10 июля 2020  3:07
Распечатать

За что мы любим оперу?

Опубликовано: 18.12.2017 17:23

 

opera

Фонд Sfоrzando ежегодно выпускает по 2–3 премьеры, в том числе камерные оперы.


Что общего между недавней громкой премьерой балета «Нуреев» в Большом театре и проектом KazanOperaLab, который на днях презентовали в творческой лаборатории «Угол», одной из немногих пока у нас площадок, где целенаправленно занимаются продвижением современного искусства?

 

На первый взгляд, ничего. Бытует мнение, что подобного рода резонансные премьеры (о постановке Кирилла Серебренникова в Большом мы упомянули потому, что прежде всего это явление искусства) случаются только в Москве, Санкт-Петербурге, ну и может быть в Перми, где сейчас творит еще один возмутитель спокойствия в мире музыки и театра – дирижер Теодор Курентзис. Большинство же региональных театров оперы и балета привычно стоят на страже лучших традиций классического искусства, и здесь, как правило, крайне редко имеют дело с современными композиторами и режиссерами-реформаторами, которые своими экспериментами, как многие считают, эти самые «лучшие традиции» разрушают. Конечно, эксперимент эксперименту рознь, но, с другой  стороны, на то оно и современное искусство, чтобы ни на что не быть похожим, потому что только время все расставит по своим местам.

Скажем, в Казани уже два века существует музыкальный театр, и почти столько же на его сцене идут оперы Верди, Пуччини, Доницетти… Но, если вдуматься, когда-то эти композиторы тоже были молоды, никому не известны, а их сочинения, которые мы почитаем как классику, вызывали у современников не менее жаркие споры. А кого из наших композиторов, которым сегодня чуть за двадцать и которые тоже сочиняют оперы, знаем мы? И еще один вопрос на засыпку: где можно услышать и увидеть их произведения?

 


Цель KazanOperaLab – создание абсолютно новых произведений камерного оперного творчества. Воспитание новых профессионалов. Главное, чтобы результат лаборатории был интересен зрителю, чтобы оперы были написаны не «в стол», а прозвучали на сцене


 

Возможно, когда-нибудь в Казани все-таки появится камерный музыкальный театр, о необходимости которого говорится давно, и он станет той самой экспериментальной площадкой, где будут искать новые театральные формы и шлифовать свое мастерство молодые композиторы, вокалисты, режиссеры. Ну а мы в свою очередь будем открывать для себя новые талантливые имена…

Впрочем, самые смелые и продвинутые из этих молодых людей решили не ждать «дворца с колоннами» и в первых числах декабря объявили о старте долгосрочного проекта KazanOperaLab, цель которого – развитие и продвижение в Татарстане современного искусства вообще и камерной оперы в частности. Этот уникальный и в хорошем смысле амбициозный проект уже поддержали Министерство культуры, Союз композиторов, Союз театральных деятелей, фонд «Живой город» и другие. Но сама идея «новой оперы в Казани» принадлежит руководителю Фонда развития исполнительского искусства Sforzando, выпускнику Казанской консерватории Данияру Соколову. «За время существования нашего фонда мы успели поэкспериментировать и с классической, и с современной оперой. И убедились, что у нас есть не только талантливые ребята, способные удивить новым взглядом на оперное искусство, но и зритель, у которого это искусство востребовано», – отметил он на пресс-коференции, посвященной началу первого этапа  проекта  KazanOperaLab. В свою очередь напомним, что при фонде Sforzando существует одноименный молодежный симфонический оркестр, который ежегодно выпускает по 2–3 премьеры (камерные оперы, перформансы, спектакли).

 

  Данияр СОКОЛОВ,
руководитель Фонда развития исполнительского искусства Sforzando:

sokolov

Финал лаборатории запланирован на осень следующего года. Ведутся переговоры о презентации  музыкальных спектаклей не только в Казани и Москве, но и на европейских сценах.

Как ясно уже из названия,  KazanOperaLab – это творческая и образовательная лаборатория для молодых композиторов, режиссеров, художников и драматургов. На первом этапе, который продлится до 23 декабря, участников проекта ждет интенсивная образовательная программа лекций и мастер-классов от настоящих звезд современного музыкального театра. Эти имена действительно впечатляют. Один Василий Бархатов чего стоит! Кстати сказать, 34-летний оперный режиссер, создатель знаменитой «Опергруппы» тоже присутствовал на пресс-конференции и пожелал успеха участникам казанской оперной лаборатории, с которыми он уже успел познакомиться.

Напомним, что на творческом счету Василия Бархатова – постановки в Большом и Мариинском театрах, в Венской и Немецкой операх, а его спектакли – постоянные участники фестиваля «Золотая маска». В рамках лаборатории занятия также проведут композиторы Александр Маноцков и Владимир Раннев,  драматург Михаил Дурненков, театральный художник  Ксения Перетрухина и многие  другие.

По итогам первого, образовательного этапа участники разделятся на команды «композитор – художник – драматург – режиссер» и начнут работу над либретто и клавирами.  Всего предусмотрено четыре «лабораторных» этапа и финальный, пятый этап, когда состоятся премьерные показы опер, созданных молодыми татарстанскими авторами.

«В течение всей лаборатории мы также будем приглашать вокальных мастеров и инструменталистов, которые владеют современными технологиями в исполнительском искусстве. Цель лаборатории – создание абсолютно новых произведений камерного оперного творчества. Воспитание новых профессионалов. И, конечно же, мы приложим все усилия, чтобы результат лаборатории был интересен зрителю, чтобы оперы были написаны не «в стол», а прозвучали на сцене», – поделился планами Данияр Соколов. По его словам, финал лаборатории запланирован на осень следующего года. Ведутся переговоры о презентации  музыкальных спектаклей не только в Казани и Москве, но и на европейских сценах. Организаторы также надеются, что это только начало, и проект KazanOperaLab станет ежегодным.

И в заключение вернемся к нашумевшей премьере в Большом. Судя по первым отзывам, зрители сходятся во мнении, что «Нуреев» – выдающийся спектакль, хотя трудно однозначно ответить на вопрос: это все-таки балет или нет? Наверное, в нашем привычном понимании – нет. Это синтез всего: балета, вокала, музыки, драмы, сценографии…  И этот же принцип преодоления границ между разными видами искусства, когда все взаимосвязано и все взаимодействует, надо полагать, станет ключевым для участников первой казанской оперной лаборатории. Станут ли их произведения явлением современного искусства, покажет время. Во всяком случае, очень хочется надеяться, что они  будут современными не только потому, что создаются «здесь и сейчас», но прежде всего по тем смыслам, которые будут в них заложены.

 


Фото: vk.com; business-gazeta.ru
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Выпуск: №187 (28375)


Добавить комментарий

мишустин-в-казани 09.07.2020

Новая нефть XXI века

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин прибыл в Татарстан с двухдневным визитом....
1530
чистополь 09.07.2020

Чистопольские диковинки

Мы продолжаем открывать Татарстан в серии виртуальных экскурсий, благо на них можно отправиться без маски и перчаток. В этот раз заедем в уездный город Чистополь....
1550
тест-полоски-коронавирус 09.07.2020

На микровес золота

В лабораториях Казанского университета реализуют несколько проектов по борьбе с коронавирусной инфекцией....
1900
кошка-и-выдра 09.07.2020

Чужих выдрят не бывает

В Елабуге слепая кошка усыновила детёныша выдры....
1850
Театр-Качалова-сбор 09.07.2020

Качаловцы вышли из отпуска

В Казанском БДТ им. В.И.Качалова состоялся сбор труппы после периода самоизоляции и отпуска. С середины марта, напомним, в театре не было ни спектаклей, ни репетиций…...
1600
  • Мнение

    Михаил МУРАШКО, министр здравоохранения РФ:

    мурашко

    Сегодня медицинская служба Татарстана выглядит достойно в масштабах всей России. Это касается и высокотехнологичной помощи, и внедрения технологий бережливого производства, и безопасности пациентов. Мы считаем, что здравоохранение республики развивается правильным, верным и быстрым путём.

    Все мнения

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    10 июля

    Самат Самигуллович Гатауллин (1929), нефтяник, мастер подземного ремонта скважин, Герой Социалистического Труда.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров