26 августа 2019  1:07
Распечатать

Все конфликты – от незнания

Опубликовано: 30.10.2017 18:42

Почему так важен этнографический диктант

 

diktant1

 

Как мы уже сообщали, 3 ноября по всей России и во многих странах СНГ пройдет Большой этнографический диктант (см. «РТ» от 27.10.2017 г.).

 

О том, чем значима эта акция, проводимая накануне Дня народного единства, что показал диктант прошлого года и как обстоят у нас дела с этнографической грамотностью населения, мы говорили с одним из региональных кураторов диктанта, доцентом кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Казанского федерального университета Еленой Фроловой.

 

– Елена Валерьевна, в чем вы, как этнограф, видите смысл этой акции?

– Здесь есть несколько аспектов – политический, научный, культурно-просветительский. У нас традиционно многонациональная страна, здесь проживают 193 народа. И в Конституции у нас записано – «Мы, многонациональный народ Российской Федерации». Хотя специалисты-этнологи предпочитают термин «многонародная нация». То есть народов много, нация одна. И вообще, сейчас очень много говорят о формировании российской нации. В то же время мы отмечаем недостаточную информированность населения в том, что касается культуры, традиций, психологических, антропологических особенностей народов России. Потому что мы изучаем историю своей страны, язык, но почему-то не изучаем культуру народов, ее населяющих. А ведь знание всего этого является неотъемлемой частью формируемой сейчас гражданской идентичности. И все межэтнические конфликты – от недостатка информированности. Вот как раз эта акция и информирует людей, и пробуждает у них интерес к тому, чем отличаются обычаи живущих по соседству людей другой национальности. То есть тут и политика, и культурно-просветительский эффект.

 


Цель акции не столько получить какой-то цифровой результат – на какое количество вопросов ты ответил, сколько стимулировать интерес населения к этнографическим вопроса


 

Другой аспект я вижу в том, что таким образом популяризируется наша наука – этнология и этнография. Популяризация науки – это тоже очень важно. Вот когда в Америке говоришь, что ты антрополог, все, не надо никому ничего больше объяснять! Ты уважаемый человек. У нас спрашивают: а кто это? Что это за наука? В лучшем случае возникают ассоциации с физической антропологией – с черепами, скелетами… Даже для студентов, поступивших на нашу специальность (многие ведь поступают, потому что просто прошли по баллам), тоже бывает открытием, что есть такая наука. И с помощью таких акций люди узнают о науке, которая занимается в том числе культурными особенностями разных народов.

 

– В прошлом году Татарстан показал на этнографическом диктанте лучшие результаты в России – при среднем балле по стране 54 наши участники получили в среднем 81,3. На ваш взгляд, с чем это связано?

– Большую роль, считаю, играет наш Казанский университет, где есть кафедра, направление «Антропология и этнология». Наши студенты приняли активное участие в диктанте. Ну и, наверное, активный пиар этой акции у нас был, поэтому население заинтересовалось, и площадки для участников даже не справлялись с наплывом желающих.

 

  Елена ФРОЛОВА,
доцент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ:

frolova

Все межэтнические конфликты – от недостатка информированности. Вот как раз эта акция и информирует людей, и пробуждает у них интерес к тому, чем отличаются обычаи живущих по соседству людей другой национальности.

– Почему в этом году решено добавить в диктант региональный блок – вопросы, связанные с тем регионом, где живет пишущий?

– В том-то и проблема, что даже о своем регионе, как выясняется, люди знают не много. Но есть другой момент. У нас, ученых, были претензии к некоторым прошлогодним вопросам, которые даже специалистам-этнографам оказались не по силам. Без специальной подготовки я вам тоже не скажу, например, какие праздники существуют у хантов или у манси. Видимо, в этом году решили сделать все же акцент на местные особенности, посмотреть, как люди ориентируются в жизни тех народов, которые их исторически окружают, посчитав, что соседи нам интереснее. Мы, например, всегда говорим, что у нас в республике господствуют традиции добрососедства, что у нас благоприятный межэтнический климат. А на чем он основан? Вот как раз на исторически сложившемся взаимодействии разных народов, в том числе на интересе к культурным особенностям тех, кто живет рядом.

 

– Проводился ли анализ по Татарстану – каков был контингент участников прошлой акции? Некоторые считают: раз у нас высокие баллы, значит, участвовали в основном пенсионеры, которые в целом грамотнее молодежи…

– Я могу сказать по Казани, поскольку курировала площадку именно здесь, – было очень много молодых людей. Но это опять же связано с тем, что у нас университетский город и на диктант пришли много студентов.

 

– В прошлом году (наверняка так же будет и нынче) на площадках не разрешалось пользоваться гаджетами. Но если человек отвечает на вопросы в Интернете, ему ведь никто не запретит тут же, в параллельном окне, залезть в Google…

– В Интернете не всегда можно сразу найти однозначный ответ на все вопросы. На это уйдет время, а на диктант отводится всего 45 минут. Ну и потом, цель акции не столько получить какой-то цифровой результат – на какое количество вопросов ты ответил, сколько стимулировать интерес населения к этнографическим вопросам. Поэтому даже неплохо, если человек залезет в Интернет и узнает, что это за народы, о которых у него спрашивают, какие у них праздники…

 

– Когда в прошлом году анонсировали акцию, организаторы заявляли, что по ее итогам будут вноситься коррективы в учебные программы. В этом году тоже об этом говорят. Что-то уже сделано или пока это только планы?

– Насколько я знаю, действительно, была мысль включить этнологию, этнографию в школьную программу. Пока об этом ничего не слышно. Но мы, ученые, если надо, готовы разработать соответствующий курс.

 


Фото: kubsu.ru; kpfu.ru
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Выпуск: №160 (28348)


Добавить комментарий

медицинская-лабораторная 19.08.2019

Медицинский ликбез

Наши знания в области медицины крайне несовершенны. В этом могли убедиться казанцы, пришедшие в минувшую субботу в Казанский федеральный университет, чтобы поучаствовать в «Медицинской лабораторной»....
2640
Педсовет 16.08.2019

И всё-таки в центре всего – учитель

На республиканском педсовете в Казани попытались вывести формулу идеальной школы....
3710
посвящение-в-педагоги 16.08.2019

Молодых учителей посвятили в профессию

Традиционная церемония посвящения молодых педагогов в профессию прошла в Казани в минувшую пятницу....
5250
педсовет 15.08.2019

Хорошо, но нужно лучше

В Казани прошёл республиканский августовский педсовет. Совещание провел Президент Татарстана Рустам Минниханов....
2120
международная-летняя-школа 15.08.2019

Болгар собирает на диалог культур

Международная летняя школа «Болгарский диалог культур» уже в третий раз пройдёт в татарстанском Болгаре с 16 по 26 августа....
2870
  • Мнение

    Айрат ФАРРАХОВ, депутат Госдумы РФ от Татарстана:

    ФАРРАХОВ

    80 процентов медицинской помощи граждане получают на уровне первичного звена. При этом объём его финансирования составляет лишь 20 процентов от всей системы здравоохранения. Важно перераспределить средства господдержки так, чтобы доля первичной медпомощи существенно выросла. Это возможно за счёт технологий, которые уже есть в Татарстане, – одноканального финансирования и так называемого фондодержания.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    27 августа

    Айдар Раисович Метшин (1963), глава Нижнекамского муниципального района.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров