21 ноября 2017  18:29
Распечатать

В большое плавание – от устья Казанки

За 110-летнюю историю в техникуме подготовлено более 30 тысяч речников

 

ret-28

Здание речного училища было построено в 1906 году.


Мы привыкли к тому, что речной техникум расположен в Казани на улице Несмелова. Рядом с его зданием несколько лет назад на вечный прикол в качестве памятника установили легендарный «Метеор» – пассажирский теплоход на подводных крыльях.

 

Однако еще шестьдесят лет назад корпус учебного заведения находился совсем в другом месте. Тоже в Кировском районе, но гораздо дальше к окраине, рядом с Бишбалтой, у старого устья Казанки. Как раз там, где в ХVIII веке находилось одно из крупных адмиралтейств России, и велось строительство военных кораблей для Азовской и Каспийской флотилий.

Ныне на этом месте плещутся волны Куйбышевского водохранилища и проходит волжская дамба – часть инженерной защиты Казани. На местности это ориентировочно начало улицы Боевой, неподалеку от Петрушкина разъезда.

Начинался техникум до революции как профессиональное училище для мальчиков, в том числе сирот и оставшихся без попечения родителей. Открыли учебное заведение в начале навигации 1904 года в торжественной обстановке – в присутствии губернатора, ста первых учеников и многочисленной публики.

 


Начинался Казанский речной техникум до революции как училище для мальчиков. Открыли учебное заведение в начале навигации 1904 года в торжественной обстановке в присутствии губернатора, ста первых учеников и многочисленной публики


 

Газета «Камско-Волжская речь» писала, что Казанское речное училище являлось одним из первых в России, где готовился средний и младший состав экипажей грузовых судов. Обучение велось на четырех отделениях – судоводительском, эксплуатационном, диспетчерском и подготовительном. Первый выпуск состоялся в 1906 году, тогда же было сдано в строй постоянное здание училища в Адмиралтейской слободе.

Техникумом учебное заведение стало с 1932-го. Своим возрождением оно обязано интенсивному развитию народного хозяйства в период первых пятилеток, когда остро встал вопрос нехватки кадров на речном транспорте. Из его стен отныне выходят дипломированные капитаны, штурманы, судомеханики, причем как грузовых, так и пассажирских судов. А с 1958 года, то есть после образования водохранилища, техникум переведен на новое место. Под его учебный корпус была переоборудована хрущевка-общежитие.

На волне преобразований последних лет техникум объединили с филиалом Волжского государственного университета водного транспорта, головное управление которого располагается в Нижнем Новгороде. В этом качестве – филиала вуза – техникум пребывает и по сей день.

 

ret2-28

Ныне на этом месте проходит волжская дамба – часть инженерной защиты города.

 

Выпускники учебного заведения внесли неоценимый вклад в развитие водного транспорта страны, в Победу в Великой Отечественной войне. На ее фронтах сражались более двухсот добровольцев из числа студентов и преподавателей.

В летопись Великой Отечественной отдельно вписан беспримерный подвиг выпускника техникума 1938 года, Героя Советского Союза Михаила Девятаева. Обучаясь здесь, он параллельно посещал Казанский аэроклуб Осовиахима (будущего ДОСААФа). Затем служил помощником капитана баркаса на Волге.

В 1938 году Девятаев призван в Красную Армию. Окончил в 1940-м Чкаловское военное авиационное училище в Оренбурге. В действующей армии Михаил Петрович находился с июня 1941-го.

В воздушном бою 13 июля 1944 года в районе Львова над оккупированной немцами территорией самолет Девятаева был сбит вражеской авиацией и загорелся. Летчик успел покинуть падающий истребитель с парашютом и с тяжелыми ожогами попал в плен к фашистам.

 


За 110-летнюю историю в техникуме подготовлено более тридцати тысяч специалистов водного транспорта. Его выпускников сегодня можно встретить в судоходных компаниях по всей стране. Они трудятся в пароходствах от Архангельска до Астрахани, от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока


 

Подробности его дерзкого побега с авиабазы на территории концлагеря для военнопленных на балтийском острове Узедом, а также драматическую историю с присвоением ему звания Героя в этой публикации пересказывать нет смысла. Добавим лишь: после войны Девятаев вновь вернулся к своей первой профессии – речника. Впоследствии ему доверили испытание первого быстроходного теплохода на подводных крыльях «Ракета». В дальнейшем он много лет возглавлял экипажи «ракет» и «метеоров».

За 110-летнюю историю в техникуме подготовлено более тридцати тысяч специалистов водного транспорта. Его выпускников сегодня можно встретить в судоходных компаниях по всей стране. Они трудятся в пароходствах от Архангельска до Астрахани, от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. Среди них немало известных капитанов и судомехаников, специалистов, возглавляющих крупные транспортные и промышленные предприятия.

 

tex

В настоящее время техникум располагается в доме №7 по улице Несмелова, куда учебное заведение переехало в 1958 году.

 

Между прочим, воспитанником техникума был бывший министр имущественных отношений России Фарит Газизуллин. Так что нынешним курсантам-речникам есть с кого брать пример…

 


Фото: iske-kazan.ru; Оксана Черкасова
Автор статьи: ЛЕБЕДЕВ Андрей
Дата:27.10.2016
Выпуск: №158 (28152)

Добавить комментарий

nabchelny.ru 20.11.2017

Бульвар автограда обрел вторую жизнь

Шишкинский бульвар открылся после реконструкции в Набережных Челнах....
1990
lider 20.11.2017

Кузница первых

Казань принимает всероссийский конкурс руководителей детских и молодежных общественных объединений...
1810
benzin 20.11.2017

Безвредная еда для железных коней

В республике проходит месячник качества моторного топлива....
1590
arteler 19.11.2017

С праздником, ракетчики и артиллеристы!

19 ноября – День ракетных войск и артиллерии....
5220
miting 17.11.2017

В память о жертвах крушения «Боинга-737»

Траурный митинг, посвященный памяти жертв авиакатастрофы самолета «Боинг-737» в Казани, прошел в международном аэропорту «Казань»....
2670
  • Прямая связь

    А что в Сети?


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    12.02.1928

    12.02.1928

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №37.12.02.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    21 ноября

    Марат Мулахмедович Рахимов (1955), начальник «Казметростроя», депутат Госсовета РТ.

    Ильдар Шафкатович Халиков (1967), генеральный директор УК «Татэнерго», в 2010–2017 годах – Премьер-министр Татарстана.

  • Юмор

    orz-car
    Нам не нужен увлажнитель воздуха, у нас дед чихает.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    На какой остановке выходить

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Клиника работает в составе университета совсем недавно, а вы бы хотели, чтобы там сразу решили все копившиеся годами проблемы? Понятно,…
    Сегодня и завтра университетской медицины
    18.11.2017
    Пустые трибуны. Какие еще нужны доказательства того, что большой спорт народу не нужен.
    Большой спорт: пора учиться зарабатывать
    18.11.2017
    Роль медсестры в здравоохранении не оценена до конца. Меня в свое время две девчушки просто с того света вытащили. Было…
    Среднее медицинское звено… А может, центральное?
    17.11.2017
    Евгения Чеснокова, как всегда, представила материал на хорошем профессиональном уровне. Будем надеяться, что новая академическая структура позволит вывести как фундаментальную,…
    Новичок с хорошим потенциалом
    17.11.2017
    Подпишусь под каждым словом Валерии С. ! Будучи прикрепленной к РКБ-2 более 20 лет утверждаю, что такого безобразия как сейчас…
    Сегодня и завтра университетской медицины
    16.11.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров