13 декабря 2018  0:44
Распечатать

Юрий Камалтынов: «Корректировка закона – не самоцель. Важно, как он применяется»

 

Пресс-служба Госсовета_2

 

В прошлом году в Госсовете Татарстана по предложению руководителя парламента Фарида Мухаметшина была создана Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики для анализа законодательства РТ на предмет актуальности и эффективности действия республиканских законов. Цель данной структуры заложена  в самом ее названии. Комиссия исследует качество реализации законов, имеющих наибольшую значимость для  жизни  республики.

 

Об особенностях и принципах, которые взяты в основу работы комиссии, нам рассказал ее руководитель, заместитель Председателя Госсовета, руководитель парламентской фракции партии «Единая Россия» Юрий Камалтынов.

– Юрий Зимелевич, в состав комиссии входят 19 человек. Это председатели всех парламентских комитетов, руководители фракций, представители аппарата Госсовета, министерств и ведомств, Общественной палаты, Совета муниципальных образований РТ. Состав очень широкий. Чем это вызвано?

– Не забудьте еще и уполномоченного по правам человека в РТ. Дело в том, что, помимо анализа законодательства на предмет его актуальности, для нас очень важно изучение проблем и вопросов, с которыми люди сталкиваются в ходе правоприменительной практики, то есть реализации того или иного закона. Важно также выяснить, как закон воздействует на те или иные сферы нашей жизни, регулирует их. С этой точки зрения только взаимодействие с различными институтами – правоохранительными органами, прежде всего прокуратурой, Общественной палатой, непосредственными исполнителями, чьи интересы в данном случае представляет Кабинет Министров, может дать нужный результат. То есть это данность нашей жизни: есть депутатский корпус, который пишет и принимает законы, и есть люди, которые их реализуют. И поэтому, чтобы добиться гармонии в их взаимодействии, было решено обеспечить представительство практически всех заинтересованных категорий общества в работе данной комиссии.

 


За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами


 

Практика показала, что такой подход себя оправдал – члены комиссии очень активно работают на стадии подготовки материалов к обсуждению и не отмалчиваются в ходе ее заседаний.

– У татарстанского парламента уже есть опыт мониторинга законодательства. Какая была необходимость в создании специальной комиссии? Я знаю, что вы ездили в Нижний Новгород, знакомились в этой части с опытом местных законодателей.

– Действительно, еще в 2007 году, когда довольно существенно стало меняться федеральное законодательство, была создана комиссия, в задачи которой входило определение соответствия ему законов республики. И тогда была проделана довольно большая работа. Сейчас же, когда Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин предложил нам вернуться к этой теме, задача несколько изменилась. С одной стороны, была необходимость посмотреть, не надо ли чего поменять в наших базовых республиканских законах, ведь столько лет прошло. С другой стороны, нужно было упорядочить в целом систему мониторинга правоприменительной практики и вывести здесь некий общий алгоритм. Мы пошли дальше и разработали подробные методические рекомендации, с учетом соответствующего опыта субъектов Российской Федерации. В основу рекомендаций легли предложения парламентских комитетов. Мы обсудили их на заседании комиссии и были поддержаны. Самое главное, что комиссия сама (это в ее полномочиях) рассматривает наиболее важные моменты, скажем так, вызывающие вопросы на том или ином этапе у субъектов, реализующих законодательство. К работе комиссии привлечен очень широкий круг экспертов и специалистов. Ведь объективно оценить эффективность того или иного закона зачастую только парламентскому комитету не под силу. Вот мы и пользуемся нашими внешними связями.

Яркий пример – в прошлом году мы на заседании комиссии рассматривали закон о работе с обращениями граждан. Вы помните, какой был резонанс? По итогам обсуждения не только внесли изменения в действующее законодательство, но и выявили ряд нарушений, видных только на практике применения закона. По нашей просьбе прокуратура провела массовую проверку его исполнения. И выяснилось, что в целом ряде органов исполнительной власти не было даже собственных нормативных актов, регламентирующих работу с обращениями граждан. Во многих муниципалитетах и организациях, подведомственных органам исполнительной власти, не оказалось ответственных за данное направление. Пришлось в этом деле наводить порядок. Вот для рассмотрения таких глобальных, резонансных вопросов и нужна наша комиссия. Как раз здесь мы использовали опыт наших коллег из Нижнего Новгорода – у них эта работа очень хорошо поставлена. Ситуацию вокруг какого-то определенного закона там изучают до года и при необходимости вносят поправки в действующее законодательство.

 

Пресс-служба Госсовета

 

Мы действуем аналогично – к последнему перед парламентскими каникулами заседанию комиссии, на котором рассмотрели ситуацию с государственной поддержкой личных подсобных хозяйств в республике, готовились три месяца. Ездили по районам, встречались с главами поселений, с хозяевами или представителями ЛПХ, участвовали в работе кустовых совещаний. Слушали на местах, какие есть проблемы, потом обобщили информацию и вынесли вопрос на расширенное заседание комиссии. Причем на завершающем весеннюю сессию Госсовета заседании к этому закону были рассмотрены и приняты в первом чтении поправки, осенью, думаю, примем его окончательно.

– То есть прикладной результат налицо?

– Обязательно. Опять-таки, с одной стороны, для нас это не самоцель – докопаться до необходимости внесения изменений в действующее законодательство. Гораздо важнее посмотреть, а что, собственно, тормозит реализацию закона, снижает эффективность правового регулирования данной сферы. И выясняется, что очень часто закон не нуждается в корректировке. Все упирается в исполнительскую дисциплину и понимание субъектом правоприменительной практики своих обязанностей и полномочий по его реализации. С этой точки зрения мониторинг законодательства – вещь актуальная, и парламентские комитеты эту работу активно проводят. За прошлый год 43 закона подверглись мониторингу. Я считаю, это хорошая цифра. Поставили комитетам задачу до конца созыва завершить анализ всех базовых законов. Нужно отдать должное нашему правовому управлению – его специалисты очень качественно работают вместе с комитетами.

– Следующий год для парламента достаточно сложный – предстоят выборы нового состава Госсовета…

– Это никак не повлияет на работу комитетов и комиссии…

– Если это так, то в перспективе какие направления комиссия возьмет в работу?

– Хотели рассмотреть вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Тема эта, согласитесь, более чем актуальная. Но чем и хорош мониторинг – выяснилось, что нет кардинальной необходимости созывать комиссию. Ее заседание ведь должно заканчиваться какими-то рекомендациями, серьезными выводами, предложениями по изменению законодательства, обращением в Правительство. А в данном случае анализ документов показал, что достаточно еще раз обсудить эту тему на круглом столе, потому что все механизмы такой поддержки, в принципе, выстроены.

Думаю, что в любом случае вопрос, вынесенный на заседание комиссии, будет связан с социальной сферой. Проблемы обеспечения и повышения качества жизни очень важны для нас.

– Юрий Зимелевич, обыватель часто думает: если надо изменить закон, то какие тут проблемы? Садитесь да переписывайте. А хочется объяснить читателям, что это процесс небыстрый, очень осторожный и деликатный.

– Естественно. Тем более что мы сами сколько раз сталкивались с тем, что законодательство менялось то в одну, то в другую сторону. Взять ту же налоговую сферу. Там такое количество поправок, что надо быть юристом и грамотным специалистом, чтобы понимать, что вообще здесь происходит. И поэтому у человека, который занимается предпринимательской деятельностью, просто нет времени все это досконально изучать. С одной стороны, вроде бы чем меньше законодательство трогаешь, тем лучше. Но с другой, законодательство должно успевать за процессами, которые происходят в обществе. Конечно, есть вещи незыблемые, например Конституция. А все остальное требует изучения: как эти законы реализуются, где у них узкие места, есть ли необходимость их корректировки.

– Есть ли функции у комиссии обязывать кого-то выполнять ее решения, повернуться лицом к проблеме?

 – Мы можем только в виде рекомендации выражать свое мнение, потому что комиссия – орган коллегиально-совещательный. Но имеем возможность в какой-то части обязать парламентские комитеты внести вопрос на рассмотрение Госсовета и через это повлиять на органы исполнительной власти и муниципалитеты. Я считаю, что у нас в республике тандем Правительство – Госсовет работает эффективно. У нас единые интересы, одеяло на себя никто не перетягивает. Выстроено четкое взаимодействие, каждый понимает свою функцию. С этой точки зрения считаю такие отношения образцовыми.

– На ваш взгляд, как повысить интерес рядового гражданина к выполнению действующих законов? Может, уже с начальной школы внушать детям, что мы живем в правовом государстве?

– Я бы сказал, проблема в том, что люди часто даже не осознают, что являются субъектами правоотношений, то есть отношений, урегулированных законами. Нужно очень четко представлять, что любой свой шаг власть делает в строгом соответствии с законодательством. Да, кого-то это не устраивает. Но ведь невозможно сочинить законы для каждого человека в отдельности.

И чтобы государство было сильным в свою очередь каждый должен стараться сделать его таким. На своем месте качественно исполнять свои обязанности и соблюдать законы. По кирпичикам строить большой дом, который называется государством и который будет крепким, красивым и удобным для всех.

– По моим наблюдениям нынешний созыв довольно много сделал, чтобы наладить обратную связь с населением. А ваша оценка?

– Не хочу принижать работу наших коллег в предыдущих созывах, но в нынешнем действительно появилось очень много людей, которые прошли большую практику низовой работы с людьми. Очень важно, что во главе комитетов встали люди, работавшие главами районов, руководителями республиканских структур, им хорошо известны проблемы на местах. Нужно сказать слова признательности в адрес Председателя Госсовета Фарида Хайрулловича Мухаметшина, который четко ставит перед фракцией, перед депутатами всех уровней задачи по непрерывной работе с избирателями, контролю за исполнением наказов, которые нам дали избиратели. В этом созыве над этим плотно работали все депутаты. Руководство республики, повторюсь, всегда жестко ставит вопросы обратной связи. Тот же «Народный контроль» очень удачный формат такой связи.

– Юрий Зимелевич, в апреле нынешнего года начал работать проект «Пишем законы вместе!». Жителям республики дана возможность выступить в качестве разработчиков законов. Проект как-то обогатит работу комиссии по корректировке законодательства?

– Здесь, скорее, важен сам отклик неравнодушных людей, их реакция на ту или иную сферу жизни, стремление что-то поменять, найти лучшее решение проблемы. Пока проект находится в стартовом режиме. Со всеми, кто откликнулся на этот призыв, ведем переписку, даем обоснованные ответы, и не исключаю, что по итогам проекта к концу года что-то и будет внесено в законодательство республики.

 

Подготовлено при содействии пресс-службы Госсовета РТ

 


Фото: Пресс-служба Госсовета
Автор статьи: МУШКИНА Ирина
Дата:25.07.2018
Выпуск: №106 (28488)


Добавить комментарий

встреча-медведева-и-минниханова-в-москве 12.12.2018

Рабочая встреча с главой российского Правительства

В Москве состоялась рабочая встреча Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева....
2660
вручение-госнаград 12.12.2018

Вручение государственных наград

Государственные награды Российской Федерации и Республики Татарстан вручил 12 декабря в Казанском Кремле Премьер-министр Алексей Песошин....
2080
дни-татарстана 12.12.2018

«Киты» успешности Татарстана

В точном соответствии с народным изречением «На людей посмотреть и себя показать» в Москве 10 и 11 декабря прошли Дни Республики Татарстан в Совете Федерации....
1040
прием-по случаю 25-летия Конституции Российской Федерации 12.12.2018

Приём в Казанском Кремле

Торжественный приём от имени Президента Рустама Минниханова по случаю 25-летия Конституции РФ состоялся в минувший вторник в Казанском Кремле....
820
губайдуллин 12.12.2018

Экзам Губайдуллин: Институт народовластия состоялся

О том, какие проблемы решает местное самоуправление, мы беседуем с председателем Совета муниципальных образований РТ Экзамом Губайдуллиным....
970

Мнение

Елена ПОЛЯКОВА, заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда России по Татарстану:

елена-полякова

С нового года у 800 тысяч неработающих пенсионеров Татарстана в связи с индексацией увеличатся пенсии. Средний размер прибавки составит тысячу рублей в месяц. Что касается остальных получателей пенсий, то индексация у работающих пенсионеров пройдет с 1 августа, а у получающих социальную пенсию – с 1 апреля.

Все мнения
  • Найди свою малую Родину
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    13 декабря

    Ренад Зиннурович Сагдеев (1941), директор института «Международный томографический центр» Сибирского отделения РАН (Новосибирск), лауреат Ленинской премии и Госпремии РФ, почетный член АН РТ. Родился в Казани.

    Николай Васильевич Фролов (1931), фрезеровщик казанского завода «Радиоприбор», Герой Социалистического Труда.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров