Сто лет назад трамвай был полноправным хозяином в центре Казани
Появление трамвая в Казани в конце позапрошлого века символизировало наступление эпохи индустриализации.
Сегодня на площади Свободы, к огромному сожалению любителей старины, нет трамвая. Но многие горожане еще помнят, как на углу центральной площади постоянно снующие вагоны поворачивали с улицы Маркса на улицу Пушкина и обратно.
А вот до революции трамвай на прежней Театральной площади был полновластным хозяином. Мимо городского парка с памятником Гавриилу Державину пролегал один из пяти его маршрутов.
Дореволюционная Казань стояла в нескольких верстах от берегов Волги. В порту давно появились мощные пароходные пристани и товарные склады, а их надежная связь с центром города практически отсутствовала. Так, по весне связь с городом могла приостановиться на месяц-полтора… Эту проблему окончательно снял лишь запуск конки
Маршрут этот назывался Грузинским. Он начинался от памятника императору Александру II на Ивановской площади (ныне Первого мая) и шел вдоль улицы Воскресенской (Кремлевской), сворачивал на улицы Черноозерскую-левую, затем – Лобачевского, Покровскую (ныне северная часть ул.Маркса) и далее проходил через ул.Грузинскую (южная часть ул.Маркса, отсюда и название линии) до Арского поля в Академическую слободу.
В прошлом году краеведы отметили 115-летие казанского трамвая. На самом деле идею открыть движение некогда передового вида общественного транспорта в городе возникло еще в далеком 1862 году – инициативу в городской думе озвучил купец Шипов.
Позднее, в 1867-м, на более серьезном уровне вопрос поставил инженер Павел Панаев, и его план был утвержден вскоре в Петербурге. Воплотить же идею в реальность сумели концессионеры немецко-бельгийского происхождения Ухтомский, Этоли, Тальквист, которые перекупили проект у Панаева в 1873 году.
Как и для некоторых других видов транспорта, на трамвае первоначально применялась конная тяга. Рельсы и вагоны доставлялись в Казань из Великобритании и Бельгии, на месте их лишь собирали и обустраивали. Работы по прокладке рельсов начали в 1875-м, сделали быстро, так что уже к 5 октября того же года стало возможным открыть движение «по дамбе» – от портовых причалов в Адмиралтейской слободе до центра города.
Расширялась сфера действия конки, совершенствовались и вагоны. На первых порах они перевозили по восемь-десять пассажиров, вскоре появились вагоны, в которые впрягались уже две лошади и перевозили они до сорока человек. Миниатюрные крытые вагоны, как правило, имели «второй этаж» – империал – плоскую крышу с ограждением, на которой устанавливались скамейки для пассажиров.
По мере роста города конной тяги стало недостаточно. Оказалось, что лошади не столь надежны и выгодны, как предполагалось, – они болели, гибли, для их содержания требовалось много фуража.
Для удобства узнавания своего маршрута над лобовым стеклом моторного вагона устанавливали особых цветов вывески с номером, а вечером это были фонари тех же цветов. Так Волжско-Проломная линия отличалась белым цветом. Маршрут Вокзал – Кольцо был «зеленым», Воскресенская линия – «желтой». Грузинская – «синей»
Вскоре, наконец, до России добрался электрический трамвай. В Казани свой первый пробег «самоходный» вагон совершил в конце 1899 года.
Для удобства узнавания своего маршрута над лобовым стеклом моторного вагона устанавливали особых цветов вывески с номером, а вечером это были фонари тех же цветов. Так Волжско-Проломная линия отличалась белым цветом. Маршрут Вокзал – Кольцо был «зеленым», Воскресенская линия – «желтой». Грузинская – «синей». Ходили вагончики с шести часов утра и до десяти часов вечера.
С 1902 года трамваи стали отапливать. На наиболее нагруженных линиях прокладывали и вторую колею, ликвидировали разъезды, скорости движения росли. Не обходилось, разумеется, и без приключений. Первое в казанской истории столкновение вагонов случилось уже в ноябре 1899-го на площади Рыбнорядской (Тукая), где, что символично, спустя сто лет «стартовал» метрополитен.