5 июля 2020  7:37
Распечатать

Включиться в «Индустрию 4.0»

Опубликовано: 13.02.2020 21:31

Парламентарии и общественники совместно с зеленодольскими корабелами искали пути реализации национального проекта

 

tatar-inform.ru-3

После модернизации производства и улучшения условий труда привлекать специалистов на судостроительный завод стало проще.

 

«Для поступательного развития экономического процесса и роста производительности труда нужны три основных фактора – время, финансы и кадры. Причём сегодня наиболее проблемные – это кадровые вопросы», – считает руководитель депутатской группы «Татарстан – новый век» в Госсовете Артур Абдульзянов.

 

На Зеленодольском заводе имени Горького прошло выездное совместное заседание парламентского Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству, депутатской группы «ТНВ» в Государственном Совете и республиканского общественного движения «Татарстан – новый век», на котором обсудили факторы повышения производительности труда и подготовки высококвалифицированных кадров.

Место проведения заседания было выбрано неслучайно. Этот завод в числе первых татарстанских предприятий стал участником нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости», запущенного в начале прошлого года в соответствии с майским 2018 года указом Президента России Владимира Путина. Завод также является основным звеном судостроительного кластера Татарстана. Хотя выпускает не только военные и гражданские корабли, но и машиностроительные изделия для нефтяной и газовой промышленности, мостовые металлоконструкции, судовую мебель, чёрное, цветное и титановое литьё.

 

УЧИТЬСЯ И ЕЩЁ РАЗ – УЧИТЬСЯ

Вопрос привлечения и закрепления кадров на любом предприятии является ключевым. Фраза «Кадры решают всё!», ставшая с подачи Иосифа Сталина крылатым выражением, за 85 лет не потеряла актуальности. Правда, Сталин, обратившийся в мае 1935 года к выпускникам Академии Красной Армии, сказал: «Кадры, овладевшие техникой, решают всё!». Но небольшая корректировка этой цитаты, сделанная журналистами, даже придала ей более всеобъемлющий характер…

У трёхэтажного здания Центра обучения «Ак Барс» нас встречает Ренат Мистахов, депутат Госсовета РТ, генеральный директор АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс», в состав которого с 2018 года входит Зеленодольский завод имени Горького. Он с 2009 года по апрель 2018-го возглавлял этот завод.

– В декабре 1983 года на базе судостроительного предприятия был образован Учебный центр подготовки кадров, – рассказывает Ренат Искандерович. – В девяностые годы здание фактически было разрушено: окна разбиты, двери разворованы… В общем, мы его полностью восстановили. На первом этаже разместили сам центр, а на втором и третьем этажах обустроили общежитие. В своё время привозили специалистов из многих городов России, даже из Владивостока. И их где-то надо было размещать.

 


Мужчин-крановщиков у нас нет. И лучшие сварщики – это женщины, их на заводе более двадцати, отмечает Ренат Мистахов


 

По словам Рената Мистахова, высококвалифицированных кадров не хватало, а объёмы производства росли – за десять лет увеличились более чем в шесть раз, а численность коллектива – всего на восемь процентов. Если в 2009 году оборот предприятия составлял четыре миллиарда рублей, то сейчас он почти 30 миллиардов.

– В 2018 году здесь был создан Центр обучения «Ак Барс», вошедший в судостроительную корпорацию, – говорит его директор Илшат Галимзянов. – Это современное учебное заведение, которое занимается подготовкой и повышением квалификации кадров по более чем тридцати рабочим профессиям. Все классы оснащены мультимедийным и учебным оборудованием, имеются промышленные тренажёры и методические пособия. Только в прошлом году у нас обучились без отрыва от производства свыше четырёх тысяч человек.

Как отмечает Ренат Мистахов, сегодняшние производственные реалии требуют от работника уникальных способностей – он должен владеть двумя-тремя профессиями (на что и нацелен данный центр). Тогда работодатель обеспечит его постоянной загрузкой: если на одном фронте нет работы – переведут на другой. Это позволяет сохранить уверенность человека в завтрашнем дне.

Мы осматриваем аудитории, где ведутся теоретические и практические занятия по сварочному, стропальному, слесарному и прочим делам. Везде – одни юноши. «А девушки у вас учатся?» – интересуемся у наших экскурсоводов.

– Конечно, – утверждает Ренат Мистахов. – В малярном цехе завода работают 260 женщин. К тому же всеми 197 кранами, которые имеются на предприятии, управляют только женщины. Они одновременно двумя кранами поднимают грузы весом 600 тонн, синхронно переставляя целые корабли. Мужчин-крановщиков у нас нет. И лучшие сварщики – это женщины, их на заводе более двадцати. У нас полный паритет: численность коллектива – 4800 человек (на всех предприятиях судостроительной корпорации, а их на сегодня 17, работают 11 тысяч человек), из них женщин и мужчин – половина на половину.

 

БЕЗ СТИМУЛИРОВАНИЯ НИКАК

В преподавательском составе учебного центра – высококлассные специалисты, способные соединять теорию с практикой. И чтобы сохранить их на своих местах, корпорация доплачивает им из своего бюджета.

– Молодым людям, после учёбы пришедшим на производство, мы через месяц их работы прибавляем к заработной плате определённую сумму, – констатирует Ренат Мистахов. – Не каждый с первого трудового дня показывает хороший результат. И ребята, ничего не заработав, со второго месяца бегут с предприятия. А ведь мы потратили деньги на их обучение. Они начинают демонстрировать навыки спустя какое-то время: к примеру, сборщики – только через три месяца, достройщикам нужно минимум пять – шесть месяцев, трубогибщикам – восемь… Судостроение – довольно сложная отрасль. Поэтому, когда мы видим отток от уже обученных людей, начинаем применять разные методы, чтобы сохранить рабочий костяк.

 

tatar-inform.ru-2

 

Глава судостроительной корпорации поделился планами о создании в соседних с Зеленодольском крупных посёлках филиалов Центра обучения «Ак Барс», чтобы учить там молодёжь рабочим профессиям. Например, это можно сделать в Васильеве, где проживают 16 тысяч человек, или в Вязовых, Осинове. Ведь нередко семьи сталкиваются с проблемой нехватки денег даже на проезд в Зелёный Дол.

А рабочие сегодня очень востребованы. Да и заработная плата у них вполне достойная. Например, как утверждает руководство завода им. Горького, сварщики, достройщики и другие специалисты получают ежемесячно от сорока тысяч до ста тысяч рублей в зависимости от разряда. И если раньше молодые люди хотели стать юристами и экономистами, то сейчас в тренде рабочий класс.

– Для привлечения молодых специалистов разработаны специальные меры поддержки – подъёмные пособия, перспективы получения жилья, льготные путёвки в санатории и базы отдыха, обучение второй профессии и так далее, – дополняет заместитель генерального директора судостроительной корпорации «Ак Барс» по правовым вопросам и управлению персоналом Ленар Хузиахметов. – Благодаря этому только за 2019 год на предприятия корпорации нам удалось привлечь более 500 молодых людей.

По его словам, разработаны паспорта молодых специалистов. Современная молодёжь при трудоустройстве сразу хочет занимать руководящие должности. Естественно, далеко не всем поступит подобное предложение. Но если показываем сотруднику механизм его дальнейшего роста, то это может послужить хорошим стимулом для работы. Цель такого паспорта – планирование профессионального развития и деловой карьеры молодого специалиста на основании анализа изменения его уровня компетенций. Данный проект сейчас реализуется на Зеленодольском заводе имени Горького. В текущем году планируется внедрять этот опыт на других предприятиях корпорации.

Заместитель руководителя фракции «Единой России» в Госсовете РТ Андрей Кондратьев предлагает интересную идею по привлечению молодёжи на производство – путём льготных банковских кредитов на увеличение стартовой зарплаты и решение жилищного вопроса. Он рекомендовал заложить эту меру поддержки в новую республиканскую профориентационную программу, а заводу Горького – стать пилотным предприятием в её реализации.

 


Современная молодёжь при трудоустройстве сразу хочет занимать руководящие должности. Естественно, далеко не всем поступит подобное предложение. Но если показываем сотруднику механизм его дальнейшего роста, то это может послужить хорошим стимулом для работы


 

Кроме того, руководство корпорации и исполкома Зеленодольского района обратилось к депутатам с просьбой – для решения кадровой проблемы поддержать их инициативу по созданию в Зеленодольске судостроительного колледжа. Это учебное заведение можно сформировать на материально-технической базе Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий – филиала Казанского национального исследовательского технического университета имени Туполева. И в дальнейшем присвоить ему статус ресурсного центра по судостроительным компетенциям.

 

БЕЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ НЕВОЗМОЖНО

Участникам выездного заседания продемонстрировали результаты технического перевооружения и модернизации судостроительного производства – провели по обновлённым цехам.

– В октябре 2020 года наше предприятие отметит 125-летие, – рассказывает генеральный директор Зеленодольского завода имени Горького Александр Карпов. – Перед нами стоит задача – за три года повысить производительность труда на 30 процентов. Основными направлениями в работе мы выбрали пересмотр технологий на предмет совершенствования процессов. До этого времени технологические процессы не пересматривались с семидесятых – восьмидесятых годов прошлого столетия. По итогам 2019 года производительность труда на заводе выросла на 10,3 процента. И благодаря соответствующим мероприятиям за два года мы сэкономили 138 млн рублей. Для какой-то компании сумма, может, незначительная, а для нас это 70 процентов от месячной зарплаты всего коллектива…

В беседе с корреспондентом «РТ» Марат Галеев, депутат Госсовета РТ (старейший парламентарий республики – с 1995 года), заслуженный экономист Татарстана, подчеркнул: «Чтобы на заводе Горького заметно повышалась производительность труда, ему необходимо выполнять серийные заказы, а не единичные». К слову, если раньше серией считалось строительство в год десяти кораблей одного проекта, то сейчас производство трёх-пяти судов уже серия.

 

tatar-inform.ru-5

 

– Судостроительный завод должен иметь перспективу лет на десять вперёд, тогда он будет оставаться рентабельным. И задействованный на предприятии человеческий капитал тоже должен иметь перспективу не менее чем на десятилетие, – считает Марат Галеев. – Без цифровизации сейчас невозможно. А освоить её, как правило, может новое поколение молодых людей. Поэтому революционная смена поколений во всём машиностроении неизбежно будет. Это не значит, что старые кадры не нужны. Проблема нашей страны в том, что образовался разрыв поколений, который надо преодолеть.

Идёт технологический переворот в цифровизации. И важно как можно скорее включиться в формируемую в мире «Индустрию 4.0», уверен наш собеседник. А для этого необходима тесная кооперация с мировыми информационными центрами.

– Если мы пойдём по пути изоляции, а есть немало людей, которые стремятся к этому, к самодостаточности, то упрёмся в тупик. Опыт Советского Союза тому подтверждение. Когда мы захотели выйти на международный рынок, то обнаружили, что далеко отстали. А догонять всегда сложно, – резюмировал парламентарий.

Всё-таки в последние годы и Татарстан, и Россия в целом становятся всё более открытыми. Мы давно поняли, что нужна глубокая модернизация во всех сферах деятельности. И запущенные в начале прошлого года национальные проекты, в том числе по повышению производительности труда, должны поднять страну на качественно новый уровень развития.

 


Фото: tatar-inform.ru
Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Выпуск: №22 (28791)


Добавить комментарий

коронавирус1 03.07.2020

Не теряя оптимизма, но с оглядкой на коронавирус

Высокая смертность пожилых людей от нового коронавируса COVID-19 во многих странах заставила и нас вспомнить о своих стареньких бабушках-дедушках....
1 4810
завод-вятка 03.07.2020

За тарой далеко ездить не придётся

Строительство нового завода «Вяткапласт» на промышленной площадке «Вятка» стартовало с начала июля в Мамадышском районе....
3560
производство 03.07.2020

Экономика республики в январе – мае

Индекс промышленного производства в Татарстане в январе – мае 2020 г. по сравнению с январём – маем 2019 г. составил 100,2%....
3020
кино 03.07.2020

Вернуться на родину, чтобы снимать кино

В Алексеевском районе Татарстана начались съёмки фильма под рабочим названием «Бойцовая рыбка из села Речное»....
3640
здоровье-пожилых 03.07.2020

Когда старость в радость

Будучи молодыми, мы не задумываемся всерьёз о своём здоровье. Но чем старше становимся, тем чаще оно напоминает о себе....
2700
  • Мнение

    Михаил МУРАШКО, министр здравоохранения РФ:

    мурашко

    Что такое нормальная жизнь? Это походы на концерты, перелёты, полноценная работа, полноценный отдых. На мой взгляд, маловероятно, что это произойдёт раньше февраля. Должна быть разорвана цепочка передачи вируса.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    5 июля

    Фёдор Сергеевич Батков (1961), председатель Госкомитета РТ по биологическим ресурсам.

    Роберт Хамитович Миннегалиев (1972), помощник Президента Татарстана, гендиректор «Казань Экспо».

    Ренат Саляхович Сайфуллин (1930), действительный член Академии наук РТ, заслуженный деятель науки и техники России и Татарстана, лауреат Госпремии РТ в области науки и техники.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    02.07.2020
    Крик души
    6150
    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров