26 мая 2020  11:45
Распечатать

Вот такая мерехлюндия

Опубликовано: 17.06.2019 15:00

 

Три-сестры

 

Неблагодарное это дело – осовременивать Чехова. Что ни делай, всё равно он кажется современнее тех, кто претендует на очередное «новое прочтение».

 

Режиссёр Сергей Женовач – один из немногих, кто даже цели такой не ставит, но при этом ему удаётся быть вровень и с Чеховым, и с другими русскими классиками. Их узнавание, совпадение происходит на каком-то ином уровне, ведь в определённом смысле Сергей Женовач и сам уже классик. И спасибо театру им. В.Качалова за приглашение выдающегося режиссёра, год назад возглавившего МХТ им. А.Чехова, и его учеников из театра «Студия театрального искусства» на фестиваль с не самым удачным названием «Европа – Россия – Азия». Ну да не в названии дело, а в том, что из трёх спектаклей, которые «женовачи» привезли в Казань, два – это Чехов: «Три сестры» и «Записные книжки». Поистине роскошный подарок для казанской публики, почти забывшей, как это имя даже выглядит на театральной афише.

«Три сестры», кто помнит, начинаются именинами Ирины, и сразу за театральным гардеробом зрителей ждали накрытые столы, на столах – пироги с яблоками, три сорта домашнего варенья, самовар. Наливай и угощайся! Не бог весть какой интерактив, но зрителям нравится. Даже если не все понимают, при чём тут Чехов, мысль о театральном буфете как минимум до антракта выветривается сама собой.

 


Самое гениальное в спектакле – это берёзовая роща. По словам художника Александра Боровского, неизменного соавтора спектаклей Сергея Женовача, он увидел её во сне и сразу же отказался от прежнего сценографического решения, к тому времени уже утверждённого режиссёром. Эта роща – единственное, что отбрасывает свет на жизнь чеховских героев. Только здесь они могут пошептаться, выплакаться, отдышаться, одним словом


 

Ну а дальше – всё по Чехову: сёстры рвутся в Москву, брат Андрей женится, Наташа ему изменяет, остальные философствуют, уходят в запой, стреляются на дуэли и т. д. Всё идёт своим чередом, и финал, в общем-то, известен. Но почему-то хочется слушать и слушать этих странных, нервных, в чём-то наивных, в чём-то самоотверженных людей, понимающих про себя и эту жизнь гораздо больше, чем им самим этого хотелось бы. И не просто слушать, но, как и они, верить и ждать чуда.

Но самое гениальное в спектакле – это берёзовая роща. По словам художника Александра Боровского, неизменного соавтора спектаклей Сергея Женовача, он увидел её во сне и сразу же отказался от прежнего сценографического решения, к тому времени уже утверждённого режиссёром. Эта роща – единственное, что отбрасывает свет на жизнь чеховских героев. Только здесь они могут пошептаться, выплакаться, отдышаться, одним словом. Когда же последние иллюзии рухнут и военные покинут город, роща тоже куда-то уплывёт, а зарёванные, враз постаревшие три сестры, одетые в чёрные платья, останутся сидеть на чемоданах в опустевшем доме, подобно забытому Фирсу из другой, ещё не написанной пьесы.

Вот такая мерехлюндия, сказал бы Антон Палыч.

 

О ЧЕХОВЕ И ДЕФИЦИТЕ ИДЕЙ

На пресс-конференции, посвящённой началу гастролей СТИ в Казани, Сергей Женовач рискнул перефразировать известное выражение и сказал:

– Чехов – наше всё. Неслучайно сегодня это самый популярный писатель в мире. Чехова надо перечитывать, объясняться ему в любви, потому что в разном возрасте он открывается по-разному. Да, Чехов глубоко пессимистичен, но, переживая чужую боль, мы становимся лучше, добрее. Театр не должен скакать по вершкам. Мы немного забыли культуру драматического искусства и часто относимся к нему как к досугу, весёлому времяпрепровождению. А это то же самое, что слушать музыку, смотреть картины великих художников.

 

  Сергей ЖЕНОВАЧ,
художественный руководитель
МХТ им. А.Чехова:

сергей-женовач

Чехов – наше всё. Неслучайно сегодня это самый популярный писатель в мире. Чехова надо перечитывать, объясняться ему в любви, потому что в разном возрасте он открывается по-разному.

Сегодня многие пишут пьесы, в том числе люди одарённые, но всё это не имеет отношения к театру. Потому что нет новых драматургических идей. Тот же Чехов – это отдельная театральная система. Как и Шекспир, Пушкин, Брехт. В каждом случае это целое театральное мировоззрение. А сегодня есть просто тексты, которые по-своему могут быть интересными, но очень быстро забываются. В то же время сегодня очень сильная проза. Например, недавно умер Владимир Шаров, гениальный русский писатель, которого страна, можно сказать, не заметила.

 

О ПЕДАГОГИКЕ

– Не буду лукавить, педагогика для меня – это отдушина. Может, ребята чего-то и не умеют, но ты веришь в них, и они отвечают тебе той же верой. Иногда меня критикуют за эту атмосферу взаимного восхищения, но я по-прежнему считаю, что это правильно. По-моему, самое главное в педагогике – заложить в человеке зёрнышки идеализма, а не пугать его всеми теми трудностями, с которыми он неизбежно столкнётся в профессиональной работе. От того, насколько хватит этого идеализма, во многом зависит, как долго сохранится его интерес к профессии, несмотря на удары судьбы и обстоятельства. Мы воспитываем ребят в любви, чтобы они не забывали, зачем приходят в эту трудную и очень зависимую профессию.

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ В МХТ

– Для меня это был первый год (на посту художественного руководителя. – Ред.). Мы выпустили пять спектаклей, четыре из которых были затеяны ещё до моего прихода. В середине мая состоялась наша с Александром Боровским премьера – «Бег» по Михаилу Булгакову.

Трудность в том, что труппа большая – 130 человек плюс 70 приглашённых звёзд из других театров, хотя я считаю, что мхатовские актёры ничуть не хуже. Просто судьба к ним по-разному поворачивается. И мы приняли решение: в спектаклях МХТ должны играть только мхатовские актёры, и стараемся держаться этой линии. Труппа приняла это на ура, и я думаю, что этот год мы прожили «в плюс».

 


Фото: sti.ru; tatar-inform.ru
Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Выпуск: №85 (28659)


Добавить комментарий

рустам-минниханов1 25.05.2020

Предмет нашей гордости и уверенности в будущем

27 мая 1920 года в Москве был подписан декрет Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Совнаркома РСФСР «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике»....
2750
Члены-Ревкома 25.05.2020

«Да здравствует татарский пролетариат – авангард революции!»

О том, как рождалась Татарская республика, подробно зафиксировала официальная газета «Знамя революции» (ныне «Республика Татарстан»), которая и сама кардинально изменилась на волне тех бурных событий....
2580
музей-мвд 25.05.2020

Это наша с тобой биография

История МВД по РТ как часть истории Татарстана....
2240
кфу 25.05.2020

С «госами» повезло не всем

О нюансах предстоящих экзаменационных испытаний для студентов КФУ рассказал проректор по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский....
2200
музей 22.05.2020

В защиту музейной пыли

В мировом сообществе идёт переосмысление понятия «музей»....
2 0940
  • Мнение

    Айрат Фаррахов, депутат Госдумы РФ от Татарстана:

    ФАРРАХОВ

    Госдума утвердила третий пакет мер господдержки пострадавших от эпидемии коронавируса. В частности, самозанятым из четырёх регионов России, включая Татарстан, вернут уплаченные налоги за прошлый год. Эта сумма будет возвращена за счёт средств федерального бюджета, хотя налоги были уплачены в бюджет региона.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    26 мая

    Рашид Мирзаевич Шамкаев (1940), актёр, народный артист Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров