20 января 2018  14:07
Распечатать

За что мы любим оперу?

 

opera

Фонд Sfоrzando ежегодно выпускает по 2–3 премьеры, в том числе камерные оперы.


Что общего между недавней громкой премьерой балета «Нуреев» в Большом театре и проектом KazanOperaLab, который на днях презентовали в творческой лаборатории «Угол», одной из немногих пока у нас площадок, где целенаправленно занимаются продвижением современного искусства?

 

На первый взгляд, ничего. Бытует мнение, что подобного рода резонансные премьеры (о постановке Кирилла Серебренникова в Большом мы упомянули потому, что прежде всего это явление искусства) случаются только в Москве, Санкт-Петербурге, ну и может быть в Перми, где сейчас творит еще один возмутитель спокойствия в мире музыки и театра – дирижер Теодор Курентзис. Большинство же региональных театров оперы и балета привычно стоят на страже лучших традиций классического искусства, и здесь, как правило, крайне редко имеют дело с современными композиторами и режиссерами-реформаторами, которые своими экспериментами, как многие считают, эти самые «лучшие традиции» разрушают. Конечно, эксперимент эксперименту рознь, но, с другой  стороны, на то оно и современное искусство, чтобы ни на что не быть похожим, потому что только время все расставит по своим местам.

Скажем, в Казани уже два века существует музыкальный театр, и почти столько же на его сцене идут оперы Верди, Пуччини, Доницетти… Но, если вдуматься, когда-то эти композиторы тоже были молоды, никому не известны, а их сочинения, которые мы почитаем как классику, вызывали у современников не менее жаркие споры. А кого из наших композиторов, которым сегодня чуть за двадцать и которые тоже сочиняют оперы, знаем мы? И еще один вопрос на засыпку: где можно услышать и увидеть их произведения?

 


Цель KazanOperaLab – создание абсолютно новых произведений камерного оперного творчества. Воспитание новых профессионалов. Главное, чтобы результат лаборатории был интересен зрителю, чтобы оперы были написаны не «в стол», а прозвучали на сцене


 

Возможно, когда-нибудь в Казани все-таки появится камерный музыкальный театр, о необходимости которого говорится давно, и он станет той самой экспериментальной площадкой, где будут искать новые театральные формы и шлифовать свое мастерство молодые композиторы, вокалисты, режиссеры. Ну а мы в свою очередь будем открывать для себя новые талантливые имена…

Впрочем, самые смелые и продвинутые из этих молодых людей решили не ждать «дворца с колоннами» и в первых числах декабря объявили о старте долгосрочного проекта KazanOperaLab, цель которого – развитие и продвижение в Татарстане современного искусства вообще и камерной оперы в частности. Этот уникальный и в хорошем смысле амбициозный проект уже поддержали Министерство культуры, Союз композиторов, Союз театральных деятелей, фонд «Живой город» и другие. Но сама идея «новой оперы в Казани» принадлежит руководителю Фонда развития исполнительского искусства Sforzando, выпускнику Казанской консерватории Данияру Соколову. «За время существования нашего фонда мы успели поэкспериментировать и с классической, и с современной оперой. И убедились, что у нас есть не только талантливые ребята, способные удивить новым взглядом на оперное искусство, но и зритель, у которого это искусство востребовано», – отметил он на пресс-коференции, посвященной началу первого этапа  проекта  KazanOperaLab. В свою очередь напомним, что при фонде Sforzando существует одноименный молодежный симфонический оркестр, который ежегодно выпускает по 2–3 премьеры (камерные оперы, перформансы, спектакли).

 

  Данияр СОКОЛОВ,
руководитель Фонда развития исполнительского искусства Sforzando:

sokolov

Финал лаборатории запланирован на осень следующего года. Ведутся переговоры о презентации  музыкальных спектаклей не только в Казани и Москве, но и на европейских сценах.

Как ясно уже из названия,  KazanOperaLab – это творческая и образовательная лаборатория для молодых композиторов, режиссеров, художников и драматургов. На первом этапе, который продлится до 23 декабря, участников проекта ждет интенсивная образовательная программа лекций и мастер-классов от настоящих звезд современного музыкального театра. Эти имена действительно впечатляют. Один Василий Бархатов чего стоит! Кстати сказать, 34-летний оперный режиссер, создатель знаменитой «Опергруппы» тоже присутствовал на пресс-конференции и пожелал успеха участникам казанской оперной лаборатории, с которыми он уже успел познакомиться.

Напомним, что на творческом счету Василия Бархатова – постановки в Большом и Мариинском театрах, в Венской и Немецкой операх, а его спектакли – постоянные участники фестиваля «Золотая маска». В рамках лаборатории занятия также проведут композиторы Александр Маноцков и Владимир Раннев,  драматург Михаил Дурненков, театральный художник  Ксения Перетрухина и многие  другие.

По итогам первого, образовательного этапа участники разделятся на команды «композитор – художник – драматург – режиссер» и начнут работу над либретто и клавирами.  Всего предусмотрено четыре «лабораторных» этапа и финальный, пятый этап, когда состоятся премьерные показы опер, созданных молодыми татарстанскими авторами.

«В течение всей лаборатории мы также будем приглашать вокальных мастеров и инструменталистов, которые владеют современными технологиями в исполнительском искусстве. Цель лаборатории – создание абсолютно новых произведений камерного оперного творчества. Воспитание новых профессионалов. И, конечно же, мы приложим все усилия, чтобы результат лаборатории был интересен зрителю, чтобы оперы были написаны не «в стол», а прозвучали на сцене», – поделился планами Данияр Соколов. По его словам, финал лаборатории запланирован на осень следующего года. Ведутся переговоры о презентации  музыкальных спектаклей не только в Казани и Москве, но и на европейских сценах. Организаторы также надеются, что это только начало, и проект KazanOperaLab станет ежегодным.

И в заключение вернемся к нашумевшей премьере в Большом. Судя по первым отзывам, зрители сходятся во мнении, что «Нуреев» – выдающийся спектакль, хотя трудно однозначно ответить на вопрос: это все-таки балет или нет? Наверное, в нашем привычном понимании – нет. Это синтез всего: балета, вокала, музыки, драмы, сценографии…  И этот же принцип преодоления границ между разными видами искусства, когда все взаимосвязано и все взаимодействует, надо полагать, станет ключевым для участников первой казанской оперной лаборатории. Станут ли их произведения явлением современного искусства, покажет время. Во всяком случае, очень хочется надеяться, что они  будут современными не только потому, что создаются «здесь и сейчас», но прежде всего по тем смыслам, которые будут в них заложены.

 


Фото: vk.com; business-gazeta.ru
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Дата:18.12.2017
Выпуск: №187 (28375)

Добавить комментарий

88888888888 19.01.2018

Спасти трудовую пенсию

В России пенсионное обеспечение гарантировано государством всем гражданам, но размеры пенсионных выплат у всех разные....
2020
Японские куклы_Пресс-служба Госсовета 19.01.2018

«Куклы Японии» и диалог культур

В Национальной художественной галерее «Хазинэ» состоялось торжественное открытие выставки «Куклы Японии»....
1770
kamazmaster1 19.01.2018

Не думай о секундах свысока

Нынешний «Дакар» войдет в историю как самый захватывающий....
1570
rbk.ru 18.01.2018

По стандартам комфорта и безопасности

Госжилфонд меняет отношения с подрядчиками. Цель – строить не просто много, а по-современному....
2830
data 18.01.2018

Домик в деревне пора зарегистрировать

Срок действия «дачной амнистии» в отношении объектов индивидуального жилищного строительства завершается 1 марта текущего года....
2030
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    А что в Сети?


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    20 января

    Минтимер Шарипович Шаймиев (1937), первый Президент Татарстана, Государственный Советник РТ.

    Ганзя Галимовна Ахмадеева, Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель РТ (Нижнекамск).

  • История в рисунках и цифрах

    17.02.1928

    17.02.1928

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №41.17.02.1928

    Другие рисунки и цифры

    Юмор

    original
    У жен и начальников один и тот же принцип: руководить буду я, но если что, ответишь ты.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    На какой остановке выходить

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы
  • ЦЕНЫ НА РЫНКАХ

  • Комментарии

    нужно побольше таких трамваев на все города России.
    В Казань поставлен последний из семи закупленных к ЧМ по футболу-2018 трамваев
    18.01.2018
    Бизнес-омбудсмен Александр Хуруджи смотрю реальный молодец, развивает актуальную на сегодняшний день систему Набат, успехов ему. А так же исправления ошибок,…
    Предпринимателям РТ презентовали проект по защите от незаконных проверок бизнеса «Набат 24»
    17.01.2018
    Прочитав данный материал, я оказался в ступоре. Да это правда, всегда считая , что чистить зубы недостаточно часто: всегда делать…
    Чистите зубы перед сном, пожалейте… легкие
    16.01.2018
    На новогодние праздники зазвала к себе подругу из Москвы. Привыкшая ко всему, я взглянула на любимую Казань "со стороны". Очень…
    Новый год и Татарстан для туристов совместимы
    16.01.2018
    Президент России Владимир Путин подписал-таки закон о переносе начала обязательной электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) на полгода — на 1 июля…
    Страсти по «Меркурию»
    09.01.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров