27 апреля 2017  2:21
Распечатать

В поисках нужных кулуаров

В Казани завершился международный образовательный дискуссион

 

777

 

Обсудить вызовы и тренды современного отечественного образования, вытащить на поверхность его наболевшие вопросы и интересные примеры их решения – такую цель ставили себе организаторы международного форума (дискуссиона, как назвали его организаторы) «Образование России» – EDU Russia, который, как мы уже сообщали, проходил в казанском «Корстоне» 2–4 марта.

 

Это первая в стране подобная площадка для дискуссий в сфере образования, к тому же с участием многих известных профессионалам иностранных экспертов. Инициаторами ее проведения стали республиканское Минобрнауки и выставочный центр «Казань Экспо». Как рассказал нам первый заместитель министра образования РТ Андрей Поминов, в будущем форум планируется сделать ежегодным и проводить на площадях полностью достроенного «Казань Экспо». На пленарном заседании, прошедшем во второй день форума, Президент Татарстана Рустам Минниханов также выразил надежду, что мероприятие это в республике станет традиционным.

 


Александр  МОЛЧАНОВ: Университет как место, куда приходят учиться, перестает играть решающую роль. Сегодня должна быть образовательная среда, а не образовательное учреждение. Студентам уже дали среду, где они берут знания


 

На форуме работало множество площадок, причем заседания зачастую шли параллельно, что наверняка огорчало многих участников – педагогов и руководителей разных уровней системы образования, ведь побывать везде было невозможно, а темы обсуждались крайне важные. Говорили о том, как повысить качество всех уровней образования – от детсадовского до вузовского и дополнительного, обсуждали, какой должна быть школа в мультикультурном мире, как полноценно внедрять в образование инклюзивные практики, почему сегодня все популярнее становится корпоративное образование.

Пожалуй, одной из самых интересных была площадка, где обсуждали проблемы цифрового образования. Ведь цифровой мир – это наше настоящее и, как ни крути, будущее. А вот готово ли образование всех уровней ему соответствовать? По мнению выступавших на площадке экспертов, пока не очень.

 

  Евгения КУЛИК, руководитель дирекции по онлайн-образованию НИУ ВШЭ:

small_kulik

Преподаватель и студент сегодня находятся в одном информационном поле, и просто трансляция контента, когда педагог говорит, а ученик слушает, уже не нужна.

 

«Университет как место, куда приходят учиться, перестает играть решающую роль, – полагает, например, заместитель проректора по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета при Правительстве РФ, основатель проекта «Профессиональное электронное образование», эксперт Института развития Интернета в области качества образования Александр Молчанов. – Сегодня должна быть образовательная среда, а не образовательное учреждение. Студентам уже дали среду, где они берут знания. Тогда зачем им идти в аудиторию к преподавателю? Между тем преподаватель должен оставаться важнейшей ценностью в этой системе, ему студенты должны задавать вопросы, на которые не могут найти ответов в информационном поле. Причем появилась персонифицированность обучения – десяти разным людям надо дать десять ответов на десять разных вопросов. Но инертность наших преподавателей пока играет тут не лучшую роль».

«Онлайн-образование меняет университеты, вопрос в том – смогут ли наши профессора осознать свою новую роль в этом процессе? – согласна с коллегой руководитель дирекции по онлайн-образованию НИУ ВШЭ Евгения Кулик. – Преподаватель и студент сегодня находятся в одном информационном поле, и просто трансляция контента, когда педагог говорит, а ученик слушает, уже не нужна. Нужно сопровождать студента, помогать ему сориентироваться в море информации».

При этом, по словам Евгении Кулик, ведущие университеты мира уже давно выходят на открытые платформы, создавая онлайн-курсы, которые могут быть доступны любому студенту в любой стране. Наши вузы тоже начали создавать такие курсы, но пока нашим преподавателям тяжело дается эта работа – их инерт­ность во многом объясняется страхом того, что в онлайн-пространстве их будут сравнивать с другими педагогами. И студенты еще до поступления в вуз смогут определяться – у кого бы им больше хотелось учиться.

Зато у талантливых преподавателей появился новый стимул работать, писать лекции для открытых платформ – ведь теперь эти лекции смогут услышать не сотни, а десятки тысяч учащихся.

Цифровая революция бросает и другие вызовы системе образования.

«Если раньше профессии менялись раз в 25 лет, то теперь они обновляются каждые два-три года, – говорит генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков. – Возникают новые компетенции. Сегодня человек к 32 годам четыре раза меняет профессию. Это серьезный вызов образованию. Старая образовательная модель «садик – школа – колледж – вуз» уходит, потому что готовить специалиста на новую профессию надо не за пять лет, а за пять месяцев, а это значит, что система образования должна поменяться в ближайшее время кардинальным образом».

 


Александр  КОНДАКОВ: Если раньше профессии менялись раз в 25 лет, то теперь они обновляются каждые два-три года. Возникают новые компетенции. Сегодня человек к 32 годам четыре раза меняет профессию


 

Правда, выступления спикеров «цифровой» площадки форума показали, что, как именно должны происходить эти изменения, пока ни­кто толком не знает. На многочисленные вопросы участников из серии «что же делать?» спикеры отвечали, что дискуссии они предлагают перенести в кулуары форума. Это вызвало в конце концов закономерный вопрос из зала: «Где же они, эти кулуары?»

Впрочем, кулуары все же были – в перерывах между секционными заседаниями участники образовательного дискуссиона активно группировались (видимо, по интересам) в коридорах «Корстона», и было видно, что дискуссии идут действительно жаркие. Хочется надеяться, что за три дня форума участникам удалось обсудить друг с другом многие наболевшие вопросы и что это как-то продвинет наше образование вперед. Если же казанский форум действительно будет ежегодным, результаты его работы, возможно, станут ощутимыми довольно скоро.

 


Фото: edurussiaforum.ru
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Дата:06.03.2017
Выпуск: №32 (28220)

Добавить комментарий

diktant-25 24.04.2017

За «кибурят» оценку не снижали

В Татарстане наконец подсчитали всех отличников Тотального диктанта. Из 3512 писавших таковых оказалось 163 – почти 5 процентов участников акции....
2220
kolledz 21.04.2017

Ландшафтный дизайн в надежных руках

  Студенты Лубянского лесотехнического колледжа прошли в финал национального чемпионата «Молодые профессионалы» Worldskills Russia – 2017. На...
1210
kgey 21.04.2017

В энергоуниверситете выбрали ректора

Конференция работников и обучающихся, посвященная выборам ректора, прошла 21 апреля в Казанском государственном энергетическом университете....
3630
_A8G6321 20.04.2017

Татарский с нуля до девяти

Почти 50 тысяч человек прошли обучение в онлайн-школе изучения татарского языка «Ана теле» за пять лет ее работы....
2960
5 19.04.2017

Объединяющее событие

Пятьсот человек приехали в Казань, чтобы принять участие в V международной олимпиаде по татарскому языку и литературе....
2740
  • Прямая связь

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    28.05.1924

    №20-28-05-1924

    Рисунок художника К.Чеботарева. Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №20, 28.05.1924 год.

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    27 апреля

    Халим Бадриевич Залялов (1940), актер театра им. Г.Камала, народный артист Татарстана.

    Зухра Котдусовна Сахабиева (Бигичева), народная артистка Татарстана.

  • Юмор

    magaz
    Будни интернет-магазина.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Авось и пофиг

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85
  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Мои родители жили в Туркмении и всегда радовались за мою семью, что мы осели в Татарстане – могли жить без…
    Минтимер Шаймиев удостоен звания Героя Труда РФ
    26.04.2017
    Мой сын погибает , не может остановиться, запойный. Никакие уговоры не действуют, такая тяга. Только оздоравливающая психика и хотя бы…
    Вернутся ли ЛТП, или Как принудить алкоголиков лечиться?
    26.04.2017
    За несколькими строками этой короткой информации кроется целая бездна вопросов и проблем. Захотелось узнать подробности, заглянул в Интернет и… волосы…
    Картина маслом: «Снова взятка»
    26.04.2017
    История интересная. Вот только некоторые неточности портят картину, например "Булгарское царство" и т.п.
    У подножия Караульной горы
    25.04.2017
    На исторической полосе вашей газеты, которую мы с моей 94-летней мамой всегда внимательно читаем, упоминается корреспонденция 1934 года журналиста «Красной…
    Экспонат из редакции
    25.04.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров