25 мая 2020  12:58
Распечатать

Учебные нагрузки: надо знать меру

Опубликовано: 18.09.2019 13:48

Специалист рассказала, как определить перегруженность ребёнка, и дала несколько ценных советов, как этого избежать

 

перегрузки-в-школе

 

Начался новый учебный год, а это значит, что на детские плечи снова ложится груз из уроков, дополнительных занятий, кружков и секций. С одной стороны, развивать ребёнка нужно. А с другой, как сделать это так, чтобы не переусердствовать с количеством занятий и не навредить здоровью?

Эти и другие волнующие родителей вопросы мы разбирали с клиническим нейропсихологом, руководителем детского центра нейрокоррекции Ириной Хвингия.

 

– Ирина Сергеевна, есть ли у сообщества нейропсихологов какая-то позиция по поводу нагрузок у современных школьников?

– Дети на самом деле очень сильно перегружены – у них огромное количество уроков, домашних заданий и кружков. И это большая проблема.

 

– Насколько постоянные перегрузки вредны для здоровья?

– Регулярные перегрузы дают устойчивые нарушения в виде раздражительности, плаксивости, нарушения сна. Иммунитет ослабляется, ребёнок начинает много болеть. Появляются мигрени. В подростковом возрасте у таких детей чаще случаются депрессии. Да и в школе ребёнок занимается всем чем угодно, только не учёбой.

 

– То есть это не от лености идёт, не от желания побаловаться?

– Нет, здесь имеет место быть истощение произвольной деятельности и вести себя иначе у ребёнка просто не получается.

 

– Что же делать, чтобы дети не уставали? Сокращать школьную программу?

– Это достаточно сложный вопрос, потому что, с одной стороны, школьная программа перегружена, а с другой – то количество знаний, которые она даёт, наоборот, нужно увеличивать. По-хорошему, нужно выяснить: за счёт чего у детей перегруз? Зачастую не только потому, что много уроков. Сейчас в школах стали использовать электронные доски, электронные учебники – все это дополнительно активирует центральную нервную систему. Естественно, за пять–семь уроков глаза устают, мозг перегружается.

 


Регулярные перегрузы дают устойчивые нарушения в виде раздражительности, плаксивости, нарушения сна. Иммунитет ослабляется, ребёнок начинает много болеть


 

– Тогда стоит ли отдавать детей в лицеи, ведь там нагрузка ещё больше?

– В начальных классах я бы в принципе не рекомендовала учиться в спецшколах, потому что мы ещё не понимаем, к чему склонен ребёнок. Ведь можно его отдать в математическую школу, а позже выяснится, что у ребёнка склонность, например, к языкам. А вот уже после четвёртого класса, когда станет понятно, действительно ли ему хорошо даётся математика, можно выбрать физико-математический лицей или математический класс. Но если родители отдают ребёнка в спецшколу, а после вся семья вместе с кучей репетиторов делает уроки до одиннадцати ночи, то здесь появляется вопрос: а стоит ли оно того? Ведь зачастую родители отдают детей в подобные заведения только лишь для того, чтобы удовлетворить свои амбиции и похвастаться перед родственниками: какой у них замечательный ребёнок, раз учится в рейтинговой школе. Тем более что сейчас это очень модно.

 

– Что же тогда делать с кружками, секциями? Ведь и они отнимают и время, и силы.

– Если у ребёнка нет жалоб, и у него остаётся личное время на себя, то пусть ходит. А вот если из школы он приходит уставший и нет сил даже делать уроки, то тут стоит разобраться, что происходит, и провести диагностику. Специалист посмотрит, насколько у ребёнка сформированы произвольная деятельность и переключение произвольного внимания, всё ли с этим в порядке. И если есть проблемы, заниматься лечением.

 

 

Ирина ХВИНГИЯ, руководитель детского центра нейрокоррекции:

Ирина-Хвингия

В начальных классах я бы в принципе не рекомендовала учиться в спецшколах, потому что мы ещё не понимаем, к чему склонен ребёнок. Ведь можно его отдать в математическую школу, а позже выяснится, что у ребёнка склонность, например, к языкам.

– Хорошо, но если ребёнок отказывается бросать кружок?

– Если со здоровьем проблем нет, тогда просто помогаем ему правильно выстроить режим. Или, если ребенку нравится, допустим, играть на фортепиано, убираем другие кружки. То есть нужно убрать то, что дополнительно даёт нагрузку, и сфокусироваться на важном. Но опять повторюсь, что чаще всего инициаторами «кружковщины» выступают родители. Примерно 25–30 лет назад было модно, чтобы ребёнок учился в музыкальной школе. И у меня был одноклассник, у которого дома стояло фортепиано. На пианино стояли часы, а рядом висел ремень. У мальчика действительно был талант, но как только он получил диплом об окончании музыкальной школы, он больше ни разу не сел за инструмент!

 

– Многие считают, что только так и растят гениев: ежедневные многочасовые занятия, строгий контроль. Иначе они бы не стали тем, кем стали…

– Здесь есть тонкий момент. Ведь что такое гениальность? Это высшая степень проявления таланта. У талантливого ребёнка что-то очень хорошо получается – лучше, чем у других. А гениальный ребёнок сделает все то же самое, но намного быстрее и нестандартным способом. Поэтому совсем не обязательно водить детей везде, по всем кружкам. Свою гениальность ребёнок может проявить в чём-то одном и получить за это потом Нобелевскую премию.

 

– Получается, гениальность всё равно никуда не уйдёт, раз она уже есть?

– Совершенно верно! Для того чтобы ребёнок был гениальным, нужно развивать мышление. Мы многое не додаём своим детям именно за счёт электронных развивающих методик. Ведь почему мы, психологи, против гаджетов? Да, можно найти хорошие развивающие программы, но творческое мышление там не разовьёшь. На планшете всё ограничено инструкцией разработчика – если есть условие нарисовать котёнка, то рисуется только котёнок. А если ребёнок рисует котёнка на простом листе бумаги, то к этому котёнку можно подрисовать миску с едой или бантик на хвосте, или рядом он нарисует собачку, с которой этот котенок будет играть. Именно в такие минуты начинается процесс творческого мышления. Если мы действительно хотим привить ребенку нестандартное мышление, то ничего лучше настольных и активных игр, где развиваются ловкость и координация, ещё не придумали. И это касается не только детей, но и взрослых.

 


Для того чтобы ребёнок был гениальным, нужно развивать мышление. Мы многое не додаём своим детям именно за счёт электронных развивающих методик


 

– Некоторые продвинутые мамы и папы считают, что до школы ребёнка вообще не надо трогать – пусть-де растёт «как сорная трава». Как вам такое утверждение?

– Как сорная трава – это уже другая крайность. Есть такое понятие, как педагогическая запущенность – когда ребёнок не знает то, что должен знать к определённому возрасту: времена года, элементарный математический счёт… Сам по себе он это не выучит. Но отчасти я согласна с таким мнением: для развития дошкольника не требуется многого, достаточно организовать ему пространство с правильными играми. А в кружки дети успеют всегда. Более того, глядя на других детей, они обязательно попросят и их куда-то отдать.

 

– Желание сделать из ребёнка суперчеловека напоминает философию китайцев, которые сегодня просто помешаны на образовании, а их дети учатся в очень жёстком режиме. Не ждёт ли и наших детей такая перспектива?

– К сожалению, всё возможно, учитывая моду на успех. У нас ведь как часто происходит? Мы постоянно сталкиваемся с тем, что, когда начинаем планировать график занятий по коррекции, мамы часто говорят: вы знаете, надо составить его таким образом, чтобы ребёнок успевал на английский три раза в неделю и в бассейн, и на шахматы. Смотришь на такую маму и хочется сказать как в том анекдоте: вам нужны «шашечки» или ехать? Прежде чем загружать детей, я бы предложила для начала определиться с приоритетами.

Елена СОКОЛОВА,
(ИА «Столица»).


Фото: kp.ru
Выпуск: №137 (28711)


Добавить комментарий

кфу 25.05.2020

С «госами» повезло не всем

О нюансах предстоящих экзаменационных испытаний для студентов КФУ рассказал проректор по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский....
350
музей 22.05.2020

В защиту музейной пыли

В мировом сообществе идёт переосмысление понятия «музей»....
1 7850
skoraya-1 22.05.2020

Статистика коронавируса

За последние сутки в Татарстане подтвердились 75 новых случаев COVID-19, из них один завозной, 74 – результат контакта с инфицированным....
1 0330
деревня 21.05.2020

Поменять город на сельскую жизнь

Уже всем очевидно, что последствия эпидемии будут для страны исключительно тяжёлыми....
4340
коронавирус 21.05.2020

Коронавирус: терпеливо ждём улучшений

В Татарстане за сутки на 21 мая выявили 71 нового заражённого коронавирусной инфекцией, и по-прежнему больше всех в Казани (45 человек)....
1 5070
  • Мнение

    Айрат Фаррахов, депутат Госдумы РФ от Татарстана:

    ФАРРАХОВ

    Госдума утвердила третий пакет мер господдержки пострадавших от эпидемии коронавируса. В частности, самозанятым из четырёх регионов России, включая Татарстан, вернут уплаченные налоги за прошлый год. Эта сумма будет возвращена за счёт средств федерального бюджета, хотя налоги были уплачены в бюджет региона.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    25 мая

    Айрат Расимович Валиев (1978), ректор Казанского государственного аграрного университета.

    Игорь Анатольевич Комаров (1964), полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе.

    Артем Николаевич Силкин (1971), директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск».

    Ильфир Ильшатович Якупов (1982), директор Татарского государственного академического театра им. Г.Камала.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров