13 декабря 2017  12:12
Распечатать

Украсть фирменный стиль

Такая недобросовестная конкуренция в бизнесе сильно вредит развитию экономики

 

6456454

 

В последние годы в России, да и в Татарстане, фиксируется рост количества случаев неправомерного использования предприятиями чужого фирменного стиля известных компаний. Тенденция, через которую Европа прошла уже давно, докатилась до нас в довольно неприглядной форме. К примеру, некоторые предприниматели позволяют себе выходить на рынок с изделиями, внешний вид которых удивительным образом напоминает дизайн товаров-лидеров в своих сегментах.

 

Чтобы быстрее раскрутить и продать собственную продукцию или услугу, бизнесмены прибегают к разным, мягко говоря, нехорошим способам: порочат честь и достоинство конкурентов, распространяя заведомо ложную информацию о них; обманывают потребителей, завышая свойства предметов своего труда зачастую при государственных закупках, которые стали играть значительную роль в бизнесе; воруют названия брендов… В итоге вопреки законодательству и обычаям деловой добропорядочности причиняют убытки конкурентам и наносят ущерб экономике в целом.

Для наведения порядка на рынке в октябре 2015 года в Федеральный закон «О защите конкуренции» была введена глава «Недобросовестная конкуренция» (вступила в силу 5 января 2016 года), в которой наложен запрет на все формы этой неправовой деятельности. А их, между прочим, очень много.

 

«НОСКОФФ» ИЛИ «НОСОЧКИ»?

– Приведу случай недобросовестной конкуренции путем дискредитации компании, – рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ Игорь Павлов. – К нам обратилось с жалобой руководство ПАО «Таттелеком» по факту распространения оператором МТС недостоверной информации о качестве услуг интернет-связи и телевидения, предоставляемых татарстанской компанией. Мы выдали МТС предупреждение о необходимости прекратить эти действия. И рассылки недостоверной информации были пресечены…

 


В последнее время широкое распространение получило использование чужого дизайна. Например, недобросовестной конкуренцией признана имитация внешнего вида автозаправочных станций под бренд «Лукойл»


 

Как известно, в 2018 году в России будет проходить чемпионат мира по футболу. Международная федерация футбола (FIFA), Международный олимпийский комитет (МОК) и оргкомитет «Россия-2018» серьезно относятся к защите прав на свою интеллектуальную собственность. Нельзя использовать товарные знаки этого чемпионата без разрешения правообладателей. Введение в заблуждение, а это одна из самых распространенных форм недобросовестной конкуренции, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара к FIFA или МОК в качестве партнера, запрещается. Однако, по словам Игоря Павлова, это не остановило фирму «Тройка плюс» выставить на продажу в одном из магазинов Казани спортивные сумки с ярким обозначением «RUSSIA 2018». Антимонопольщики пресекли это нарушение.

Лидером антирейтинга в недобросовестной конкуренции является, говоря на законотворческом языке, создание смешения, а именно: реализация своего товара под видом изделия компании-конкурента. Вот наглядный пример. С 2003 года альметьевская фабрика «Алсу» выпускает носки под брендом «Носкофф», который сопровождает изображение яркой ступни с пальчиками. Ничтоже сумняшеся, китайская фирма «Байвэй» выдала на-гора в Россию копию татарстанского товара с аналогичным изображением на этикетке только с несколько видоизмененным названием – «Носочки». Но и эта история не прошла мимо наших антимонопольщиков…

 

КОПИЯ КАК ПРИЗНАК СЛАБОСТИ

– В интересах государства и самого бизнес-сообщества создать препятствие нарушителям законодательства в данной сфере, – заявляет судья Арбитражного суда РТ Алексей Кириллов. – Недавно нами было рассмотрено дело, связанное с использованием внешнего вида сайта, принадлежавшего одной из организаций. Ее директор создал точную копию этого сайта в другом регионе на имя одного из своих аффилированных лиц и предложил ссылки, по которым перенаправлялась информация с оригинального сайта на портал нарушителя, где предлагались услуги в области пожарной безопасности. Когда началось рассмотрение этого дела, нарушитель видоизменил свой сайт. При проверке признаков нарушений в Сети уже не было. Но в рамках судебного разбирательства мы исследовали доказательства, которые находились в «Архиве Интернета» (archive.org), где отображаются изменения на сайтах за все периоды их существования. И обнаружили, что действительно имелись элементы, указывающие на использование интеллектуальной собственности. Правообладатель в рамках этого процесса был защищен.

 


За недобросовестную конкуренцию должностное лицо компании-нарушительницы привлекается к штрафу в размере от 12 до 20 тысяч рублей, само юридическое лицо несет наказание деньгами покрупнее – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Или, по усмотрению надзорных органов, от одного до 15 процентов выручки от реализации товара, на рынке которого совершено нарушение


 

В последнее время широкое распространение получило использование чужого дизайна. Например, недобросовестной конкуренцией признана имитация внешнего вида автозаправочных станций под бренд «Лукойл». На карандаше у федеральных антимонопольщиков – подделка соевого соуса японской продовольственной компании Kikkoman. На известной китайской торговой площадке Alibaba продаются пустые бутылочки под названием Kikkoman bottle такой же формы, как у оригинала. Хотя эксклюзивная соусная упаковка разрабатывалась специально для продукции японской компании, и никто использовать подобный бренд не имеет права. Корейская компания «Корея Якулт» – автор торговой марки лапши быстрого приготовления «Доширак» – столкнулась с тем, что на российском рынке появилась копия ее товара, производимая в Казахстане.

 

КОНТРАФАКТ – НАШ ВРАГ

В условиях обострения конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках особую актуальность приобретает защита интересов добросовестных товаропроизводителей.

– По данным Минпромторга России, на фоне снижения покупательской способности населения увеличился спрос на товары с низкими потребительскими свойствами, – констатирует заместитель министра промышленности и торговли РТ Алмаз Хусаинов. – Так, по стране доля фальсифицированной молочной продукции составляет до 20 процентов, рыбы – до 50, комплектующих в автомобильной промышленности и в сельхозмашиностроении – в среднем 30 процентов. На федеральном уровне и во всех субъектах страны действуют комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которые предлагают оперативно вносить соответствующие изменения в нормативные акты.

 

e6ca9daf01dc06fea05fa9b3e65d619c

 

Проблема незаконного использования товарных знаков знакома многим татарстанским предприятиям. Среди них – Казанский медико-инструментальный завод (КМИЗ), чистопольский «Бетар» (производит приборы учета воды, газа, электричества и тепла), «Нэфис Косметикс», Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат.

– Выявление фактов подделки отечественных товаров, к сожалению, иногда дает негативный эффект, – сетует Алмаз Хусаинов. – Потребители, зная, что продукция предприятий часто подделывается, перестают покупать даже оригинальные товары, принимая их за контрафакт. С этим столкнулся КМИЗ после публикации на сайте Росздравнадзора информационного письма о контрафактных медицинских изделиях.

Компании, несущие из-за нечестной конкуренции дополнительные издержки, как правило, знают, что нужно делать для собственной защиты. Предприятия шинного комплекса республики совместно с другими производителями России и Беларуси инициировали расследование в отношении недобросовестных производителей из Китая, которые в итоге были подвергнуты антидемпинговым пошлинам. Представители целлюлозно-бумажной отрасли добились введения временного запрета на ввоз извне регенерируемой бумаги и картона. Сроки установления таких мер, к сожалению, небольшие. Однако их использование в 2016 году, к счастью, позволило ограничить доступ иностранных конкурентов к нашему рынку.

 

  Алмаз ХУСАИНОВ, заместитель министра промышленности и торговли РТ:

 5c18a68dacf94890

Выявление фактов подделки отечественных товаров, к сожалению, иногда дает негативный эффект. Потребители, зная, что продукция предприятий часто подделывается, перестают покупать даже оригинальные товары, принимая их за контрафакт.

 

– А на КамАЗе ведется активная работа по защите собственных интересов от незаконного использования товарных знаков в судебном порядке. Предприятием разрабатывается проект соответствующих изменений в законодательство, – отмечает Алмаз Хусаинов.

Камский автогигант, как подтверждает главный юрисконсульт по вопросам защиты интеллектуальной собственности КамАЗа Виктория Попова, в России стал одним из первых предприятий, зарегистрировавших свои товарные знаки в качестве особо популярных у потребителей, правовая охрана на которые действует бессрочно. КамАЗ в условиях покушения со стороны других компаний на производство его оригинальных комплектующих узаконил свои знаки аж в 82 странах!

Спецслужбы набережночелнинского автопредприятия не дремлют – системно мониторят и выявляют факты использования исключительных прав на свои товарные знаки, взаимодействуя с правоохранительными и антимонопольными органами. В итоге, к примеру, в 2016 году Арбитражный суд РТ удовлетворил исковые требования ПАО «КамАЗ» о взыскании почти 1,4 млн рублей с челнинской производственно-торговой компании «Торопин», незаконно использовавшей общеизвестный товарный знак заявителя на своих этикетках и упаковках .

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОСЛАБЛЕНИЕ

Принятая в октябре 2015 года новая глава в законодательстве о конкуренции, с одной стороны, вроде как наводит порядок в данной сфере, но с другой, в какой-то мере развязывает руки недобросовестным конкурентам в рамках объявленной административной реформы, цель которой, как гласит сей труд, – реализация плана по снижению давления на бизнес. По словам начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николая Карташова, если раньше при выявлении нарушений в данной области сразу же возбуждались дела, то теперь изначально выносятся предупреждения.

– В 2015 году рассмотрено 1113 дел, принято 841 решение о наличии нарушения антимонопольного законодательства в форме недобросовестной конкуренции, – сообщает он. – В 2016 году (уже по новым нормам закона) рассмотрено 440 дел, принято 288 решений о таких нарушениях, при этом выдано 893 предупреждения, по фактам их неисполнения возбуждено 136 дел. То есть показатели уменьшились более чем в два раза. Кроме того, снижены финансовая нагрузка компаний на оплату юристов и временные затраты, которые бизнес несет в наших стенах. За первые шесть месяцев 2017 года рассмотрено 181 дело, при этом выдано 358 предупреждений, в связи с неисполнением которых возбуждено 76 дел.

За недобросовестную конкуренцию, оказывающую негативное влияние не только на конкретные предприятия, но и на экономику региона и страны, законодательством установлены, прямо скажем, не слишком суровые меры. Должностное лицо компании-нарушительницы привлекается к штрафу в размере от 12 до 20 тысяч рублей, само юридическое лицо несет наказание деньгами покрупнее – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Это так называемые фиксированные штрафы. Еще применяются, на усмотрение надзорных органов, оборотные штрафы: от одного до 15 процентов выручки от реализации товара, на рынке которого совершено нарушение. Третья позиция – дисквалификация должностного лица на срок до трех лет, либо штраф в 20 тысяч рублей.

Для сравнения: крупнейшая американская автомобильная корпорация «Дженерал моторс», выпустившая рекламный буклет, в котором напротив позиции одного из автомобилей было написано – цвет Olympiс White, за одно слово Olympiс была оштрафована на миллион долларов, поскольку не попросила на то разрешения Международного олимпийского комитета. Больше корпорация так не делала.

 


Фото: Коллаж Олега ПЕПЛОВА
Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Дата:04.12.2017
Выпуск: №179 (28367)
  1. Елена Кирьянова:

    Признаюсь, я не просто шопоголик, а любитель фирменных вещей. И эта вакханалия с воровством названий известных брендов меня возмущает до глубины души. Неужели нельзя прекратить видоизменять буквы в знаменитых логотипах, приплюсовывать в них дополнительные буквы? Это же явный обман покупателя. Недавно купила за дорого платье известной фирмы, а оно расползлось после первой же стирки, потому что оказалось подделкой.
    Елена Кирьянова, Казань

Добавить комментарий

cancer.ie 11.12.2017

Конец «игры для табака»?

В республике одним днем без табачного дыма решили не ограничиваться....
2720
95959 11.12.2017

Следствие разберется, отравление или суицид

В Мамадыше в квартире обнаружены тело полугодовалого ребенка и его мать в бессознательном состоянии....
2430
konkyrs 11.12.2017

Праздник «неограниченной красоты»

В Казани выбрали самых достойных из числа девушек с ограниченными возможностями....
1670
geraldika 11.12.2017

Авторитетно о государственной символике

В Татарстане увидел свет иллюстрированный сборник официальной государственной символики....
1800
dialogi 11.12.2017

Спектакль для голоса и джаза

«Диалоги: концерт для рояля и актера» – так называется спектакль, поставленный Игорем Голодным, который в пятницу представили в Казанской ратуше артист Даниил Спиваковский и джазовый музыкант Евгений Борец....
1350
  • Прямая связь

    А что в Сети?


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    03.02.1928

    29.03.02.1928

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №29.03.02.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    13 декабря

    Ренад Зиннурович Сагдеев (1941), директор института «Международный томографический центр» Сибирского отделения РАН (Новосибирск), лауреат Ленинской премии и Госпремии РФ, почетный член АН РТ. Родился в Казани.

    Николай Васильевич Фролов (1931), фрезеровщик казанского завода «Радиоприбор», Герой Социалистического Труда.

  • Юмор

    anecdot
    К светлому будущему идут не от хорошей жизни.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    На какой остановке выходить

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Если бы приезжавший в Казань мужчина с бородой не назвался Дедом Морозом, то его определенно можно назвать дипломированным психологом –…
    Советы от зимнего волшебника
    12.12.2017
    На Волге множество мест, и не только в Камско-Устьинском районе, где можно было бы «посидеть на лавочке и посозерцать» на…
    Сюда не ступала нога туриста
    12.12.2017
    Кряшены действительно не забывают о своих корнях и чтут предков. У меня в одном из мамадышских сел живет друг-кряшен, так…
    Кряшены не забывают о своих корнях
    12.12.2017
    Признаюсь, я не просто шопоголик, а любитель фирменных вещей. И эта вакханалия с воровством названий известных брендов меня возмущает до…
    Украсть фирменный стиль
    12.12.2017
    Огромное спасибо за статью. Для себя открыл новую историю.
    Вечный скиталец
    11.12.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров