За вдохновением к кукле-оберегу

В пресс-центре чемпионата мира по футболу прошел мастер-класс по изготовлению куклы-оберега

Наши прабабушки и прадеды играли в безликие куклы – существовало поверье,  что через глаза и другие черты лица в игрушку могли вселиться злые силы и всяческая нечисть.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фото: Андрей ЛЕБЕДЕВ

 

Фото автора ЛЕБЕДЕВНаши прабабушки и прадеды играли в безликие куклы – существовало поверье,  что через глаза и другие черты лица в игрушку могли вселиться злые силы и всяческая нечисть.

 

Об этом 12 июля в пресс-центре чемпионата мира по футболу в Казани рассказала мастер прикладного творчества Вера Белоногова, которая дала для журналистов мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-оберега и посвятила в секреты ремесла, а также суеверий, связанных с детскими игрушками. Презентацию провел комитет развития туризма столичной мэрии.

Вера Васильевна родом из Марий Эл, в прошлом – педагог центра детского творчества. Сначала увлеклась марийским народным костюмом, а потом и куклами – первые ее тряпичные красавицы были в костюмах именно этого народа. Говорит, что интересуется и марийской историей, даже расспрашивает пожилых посетителей своего ремесленного центра о том, какими куклами они играли в детстве. Мастерица признается, что сама любит рукодельничать, так и родилось увлечение.

«Я очень люблю женское рукоделие – шить, вязать, вышивать, лепить, – и все это можно совместить при изготовлении кукол. Например, сшить костюм, украсить его бисером, связать какое-то дополнение к костюму и даже слепить глиняный горшочек, который держит кукла», – рассказывает Вера Белоногова.

По ее словам, традиционная татарская кукла делается из древесной щепы, лоскутов и шерстяных ниток. Голова изготавливается из лоскута с набивкой, который приматывается к щепе нитью. Если мастер хочет создать куклу мужского пола, щепу обматывают шерстяными нитками разных цветов. Концы ниток не связываются, а скручиваются (отсюда и название – кукла-скрутка). Кроме того, издревле на груди куклы нитью изображался крест в качестве оберега и защиты от злых духов.

Женскую куклу нитями не обматывали – ее одевали в национальные платья из тряпичного лоскута, причем в зависимости от возраста куклы менялись цвета ее гардероба: от ярко-зеленых и красных тонов у молодых девушек до белых и пастельных – у пожилых дам. Голову женской куклы непременно повязывали платком, с распущенными волосами маленькому другу ребенка быть не полагалось.

 


Часто на Руси такие куклы делались из поношенной одежды родственников. Для мальчика – из вещей отца, для девочки – из вещей матери. Считалось, что в этом случае они будут оберегать ребенка


 

«Куклы у татар, марийцев, башкир, как и у многих других народов, считались оберегом: мужская кукла – символом защиты, женская – благосостояния, здоровья семьи. Национальная кукла зачастую изготавливалась не из простых лоскутков, а из старой потертой одежды отца или матери, такая кукла приносила удачу и здоровье ее обладателю, – рассказала Вера Васильевна. – Бытует заблуждение, что из-за того, что ислам не приветствует изображения человека, кукол в Татарстане не было, но это не так, сюда завозили кукол из соседних регионов». А вот перед нами кукла-перевертыш: с одной стороны – кукла-мама, с другой – дочка или бабушка, у каждой – свой головной убор, платье и передник. Цвета здесь соответствуют возрасту: для бабушки – более блеклые и степенные тона, для мамы – ярче.

«Она сама хозяйка, на ней передник, она делает всю домашнюю работу, – рассказывает мастер про куклу-маму, а потом показывает журналистам перевертыш в варианте бабушка-внучка. – Часто в семьях бабушки и внучки дружат, и очень теплые отношения, поэтому появилась вот такая куколка».

 


Вера БЕЛОНОГОВА: Я очень люблю женское рукоделие – шить, вязать, вышивать, лепить, – и все это можно совместить при изготовлении кукол. Например, сшить костюм, украсить его бисером, связать какое-то дополнение к костюму и даже слепить глиняный горшочек, который держит кукла


 

По словам Веры, куклы-перевертыши существовали в русской традиции, а уже она переодела их в татарские костюмы. Татарские традиционные куклы-скрутки не имеют имен, как и черт лица. Это связано и со старинными народными традициями, и с суевериями: считается, что, если назвать куклу именем или прорисовать игрушке черты лица, в нее может вселиться злой дух и отравить жизнь обладателю куклы.

Куклы-скрутки, появившись еще в начале XIX века, популярны до сих пор, причем не только и не столько у детей, сколько у многочисленных туристов, посещающих Татарстан, утверждает Вера Белоногова. Сувенирные куклы украшаются вязаными и плетенными из бисера и бусин аксессуарами и предметами одежды, у кукол прорисовываются лица, и они становятся более привычными для современного туриста. В заключение Вера Белоногова пригласила всех желающих вместе со своими детьми к ней в культурно-ремесленный центр «Мельница», что в развлекательном комплексе «Туган авылым».

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще