22 марта 2019  5:44
Распечатать

Вернитесь, крылья!

О том, как в Татарстане восстанавливают легендарный самолёт Пе-2

 

восстанавливают легендарный самолёт Пе-2

Команда «Отечества» продолжает поиски самолёта в любое время года.


Осязаемых доказательств того, что именно в Казани собирали эти военные самолеты, в Татарстане на сегодняшний день не существует. Так уж распорядилось время, что до нас не дошло ни одной уцелевшей машины.

 

К счастью, нашлись энтузиасты, которые взяли на себя смелость восстановить историческую справедливость. Активисты татарстанского молодежного объединения «Отечество» уже больше года в рамках проекта «Крылья Татарстана» собирают буквально по кусочкам тот самый самолет – из доставленных из разных уголков России разрозненных деталей.

 

НЕ «ПЕШКА», А НАСТОЯЩИЙ ФЕРЗЬ

За это время они успели исследовать упавшие и сбитые самолеты в Карелии, Мурманской, Калужской, Ленинградской, Новгородской областях. Невзирая на погодные условия, команда патриотов из «Отечества» продолжает поиски самолётов в любое время года. Сейчас в закромах общественной организации уже есть около трети оригинальных деталей, которые понадобятся для того, чтобы восстановить воздушное судно.

«Казань – родина практически всех самолетов Пе-2, которые воевали в небе войны. Но все, что мы имеем, – макет самолета в парке Победы. Это совсем не то: он пустой внутри, а при проектировании даже масштабы были нарушены», – отметил руководитель объединения «Отечество» Илья Прокофьев в разговоре с корреспондентом «РТ».

Он, как один из лидеров движения, конечно, не может говорить о проекте без волнения. Руководитель «Отечества» уверен: вклад Пе-2 в Победу сложно переоценить. Ведь это не просто железная птица – за ней стоят судьбы Героев Советского Союза. Лучшие лётчики и лётчицы страны доказывали свою любовь к Родине, искусно управляя этим военным самолетом.

 


Достоверно известно, что один в целости сохранившийся самолет Пе-2 в настоящее время находится в Центральном музее Военно-воздушных сил в подмосковном Монино, еще одна восстановленная «пешка» стоит в частном Музее военной и автомобильной техники Уральской горно-металлургической компании в городе Пышма Свердловской области


 

Кстати, именно на Пе-2 летал дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Иван Полбин. Он был одним из тех, кто научил по-настоящему уважать крылья Петлякова.

Дело в том, что, когда эти самолеты стали только поступать на вооружение, существовал стереотип, будто они чересчур капризны, поэтому многие пилоты настороженно относились к «пешкам». Конечно, это было неоправданно – просто бомбить на Пе-2 нужно было не с горизонтального полета, а точечно, под углом 60–70 градусов.

Иван Полбин стал обучать пилотов обращаться с новым самолетом. Именно на нем он участвовал в обороне Москвы, а в небе над Сталинградом даже разработал собственный тактический прием – знаменитую полбинскую «вертушку». Впоследствии прием был взят на вооружение всеми пикировщиками советской фронтовой авиации, он применялся при бомбардировке по узким и малоразмерным целям.

Позже, на Украинском фронте, Иван Полбин на многотонном бомбардировщике выполнил фигуры высшего пилотажа. После этого эпизода на «Петлякове-2» стали свободно маневрировать, не остерегаясь перегрузок. «Пешки» стали уважать еще больше.

 

БЕССЛАВНЫЙ КОНЕЦ СЛАВНОГО САМОЛЕТА

Вообще, Пе-2 считается самым массовым бомбардировщиком советского производства. Его разработка началась в 1938 году под руководством авиаконструктора, лауреата Сталинской премии первой степени Владимира Петлякова.

Изначально планировалось создать высотный истребитель с большой дальностью полета, однако после визита наших военных представителей в Германию авиаконструктору Петлякову было поручено новое задание – за полтора месяца переделать ВИ-100 в трёхместный пикирующий бомбардировщик с мощным оборонительным вооружением.

 

  Илья Прокофьев занимается поисковыми работами не один десяток лет.
Он рассказывает, что раньше первостепенной задачей было установление личностей членов экипажей, а на части самолетов (зачастую неплохо сохранившиеся) внимания не обращали. По его мнению, восстановить Пе-2 было бы гораздо проще, если бы начали заниматься проектом на 15–20 лет раньше.

Так появился знаменитый «небесный танк» (прозвище нашего самолета в Военно-воздушных силах СССР). В 1940 году был издан приказ начать выпуск нового самолета на четырех заводах Советского Союза. Уже в 1941 году к выполнению задания приступили 39-й и 22-й заводы в Москве, 124-й в Казани и 125-й в Иркутске. К началу Великой Отечественной войны «пешек» насчитывалось около тысячи. Но немцы, как известно, наступали стремительно, поэтому столичные заводы было решено эвакуировать подальше в тыл.

В итоге Московский авиационный завод №22 был передислоцирован в Казань, а 39-й – в Иркутск. Но спустя какое-то время иркутский производственный центр перешел на производство других видов самолётов – в Сибири собирали и истребитель цельнометаллической конструкции Пе-3, и дальний бомбардировщик Ил-4. А Казанский авиационный завод был нужен фронту в первую очередь как поставщик «пешек» второй модели.

«Небесный танк» для столицы Татарстана, несомненно, имеет особое значение и сегодня. К счастью, до сих пор живы люди, которые вспоминают, как в тылу собирали крылья для Победы.

Возникает вопрос: почему же получилось так, что железных птиц, без которых сложно представить наше настоящее, совсем не сохранилось?

Как рассказал Илья Прокофьев, одна из основных причин – обыкновенная человеческая халатность и элементарная безалаберность, хотя, безусловно, много самолетов вышли из строя еще в процессе боевых действий. Кстати, чертежей Пе-2 тоже не сохранилось. Энтузиасты собирают самолет по техническому описанию из книг и научных статей.

Пе-2 перестали выпускать уже в 1945 году: шло перевооружение армии, осуществлялся переход на новую, более совершенную технику. Отслужившие «пешки» списывали, сдавали в металлолом. А с 1990-х в России грянул бум коммерческого сбора металлолома, и многие железные бойцы небесного фронта попали в руки любителей наживы.

 

ОБ ОСОБОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ КРЫЛЬЕВ

Сейчас команда из Татарстана ищет железные машины, каким-то чудом сохранившиеся за более чем семь десятилетий. Хотя определение «сохранившиеся» в этом случае весьма условно: повезет, если самолет лежал в воде, значит, корпус нужно спасать только от механических повреждений, а у железных птиц, найденных на земле, металл часто бывает настолько разъеден, что его уже нельзя привести в первозданный вид.

Приезжая на место падения самолета, члены объединения «Отечество», обычно предельно тщательно исследуют это место, в том числе идет работа по установлению личностей членов экипажа.

Например, в нынешнем августе во время подъема самолета Пе-2 со дна озера Среднее Ваенгское в Мурманской области поисковики Татарстана обнаружили фрагменты останков командира, штурмана и начальника связи. А ведь родственники все это время считали их пропавшими без вести.

 


Сегодня о деятельности поисковиков из Татарстана знают уже далеко за пределами республики, поэтому информацию о местах падения «пешек» команда объединения «Отчество» часто получает от местных жителей и коллег из других регионов


 

Таких историй у участников проекта «Крылья Татарстана» накопилось немало. По завершении поисковых работ они планируют издать книгу о судьбах погибших экипажей. Илья Прокофьев подчеркнул, что собрать самолет – это «не просто изготовить его на верстаке с молотком и киянкой». Активисты не хотят, чтобы их работа превратилась в безликий памятник. Наоборот, легенду казанской авиации должно увидеть как можно большее количество людей, а значит, восстановленные крылья должны быть красивыми и нарядными, возможно, включать в себя интерактивные элементы.

«Мы хотим, чтобы это был экспонат, который можно потрогать. Он же будет собран в основном из фрагментов, которые «воевали». Мы убеждены, что они несут в себе особую энергетику. Когда люди будут это ощущать своими руками, у них появятся совершенно другие представления о самолете и о Победе в целом», – считает руководитель «Отечества».

Что касается места расположения воссозданного Пе-2, то сейчас рассматривается несколько вариантов. Среди них – внутренний двор Национального музея Татарстана (рядом с самолетом По-2, на котором летали знаменитые ночные ведьмы), а также территория музея-заповедника «Казанский Кремль».

Сегодня о деятельности поисковиков из Татарстана знают уже далеко за пределами республики, поэтому информацию о местах падения «пешек» команда объединения «Отчество» часто получает от местных жителей и коллег из других регионов. Активисты движения «Крылья Татарстана» не гонятся за результатом, хотя, безусловно, готовый самолет – главная цель всех трудов. Но этот проект не о строгих указаниях и жестких сроках, а о порыве души и святой памяти о прошлом.

Именно так, медленно, но верно, легендарные крылья Татарстана возвращаются на свою малую родину.

 


Фото: отечестворт.рф
Автор статьи: ТРИФОНОВА Полина
Дата:16.10.2018
Выпуск: №152 (28534)


Добавить комментарий

предпинсионеры 21.03.2019

Перезагрузка для предпенсионеров

Необычные студенты сели за парты колледжей и техникумов – люди старшего поколения приняли нетривиальное в их возрасте решение освоить востребованные и перспективные на рынке труда навыки и сделали это....
1440
благоустройство 21.03.2019

Пространства благоустроят по желанию жителей

Жители республики смогут сами выбрать общественные пространства, которые необходимо благоустроить в 2020 году. Новый онлайн-опрос запустили на портале госуслуг РТ и в приложении «Услуги РТ»....
1830
скилс 21.03.2019

Поэтом можешь ты не быть, но режиссёром быть обязан!

У татарстанцев и жителей других регионов России есть уникальный шанс прославить свою малую родину на 45-м мировом чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills в Казани....
1860
горгаз 21.03.2019

Фальшивый «Горгаз» играет с огнём

Всего за два месяца текущего года в Казани от отравления угарным газом пострадало больше людей, чем за весь прошлый год....
2550
лидеры-россии 21.03.2019

С победой в конкурсе «Лидеры России»!

Владимир Жаворонков и Рустем Гумеров стали победителями в открытом конкурсе для руководителей нового поколения «Лидеры России»....
1730
  • Мнение

    Павел ШИПИЛИН, журналист-блогер, эксперт по международным вопросам и геополитике:

    павел-шипилин

    Эксплуатация мусоросжигательного завода является компромиссом между традиционными полигонами и мусороперерабатывающими заводами. В последнем случае стоимость утилизации отходов возрастает в 60 раз. Готовы ли мы столько платить? Для нас приемлема именно мусоросжигательная технология, тем более что она несопоставимо лучше, чем полигоны.

    Все мнения
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    22 марта

    Вадим Валентинович Кешнер (1937), актёр КАБДТ им. В.И.Качалова, народный артист России и Татарстана.

    Сергей Николаевич Погодин (1956), военный комиссар Татарстана.

    Камиль Искандерович Самигуллин (1985), председатель Духовного управления мусульман РТ.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров