21 июля 2017  11:38
Распечатать

В поисках нужных кулуаров

В Казани завершился международный образовательный дискуссион

 

777

 

Обсудить вызовы и тренды современного отечественного образования, вытащить на поверхность его наболевшие вопросы и интересные примеры их решения – такую цель ставили себе организаторы международного форума (дискуссиона, как назвали его организаторы) «Образование России» – EDU Russia, который, как мы уже сообщали, проходил в казанском «Корстоне» 2–4 марта.

 

Это первая в стране подобная площадка для дискуссий в сфере образования, к тому же с участием многих известных профессионалам иностранных экспертов. Инициаторами ее проведения стали республиканское Минобрнауки и выставочный центр «Казань Экспо». Как рассказал нам первый заместитель министра образования РТ Андрей Поминов, в будущем форум планируется сделать ежегодным и проводить на площадях полностью достроенного «Казань Экспо». На пленарном заседании, прошедшем во второй день форума, Президент Татарстана Рустам Минниханов также выразил надежду, что мероприятие это в республике станет традиционным.

 


Александр  МОЛЧАНОВ: Университет как место, куда приходят учиться, перестает играть решающую роль. Сегодня должна быть образовательная среда, а не образовательное учреждение. Студентам уже дали среду, где они берут знания


 

На форуме работало множество площадок, причем заседания зачастую шли параллельно, что наверняка огорчало многих участников – педагогов и руководителей разных уровней системы образования, ведь побывать везде было невозможно, а темы обсуждались крайне важные. Говорили о том, как повысить качество всех уровней образования – от детсадовского до вузовского и дополнительного, обсуждали, какой должна быть школа в мультикультурном мире, как полноценно внедрять в образование инклюзивные практики, почему сегодня все популярнее становится корпоративное образование.

Пожалуй, одной из самых интересных была площадка, где обсуждали проблемы цифрового образования. Ведь цифровой мир – это наше настоящее и, как ни крути, будущее. А вот готово ли образование всех уровней ему соответствовать? По мнению выступавших на площадке экспертов, пока не очень.

 

  Евгения КУЛИК, руководитель дирекции по онлайн-образованию НИУ ВШЭ:

small_kulik

Преподаватель и студент сегодня находятся в одном информационном поле, и просто трансляция контента, когда педагог говорит, а ученик слушает, уже не нужна.

 

«Университет как место, куда приходят учиться, перестает играть решающую роль, – полагает, например, заместитель проректора по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета при Правительстве РФ, основатель проекта «Профессиональное электронное образование», эксперт Института развития Интернета в области качества образования Александр Молчанов. – Сегодня должна быть образовательная среда, а не образовательное учреждение. Студентам уже дали среду, где они берут знания. Тогда зачем им идти в аудиторию к преподавателю? Между тем преподаватель должен оставаться важнейшей ценностью в этой системе, ему студенты должны задавать вопросы, на которые не могут найти ответов в информационном поле. Причем появилась персонифицированность обучения – десяти разным людям надо дать десять ответов на десять разных вопросов. Но инертность наших преподавателей пока играет тут не лучшую роль».

«Онлайн-образование меняет университеты, вопрос в том – смогут ли наши профессора осознать свою новую роль в этом процессе? – согласна с коллегой руководитель дирекции по онлайн-образованию НИУ ВШЭ Евгения Кулик. – Преподаватель и студент сегодня находятся в одном информационном поле, и просто трансляция контента, когда педагог говорит, а ученик слушает, уже не нужна. Нужно сопровождать студента, помогать ему сориентироваться в море информации».

При этом, по словам Евгении Кулик, ведущие университеты мира уже давно выходят на открытые платформы, создавая онлайн-курсы, которые могут быть доступны любому студенту в любой стране. Наши вузы тоже начали создавать такие курсы, но пока нашим преподавателям тяжело дается эта работа – их инерт­ность во многом объясняется страхом того, что в онлайн-пространстве их будут сравнивать с другими педагогами. И студенты еще до поступления в вуз смогут определяться – у кого бы им больше хотелось учиться.

Зато у талантливых преподавателей появился новый стимул работать, писать лекции для открытых платформ – ведь теперь эти лекции смогут услышать не сотни, а десятки тысяч учащихся.

Цифровая революция бросает и другие вызовы системе образования.

«Если раньше профессии менялись раз в 25 лет, то теперь они обновляются каждые два-три года, – говорит генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков. – Возникают новые компетенции. Сегодня человек к 32 годам четыре раза меняет профессию. Это серьезный вызов образованию. Старая образовательная модель «садик – школа – колледж – вуз» уходит, потому что готовить специалиста на новую профессию надо не за пять лет, а за пять месяцев, а это значит, что система образования должна поменяться в ближайшее время кардинальным образом».

 


Александр  КОНДАКОВ: Если раньше профессии менялись раз в 25 лет, то теперь они обновляются каждые два-три года. Возникают новые компетенции. Сегодня человек к 32 годам четыре раза меняет профессию


 

Правда, выступления спикеров «цифровой» площадки форума показали, что, как именно должны происходить эти изменения, пока ни­кто толком не знает. На многочисленные вопросы участников из серии «что же делать?» спикеры отвечали, что дискуссии они предлагают перенести в кулуары форума. Это вызвало в конце концов закономерный вопрос из зала: «Где же они, эти кулуары?»

Впрочем, кулуары все же были – в перерывах между секционными заседаниями участники образовательного дискуссиона активно группировались (видимо, по интересам) в коридорах «Корстона», и было видно, что дискуссии идут действительно жаркие. Хочется надеяться, что за три дня форума участникам удалось обсудить друг с другом многие наболевшие вопросы и что это как-то продвинет наше образование вперед. Если же казанский форум действительно будет ежегодным, результаты его работы, возможно, станут ощутимыми довольно скоро.

 


Фото: edurussiaforum.ru
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Дата:06.03.2017
Выпуск: №32 (28220)

Добавить комментарий

20140911_0041 19.07.2017

Татарстан «примагничивает» абитуриентов

Специалисты Высшей школы экономики установили регионы, вузы которых не только притягивают выпускников школ, но также и удерживают их после окончания обучения....
1330
9cb5e9f3001c57e743a1128a9e947a64 13.07.2017

«Умные технологии» – городской среде

В республике объявлен конкурс на получение гранта Президента РТ на двухлетнее обучение в Высшей школе урбанистики НИУ ВШЭ....
2240
16117602613683-1 29.06.2017

Химикам будет проще, чем юристам

На 250 бюджетных мест меньше, чем в прошлом году, будет нынче предложено абитуриентам в вузах Татарстана....
6902
robot 29.06.2017

Будущее – за роботами

Команды из пятидесяти регионов страны ­ от Владивостока до Калининграда приехали в Иннополис на Всероссийскую робототехническую олимпиаду....
4480
5645 26.06.2017

Представлен исполняющий обязанности ректора

Исполняющим обязанности ректора КНИТУ-КХТИ стал Сергей Юшко....
2860
  • Прямая связь

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    10.01.1928

    №08.10.01.1928

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08.10.01.1928 год

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    21 июля

    Нур Хамзинович Шакиров (1946), гендиректор Казанского медико-инструментального завода.

    Миннахметов Радик Заудатович (1988), генеральный директор АО "Казань Арена"

  • Юмор

    ОХОТНИЩЕК
    Я совершенно не понимаю, в чем кайф от охоты.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Сабантуй бывает разный...

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85
  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Я все время поражаюсь тому факту, что молодая страна начала заниматься неблагополучными детьми, сиротами практически сразу же после революции. А…
    Легко ли быть молодым
    20.07.2017
    Есть предположение, что идею введения курортного сбора пролоббировали отельеры Вьетнама, Таиланда, Турции. От такого «счастья», свалившегося на россиян, выиграют только…
    Госдума утвердила введение курортного сбора в четырех регионах
    20.07.2017
    На мой взгляд, криптовалюта и иткоин имеют очень мало общего. Но очень хочется верить, что задумка челнинских предпринимателей не окажется…
    Пойдет ли в рост челнинский иткоин?
    20.07.2017
    Вы подняли исключительно важный вопрос! Эту проблему мало освещают газеты республики. А зря. Сколько людей остаются без мест рабочих, сколько…
    Заговорит ли малый бизнес по-крупному?
    20.07.2017
    Уважаемая Гамира! Огромный Махтал - Рахмет за упоминание моего скромного вклада в освящении уклада жизни предков татар, проживавших в Хатын-Арынском…
    С лучиной будущее не увидеть
    20.07.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров