увлеклась марийским народным костюмом, а потом и куклами – первые ее тряпичные красавицы были в костюмах именно этого народа. Говорит, что интересуется и марийской историей, даже расспрашивает пожилых посетителей своего ремесленного центра о том, какими куклами они играли в детстве. Мастерица признается, что сама любит рукодельничать, так и родилось увлечение.

«Я очень люблю женское рукоделие – шить, вязать, вышивать, лепить, – и все это можно совместить при изготовлении кукол. Например, сшить костюм, украсить его бисером, связать какое-то дополнение к костюму и даже слепить глиняный горшочек, который держит кукла», – рассказывает Вера Белоногова.

По ее словам, традиционная татарская кукла делается из древесной щепы, лоскутов и шерстяных ниток. Голова изготавливается из лоскута с набивкой, который приматывается к щепе нитью. Если мастер хочет создать куклу мужского пола, щепу обматывают шерстяными нитками разных цветов. Концы ниток не связываются, а скручиваются (отсюда и название – кукла-скрутка). Кроме того, издревле на груди куклы нитью изображался крест в качестве оберега и защиты от злых духов.

Женскую куклу нитями не обматывали – ее одевали в национальные платья из тряпичного лоскута, причем в зависимости от возраста куклы менялись цвета ее гардероба: от ярко-зеленых и красных тонов у молодых девушек до белых и пастельных – у пожилых дам. Голову женской куклы непременно повязывали платком, с распущенными волосами маленькому другу ребенка быть не полагалось.

 


Часто на Руси такие куклы делались из поношенной одежды родственников. Для мальчика – из вещей отца, для девочки – из вещей матери. Считалось, что в этом случае они будут оберегать ребенка


 

«Куклы у татар, марийцев, башкир, как и у многих других народов, считались оберегом: мужская кукла – символом защиты, женская – благосостояния, здоровья семьи. Национальная кукла зачастую изготавливалась не из простых лоскутков, а из старой потертой одежды отца или матери, такая кукла приносила удачу и здоровье ее обладателю, – рассказала Вера Васильевна. – Бытует заблуждение, что из-за того, что ислам не приветствует изображения человека, кукол в Татарстане не было, но это не так, сюда завозили кукол из соседних регионов». А вот перед нами кукла-перевертыш: с одной стороны – кукла-мама, с другой – дочка или бабушка, у каждой – свой головной убор, платье и передник. Цвета здесь соответствуют возрасту: для бабушки – более блеклые и степенные тона, для мамы – ярче.

«Она сама хозяйка, на ней передник, она делает всю домашнюю работу, – рассказывает мастер про куклу-маму, а потом показывает журналистам перевертыш в варианте бабушка-внучка. – Часто в семьях бабушки и внучки дружат, и очень теплые отношения, поэтому появилась вот такая куколка».

 


Вера БЕЛОНОГОВА: Я очень люблю женское рукоделие – шить, вязать, вышивать, лепить, – и все это можно совместить при изготовлении кукол. Например, сшить костюм, украсить его бисером, связать какое-то дополнение к костюму и даже слепить глиняный горшочек, который держит кукла


 

По словам Веры, куклы-перевертыши существовали в русской традиции, а уже она переодела их в татарские костюмы. Татарские традиционные куклы-скрутки не имеют имен, как и черт лица. Это связано и со старинными народными традициями, и с суевериями: считается, что, если назвать куклу именем или прорисовать игрушке черты лица, в нее может вселиться злой дух и отравить жизнь обладателю куклы.

Куклы-скрутки, появившись еще в начале XIX века, популярны до сих пор, причем не только и не столько у детей, сколько у многочисленных туристов, посещающих Татарстан, утверждает Вера Белоногова. Сувенирные куклы украшаются вязаными и плетенными из бисера и бусин аксессуарами и предметами одежды, у кукол прорисовываются лица, и они становятся более привычными для современного туриста. В заключение Вера Белоногова пригласила всех желающих вместе со своими детьми к ней в культурно-ремесленный центр «Мельница», что в развлекательном комплексе «Туган авылым».

 


Фото: Андрей ЛЕБЕДЕВ
Автор статьи: ЛЕБЕДЕВ Андрей
Дата:12.07.2018
Выпуск: №99 (28481)


Добавить комментарий

дрожжаноский-район 18.11.2018

Дрожжановский район: самообложение граждан – драйвер развития

Дрожжановский район демонстрирует ежегодный экономический рост не менее двух процентов....
1290
выборы 18.11.2018

Пункты голосования открыты

В нашей республике открылись пункты голосования на референдуме по самообложению....
1210
выборы-депутатов 18.11.2018

Сделай свой выбор

В Татарстане проходят дополнительные выборы депутатов и местные референдумы....
1320
Алексей-Костин 17.11.2018

А начинал подсобным рабочим

В последнее время в Чистопольском районе на руководящие посты всё чаще назначают довольно молодых управленцев....
2300
скончалась-сакина-шаймиева 16.11.2018

ШАЙМИЕВА Сакина Шакировна

Общественность Республики Татарстан понесла тяжелую утрату. 16 ноября 2018 года на 80-м году жизни после болезни скончалась Сакина Шакировна Шаймиева, супруга первого Президента Респуб­лики Татарстан, Государственного Советника Республики Татарстан....
4360
  • Мнение

    Альберт ГИМАЛЕТДИНОВ, руководитель регионального общественного Союза танкистов, заведующий Музеем боевой славы Казанского танкового училища:

    альберт-гималетдинов

    Казань по праву стала танковой столицей России. Раньше было много училищ, которые готовили офицеров­-танкистов, – Челябинское, Харьковское, Киевское, Ульяновское… А сегодня Казанское осталось единственным на всю страну. Это легко прослеживается, например, по танковому биатлону – практически в каждом экипаже есть танкист­-казанец.

    Все мнения
  • Найди свою малую Родину
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    18 ноября

    Наиля Хакимовна Гараева, актриса, народная артистка Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

    Юрий Леонидович Жуков (1967), директор Государственного ансамбля песни и танца Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров