18 сентября 2019  8:40
Распечатать

Вернитесь, крылья!

Опубликовано: 16.10.2018 17:20

О том, как в Татарстане восстанавливают легендарный самолёт Пе-2

 

восстанавливают легендарный самолёт Пе-2

Команда «Отечества» продолжает поиски самолёта в любое время года.


Осязаемых доказательств того, что именно в Казани собирали эти военные самолеты, в Татарстане на сегодняшний день не существует. Так уж распорядилось время, что до нас не дошло ни одной уцелевшей машины.

 

К счастью, нашлись энтузиасты, которые взяли на себя смелость восстановить историческую справедливость. Активисты татарстанского молодежного объединения «Отечество» уже больше года в рамках проекта «Крылья Татарстана» собирают буквально по кусочкам тот самый самолет – из доставленных из разных уголков России разрозненных деталей.

 

НЕ «ПЕШКА», А НАСТОЯЩИЙ ФЕРЗЬ

За это время они успели исследовать упавшие и сбитые самолеты в Карелии, Мурманской, Калужской, Ленинградской, Новгородской областях. Невзирая на погодные условия, команда патриотов из «Отечества» продолжает поиски самолётов в любое время года. Сейчас в закромах общественной организации уже есть около трети оригинальных деталей, которые понадобятся для того, чтобы восстановить воздушное судно.

«Казань – родина практически всех самолетов Пе-2, которые воевали в небе войны. Но все, что мы имеем, – макет самолета в парке Победы. Это совсем не то: он пустой внутри, а при проектировании даже масштабы были нарушены», – отметил руководитель объединения «Отечество» Илья Прокофьев в разговоре с корреспондентом «РТ».

Он, как один из лидеров движения, конечно, не может говорить о проекте без волнения. Руководитель «Отечества» уверен: вклад Пе-2 в Победу сложно переоценить. Ведь это не просто железная птица – за ней стоят судьбы Героев Советского Союза. Лучшие лётчики и лётчицы страны доказывали свою любовь к Родине, искусно управляя этим военным самолетом.

 


Достоверно известно, что один в целости сохранившийся самолет Пе-2 в настоящее время находится в Центральном музее Военно-воздушных сил в подмосковном Монино, еще одна восстановленная «пешка» стоит в частном Музее военной и автомобильной техники Уральской горно-металлургической компании в городе Пышма Свердловской области


 

Кстати, именно на Пе-2 летал дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Иван Полбин. Он был одним из тех, кто научил по-настоящему уважать крылья Петлякова.

Дело в том, что, когда эти самолеты стали только поступать на вооружение, существовал стереотип, будто они чересчур капризны, поэтому многие пилоты настороженно относились к «пешкам». Конечно, это было неоправданно – просто бомбить на Пе-2 нужно было не с горизонтального полета, а точечно, под углом 60–70 градусов.

Иван Полбин стал обучать пилотов обращаться с новым самолетом. Именно на нем он участвовал в обороне Москвы, а в небе над Сталинградом даже разработал собственный тактический прием – знаменитую полбинскую «вертушку». Впоследствии прием был взят на вооружение всеми пикировщиками советской фронтовой авиации, он применялся при бомбардировке по узким и малоразмерным целям.

Позже, на Украинском фронте, Иван Полбин на многотонном бомбардировщике выполнил фигуры высшего пилотажа. После этого эпизода на «Петлякове-2» стали свободно маневрировать, не остерегаясь перегрузок. «Пешки» стали уважать еще больше.

 

БЕССЛАВНЫЙ КОНЕЦ СЛАВНОГО САМОЛЕТА

Вообще, Пе-2 считается самым массовым бомбардировщиком советского производства. Его разработка началась в 1938 году под руководством авиаконструктора, лауреата Сталинской премии первой степени Владимира Петлякова.

Изначально планировалось создать высотный истребитель с большой дальностью полета, однако после визита наших военных представителей в Германию авиаконструктору Петлякову было поручено новое задание – за полтора месяца переделать ВИ-100 в трёхместный пикирующий бомбардировщик с мощным оборонительным вооружением.

 

  Илья Прокофьев занимается поисковыми работами не один десяток лет.
Он рассказывает, что раньше первостепенной задачей было установление личностей членов экипажей, а на части самолетов (зачастую неплохо сохранившиеся) внимания не обращали. По его мнению, восстановить Пе-2 было бы гораздо проще, если бы начали заниматься проектом на 15–20 лет раньше.

Так появился знаменитый «небесный танк» (прозвище нашего самолета в Военно-воздушных силах СССР). В 1940 году был издан приказ начать выпуск нового самолета на четырех заводах Советского Союза. Уже в 1941 году к выполнению задания приступили 39-й и 22-й заводы в Москве, 124-й в Казани и 125-й в Иркутске. К началу Великой Отечественной войны «пешек» насчитывалось около тысячи. Но немцы, как известно, наступали стремительно, поэтому столичные заводы было решено эвакуировать подальше в тыл.

В итоге Московский авиационный завод №22 был передислоцирован в Казань, а 39-й – в Иркутск. Но спустя какое-то время иркутский производственный центр перешел на производство других видов самолётов – в Сибири собирали и истребитель цельнометаллической конструкции Пе-3, и дальний бомбардировщик Ил-4. А Казанский авиационный завод был нужен фронту в первую очередь как поставщик «пешек» второй модели.

«Небесный танк» для столицы Татарстана, несомненно, имеет особое значение и сегодня. К счастью, до сих пор живы люди, которые вспоминают, как в тылу собирали крылья для Победы.

Возникает вопрос: почему же получилось так, что железных птиц, без которых сложно представить наше настоящее, совсем не сохранилось?

Как рассказал Илья Прокофьев, одна из основных причин – обыкновенная человеческая халатность и элементарная безалаберность, хотя, безусловно, много самолетов вышли из строя еще в процессе боевых действий. Кстати, чертежей Пе-2 тоже не сохранилось. Энтузиасты собирают самолет по техническому описанию из книг и научных статей.

Пе-2 перестали выпускать уже в 1945 году: шло перевооружение армии, осуществлялся переход на новую, более совершенную технику. Отслужившие «пешки» списывали, сдавали в металлолом. А с 1990-х в России грянул бум коммерческого сбора металлолома, и многие железные бойцы небесного фронта попали в руки любителей наживы.

 

ОБ ОСОБОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ КРЫЛЬЕВ

Сейчас команда из Татарстана ищет железные машины, каким-то чудом сохранившиеся за более чем семь десятилетий. Хотя определение «сохранившиеся» в этом случае весьма условно: повезет, если самолет лежал в воде, значит, корпус нужно спасать только от механических повреждений, а у железных птиц, найденных на земле, металл часто бывает настолько разъеден, что его уже нельзя привести в первозданный вид.

Приезжая на место падения самолета, члены объединения «Отечество», обычно предельно тщательно исследуют это место, в том числе идет работа по установлению личностей членов экипажа.

Например, в нынешнем августе во время подъема самолета Пе-2 со дна озера Среднее Ваенгское в Мурманской области поисковики Татарстана обнаружили фрагменты останков командира, штурмана и начальника связи. А ведь родственники все это время считали их пропавшими без вести.

 


Сегодня о деятельности поисковиков из Татарстана знают уже далеко за пределами республики, поэтому информацию о местах падения «пешек» команда объединения «Отчество» часто получает от местных жителей и коллег из других регионов


 

Таких историй у участников проекта «Крылья Татарстана» накопилось немало. По завершении поисковых работ они планируют издать книгу о судьбах погибших экипажей. Илья Прокофьев подчеркнул, что собрать самолет – это «не просто изготовить его на верстаке с молотком и киянкой». Активисты не хотят, чтобы их работа превратилась в безликий памятник. Наоборот, легенду казанской авиации должно увидеть как можно большее количество людей, а значит, восстановленные крылья должны быть красивыми и нарядными, возможно, включать в себя интерактивные элементы.

«Мы хотим, чтобы это был экспонат, который можно потрогать. Он же будет собран в основном из фрагментов, которые «воевали». Мы убеждены, что они несут в себе особую энергетику. Когда люди будут это ощущать своими руками, у них появятся совершенно другие представления о самолете и о Победе в целом», – считает руководитель «Отечества».

Что касается места расположения воссозданного Пе-2, то сейчас рассматривается несколько вариантов. Среди них – внутренний двор Национального музея Татарстана (рядом с самолетом По-2, на котором летали знаменитые ночные ведьмы), а также территория музея-заповедника «Казанский Кремль».

Сегодня о деятельности поисковиков из Татарстана знают уже далеко за пределами республики, поэтому информацию о местах падения «пешек» команда объединения «Отчество» часто получает от местных жителей и коллег из других регионов. Активисты движения «Крылья Татарстана» не гонятся за результатом, хотя, безусловно, готовый самолет – главная цель всех трудов. Но этот проект не о строгих указаниях и жестких сроках, а о порыве души и святой памяти о прошлом.

Именно так, медленно, но верно, легендарные крылья Татарстана возвращаются на свою малую родину.

 


Фото: отечестворт.рф
Автор статьи: ТРИФОНОВА Полина
Выпуск: №152 (28534)


Добавить комментарий

Нацбанк-по-РТ1 17.09.2019

Банк России приглашает на День открытых дверей

В субботу, 28 сентября, во всех территориальных учреждениях Центробанка, в том числе в Национальном банке по РТ, пройдёт День открытых дверей....
1610
кама 17.09.2019

Царица Камы

У каждого из нас есть яркие эпизоды жизни, которые с течением его величества времени оказываются забытыми....
1680
Гнедин-у-своего-гаража-ангара 17.09.2019

От ленинского броневика до горбачёвской «чайки»

Станет ли уникальная коллекция ретроавтомобилей полноправным музеем?...
1980
дольщики 16.09.2019

Дольщикам помогут из федерального центра

Одним из регионов, где будет реализовываться массовая программа помощи по достройке проблемных домов, станет Татарстан....
2400
ушков 16.09.2019

Воскресение после раскаяния

В Казани побывали участники Всероссийской акции «Воскресение души»....
6020
  • Мнение

    Насер РАББАТ, профессор Массачусетского технологического института, член руководящего комитета премии Ага Хана по архитектуре, на семинаре в Казани:

    РАББАТ

    В Казани достаточно общественных пространств, парков и скверов. Сравните этот город с любым другим городом России, и станет очевидно, что таких мест у вас больше. Но эти общественные пространства нужно наполнить жизнью, «открыть», дав людям ощущение сопричастности к внутреннему содержанию парков.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    18 сентября

    Гульнара Закариевна Габдрахманова, председатель Госкомитета РТ по архивному делу.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров