Война с мусором: кто кого?

Железная дорога. По ней в Татар­стан приезжает много гостей,

и от того, в каком состоянии находятся железнодорожное полотно и прилегающая к нему территория, зависит впечатление туристов о республике.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

Фото: svyazy.ru

 

svyazy.ru-2904

 

Железная дорога. По ней в Татар­стан приезжает много гостей, и от того, в каком состоянии находятся железнодорожное полотно и прилегающая к нему территория, зависит впечатление туристов о республике. Конечно, хочется, чтобы оно было самое благоприятное. Чтобы навести порядок в «мусорном вопросе», ежегодно проводятся санитарно-экологические рейды, которые позволяют оценить масштаб проблемы, а также ускорить ее решение. 

 

Экологами совместно с надзорными органами, а также представителями муниципалитетов, Горьковской железной дороги и средств массовой информации на днях было проведено обследование железнодорожного участка Казань – Бирюли – Вахитово – аэропорт – Казань. В нынешнем году это уже второй подобный рейд. «В первый раз мы обнаружили пятьдесят три места несанкционированного размещения отходов, – рассказал министр экологии и природных ресурсов Фарид Абдулганиев. – Это в полтора раза меньше, чем в прошлом году. В целом наблюдается положительная динамика, однако есть ряд нарушений, которые носят системный характер, это связано со свалками вдоль дачных кооперативов».

 

КТО В ОТВЕТЕ ЗА УБОРКУ

Что касается железной дороги и близлежащей территории, то хозяин тут не один. Непосредственно само полотно принадлежит Горьковской железной дороге, а значит, за уборку мусора на этом участке несет ответственность это предприятие. Что касается участков вдоль железнодорожных путей, то большая их часть – это муниципальные земли, и именно к органам местного самоуправления и оказалось больше всего вопросов.

 


В процесс «охоты» на мусор и его устранения в весенний период вовлечены и государственные, и муниципальные органы всех уровне


 

Пейзаж за окном электрички глаз особо не радовал – зеленая трава, «припорошенная» целлофановыми  пакетами, оберточной бумагой и прочим хламом, переполненные контейнеры, мусорные навалы в оврагах, вдоль заборов, около домов и гаражей… Участники рейда констатировали: нарушения, выявленные неделю назад, никуда не исчезли.

«По Советскому району Казани проходит пятнадцать километров железной дороги, – рассказывает заместитель главы района Данис Хамитов. – Это примерно миллион квадратных метров площади, которую нужно регулярно убирать. Финансирование на это не закреплено, поэтому приходится привлекать волонтеров, чтобы данную проблему как-то решить. Что касается мусора в оврагах, то здесь необходимо провести рекультивацию, а на это опять нужны деньги, которых нет. Контейнеры стоят на тех местах, которые согласованы с Роспотребнадзором, и мы не можем их самовольно перенести куда-то. Контейнеров, которые установлены, вполне достаточно, чтобы справляться с мусором в обычное время, просто весной – пик сбора мусора с железнодорожного полотна, кроме того, «очищается» после зимы частный сектор, поэтому и возникают проблемы. Мы вывозим отходы два раза в сутки и все равно не успеваем».

 

 Нужно искать корень проблемы – почему образуются свалки?
Во-первых, это говорит о том, что не отработана сама система сбора, вывоза и утилизации отходов. Если бы это было организовано, то был бы порядок. Второе – это отсутствие экологической культуры».

«Бюджетных денег на уборку территории недостаточно, но стараемся устранять все проблемные места», – пояснил глава Бирюлинского сельского поселения Высокогорского района Тагир Багаутдинов. «Весенний период действительно самый сложный, на муниципалитеты ложится большая нагрузка, необходима мобилизация всех сил», – делится заботами заместитель главы района Дамир Шайдуллин.

Возникли вопросы и к землям лесного фонда, где, помимо мусора, оказалось много валежника. «Если в ближайшее время на этих территориях не станет чисто, будем привлекать нарушителей к административной ответственности», – подчеркнул начальник центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Ильхам Сабиров.

Сейчас штрафы для физических лиц составляют до трех тысяч рублей, должност­ных – от 10 до 30 тысяч, для юридических – от 100 до 250 тысяч. Если одно и то же нарушение выявлено повторно, то штраф увеличивается в разы.

 

БУДЕТ ЧИСТО. НАДОЛГО ЛИ?

В процесс «охоты» на мусор и его устранения в весенний период вовлечены и государственные, и муниципальные органы всех уровней. И, надо сказать, результаты впечатляют: свалки ликвидируются почти на сто процентов. Однако это не мешает появляться новым.

«Десять лет объезжаем одни и те же маршруты, – рассказала начальник отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ  Кадрия Хисматуллина. – И картина каждый год одна и та же. Нужно искать корень проблемы – почему образуются свалки? Во-первых, это говорит о том, что не отработана сама система сбора, вывоза и утилизации отходов. Если бы это было организовано, то был бы порядок. Второе – это отсутствие экологической культуры».

 


Согласно законодательству функции сбора, вывоза и утилизации отходов, а также контроль за этим возложены на муниципальные органы, поэтому и спрос в большей степени с них


 

Что касается экологического воспитания, то в этом направлении ведется активная работа по всей республике, акцент в ней сделан на подрастающее поколение. Общественниками, государственными и муниципальными органами, крупными предприятиями проводятся различные акции, фестивали, экологические уроки в школах, конкурсы и множество других мероприятий. Однако изменение менталитета в отношении мусора – процесс небыстрый, и он обязательно должен идти параллельно с развитием экологической инфраструктуры, то есть удобной для населения системы сбора и вывоза отходов.

По сути, с каждым регулярно появляющимся навалом мусора нужно разбираться отдельно. Возможно, контейнер расположен далеко либо вообще его нет, может, люди не хотят платить за вывоз бытовых отходов, и тут не обойтись без разъяснений и профилактических бесед, либо это вина предпринимателя, который решил сэкономить на утилизации. В любом случае, если бы каждый взял за правило, что «чисто там, где не сорят», то и проблем стало бы значительно меньше.

 


С 2015 года поэтапно вступают в силу новые положения законодательства об отходах. В частности, вводится процедура лицензирования в отношении всех видов деятельности по обращению с отходами


 

Согласно законодательству функции сбора, вывоза и утилизации отходов, а также контроль за этим возложены на муниципальные органы, поэтому и спрос в большей степени с них. Новшеством нынешнего санитарно-экологического двухмесячника является то, что по его итогам будет сформирован рейтинг муниципальных образований. Количество выявленных нарушений, сроки их устранения, привлечение населения к уборке мусора – все эти критерии сформируют мнение о каждом районе. О промежуточных результатах формирования рейтинга регулярно докладывается Президенту Татарстана. Так что это хороший стимул для того, чтобы вся территория республики стала чистой.

 

ЧТО ДАЛЬШЕ?

С 2015 года поэтапно вступают в силу новые положения законодательства об отходах. В частности, вводится процедура лицензирования в отношении всех видов деятельности по обращению с отходами. Но, пожалуй, главным новшеством является то, что теперь с твердыми коммунальными отходами (ТКО) будут иметь дело региональные операторы. Время показало, что нынешняя система организации обращения с ТКО неэффективна. В частности, у органов местного самоуправления недостаточно ресурсов для решения всех проблем, связанных с мусором. Поэтому новым законодательством об отходах предусмотрена организация деятельности по обращению с ТКО на принципах межмуниципального объединения. Как показывают экономические расчеты, укрупнение территорий позволит решать «мусорные вопросы» более эффективно. Во всяком случае, таково мнение законодателей.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще