18 января 2019  10:16
Распечатать

Уроки музыки

 

1111

В Татарстане создана трехступенчатая система музыкального образования: школа – колледж – консерватория.

 

Музыкальная сфера – дело сложное. Если вы просто благодарный зритель, то, конечно, отбив ладони на хорошем концерте и получив в гардеробе свою шляпу, вряд ли задумываетесь, сколько труда вложили десятки людей в ваше удовольствие. Но зритель и не должен задавать себе такие вопросы.

 

Музыкальное искусство сегодня такой же рынок со своей конкуренцией, со своими лидерами и аутсайдерами, удачным или неудачным менеджментом. И, как мне представляется, стесняться этого не нужно. Чтобы из талантливого ребенка получить «на выходе» хорошего музыканта, его нужно вырастить в правильных условиях, выучить, дать хорошую работу и обеспечить сценической площадкой. И только тогда говорить о лидерстве, скажем, региона в такой тонкой сфере, как музыка.

У Татарстана внешне здесь крепкие позиции. В республике ведут деятельность семь государственных концертных организаций. В их числе – два концертных зала, четыре фольклорных и хореографических коллектива, симфонический оркестр. В прошлом году концертные залы посетили более полумиллиона зрителей. Здесь прошло, если можно так выразиться, около 900 мероприятий. Доля бюджетного финансирования в общем объеме расходов таких учреждений (с учетом грантов Президента, Правительства РТ и иных субсидий) в 2017 году составила 88,6 процента. Музыканты ведут активную гастрольную деятельность, выступая на самых продвинутых музыкальных площадках, например Европы. Здесь проходят музыкальные фестивали международного и всероссийского масштаба – «Мирас», «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Сoncordia, «Денис Мацуев у друзей» и другие.

 


Если брать масштабно, то, бесспорно, музыкальное искусство Татарстана – это такая же визитная карточка республики, как и многие другие бренды. А главное, оно является одним из определяющих факторов национальной идентичности народов


 

Казалось бы, все хорошо, о чем тут плакаться? Впрочем, любое творческое сообщество, как правило, свое закулисье охраняет от посторонних глаз. Но случается, что называется, прорывает.

Буквально взахлеб, временами на самом высоком эмоциональном градусе, о проблемах развития музыкального искусства в Татарстане говорили в стенах Госсовета представители данной сферы. Этой теме было посвящено выездное заседание парламентского Комитета по образованию, науке, культуре и национальным вопросам, которое провел его председатель Разиль Валеев.

Перед заседанием депутаты и приглашенные посетили Казанский музыкальный колледж и Казанскую государственную консерваторию, где получили наглядное представление о подготовке кадров для профессиональной музыкальной сферы. Директор колледжа Айрат Заппаров напомнил, что музыкальное заведение является одним из старейших в России и скоро будет отмечать 110-летие со дня открытия. Как выяснилось, у директора сегодня голова болит не столько о качестве подготовки выпускников – оно традиционно высокое, сколько о капитальном ремонте здания, расширении учебных площадей и оснащении качественным музыкальным инструментарием. Ему очень важно было в этом вопросе заручиться поддержкой депутатов и представителей Министерства культуры.

 

Казанскаяы консерватория_vk

 

Ректор консерватории Рубин Абдуллин напомнил, что на восьми факультетах здесь обучаются более 800 студентов, но в немалой степени его беспокоит состояние музыкальных школ – как базы для последующего доведения «до ума» будущего профессионала. На взгляд ректора, к сожалению, образовательные реформы не лучшим образом отразились на этих школах, в том числе привели к сокращению их числа. «В советское время на территории страны ежегодно открывались до полутора тысяч музыкальных школ, и все они были востребованы», – заметил Рубин Абдуллин.

Эти моменты лишь малая часть того, о чем шла речь на заседании, в работе которого приняли участие заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова, депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов, деятели культуры и искусства, известные артисты, руководители музыкальных учреждений.

Тон обсуждению задала заместитель министра культуры Эльвира Камалова. Она с ходу заявила, что для подробного доклада о состоянии и перспективах музыкального искусства ей понадобится… шесть-семь часов. И ведь оказалась по большому счету недалека от истины. Присутствующие честно старались не выходить за регламент, но даже за два с половиной часа высказались далеко не все желающие.

 

 

Рубин АБДУЛЛИН, ректор казанской  консерватории:

ALBU2uzuA18gCEy7enrb-watermark

В советское время на территории страны ежегодно открывались до полутора тысяч музыкальных школ, и все они были востребованы.

 

 

По словам Эльвиры Камаловой, в Татарстане представлена вся «линейка» музыкального искусства. Вероятно, поэтому проблемы и предложения, которые «накидали» депутатам и чиновникам представители музыкального сообщества, впечатлили разно­образием. Среди них – необходимость совершенствования трехступенчатой системы качественного музыкального образования: музыкальная школа – колледж – консерватория. К слову, по мнению Ильдара Гильмутдинова, необходимо ввести единые образовательные стандарты и для музыкальных школ. Нужно повышать статус (в том числе материальный) композитора и в целом композиторской деятельности. Парадокс, но сегодня аранжировщик в оркестре получает больше, чем автор произведения.

Музыкальной сфере нужны квалифицированные менеджеры, экономисты. Было даже высказано предложение, чтобы какой-нибудь вуз взял на себя их профессиональную подготовку.

Не хватает педагогов в музыкальных школах, особенно в муниципалитетах.

Если брать масштабно, то, бесспорно, музыкальное искусство Татарстана – это такая же визитная карточка республики, как и многие другие бренды. А главное, оно является одним из определяющих факторов национальной идентичности народов, подчеркнул Разиль Валеев. И в этой плоскости мы, оказывается, не везде первые, о чем откровенно и говорили участники заседания.

«В искусстве все-таки первую скрипку играют не деньги», – сказала Эльвира Камалова. Понятно, что главная задача музыкального сообщества – сохранить имеющуюся высокую планку творчества. Однако, по словам председателя Союза композиторов России и Татарстана Рашида Калимуллина, в республике, например, почти утрачены традиции изготовления и игры на старинных народных музыкальных инструментах (в соседнем Башкортостане в музыкальных школах введены обязательные уроки игры на курае).

Сегодня народные инструменты изготавливает единственный человек в республике – Геннадий Макаров. А нужны полноценная мастерская, музей народных инструментов. Без денег тут не обойтись, даже при наличии энтузиастов.

Одним словом,  к такой тонкой сфере, как музыка, нужен государственный подход. По счастью, в республике он есть. «Президент Татарстана придает большое значение культурному пласту, в этих рамках готовится государственная программа развития музыкального искусства республики», – сообщил Разиль Валеев. Ильдар Гильмутдинов со своей стороны уточнил, что и в Госдуме планируется большой разговор на тему сохранения и развития музыкального искусства. То есть можно надеяться и на законодательное подкрепление в решении этих проблем на федеральном и региональном уровнях. «Нужно подняться над рутиной, совершить в этом направлении действительный прорыв», – таково резюме участников заседания.

 


Фото: vk.com
Автор статьи: МУШКИНА Ирина
Дата:16.03.2018
Выпуск: №37 (28419)


Добавить комментарий

выставка-Салимжанову 17.01.2019

Фарид Бикчантаев: «Для нас он живой…»

В Москве завершились традиционные зимние гастроли ТГАТ им. Г.Камала, но в Государственном театральном музее им. А.Бахрушина продолжает работать выставка «Театр Марселя Салимжанова»....
1270
театр Экият 17.01.2019

Воспоминание о новогодней ёлке

В Татарском государственном театре кукол «Экият» подвели итоги прошедшей «новогодней кампании». Праздничный марафон начался 18 декабря и завершился 8 января....
1070
фильм-халима 17.01.2019

«Халима» очаровала бенгальцев

Фильм казанского режиссёра Юлии Захаровой «Халима» участвует в конкурсной программе Международного кинофестиваля в Дакке (DIFF), который в эти дни проходит в столице Бангладеш в семнадцатый раз....
1300
Кулаевская-библиотека 17.01.2019

Больше, чем библиотека

Инновационные подходы в работе с читателями Кулаевской сельской библиотеки в Пестречинском районе принесли ей победу в международном конкурсе....
1170
ильгам-шакиров 17.01.2019

Разиль Валеев об Ильгаме Шакирове: Это был образец во всем

Народный поэт Татарстана, председатель Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев – об Ильгаме Шакирове....
2630

Мнение

Гузель КАРИМОВА, заведующая службой рефлексотерапии униклиники КФУ:

КАРИМОВА

Есть несколько групп людей, которые купаются на Крещение. Первая группа – это глубоко верующие, вторая – люди закаленные, занимающиеся моржеванием много лет. А многие другие воспринимают окунание в иордань как моду. И если кому-­то ледяное купание принесет только ему ведомую пользу, то остальным данный обряд может нанести непоправимый вред.

Все мнения

А что в Сети?


  • Дни рождения

    18 января

    Алиса Михайловна Галлямова, международный гроссмейстер, многократная чемпионка мира по шахматам среди девушек, трехкратная чемпионка России.

    Ольга Николаевна Ильинская, действительный член Академии наук Татарстана, академик-секретарь отделения медицинских и биологических наук АН РТ.

    Ильдус Габдрахманович Тарханов (1950), заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Казахстане, в прошлом – министр культуры Татарстана.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров