19 июня 2018  3:54
Распечатать

Украсть фирменный стиль

Такая недобросовестная конкуренция в бизнесе сильно вредит развитию экономики

 

6456454

 

В последние годы в России, да и в Татарстане, фиксируется рост количества случаев неправомерного использования предприятиями чужого фирменного стиля известных компаний. Тенденция, через которую Европа прошла уже давно, докатилась до нас в довольно неприглядной форме. К примеру, некоторые предприниматели позволяют себе выходить на рынок с изделиями, внешний вид которых удивительным образом напоминает дизайн товаров-лидеров в своих сегментах.

 

Чтобы быстрее раскрутить и продать собственную продукцию или услугу, бизнесмены прибегают к разным, мягко говоря, нехорошим способам: порочат честь и достоинство конкурентов, распространяя заведомо ложную информацию о них; обманывают потребителей, завышая свойства предметов своего труда зачастую при государственных закупках, которые стали играть значительную роль в бизнесе; воруют названия брендов… В итоге вопреки законодательству и обычаям деловой добропорядочности причиняют убытки конкурентам и наносят ущерб экономике в целом.

Для наведения порядка на рынке в октябре 2015 года в Федеральный закон «О защите конкуренции» была введена глава «Недобросовестная конкуренция» (вступила в силу 5 января 2016 года), в которой наложен запрет на все формы этой неправовой деятельности. А их, между прочим, очень много.

 

«НОСКОФФ» ИЛИ «НОСОЧКИ»?

– Приведу случай недобросовестной конкуренции путем дискредитации компании, – рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ Игорь Павлов. – К нам обратилось с жалобой руководство ПАО «Таттелеком» по факту распространения оператором МТС недостоверной информации о качестве услуг интернет-связи и телевидения, предоставляемых татарстанской компанией. Мы выдали МТС предупреждение о необходимости прекратить эти действия. И рассылки недостоверной информации были пресечены…

 


В последнее время широкое распространение получило использование чужого дизайна. Например, недобросовестной конкуренцией признана имитация внешнего вида автозаправочных станций под бренд «Лукойл»


 

Как известно, в 2018 году в России будет проходить чемпионат мира по футболу. Международная федерация футбола (FIFA), Международный олимпийский комитет (МОК) и оргкомитет «Россия-2018» серьезно относятся к защите прав на свою интеллектуальную собственность. Нельзя использовать товарные знаки этого чемпионата без разрешения правообладателей. Введение в заблуждение, а это одна из самых распространенных форм недобросовестной конкуренции, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара к FIFA или МОК в качестве партнера, запрещается. Однако, по словам Игоря Павлова, это не остановило фирму «Тройка плюс» выставить на продажу в одном из магазинов Казани спортивные сумки с ярким обозначением «RUSSIA 2018». Антимонопольщики пресекли это нарушение.

Лидером антирейтинга в недобросовестной конкуренции является, говоря на законотворческом языке, создание смешения, а именно: реализация своего товара под видом изделия компании-конкурента. Вот наглядный пример. С 2003 года альметьевская фабрика «Алсу» выпускает носки под брендом «Носкофф», который сопровождает изображение яркой ступни с пальчиками. Ничтоже сумняшеся, китайская фирма «Байвэй» выдала на-гора в Россию копию татарстанского товара с аналогичным изображением на этикетке только с несколько видоизмененным названием – «Носочки». Но и эта история не прошла мимо наших антимонопольщиков…

 

КОПИЯ КАК ПРИЗНАК СЛАБОСТИ

– В интересах государства и самого бизнес-сообщества создать препятствие нарушителям законодательства в данной сфере, – заявляет судья Арбитражного суда РТ Алексей Кириллов. – Недавно нами было рассмотрено дело, связанное с использованием внешнего вида сайта, принадлежавшего одной из организаций. Ее директор создал точную копию этого сайта в другом регионе на имя одного из своих аффилированных лиц и предложил ссылки, по которым перенаправлялась информация с оригинального сайта на портал нарушителя, где предлагались услуги в области пожарной безопасности. Когда началось рассмотрение этого дела, нарушитель видоизменил свой сайт. При проверке признаков нарушений в Сети уже не было. Но в рамках судебного разбирательства мы исследовали доказательства, которые находились в «Архиве Интернета» (archive.org), где отображаются изменения на сайтах за все периоды их существования. И обнаружили, что действительно имелись элементы, указывающие на использование интеллектуальной собственности. Правообладатель в рамках этого процесса был защищен.

 


За недобросовестную конкуренцию должностное лицо компании-нарушительницы привлекается к штрафу в размере от 12 до 20 тысяч рублей, само юридическое лицо несет наказание деньгами покрупнее – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Или, по усмотрению надзорных органов, от одного до 15 процентов выручки от реализации товара, на рынке которого совершено нарушение


 

В последнее время широкое распространение получило использование чужого дизайна. Например, недобросовестной конкуренцией признана имитация внешнего вида автозаправочных станций под бренд «Лукойл». На карандаше у федеральных антимонопольщиков – подделка соевого соуса японской продовольственной компании Kikkoman. На известной китайской торговой площадке Alibaba продаются пустые бутылочки под названием Kikkoman bottle такой же формы, как у оригинала. Хотя эксклюзивная соусная упаковка разрабатывалась специально для продукции японской компании, и никто использовать подобный бренд не имеет права. Корейская компания «Корея Якулт» – автор торговой марки лапши быстрого приготовления «Доширак» – столкнулась с тем, что на российском рынке появилась копия ее товара, производимая в Казахстане.

 

КОНТРАФАКТ – НАШ ВРАГ

В условиях обострения конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках особую актуальность приобретает защита интересов добросовестных товаропроизводителей.

– По данным Минпромторга России, на фоне снижения покупательской способности населения увеличился спрос на товары с низкими потребительскими свойствами, – констатирует заместитель министра промышленности и торговли РТ Алмаз Хусаинов. – Так, по стране доля фальсифицированной молочной продукции составляет до 20 процентов, рыбы – до 50, комплектующих в автомобильной промышленности и в сельхозмашиностроении – в среднем 30 процентов. На федеральном уровне и во всех субъектах страны действуют комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которые предлагают оперативно вносить соответствующие изменения в нормативные акты.

 

e6ca9daf01dc06fea05fa9b3e65d619c

 

Проблема незаконного использования товарных знаков знакома многим татарстанским предприятиям. Среди них – Казанский медико-инструментальный завод (КМИЗ), чистопольский «Бетар» (производит приборы учета воды, газа, электричества и тепла), «Нэфис Косметикс», Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат.

– Выявление фактов подделки отечественных товаров, к сожалению, иногда дает негативный эффект, – сетует Алмаз Хусаинов. – Потребители, зная, что продукция предприятий часто подделывается, перестают покупать даже оригинальные товары, принимая их за контрафакт. С этим столкнулся КМИЗ после публикации на сайте Росздравнадзора информационного письма о контрафактных медицинских изделиях.

Компании, несущие из-за нечестной конкуренции дополнительные издержки, как правило, знают, что нужно делать для собственной защиты. Предприятия шинного комплекса республики совместно с другими производителями России и Беларуси инициировали расследование в отношении недобросовестных производителей из Китая, которые в итоге были подвергнуты антидемпинговым пошлинам. Представители целлюлозно-бумажной отрасли добились введения временного запрета на ввоз извне регенерируемой бумаги и картона. Сроки установления таких мер, к сожалению, небольшие. Однако их использование в 2016 году, к счастью, позволило ограничить доступ иностранных конкурентов к нашему рынку.

 

  Алмаз ХУСАИНОВ, заместитель министра промышленности и торговли РТ:

 5c18a68dacf94890

Выявление фактов подделки отечественных товаров, к сожалению, иногда дает негативный эффект. Потребители, зная, что продукция предприятий часто подделывается, перестают покупать даже оригинальные товары, принимая их за контрафакт.

 

– А на КамАЗе ведется активная работа по защите собственных интересов от незаконного использования товарных знаков в судебном порядке. Предприятием разрабатывается проект соответствующих изменений в законодательство, – отмечает Алмаз Хусаинов.

Камский автогигант, как подтверждает главный юрисконсульт по вопросам защиты интеллектуальной собственности КамАЗа Виктория Попова, в России стал одним из первых предприятий, зарегистрировавших свои товарные знаки в качестве особо популярных у потребителей, правовая охрана на которые действует бессрочно. КамАЗ в условиях покушения со стороны других компаний на производство его оригинальных комплектующих узаконил свои знаки аж в 82 странах!

Спецслужбы набережночелнинского автопредприятия не дремлют – системно мониторят и выявляют факты использования исключительных прав на свои товарные знаки, взаимодействуя с правоохранительными и антимонопольными органами. В итоге, к примеру, в 2016 году Арбитражный суд РТ удовлетворил исковые требования ПАО «КамАЗ» о взыскании почти 1,4 млн рублей с челнинской производственно-торговой компании «Торопин», незаконно использовавшей общеизвестный товарный знак заявителя на своих этикетках и упаковках .

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОСЛАБЛЕНИЕ

Принятая в октябре 2015 года новая глава в законодательстве о конкуренции, с одной стороны, вроде как наводит порядок в данной сфере, но с другой, в какой-то мере развязывает руки недобросовестным конкурентам в рамках объявленной административной реформы, цель которой, как гласит сей труд, – реализация плана по снижению давления на бизнес. По словам начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николая Карташова, если раньше при выявлении нарушений в данной области сразу же возбуждались дела, то теперь изначально выносятся предупреждения.

– В 2015 году рассмотрено 1113 дел, принято 841 решение о наличии нарушения антимонопольного законодательства в форме недобросовестной конкуренции, – сообщает он. – В 2016 году (уже по новым нормам закона) рассмотрено 440 дел, принято 288 решений о таких нарушениях, при этом выдано 893 предупреждения, по фактам их неисполнения возбуждено 136 дел. То есть показатели уменьшились более чем в два раза. Кроме того, снижены финансовая нагрузка компаний на оплату юристов и временные затраты, которые бизнес несет в наших стенах. За первые шесть месяцев 2017 года рассмотрено 181 дело, при этом выдано 358 предупреждений, в связи с неисполнением которых возбуждено 76 дел.

За недобросовестную конкуренцию, оказывающую негативное влияние не только на конкретные предприятия, но и на экономику региона и страны, законодательством установлены, прямо скажем, не слишком суровые меры. Должностное лицо компании-нарушительницы привлекается к штрафу в размере от 12 до 20 тысяч рублей, само юридическое лицо несет наказание деньгами покрупнее – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Это так называемые фиксированные штрафы. Еще применяются, на усмотрение надзорных органов, оборотные штрафы: от одного до 15 процентов выручки от реализации товара, на рынке которого совершено нарушение. Третья позиция – дисквалификация должностного лица на срок до трех лет, либо штраф в 20 тысяч рублей.

Для сравнения: крупнейшая американская автомобильная корпорация «Дженерал моторс», выпустившая рекламный буклет, в котором напротив позиции одного из автомобилей было написано – цвет Olympiс White, за одно слово Olympiс была оштрафована на миллион долларов, поскольку не попросила на то разрешения Международного олимпийского комитета. Больше корпорация так не делала.

 


Фото: Коллаж Олега ПЕПЛОВА
Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Дата:04.12.2017
Выпуск: №179 (28367)


  1. Елена Кирьянова:

    Признаюсь, я не просто шопоголик, а любитель фирменных вещей. И эта вакханалия с воровством названий известных брендов меня возмущает до глубины души. Неужели нельзя прекратить видоизменять буквы в знаменитых логотипах, приплюсовывать в них дополнительные буквы? Это же явный обман покупателя. Недавно купила за дорого платье известной фирмы, а оно расползлось после первой же стирки, потому что оказалось подделкой.
    Елена Кирьянова, Казань

Добавить комментарий

img1529312612 18.06.2018

На помощь терпящим бедствие пришел «Стриж»

Экипаж поисково-спасательного катера спецполка Росгвардии предотвратил трагедию на воде....
2600
img-20140301005456-409 14.06.2018

Два бомжа плюс пять мошенников

В Зеленодольске будут судить группу местных жителей, обвиняемых в крупных ипотечных хищениях....
4940
7oD5NAk00nTND9D4uLm9-1060x600-watermark 08.06.2018

Романтику за деньги не купишь…

Молодая челнинка рассчитывала на романтическое свидание на высоте, но стала жертвой мошенника....
7680
obman 07.06.2018

Совершил ДТП, лежа на диване

Мошенники пытались обмануть двух казанских пенсионерок сообщением об участии их сыновей в аварии....
3190
1522083851 06.06.2018

«Порт» восстановят за один-два месяца

Пострадавшие от пожара в торговом центре в Казани предприниматели встретились с руководителями ведомств и различных служб....
5870
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    19 июня

    Ильдус Ханифович Ахметзянов (1950), актер, народный артист Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая и премии им. М.Джалиля.

    Наталья Вадимовна Гречанникова, руководитель Департамента надзора и контроля в сфере образования (Рособрнадзора) Татарстана.

    Леонид Александрович Якунин (1951), председатель Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    Помогите, пожалуйста, навести порядок в посёлке Новая Сосновка. В той части, которая находится над Дербышками нет асфальта и даже щебенки.…
    Прочности не гарантируют
    12.06.2018
    Вообще-то СанПин допускает уровень шума 30-45 ДБ в ночное время и 45-55 в дневное. Превышение этого уровня, особенно систематическое, вредит…
    О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время
    11.06.2018
    В районе между Бакалейная 46а, Сабан 3 и ГК Химик планируется строительство жилого дома. В этом районе совершенно нет зелени…
    В Татарстане запущен новый онлайн-сервис опроса жителей
    09.06.2018
    Уважаемая Разина. Меня заинтересовала ваша ситуация. Свяжитесь со мной, пожалуйста. yfarida@yandex.ru
    Земля пайщиков: межевание интересов
    09.06.2018
    Казань. Фатыха Амирхана 43.Уютный дом. Проблема с горячей водой.течет холодная.постоянно подаю заявку в жкх.хватает на несколько дней. Я инв.2 группы.Плачу…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    08.06.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров