Тюбетейка – лучший подарок

Нет, пожалуй, более яркого и запоминающегося татарского сувенира, чем тюбетейка

С историей национального головного убора и технологией его изготовления журналистов городского пресс-центра FIFA в Казани познакомила мастер Гузэль Тимербулатова.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фото: footballcitymediacenter.ru; Андрей Лебедев

 

tub1

 

Нет, пожалуй, более яркого и запоминающегося татарского сувенира, чем тюбетейка.

 

С историей национального головного убора и технологией его изготовления журналистов городского пресс-центра FIFA в Казани познакомила сегодня мастер Гузэль Тимербулатова.

В наши дни тюбетейка является важной частью костюма мусульманина. Некоторые носят этот головной убор каждый день. Но большинство надевает тюбетейку лишь по особым случаям. Например, во время похода в мечеть, никаха или других важных семейных или религиозных событий. Этот головной убор – всегда желанный подарок верующему (впрочем, необязательно) человеку. В знак уважения к его религии, положению, возрасту…

 


Тюбетейки до сих пор носят как символ принадлежности к определенным национальностям и религиям, утверждает Гузэль Тимербулатова, однако для большинства городских татар тюбетейка выполняет больше декоративные функции


 

У волжских татар тюбетейка издревле выполняла больше практическую функцию и служила «подшлемником» для воинов. Такой головной убор внешне больше походил на узбекскую тюбетейку, облегая голову.

«В XIX веке и позднее, во времена Габдуллы Тукая, начались изменения в моде, и на территорию казанского края из Турции пришла близкая к современной, уже привычной нам, форма тюбетеек-таблеток. То есть та «низкая» тюбетейка, которую мы сегодня знаем, изначально не была татарским национальным головным убором, это европеизированный вариант», – пояснила Гузэль.

 

tubПо внешнему виду тюбетейки можно было судить не только о достатке, возрасте и сословии ее владельца, но и о роде его занятий. Женская тюбетейка меньше по размерам, чем мужская, она прикрывает только макушку. Вместе с хозяйкой рос и головной убор – у молодых девушек были совсем миниатюрные тюбетейки, тогда как более взрослые дамы старались убрать под нее волосы. Вышивка на женских тюбетейках была разнообразнее и богаче, а формы орнаментов – округлее.

Тюбетейки до сих пор носят как символ принадлежности к определенным национальностям и религиям, утверждает Гузэль Тимербулатова, однако для большинства городских татар тюбетейка выполняет больше декоративные функции.

Все изделия Гузэли – ручная работа. Она выбрала для своих тюбетеек бархат и бисер и работает лишь с этими «благородными» материалами. Говорит, что так головные уборы выглядят более нарядными, колоритными. Разумеется, сегодня тюбетейки шьются и на фабриках, но расшить их бисером, да еще и так изящно, на производстве не получится.

«Бисером в промышленном масштабе невозможно вышить. А у меня все – ручная работа», – с гордостью отметила мастерица.

 


По внешнему виду тюбетейки можно было судить не только о достатке, возрасте и сословии ее владельца, но и о роде его занятий


 

Она предупредила, что целиком тюбетейку сделать в рамках рядового мастер-класса не получится – на пошив и оформление одной такой «шапочки» уходит около двух недель, в зависимости от сложности узора и размера. Но собравшиеся (девушки в основном, конечно) не стали унывать, так как им доверили расшить прямоугольники ткани бисером, а подбор блестящих камушков – весьма увлекательное занятие!

И хотя унести домой свою собственную тюбетейку вчера никому не удалось, журналисты и волонтеры почувствовали себя настоящими татарскими кутюрье.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще