25 мая 2020  23:39
Распечатать

В плену реформ

Опубликовано: 22.12.2016 22:34

Выпускников школ ждут дополнительные испытания

 

11111

Старше­классники и их родители жалуются: у них и так огромная нагрузка, а дополнительные проверочные работы способны довести до полного истощения.

 

«Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал образцы и описания Всероссийских проверочных работ (ВПР) для 11-х классов по биологии, географии, истории, химии и физике», – сообщается на портале республиканского Министерства образования и науки. Между тем само появление в школьном расписании таких работ уже около трех месяцев бурно обсуждается в соцсетях, а выпускники, родители и учителя массово подписывают петиции в адрес руководства страны с просьбой отменить у одиннадцатиклассников подобные испытания.

 

О том, что в школах дважды в год обязательно будут проводиться Всероссийские проверочные работы, новый министр образования России Ольга Васильева заявляла еще осенью этого года. Теперь стали известны сроки, когда одиннадцатиклассники должны написать эти пять контрольных, – с 25 апреля по 18 мая. Непосредственно перед тем, как стартует ЕГЭ…

На сайте Минобрнауки РТ приводится интервью заместителя руководителя Рос­обрнадзора Анзора Музаева агентству «Россия сегодня», где он поясняет суть и цели новшества: «Мы хотим увидеть реальную картину с состоянием образования в школе. ЕГЭ здесь непоказателен, ведь ребята, избравшие для себя определенные предметы на ЕГЭ, мотивированы, они будут дополнительно заниматься… Сейчас школы сами проверяют, как учащиеся освоили предметы, не входящие в ЕГЭ или ГИА, проводят контрольные работы по собственным заданиям. Ни­кто не контролирует, как эти задания составлены, каков их уровень сложности, как оценивается их выполнение. Вводя ВПР, мы предложили школам единый стандарт оценки. А федеральные и региональные органы образования, да и сами директора школ и, что немаловажно, родители могут увидеть реальную картину – чему смогли или не смогли в их школе научить».

 


Новую реформу вводят, не разобравшись до конца со старой, и бедные школьники, над которыми последние лет 15 только и делают, что экспериментируют, опять оказываются заложниками ситуации


 

Итак, по сути мы имеем некий аналог бытовавших еще в советское время «министерских контрольных», причем по самым разным предметам, не все из которых школьники планируют сдавать на ЕГЭ. Понятно, что и отношение к этим предметам у них было в последние два года учебы соответствующее. Тем более, сейчас практически везде в 10–11-х классах идет профильная подготовка, и потенциальные гуманитарии, скажем, весьма поверхностно изучают естественные и точные науки (и, соответственно, наоборот). Новый федеральный министр уже высказывалась в том духе, что это, мол, не дело, школа все-таки должна давать какой-то минимум общих знаний по всем базовым предметам.

Собственно, именно этот минимум, по заверению федеральных образовательных чиновников, и планируется проверять – ничего сверхъестественного, просто базовое знание каких-то элементарных вещей… Обещают разрешить использовать справочные материалы, например, атласы по географии, справочные таблицы по физике и химии. К тому же проводиться ВПР пока что будут в так называемом режиме апробации и на оценки в аттестате влиять не будут (во что, кстати, упорно не желают верить подписывающие петиции). Более того, пока что проверочные работы – дело добровольное: каждая школа сама решит, стоит ей в этом учебном году вводить их или нет.

 

  Анзор МУЗАЕВ, заместитель руководителя Рособрнадзора:

1812

Мы хотим увидеть реальную картину с состоянием образования в школе. ЕГЭ здесь непоказателен, ведь ребята, избравшие для себя определенные предметы на ЕГЭ, мотивированы, они будут дополнительно заниматься.

 

«Не надо страхов и ажиотажа, речь идет всего лишь о контрольных работах по итогам изучения соответствующего предмета», – призывает Анзор Музаев. Но, судя по всему, этот призыв не действует на тех, кто подписывает петиции в адрес руководителей государства. И понять людей несложно. Вот лишь несколько комментариев, которые недовольные оставляют под петициями.

«Мало того, что нужно усердно готовиться к ЕГЭ, так еще на голову упали эти 5 предметов!!! Это просто ужас!!!»

«Гением во всех предметах быть невозможно. Необходимо делать акцент на том, чтобы ребенок мог разобраться со своими талантами и развивался в этом направлении. Такая нагрузка в 11-м классе доводит детей и их родителей до психологического и физического истощения».

«Что образование делает со школьниками? Это же кошмар! Каждодневные стрессы и ни минуты на отдых».

«У меня единственный сын, и я хочу сохранить его физическое и психическое здоровье в пределах нормы».

«Хочу, чтобы оставалось хоть немного времени на жизнь».

Думается, возмущение тех, кого непосредственно затронет нововведение, вполне уместно. Больше десяти лет идут жаркие споры во­круг ЕГЭ, и только школьники и учителя вроде бы адаптировались к этой системе проверки знаний, как на тебе – новая напасть! При этом Единый гос­экзамен действительно отнимает у школьников много сил и времени, и полноценная подготовка к нему без дополнительных занятий (чаще всего с репетиторами) невозможна, это вам подтвердят и сами выпускники, и учителя-предметники. И, как бы образовательные чиновники ни пытались убедить народ, что к ЕГЭ можно подготовиться, просто добросовестно занимаясь по обычной школьной программе, реальность этого не подтверждает. Говорю как человек, лично (вместе со своим ребенком) переживший это испытание.

 


Мы имеем некий аналог бытовавших еще в советское время «министерских контрольных», причем по самым разным предметам, не все из которых школьники планируют сдавать на ЕГЭ


 

Причем все годы, что действует ЕГЭ, как-то по умолчанию было принято считать, что в старших классах это совершенно нормальная практика – усиленно готовиться к тем предметам, по которым сдаешь экзамены, слегка «забивая» на остальные. Этому же способствовало и введение в старшем звене профильного образования. Сегодня в 10–11-х классах только русский язык и математика, ЕГЭ по которым обязательны для всех без исключения, не страдают от поверхностного подхода, да и то введение базового уровня по математике несколько обесценило для гуманитариев и этот предмет. То есть в последние годы в наших школах был взят сознательный курс на достаточно раннюю специализацию под знаком знаменитого прутковского «Нельзя объять необъятное».

Это, надо заметить, вызывало у многих россиян протесты – дескать, готовим узко мыслящих людей, не имеющих хорошей базы общих знаний. И вот, казалось бы, ситуацию решено поправить. Вот только получается, что новую реформу вводят, не разобравшись до конца со старой, и бедные школьники, над которыми последние лет 15 только и делают, что экспериментируют, опять оказываются заложниками ситуации. Теперь они будут вынуждены тратить время и силы еще и на те предметы, которые, возможно, им никогда не пригодятся в дальнейшем. И даже если речь действительно идет о проверке самых-самых базовых, минимальных знаний, это все равно нервотрепка и затраченное на повторение время.

 


В последние годы в наших школах был взят сознательный курс на достаточно раннюю специализацию под знаком знаменитого прутковского «Нельзя объять необъятное»


 

Вообще, если мы вводим профильное образование и ЕГЭ, то нельзя требовать от старшеклассников большого внимания ко всем абсолютно предметам. Если мы говорим о том, как хороша была советская школа, дававшая широкое общее образование, с которым потом можно было идти хоть в «пед», хоть в «мед», тогда надо в корне менять те подходы, которые действуют в школе сейчас, возвращаться к традиционной форме экзаменов и признаться, что нам не нужна ранняя специализация (хотя современные технологии и производство требуют от работников именно этого).

«Нам бы хоть лет пять прожить без перемен», – мечтает моя знакомая, директор школы. Конечно, мы живем в мире, где все меняется очень быстро. Конечно, школа должна как-то соответствовать этому процессу. Но школьников, их родителей и учителей действительно жалко. Все-таки люди меняются гораздо медленнее, чем технологии, требующие реформ…

 


Фото: Коллаж Олега ПЕПЛОВА; obrnadzor.gov.ru
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Выпуск: №189 (28183)


Добавить комментарий

кфу 25.05.2020

С «госами» повезло не всем

О нюансах предстоящих экзаменационных испытаний для студентов КФУ рассказал проректор по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский....
1610
егэ 21.05.2020

ЕГЭ начнётся 29 июня

Сдавать Единый государственный экзамен в России в этом году начнут 29 июня. Об этом заявил Президент страны Владимир Путин, выступая на совещании по ситуации в сфере образования в условиях пандемии....
3630
кфу1 21.05.2020

Как дистанционно сдать экзамены

Прямой эфир по вопросам организации дистанционных экзаменов для студентов проведут в Казанском Федеральном университете 22 мая....
4290
Елабужский-институт-КФУ 20.05.2020

Новое прочтение термина ДНК

На базе Елабужского института КФУ откроется центр детского дополнительного образования....
4980
поступление-в-вуз 18.05.2020

Вход через портал

Казанский федеральный университет проведёт приёмную кампанию 2020 года полностью в дистанционном формате, в том числе и для иностранных студентов....
7270
  • Мнение

    Айрат Фаррахов, депутат Госдумы РФ от Татарстана:

    ФАРРАХОВ

    Госдума утвердила третий пакет мер господдержки пострадавших от эпидемии коронавируса. В частности, самозанятым из четырёх регионов России, включая Татарстан, вернут уплаченные налоги за прошлый год. Эта сумма будет возвращена за счёт средств федерального бюджета, хотя налоги были уплачены в бюджет региона.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    26 мая

    Рашид Мирзаевич Шамкаев (1940), актёр, народный артист Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров