20 января 2019  2:05
Распечатать

Врачи хотят, чтобы система не тормозила

Информатизация – ключевое условие эффективного здравоохранения

 

кибермедицина

 

Учёные насчитали в истории человечества более 1600 поколений. И пока только одно из них можно назвать представителем новой – компьютерной эры. Но время каждому предъявляет свои требования: если пещерному человеку предстояло изобрести каменный топор, то достижением нашей цивилизации должна стать кибермедицина.

 

ДЕБЕТ И КРЕДИТ РЕФОРМЫ

С конца прошлого тысячелетия программы информатизации здравоохранения активно разрабатываются и внедряются в десятках стран. Их цель – повышение доступности и качества медицинской помощи населению. Для этого надо лишь интегрировать лечебные учреждения в целом и каждого доктора в частности в единую коммуникационную сеть с общей базой данных и автоматизировать целый ряд рутинных процессов…

Даже в кратком изложении концепция, на первый взгляд, звучит заумно, но необходимость такой реформы сегодня признают даже замшелые консерваторы. Государства и частные компании вложили в аналогичные программы уже десятки миллиардов долларов. Но дождутся ли они дивидендов?

Аналитики от немецкого минздрава (по данным из открытых источников) утверждают, к примеру, что их программа информатизации уже в самом ближайшем будущем на 30 процентов снизит расходы на здравоохранение. При этом оптимизация лечебного процесса, когда случаи выбора неправильного лечения, назначения избыточных процедур и медикаментов будут сведены к минимуму, сэкономит 500 миллионов евро. Ещё 200 миллионов даст технология электронного рецепта. И, наконец, выявление и предотвращение страховых махинаций позволят ежегодно экономить миллиард евро! И это не говоря о том, что здоровье нации – вообще бесценно. Такой вот расклад…

 


Сейчас в республике работает центральный архив медицинских изображений, куда стекается информация со всей «тяжёлой техники», в том числе с аппаратов УЗИ и МРТ. Врач может в динамике оценить, как изменилось течение болезни того или иного пациента


 

В России разработкой программы информатизации медицины озаботились ещё в начале девяностых, когда компьютеров в больницах и поликлиниках днём с огнём было не сыскать. Поэтому в большинстве случаев дальше бумажных выкладок дело не пошло. Впрочем, были и счастливые исключения.

– Информатизация медицины в нашей республике началась еще в 1993 году, а в активную стадию она вошла с программой модернизации здравоохранения 2011–2012 годов, – говорит Владимир Шерпутовский, главный внештатный специалист Минздрава РТ по внедрению информационных систем в здравоохранении.

Штатная должность Владимира Георгиевича вполне земная – заместитель главного врача Казанской городской клинической больницы №7. Это лечебное учреждение, ставшее, к слову, главным госпиталем Универсиады и других масштабных мероприятий, оснащено сегодня не хуже РКБ и сравнимо с ней по нагрузке. Причём последняя в значительной мере приходится на экстренные случаи. Так что о сочетании теории с практикой здесь можно говорить вполне предметно.

 

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА СЕРВЕРЕ

Если театр начинается с вешалки, то больница – с приёмного отделения. Мы находимся за стойкой регистрации и видим всю «кухню» изнутри. На компьютере – заполненный титульный лист карточки только что поступившей пациентки с лёгочной патологией.

– Хотя бы этот лист врачу не придётся заполнять вручную, – говорит мой «экскурсовод» Владимир Шерпутовский. – По логике, конечно, вся история болезни должна вестись только в электронном виде. Но сегодня нормативная база требует от врача, помимо работы за компьютером, придерживаться «писательских» традиций.

Пока мы развиваем тему и идём в кабинет рентгенологов, пациентке сделали снимок, и два врача изучают его, приближая и двигая изображение на мониторе. Вместе с электронной частью карты снимок уже находится в базе, и потерять его никакая регистратура не сможет. Данные хранятся на серверах Минсвязи и при необходимости, с использованием защищённых каналов связи, могут использоваться в любом медучреждении. Разумеется, с соблюдением требований закона о персональных данных.

 

  Владимир ШЕРПУТОВСКИЙ, главный внештатный специалист Минздрава РТ по внедрению информационных систем в здравоохранении:

Владимир-Шерпутовский

«Интернет-паспорт пациента», без наличия УЗИ, ЭКГ и анализов крови, дает возможность лечащему врачу «сверить часы» с предыдущими коллегами, ставившими те или иные диагнозы, выяснить исход того или иного заболевания.

– В соответствии с рекомендациями Минздрава России, в каждом регионе формируется и уже функционирует Единая государственная информационная система здравоохранения – ЕГИС. У нас она называется ЕГИС «Электронное здравоохранение Республики Татарстан», – рассказывает Владимир Шерпутовский. – В рамках программы уже с 2002 года (чем не каждый регион может похвалиться!) собираются данные о пациенте, фиксируются все случаи обращений за стационарной или амбулаторной помощью. На основе этой персонифицированной информации в своё время были сформированы такие электронные ресурсы, как «Электронный паспорт призывника» и «Интернет-паспорт пациента», по которым врачи могут увидеть, когда, куда, с какими проблемами человек обращался, какую медицинскую помощь получил.

 

В случае с «Электронным паспортом призывника» исключена возможность призыва на военную службу ребят с хроническими заболеваниями – медкомиссия в военкоматах видит всю историю призывника с момента рождения: придумать или утаить что-то не получится, нет возможности для злоупотреблений. «Интернет-паспорт пациента», без наличия УЗИ, ЭКГ и анализов крови, дает возможность лечащему врачу «сверить часы» с предыдущими коллегами, ставившими те или иные диагнозы, выяснить исход того или иного заболевания.

– Даже на основании этих статистических по сути данных, – говорит Владимир Георгиевич, – в республике был, к примеру, сделан регистр больных с артериальной гипертонией. Пациенты, хоть раз обращавшиеся к врачу по поводу повышения артериального давления, попали в группу риска и были дополнительно обследованы на предмет выявления заболевания. Это тот случай, когда предупреждён – значит вооружён. А в 2011–2012 годах, когда появилась программа модернизации здравоохранения, стала функционировать уже собственно медицинская информационная система, которая позволила хранить данные обследований, рентгеновские изображения.

Сейчас в республике работает центральный архив медицинских изображений, куда стекается информация со всей «тяжёлой техники», в том числе с аппаратов УЗИ и МРТ. Врач может в динамике оценить, как изменилось течение болезни того или иного пациента. Весьма актуально это для сельских районов, где не хватает узких специалистов и нет возможности на месте проводить сложные обследования. Спасти жизнь человеку архив поможет и в экстренных ситуациях, например при ДТП, когда пациент (как правило, с документами) доставляется в больницу без сознания.

Ещё одним достижением информатизации стал проект централизации лабораторных исследований, который стартовал в 7-й горбольнице два месяца назад. Теперь здесь делают анализы для одиннадцати поликлиник Казани! Пациент у своего врача по месту жительства получает направление на анализ, сделанное посредством медицинской информационной системы и маркированное штрихкодом, под которым скрываются персональные данные человека.

Взяв, к примеру, кровь, медсестра, словно кассир в магазине, сканирует ваше направление и наклеивает такой же штрихкод на пробирку. Далее спецтранспорт, двигаясь по установленному маршруту, забирает биоматериал и отвозит его в лабораторию горбольницы №7. Здесь на самом современном в городе оборудовании делается соответствующий анализ, и результат его в соответствии с данными штрихкода тут же попадает в компьютер участкового врача, выписавшего направление. Технология сводит к минимуму возможность ошибки – будь то техническая погрешность приборов и методик или болезнь под названием «перепутали».

 

ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ

Как известно, зубы, сердце и печень по закону подлости начинают болеть под выходные дни. Последствия дачных воскресников тоже никуда не деть. Такие пациенты вместе с гражданами, болеющими «по обычному графику», в понедельник создают настоящую электронную пробку при записи на приём. Начинается она сразу – с семи утра. К тому же портал госуслуг не информирует о выходе в отпуск тех или иных специалистов, добавляя перчика в острую ситуацию и… количество жалоб в «Народный контроль». Подвисают в понедельник, понятно, и больничные серверы – слишком велика нагрузка. Что думают медики на эту тему?

– Как и все люди, врачи хотят, чтобы система не тормозила! – говорит Владимир Шерпутовский. – Это издержки переходного периода. Основная часть компьютерной техники закуплена в рамках программы модернизации 2012 года и в значительной мере уже устарела. Сейчас мы ждём поставки современного оборудования по программе «Цифровое здравоохранение». Самостоятельно же обновлять оргтехнику большинство учреждений не в состоянии.

 


Переход на электронную историю болезни без дублирования в бумажном варианте пока не разрешён – врачи по-прежнему тратят время и силы на ненужную писанину


 

Для успешной информатизации медицины требуется не только «железо», но и соответствующая нормативная база. Однако она не всегда успевает за современными технологиями. К примеру, ситуационный центр РКБ уже несколько лет проводит онлайн-консультации: когда светила медицины в реальном времени корректируют ход сложной операции в какой-нибудь районной больнице. Однако лишь в этом году телемедицина окончательно узаконена. А вот переход на электронную историю болезни без дублирования в бумажном варианте пока не разрешён – врачи по-прежнему тратят время и силы на ненужную писанину.

Есть и ещё одна, весьма характерная для нашей страны проблема. Концепции информатизации рождаются одна за другой, но штатная структура медицинских учреждений остается неизменной. А время требует создания в них отдельной IT-службы с руководителем в ранге заместителя главного врача. Служба должна обеспечивать три направления: устойчивую работу компьютерной техники, телекоммуникационных сетей и эффективное использование обновляемого программного обеспечения на уровне пользователя.

– На уровне РКБ, МКДЦ и нашей 7-й горбольницы IT-служба должна составлять 20–25 человек, – уверен Владимир Шерпутовский. – Такой расчёт мы обосновали ещё три года назад. Сейчас, с одной стороны, ощущается очень серьёзная нехватка специалистов по этому направлению, а с другой – до сих пор нет норматива, определяющего количество специалистов в зависимости, скажем, от числа коек. Нет и отдельной статьи финансирования программы в конкретном лечебном учреждении. Успех программы информатизации нашей медицины напрямую зависит от скорейшего решения этих проблем.

 


Фото: wordpress.com; emckzn.ru
Автор статьи: ШАБАРДИН Антон
Дата:11.12.2018
Выпуск: №182 (28564)


Добавить комментарий

Матч звезд 19.01.2019

Праздник хоккея КХЛ! Добро пожаловать в Татарстан!

Вчера в одном из казанских культурно-развлекательных центров прошло представление участников «Недели звёзд хоккея», которая завершится в воскресенье «Матчем звёзд» КХЛ....
1490
taekwondo_m_rafael_kamalov_4 18.01.2019

Камалов — претендент на награду «Спортсмен года»

Рядовой Рафаэль Камалов из Набережных Челнов выиграл первый этап народного голосования за присвоение награды «Спортсмен года CISM 2018»....
1830
Салават-Купере 18.01.2019

Ввод жилья: темпов не сбавляем

В Казани прошла расширенная итоговая коллегия Минстроя республики....
2180
экипаж эдуарда николаева 18.01.2019

КамАЗ доказал преимущество нашей техники

Экипаж Эдуарда Николаева, выиграв 41-й ралли-рейд «Дакар», в третий раз кряду взошёл на высшую ступеньку автомобильного Олимпа....
1910
крещенские купания 17.01.2019

Крещенские купания: безопасность прежде всего

Крещенские купания: окунуться в прорубь можно до 21 января – но не стоит забывать об осторожности и здравом смысле....
2190

Мнение

Феликс ГОГОЛЬ, начальник Гидрометцентра Татарстана:

феликс-гоголь

Нынешняя зима холоднее предыдущей. Однако по итогам года в Татарстане продолжилось постепенное потепление. Причем если раньше среднегодовая температура увеличивалась за счет потепления зимы, то теперь и летние месяцы становятся жарче. Из­-за этого растет число опасных или нехарактерных для нашего региона явлений.

Все мнения

А что в Сети?


  • Дни рождения

    20 января

    Минтимер Шарипович Шаймиев (1937), первый Президент Татарстана, Государственный Советник РТ.

    Ганзя Галимовна Ахмадеева, Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель Татарстана (Нижнекамск).

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров