20 января 2019  3:59
Распечатать

За что мы любим оперу?

 

opera

Фонд Sfоrzando ежегодно выпускает по 2–3 премьеры, в том числе камерные оперы.


Что общего между недавней громкой премьерой балета «Нуреев» в Большом театре и проектом KazanOperaLab, который на днях презентовали в творческой лаборатории «Угол», одной из немногих пока у нас площадок, где целенаправленно занимаются продвижением современного искусства?

 

На первый взгляд, ничего. Бытует мнение, что подобного рода резонансные премьеры (о постановке Кирилла Серебренникова в Большом мы упомянули потому, что прежде всего это явление искусства) случаются только в Москве, Санкт-Петербурге, ну и может быть в Перми, где сейчас творит еще один возмутитель спокойствия в мире музыки и театра – дирижер Теодор Курентзис. Большинство же региональных театров оперы и балета привычно стоят на страже лучших традиций классического искусства, и здесь, как правило, крайне редко имеют дело с современными композиторами и режиссерами-реформаторами, которые своими экспериментами, как многие считают, эти самые «лучшие традиции» разрушают. Конечно, эксперимент эксперименту рознь, но, с другой  стороны, на то оно и современное искусство, чтобы ни на что не быть похожим, потому что только время все расставит по своим местам.

Скажем, в Казани уже два века существует музыкальный театр, и почти столько же на его сцене идут оперы Верди, Пуччини, Доницетти… Но, если вдуматься, когда-то эти композиторы тоже были молоды, никому не известны, а их сочинения, которые мы почитаем как классику, вызывали у современников не менее жаркие споры. А кого из наших композиторов, которым сегодня чуть за двадцать и которые тоже сочиняют оперы, знаем мы? И еще один вопрос на засыпку: где можно услышать и увидеть их произведения?

 


Цель KazanOperaLab – создание абсолютно новых произведений камерного оперного творчества. Воспитание новых профессионалов. Главное, чтобы результат лаборатории был интересен зрителю, чтобы оперы были написаны не «в стол», а прозвучали на сцене


 

Возможно, когда-нибудь в Казани все-таки появится камерный музыкальный театр, о необходимости которого говорится давно, и он станет той самой экспериментальной площадкой, где будут искать новые театральные формы и шлифовать свое мастерство молодые композиторы, вокалисты, режиссеры. Ну а мы в свою очередь будем открывать для себя новые талантливые имена…

Впрочем, самые смелые и продвинутые из этих молодых людей решили не ждать «дворца с колоннами» и в первых числах декабря объявили о старте долгосрочного проекта KazanOperaLab, цель которого – развитие и продвижение в Татарстане современного искусства вообще и камерной оперы в частности. Этот уникальный и в хорошем смысле амбициозный проект уже поддержали Министерство культуры, Союз композиторов, Союз театральных деятелей, фонд «Живой город» и другие. Но сама идея «новой оперы в Казани» принадлежит руководителю Фонда развития исполнительского искусства Sforzando, выпускнику Казанской консерватории Данияру Соколову. «За время существования нашего фонда мы успели поэкспериментировать и с классической, и с современной оперой. И убедились, что у нас есть не только талантливые ребята, способные удивить новым взглядом на оперное искусство, но и зритель, у которого это искусство востребовано», – отметил он на пресс-коференции, посвященной началу первого этапа  проекта  KazanOperaLab. В свою очередь напомним, что при фонде Sforzando существует одноименный молодежный симфонический оркестр, который ежегодно выпускает по 2–3 премьеры (камерные оперы, перформансы, спектакли).

 

  Данияр СОКОЛОВ,
руководитель Фонда развития исполнительского искусства Sforzando:

sokolov

Финал лаборатории запланирован на осень следующего года. Ведутся переговоры о презентации  музыкальных спектаклей не только в Казани и Москве, но и на европейских сценах.

Как ясно уже из названия,  KazanOperaLab – это творческая и образовательная лаборатория для молодых композиторов, режиссеров, художников и драматургов. На первом этапе, который продлится до 23 декабря, участников проекта ждет интенсивная образовательная программа лекций и мастер-классов от настоящих звезд современного музыкального театра. Эти имена действительно впечатляют. Один Василий Бархатов чего стоит! Кстати сказать, 34-летний оперный режиссер, создатель знаменитой «Опергруппы» тоже присутствовал на пресс-конференции и пожелал успеха участникам казанской оперной лаборатории, с которыми он уже успел познакомиться.

Напомним, что на творческом счету Василия Бархатова – постановки в Большом и Мариинском театрах, в Венской и Немецкой операх, а его спектакли – постоянные участники фестиваля «Золотая маска». В рамках лаборатории занятия также проведут композиторы Александр Маноцков и Владимир Раннев,  драматург Михаил Дурненков, театральный художник  Ксения Перетрухина и многие  другие.

По итогам первого, образовательного этапа участники разделятся на команды «композитор – художник – драматург – режиссер» и начнут работу над либретто и клавирами.  Всего предусмотрено четыре «лабораторных» этапа и финальный, пятый этап, когда состоятся премьерные показы опер, созданных молодыми татарстанскими авторами.

«В течение всей лаборатории мы также будем приглашать вокальных мастеров и инструменталистов, которые владеют современными технологиями в исполнительском искусстве. Цель лаборатории – создание абсолютно новых произведений камерного оперного творчества. Воспитание новых профессионалов. И, конечно же, мы приложим все усилия, чтобы результат лаборатории был интересен зрителю, чтобы оперы были написаны не «в стол», а прозвучали на сцене», – поделился планами Данияр Соколов. По его словам, финал лаборатории запланирован на осень следующего года. Ведутся переговоры о презентации  музыкальных спектаклей не только в Казани и Москве, но и на европейских сценах. Организаторы также надеются, что это только начало, и проект KazanOperaLab станет ежегодным.

И в заключение вернемся к нашумевшей премьере в Большом. Судя по первым отзывам, зрители сходятся во мнении, что «Нуреев» – выдающийся спектакль, хотя трудно однозначно ответить на вопрос: это все-таки балет или нет? Наверное, в нашем привычном понимании – нет. Это синтез всего: балета, вокала, музыки, драмы, сценографии…  И этот же принцип преодоления границ между разными видами искусства, когда все взаимосвязано и все взаимодействует, надо полагать, станет ключевым для участников первой казанской оперной лаборатории. Станут ли их произведения явлением современного искусства, покажет время. Во всяком случае, очень хочется надеяться, что они  будут современными не только потому, что создаются «здесь и сейчас», но прежде всего по тем смыслам, которые будут в них заложены.

 


Фото: vk.com; business-gazeta.ru
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Дата:18.12.2017
Выпуск: №187 (28375)


Добавить комментарий

Матч звезд 19.01.2019

Праздник хоккея КХЛ! Добро пожаловать в Татарстан!

Вчера в одном из казанских культурно-развлекательных центров прошло представление участников «Недели звёзд хоккея», которая завершится в воскресенье «Матчем звёзд» КХЛ....
1530
taekwondo_m_rafael_kamalov_4 18.01.2019

Камалов — претендент на награду «Спортсмен года»

Рядовой Рафаэль Камалов из Набережных Челнов выиграл первый этап народного голосования за присвоение награды «Спортсмен года CISM 2018»....
1850
Салават-Купере 18.01.2019

Ввод жилья: темпов не сбавляем

В Казани прошла расширенная итоговая коллегия Минстроя республики....
2200
экипаж эдуарда николаева 18.01.2019

КамАЗ доказал преимущество нашей техники

Экипаж Эдуарда Николаева, выиграв 41-й ралли-рейд «Дакар», в третий раз кряду взошёл на высшую ступеньку автомобильного Олимпа....
1930
прощание-с-ильгамом-шакировым 18.01.2019

Пришёл в этот мир, чтобы запомниться навечно

В Казани состоялась церемония прощания с легендой татарской эстрады, народным артистом России и Татарстана Ильгамом Шакировым....
1690

Мнение

Феликс ГОГОЛЬ, начальник Гидрометцентра Татарстана:

феликс-гоголь

Нынешняя зима холоднее предыдущей. Однако по итогам года в Татарстане продолжилось постепенное потепление. Причем если раньше среднегодовая температура увеличивалась за счет потепления зимы, то теперь и летние месяцы становятся жарче. Из­-за этого растет число опасных или нехарактерных для нашего региона явлений.

Все мнения

А что в Сети?


  • Дни рождения

    20 января

    Минтимер Шарипович Шаймиев (1937), первый Президент Татарстана, Государственный Советник РТ.

    Ганзя Галимовна Ахмадеева, Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель Татарстана (Нижнекамск).

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров