С приближением 1 сентября школьная тема набирает обороты. Сегодня в Минздраве Татарстана ведущие специалисты учреждений здравоохранения во время круглого стола рассказали журналистам о том, как родителям без стресса и спешки подготовить ребёнка к началу учебного года.
Как помочь детям настроиться на школьные будни после длительных каникул? В первую очередь это, конечно, здоровый образ жизни, который нужно сделать нормой поведения для ребёнка. Главные его постулаты – режим труда (учебной деятельности) и отдыха, режим сна, физическая нагрузка, распорядок дня, закаливание, режим питания, личная гигиена и профилактика вредных привычек. Врач по гигиеническому воспитанию и здоровому образу жизни Республиканского центра медицинской профилактики Роза Алимова подробно остановилась на каждом из этих постулатов.
«Важно начать готовить ребёнка к школьному режиму постепенно, чтобы переход с каникулярного периода на учебный не стал стрессовым. За неделю – две до 1 сентября нужно пораньше укладывать ребёнка спать и на более раннее время ставить будильник, позаботиться о полноценном, сбалансированном питании, устраивать прогулки, проводить упражнения по повышению усидчивости: настольные игры, рисование, письмо и т.д. Ребёнок более шести часов проводит в школе, и поэтому должен вступить в учебный год как можно более подготовленным – физически и психологически», – сказала она.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует придерживаться следующих норм времяпровождения за мониторами для школьников: детям от семи до десяти лет – не более 30–50 минут в день, детям от 11 до 18 лет – не более трёх часов в день
Мария Щевлигина, клинический психолог Республиканского наркологического диспансера, как эксперт в области интернет-зависимости, рассказала о вреде злоупотребления компьютерами, мобильными телефонами и другими гаджетами. Как не позволить ребёнку чрезмерно увлечься этими устройствами, в которых многие из детей сейчас буквально «живут»? Эта проблема сегодня является одной из самых злободневных в каждой семье.
Смартфоны, Интернет, мессенджеры для общения в сетях имеют потенциал, способный затронуть широкий спектр познавательных функций человека. Уже известно, что использование гаджетов негативно влияет на креативность, приводит к снижению памяти, нарушению концентрации внимания, затруднению чтения, устного пересказа и письменного изложения текстов. В связи с этим Всемирная организация здравоохранения рекомендует придерживаться следующих норм времяпровождения за мониторами для школьников: детям от семи до десяти лет – не более 30–50 минут в день, детям от 11 до 18 лет – не более трёх часов в день.
Эксперт резонно заметила, что чем позже начнётся «электронная жизнь» ребёнка, тем лучше для его физического и психологического благополучия. Но как в век компьютерных технологий проконтролировать любимое чадо, «зависающее в Интернете»? Важно, чтобы у ребёнка была другая, настоящая, реальная жизнь, наполненная интересными событиями, живым общением. Надо договариваться с ребёнком о том, сколько времени он может посвятить компьютеру или гаджету, устанавливать семейные правила. Кроме того, нужно знать, чем «дышит» твой ребёнок в Интернете, с кем общается, знакомится, какие игры любит, какую предпочитает музыку.
За неделю – две до 1 сентября нужно пораньше укладывать ребёнка спать и на более раннее время ставить будильник, позаботиться о полноценном, сбалансированном питании, устраивать прогулки, проводить упражнения по повышению усидчивости: настольные игры, рисование, письмо и т.д.
Конечно, все ограничения, связанные с Интернетом, также нужно вводить постепенно, начинать примерно за две-три недели до начала учебного года.
Врач-офтальмолог, заведующая детским кабинетом Республиканской клинической офтальмологической больницы Людмила Филиппова свои рекомендации по сохранению зрения детей также посвятила их общению с гаджетами. Рассказав о негативном влиянии мониторов на зрение, она рекомендовала детям младших классов проводить за ними не более 15 минут, средних классов – не более 20 и старшеклассникам – не более 30–40 минут.
«Близорукость сейчас выходит на первое место среди глазных недугов. Оказалось, что человеческий глаз не приспособлен к работе с мониторами и рано или поздно та или иная патология может проявиться у детей, особенно, если ребёнок имеет к этому генетическую предрасположенность», – отметила она.